ПРОЕКТ «Берегите землю, люди!»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
ПРОЕКТ «Берегите землю, люди!»
Группа № 26 (3-4 года)
Воспитатель: Баранова Ю.А.
Пояснительная записка
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание еѐ самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Получать экологическое воспитание и образование необходимо с дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Дополнительное образование по экологическому воспитанию в детском саду содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Необходимые предпосылки для реализации дополнительного образования в ДОУ – организация специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой, экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения.
Это и определяет тему проекта – «Берегите люди, землю!».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 26.
Срок реализации: 1 неделя.
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Вид проекта: групповой, семейный.
Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура».
Актуальность проекта:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цели проекта: формирование у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»; становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде; создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Содержание работы над проектом по этапам
Этапы
| Содержание работы | |
Педагога с детьми | Педагога с родителями | |
I этап Подготови- тельный |
| 1. Помощь в подготовке предметно-пространственнной среды. 2. Информирование родителей о проведение проекта и плане его реализации. |
II этап (Основной) | Понедельник 1. Д\и. «Кто где живет». 2. Д\и. «Опиши, мы отгадаем». 3. Наблюдение на прогулке за деревьями, опавшими листьями. 4. Беседа «Дикие животные». 5. Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки». 6. Игра «К дереву беги». 7. Физкультминутка: «Лесные жители». Вторник 1. Д\и. «Кто как кричит?». 2. Наблюдение на прогулке за землей. 3. Беседа «Мы — друзья природы». 4. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» 5. Рассматривание иллюстраций о Осени, осенних явлениях. 6. Чтение: В. Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо». Среда 1. Наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением. 2. Ситуация общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?» 3. Чтение: Е. Чарушин «Воробей». 4. Подвижная игра: «Птички в гнездышках». 5.Совместная работа родителей и детей на тему: «Мы - друзья природы» ( поделок). Четверг 1. Д\и. «Узнай животное по описанию». 2. Иллюстраций на тему охраны природы. 3. Чтение: А. Прокофьев «Березка». 4. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Ласточка». 5.Консультация (буклеты) для родителей «Умеем ли мы любить природу!» Пятница 1. Интегрированное занятие-беседа «Почему необходимо беречь природу?» 2. Д\и. «Дикие и домашние животные». 3. Рассматривание плакатов на тему «Как вести себя в лесу?». 4. Чтение: М. Пришвин «Разговор деревьев». 5. Игровое упражнение: «Звери вышли на зарядку». |
|
III этап Заключительный |
| |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Понедельник
- Д\и. «Кто, где живет».
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Развивающие: Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.
Воспитательные: Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.
Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением жилища, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с животными, а у каждого игрока своя карточка с домами, а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Пчела живет в улее
Птица в гнезде
Муравей в муравейнике
Белый медведь на севере
Рыбка в аквариуме
У паука дом паутина
Сделано:из спичечных коробков обклеенных цветной бумагой и закрашены гуашью, цветные картинки вырезаны и наклеены клеем. (Приложение 1).
2. Д\и. «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
3.Наблюдение на прогулке за деревьями, опавшими листьями.
(Приложение 2).
4. Беседа «Дикие животные».
5. Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки».
6. Игра «К дереву беги». (Приложение 3).
7. Физкультминутка: «Лесные жители».
Вторник
1. Д\и. «Кто как кричит?».
Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам. Воспитывать любовь к животным.
Методы и приемы: Чтение стихов, рассматривание животных, поощрение, сюрпризный момент.
Материал: игрушечные животные: кошка, козлик и собачка, игрушечный домик.
Ход занятия:
Дети стоят возле стульчиков. Играем с детьми подвижную игру «Добрая собачка». Затем дети садятся и воспитатель создает игровую ситуацию. Чтобы было интересно, на столе стоит дом. Дети сидят полукругом. Незаметно в дом помещаются игрушки – «кошечка, козлик, собачка».
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Это дом?
Воспитатель: - Давайте постучим, может, кто-нибудь в домике живет?
Воспитатель стучит в ту часть дома, где они будут выходить.
Воспитатель: - Тук-тук-тук, откройте! (2 раза)
Кто в домике живет?
Выходите к нам, вас детки ждут. Все хотят посмотреть на вас, послушать, кто как кричит.
Из домика выходит кошка киса и мурлычет.
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Это кошка.
Воспитатель: - Как кошка мяукает?
Дети: - Мурр-мяу, мурр-мяу.
Воспитатель: - Кошечка, подойди поближе к деткам.
Кошка идет медленно, плавно и мурлычет:
«Мурр-мяу, мурр-мяу». Она мурлычет то громко, то тихо, приветствует всех детей по очереди и уходит в свой домик. После того, как кошка войдет в дом, воспитатель обращается к каждому ребенку с просьбой сказать, как кошечка мяукает. Затем снова стучит в ту же часть дома. Выходит из домика козлик. Он топает ножками, бежит вприпрыжку, временами опуская голову вниз, как бы бодаясь, громко кричит: «Бе-бе, бе-бе!»
