Образовательный проекты
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гильманова Рамиля Наилевна

Образовательный проект

 «Большой, мохнатый, опылитель - Шмель» Цель проекта: Расширения знаний детей о шмеле - о роли насекомого в природе. Познакомить детей с образом шмеля, его характерными особенностями, способом жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы  муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Образовательный проект

 «Большой, мохнатый, опылитель - Шмель»

                                                                        Составила:

                                                                        Воспитатель Гильманова.Р.Н,

                                                                                                       

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/bumblebee/shmel13.jpg

Туймазы, 2023г.

Тема: «Большой, мохнатый, опылитель - Шмель»

Цель проекта: Расширения знаний детей о шмеле - о роли насекомого в природе. Познакомить детей с образом шмеля, его характерными особенностями, способом жизни.

Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.

Задачи проекта:

в работе с детьми:

образовательные:

  • формировать у детей элементарные представления о шмелях и их строении, шмелиной семье, способах передвижения, о пользе шмеля в природе и для человека;
  • обогащать словарь детей в процессе знакомства с шмелем  (шмелеводство, шмелиный мед, матки, самцы, особи);
  • способствовать развитию познавательной активности и навыков исследовательской деятельности.

развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к шмелям;
  • закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

в работе с педагогами:

- формировать навыки сотрудничества между участниками образовательного процесса в рамках проекта;

- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;

- способствовать расширению рамок педагогического опыта;

- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;

- расширять базу педагогического мастерства.

в работе с родителями:

- создавать благоприятные условия в семье для познавательного развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;

- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;

- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: творческий

по продолжительности – краткосрочный

по числу участников – групповой  

Участники: педагоги, дети, родители.

Характер участия: сотрудничество.

Продолжительность: с 19.06.2023г. по 30.06.2023г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Актуальность: 

      Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Гуляя в летний  солнечный день по территории детского сада, дети обратили внимание на цветущие  пионы. Подойдя поближе, начали рассматривать благоухающие соцветия. И вдруг неожиданно кто-то прожужжал и грузно приземлился на ветку. Мы отошли, чтобы не спугнуть насекомое и начали наблюдать за ним. Спустя какое-то время насекомое улетело на ветку повыше и скрылось из глаз. Когда я спросила ребят, что это за насекомое, ребята дружно ответили, что это пчела. Каким же было удивление в глазах детей, когда они узнали, что это шмель. А что вы знаете о шмеле? Давайте разберемся и узнаем о нем побольше.

Ожидаемый результат:

- сформировать у детей элементарные представления о жизни шмеля (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);

 - развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; - ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивый шмель, опылитель , опыление, соты, пчеловод;

 - воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью шмеля.

Формы и методы и работы:

- создание игровых и проблемных ситуаций;

- режимные моменты;

- ООД;

- чтение художественной литературы; использование малых фольклорных форм;

 - наблюдения, беседы;

- тематические картинки и альбомы;

- рассматривание иллюстраций

- настольные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- пальчиковые гимнастики;

- заучивание стихотворений, пословиц;

- консультации для родителей и т.д.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание работы

Предполагаемые результаты

I этап – подготовительный

19.06.2023г.- 21.06.2023г.

- Выбор темы, обозначение проблемы.

- Определение цели и задач проекта, его мотивации.

- Составление плана работы над проектом.

- Изучение информационных источников.

- Сбор и систематизация материалов.

- Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников.

- Выявление уровня развития детей по теме.

- Накопление информации по теме.

-  Подбор художественно-литературного материала, оборудования его структурирование и систематизирование  по теме.

 

II  этап – основной

22.06.2023г. – 28.06.2023г.

- Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.

- Осуществление взаимодействия между участниками проекта.

- Изготовление продуктов проекта

- Оформление материалов

- Проведение итогового мероприятия проекта

Дидактические игры: «Помоги шмелю», «Что лишнее?», «Отгадай насекомое», «Собери целое из частей», «Что сначала что потом».

Создание лэпбука: «Большой, мохнатый опылитель-Шмель».

Создание папки иллюстрации для рассматривания «Шмель».

 - Составление рассказов на тему: «Мохнатый шмель».

 - ООД по ознакомлению с окружающим миром, «Насекомые»,

- Рисование на тему: «Полет шмеля».

 - Аппликация «Шмель на полянке».

 -Лепка «Шмель».

 - Ручной труд «Шмель».

-Беседы: «В мире насекомых», «Интересные факты из жизни шмеля», 

-Чтение сказки

-Рассматривание шмеля (наглядные пособия)

-Наблюдение за Шмелями на участке детского сада, в группе, в парке.

 - Подвижные игры «Насекомые на лугу», русская  народная игра «Пчелы и мед», «Шмели», «Поймай шмеля»,

 - Пальчиковые игры «Прилетел к нам вчера, мохнатый шмель», «Трудолюбивая пчела», гимнастика для глаз «Пчела-шмель».

- Ознакомление с художественной литературой: Лидии Виндар «Шмель Тучик», Яна Воронец  «Шмель и цветы», Шмелева Светлана Сергеевна «Как шмелечка начала в детском садике спать», «Сказка-быль о маленьком отважном шмеле», Людмила Хенель «Сказка о неуживчивом шмеле», «Сказка про шмеля, который не хотел никому мешать».

 - Заучивание стихотворения  «Шмель».

 - Загадки на тему: «Шмель», «Насекомые».

III этап – заключительный

29.06.2023г. – 30.06.2023г.

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

- Доработка материалов проекта.

- Подготовка к защите проекта.

- Мультимедийная презентация проекта.