Когда подходит близко к кому-либо из детей, кто кричит тихо. После того как козлик уходит в дом, воспитатель обращается к детям с вопросами:
- «Как кричит козлик? Как мяукает кошка? Где кошечка? Где козлик? Куда ушла кошечка? Куда ушел козлик?»
После небольшой паузы показ необходимо повторить. В конце занятия надо дать игрушки детям для самостоятельной игры.
В процессе игры можно провести физкультминутку «Зайка беленький».
- Зайка беленький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочке погреть, вот так, вот так надо лапочке согреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
И в конце игры прочитать стихотворение А. Барто:
Ку-ка-ре-ку! Мур, мурр!
Кур стерегу. Ам-Ам!
Кудах-тах-тах! Кто там?
Снеслась в кустах. Кра, кра, кра.
Пить, пить, пить! Завтра дождик с утра
Воды попить. Му, му-у!
Молока кому?
Затем закрепление. Чтобы дети лучше запомнили, используется сюрпризный момент. Показ живого ягненка и котенка.
2. Наблюдение на прогулке за землей.
3. Беседа «Мы — друзья природы».
Задачи:
Образовательные:
- учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу;
- повышать уровень экологической культуры;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, двигательную активность, речевое дыхание
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость.
4. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке
(две ладошки рядом шевелят пальцами).
Бежали – бежали,
Друг друга повстречали.
(две ладошки замерли)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)
Что мы еле их разняли.
(руки в замке рассоединяются)
5. Рассматривание иллюстраций об Осени, осенних явлениях.
(Приложение 4).
6. Чтение: В. Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо».
Среда
1. Наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением.
2. Ситуация общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
3. Чтение: Е. Чарушин «Воробей».
4. Подвижная игра: «Птички в гнездышках».
5.Физкультминутка: «Божья коровка».
6.Совместная работа родителей и детей на тему: «Мы – друзья природы» ( поделок). (Приложение 5).
Четверг
1. Д\и. «Узнай животное по описанию».
Цель: Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Словарь: пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.
Игровые правила: Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.
Игровые действия: Описание животного, отгадывание.
Ход игры: Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.
Итог игры: Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.
2. Иллюстраций на тему охраны природы.
3.Чтение: А. Прокофьев
«Березка»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!
4. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Ласточка»
Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!
5.Консультация (буклеты) для родителей «Умеем ли мы любить природу!»
Пятница
1. Интегрированное занятие-беседа «Почему необходимо беречь природу?»
Цель:Рассказать детям, что Земля тоже отмечает День Рождения. Объяснить, какое значение в жизни человека и животных играет вода, рассказать о правилах поведения в лесу, о том, как нужно относиться ко всему живому, чтобы не случилось беды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся плавать на лодке по речке. Но, прежде чем мы сядем в лодку, Вам нужно отгадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
Воспитатель: Верно, это вода. Сегодня мы будем говорить о значении воды на Земле, о значении природы для человека.
Воспитатель: А кто мне ответит на вопрос: Для чего человеку нужна вода?
Ответы детей: Пить, готовить кушать, стирать.
Воспитатель: Верно. А животным нужна вода?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Утки, вымывшись в пруду
Поиграли в чехарду.
Лягушата расшалились,
С головой водой облились.
Шел по травке жук босой,
Мылся утренней росой,
Даже маленькая мошка
Умывается немножко.
Воспитатель: А какую воду пьют люди, птицы, звери?
Дети: Пресную.
Воспитатель: Верно, но запасы воды на нашей планете не велики. Поэтому нужно беречь воду как пресную, так и соленую.
Воспитатель: А что произойдет, если на планете исчезнет вода?
Дети: Погибнут люди, животные, растения.
Воспитатель: Молодцы, так хорошо отвечали на мои вопросы. Посмотрите, появилась лодочка, она приглашает нас покататься по реке.
Пальчиковая игра: РЕКА
(Руками дети делают волнообразные движения)
Вот в реке вода течет
И под солнышком сияет,
Ближе к речке подойдем,
С кем мы встретимся узнаем.
Пальчиковая игра: ЛОДОЧКА
(Прижать ладошки друг к другу «лодочкой», слегка скруглив пальцы)
Тихо лодочка плывет,
Речка песенку поет.
Утром речка посветлей,
Вечером она темней.
Воспитатель: Проходите в лодочку, усаживайтесь поудобнее. Поплыли!
Воспитатель: А кто это там выпрыгивает из воды?
Дети: Рыбка.
Пальчиковая игра: РЫБКА
(Ладонь необходимо держать вертикально, совершать волнообразные движения. Большой палец-плавник, остальные-хвостик. Дети изображают сначала одну рыбку, а затем-двух, используя обе ладони.)
Рыбка плавала-ныряла,
В чистой, солнечной воде:
То совьется, разовьется,
То зароется в песке.
Воспитатель: Ой, ребята, дождь начинается, давайте причалим к берегу, спрячемся в беседке.
Воспитатель и дети идут по берегу в беседку.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (На полу лежат картинки с цветами-ромашка, василек, иван-чай, клевер, колокольчик). Кто-то сорвал цветы и бросил! Разве можно так делать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Летом на лугах и полянах распускаются цветы. Они радуют глаз своим разнообразием. Белые и красные, желтые и голубые. Пчелы с них собирают нектар. А что произойдет, если все начнут рвать цветы и бросать? Послушайте стихотворение Т. Собакина «Цветы».
Воспитатель: Дождь закончился, пойдемте дальше погуляем по лесу.
Пальчиковая игра «Деревья и ветер»:
(Дети изображают деревья: руки, согнутые в локтях и поднятые вверх, пальцы растопырены. При словах «Сильный ветер налетел»-дети дуют на руки и раскачивают ими. Облетевшие листья показать ладошками: вверх-вниз.)
Сильный ветер налетел,
Наклонить он лес хотел.
Но ветру удалось сбить
С деревьев кучу листьев,
Вот они полетели,
шурша на ветру.
Ветерок шумит: «У-у-у»
Гонит желтую листву.
Воспитатель: Ой, а кто это промелькнул там между деревьями? (Подсказки детям-картинки с дикими животными, разложенные по «лесу»).
Дети: Заяц.
Воспитатель: Верно. А каких еще диких животных Вы знаете? (Ответы детей).
Игра: «Кто чем питается»
Воспитатель показывает (на карточках) и называет пищу: (например -морковь, капуста, яблоко, семечки. ,детям необходимо найти карточку с тем животным или птицей, которое питается данной пищей.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей и отмечает наиболее активных.
Воспитатель: Представьте, дети, что на нашей планете исчезли все растения, птицы, звери. На Земле нет ни запаха цветов, ни пения птиц, ни шума деревьев. Осталась лишь голая земля, камни да песок. Разве смог бы человек жить на голой земле?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что дает человеку природа? (Воспитатель показывает картинку с изображением одежды, букета цветов, фруктов, пляжа, кувшина с молоком, хлеба, дерева и т. д.) Дети по очереди называют, что дает человеку природа.
Но о природе нужно заботиться не только в этот день, а всегда.
Мы с Вами находимся в лесу. Посмотрите вокруг. (Дети подходят к плакату, на котором нарисованы сломанные деревья, мусор, следы от костра, разоренный муравейник).
Воспитатель: Кто же это мог сделать?
Дети: Люди.
Воспитатель: Верно. Давайте поможем лесу.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы помочь лесу?
Дети: Убрать мусор, засыпать следы от костра.
Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем посадить новые деревья. (Дети вместе с воспитателем понарошку садят новые деревья, убирают мусор).
Воспитатель: Какие Вы молодцы!
Воспитатель: Скажите пожалуйста, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не бросать мусор, не пугать зверей и птиц, не разорять муравейники, не ломать деревья, не рвать цветы, не разводить костры.
Воспитатель: Молодцы! Все верно сказали. Необходимо помнить, что все в природе связано друг с другом. В природе нет полезных и вредных животных. Поэтому ко всем живым существам нужно относиться бережно.
Воспитатель: Мы с Вами молодцы, помогли лесу, убрали мусор, посадили новые деревья. Природа говорит нам «Спасибо!». А нам пора возвращаться в группу. Садимся в лодочку и говорим лесу: «До свидания!»
Итог:
1. Какого числа Земля отмечает День Рождения?
2. Что дает человеку природа?
3. Каких диких животных Вы знаете?
4. Как нужно вести себя в лесу?
5. Почему нужно беречь природу?
6. Как мы с Вами помогли лесу?
2. Д\и. «Дикие и домашние животные».
Цель: закрепить представления детей о диких и домашних животных.
Задачи:
1. Образовательная.
Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.
2. Развивающая.
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
3. Коррекционная: Следить за правильным произношением звука, за осанкой.
4. Воспитывающая.
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материал: карточки с изображением диких и домашних животных, крышки из под бутылок двух цветов (красные и зеленые, лента, магниты.
Ход игры:
Воспитатель просит детей найти на макете диких животных и накрыть их красными крышками, а домашних животных зелеными крышками.
При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается, как называются детеныши, как говорит это животное.
Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об
этом поговорить и уточнить.
Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать можно педагогами в индивидуальной работе с детьми. А также дети с удовольствием играют и в свободное время.
3. Рассматривание плакатов на тему «Как вести себя в лесу?».
4. Чтение: М. Пришвин «Разговор деревьев».
5. Игровое упражнение: «Звери вышли на зарядку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Берегите землю, люди!"
Проект "Берегите землю, люди!" способствует формированию у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»; становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-де...
Проект "Берегите Землю"
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Берегите Землю"...

Педагогический проект "Берегите Землю, люди!"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Экологическое воспитание – одно из основны...

буклет Проект «Берегите Землю» (природа, земля, вода, воздух)
Актуальность проекта «Берегите Землю»(природа, земля, вода, воздух)В нашем мире огромное количество глобальных проблем, но главной из них является загрязнение окружающей среды. Всё чаще и ...

Плакат "Берегите Землю люди!"
Этот плакат предназначен для дошкольного образования и направлен на воспитание у детей бережного отношения к природе. Он содержит яркие и понятные иллюстрации, которые помогают детям осознать важность...