 - Итоговые работы родителей к конкурсу-выставке «Удивительный мир насекомых»,

 - Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- насекомых, особенности их строения (шесть лап);

- шмеля, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки шмеля от других насекомых;

- как добывает себе пищу;

- обязанности шмелей в семье;

- весенние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ.

 

Составляющие элементы:

- тематический план на неделю;

- список используемой литературы;

- приложения (конспекты ООД, фотоматериалы, работы детей и т.д.)

Тематический план на неделю

День недели

Время проведения

Формы  и методы проведения

Понедельник

I Половина дня

Утро

ООД

Прогулка

II Половина дня

Беседа на тему «Насекомые». (Приложение 4.)

Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели. 

Д\И «Угадай по описанию» на тему «Насекомые»
Ознакомление с окр. миром.

Тема «Насекомые» (Приложение 1.)

Прогулка «Насекомые» (Приложение 3.)

Д/и «Испорченный телефон» на тему «Насекомые»

ЧХЛ «Один за всех и все за одного» И. Пивоварова

Рассматривание картины «На поляне» (Приложение 9.)

Вторник

I Половина дня

Утро

ООД

Прогулка

II Половина дня

ООД 

Познавательная беседа по теме «Шмель». (Приложение 4)

Д\и «Четвертый лишний» (пчела, шмель, оса, бабочка)

П\и «Шмель»

ООД «Полет шмеля» (Приложение 1.)

ЧХЛ Чтение «Шмель и цветы» Яна Воронец. (Приложение 2.)

Прогулка «Шмель» (Приложение 3.)

Заучивание стихотворенья «Шмель покинул огород» (Приложение 5.)

П\и «Поймай шмеля»

Среда

I Половина дня

Утро

ООД

Прогулка

II Половина дня

ООД

Просмотр презентации «Шмель»

Цель: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни шмеля. (Приложение 8.)

Д\и «Назови части тела шмеля»

Загадки на тему «Насекомые»

ООД Аппликация «Шмель на полянке» (Приложение1.)

Д.И.: «Кто больше вспомнит?»

Задачи: активизировать знания детей по теме «шмель», расширение кругозора детей. 

Прогулка «Шмель» №2 (Приложение 3.)

ЧХЛ Чтение «Как шмелечка начала в детском садике спать» Шмелева Светлана Сергеевна.

Четверг

I Половина дня

Утро

ООД

Прогулка

II Половина дня

ООД 

Д/и: «Найди лишнюю картинку», «Собери целое из частей»

П\и «Шмель»

Заучивание стихотворения «Шмель летал весь день с утра» (Приложение 5.)

ООД Лепка «Шмель» (Приложение 1.)

Прогулка «Наблюдение за шмелем» (Приложение 3.)

ЧХЛ «Сказка о неуживчивом шмеле

Слушание музыкального произведения «Полет шмеля»

Рассматривание иллюстраций на тему «Шмель» (Приложение 9.)

Пятница

I Половина дня

Утро

ООД

Прогулка

II Половина дня

ООД

Просмотр презентации «Большой, лохматый, опылитель Шмель» (Приложение 8.)

Цель: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни шмеля.

Д.И. «Где, кто живет?»

Цель: закрепить знания детей о местах обитания разных насекомых и шмелях- развить фразовую речь,словарь.

ООД Ручной труд «Шмель» (Приложение 1.)

Прогулка «Шмель» № 3

ЧХЛ  «Сказка про шмеля, который не хотел никому мешать»(Приложение 8.)

Игра-имитация «Шмели»

 За время работы над проектом «Шмель», дети, узнали много нового и интересного о шмелях, что шмель – лучший опылитель растений, один из самых холодостойких насекомых. Шмели очень важны для садоводов и полеводов.  Они умеют быстро разогревать свое тело. Поэтому они вылетают рано утром и собирают первый нектар растений, даже во время похолоданий. Они опыляют те растения, которые не могут опылять пчёлы. Гнёзда, эти насекомые, устраивают на земле, в гнёздах птиц, норах. Кусают они очень редко, и их укусы не опасны. Питаются нектаром растений. А осенью шмелиная семья умирает. Остаётся только самка, чтобы весной создать новую шмелиную семью.

     К сожаленью их становится всё меньше, их надо беречь. Шмель входит в красную книгу Среднего Урала.

Мы будем беречь и любить окружающий мир.

Литература

1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2002 г.

2.Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? –М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.

3. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995г

4. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.

5. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г.

6. Большая энциклопедия природы. – М.: ООО «Мир книги», 2004г.

7. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: учитель, 2004 г.

8. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009.

Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996

9.Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.

10. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.

11. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»

12Я познаю мир. Живая природа от А до Я: энцикл./ Е.Д. Васильева, О.В. Волцит, В.В. Иваницкий и др.- М.:АСТ:Астрель, 2007

Интернет-ресурсы

13. http://www.ru.wikipedia.org

14. http://www.zoodrug.ru/topic1898.html

15. http://www.mir-nasekomyh.ru    

Описание

  1. Образовательный проект «Шмель»;
  2. Приложение 1  Конспекты Организованной образовательной деятельности;
  3. Приложение 2  Сказки и рассказы о шмелях;
  4. Приложение 3  Картотека прогулок на тему «Шмель»;
  5. Приложение 4  Беседы с детьми старшего возраста;
  6. Приложение 5  Картотека стихи по теме «Шмель»;
  7. Приложение 6  Стихи, загадки в картинках по теме «Шмель»;
  8. Приложение 7  Консультации для родителей;
  9. Приложение 8  Презентации на тему «Шмель»;
  10. Приложение 9  Картины для рассматривания на тему «Шмель»;
  11.  Лэпбук на тему «Шмель»;
  12. Дидактические игры «Собери целое из частей», «Пазлы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»

Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...