Образовательный проекты
проект по окружающему миру (старшая группа)
Образовательный проект
«Большой, мохнатый, опылитель - Шмель» Цель проекта: Расширения знаний детей о шмеле - о роли насекомого в природе. Познакомить детей с образом шмеля, его характерными особенностями, способом жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Образовательный проект
«Большой, мохнатый, опылитель - Шмель»
Составила:
Воспитатель Гильманова.Р.Н,
Туймазы, 2023г.
Тема: «Большой, мохнатый, опылитель - Шмель»
Цель проекта: Расширения знаний детей о шмеле - о роли насекомого в природе. Познакомить детей с образом шмеля, его характерными особенностями, способом жизни.
Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.
Задачи проекта:
в работе с детьми:
образовательные:
- формировать у детей элементарные представления о шмелях и их строении, шмелиной семье, способах передвижения, о пользе шмеля в природе и для человека;
- обогащать словарь детей в процессе знакомства с шмелем (шмелеводство, шмелиный мед, матки, самцы, особи);
- способствовать развитию познавательной активности и навыков исследовательской деятельности.
развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к шмелям;
- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
в работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между участниками образовательного процесса в рамках проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- расширять базу педагогического мастерства.
в работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для познавательного развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников – групповой
Участники: педагоги, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: с 19.06.2023г. по 30.06.2023г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Актуальность:
Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Гуляя в летний солнечный день по территории детского сада, дети обратили внимание на цветущие пионы. Подойдя поближе, начали рассматривать благоухающие соцветия. И вдруг неожиданно кто-то прожужжал и грузно приземлился на ветку. Мы отошли, чтобы не спугнуть насекомое и начали наблюдать за ним. Спустя какое-то время насекомое улетело на ветку повыше и скрылось из глаз. Когда я спросила ребят, что это за насекомое, ребята дружно ответили, что это пчела. Каким же было удивление в глазах детей, когда они узнали, что это шмель. А что вы знаете о шмеле? Давайте разберемся и узнаем о нем побольше.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей элементарные представления о жизни шмеля (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; - ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивый шмель, опылитель , опыление, соты, пчеловод;
- воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью шмеля.
Формы и методы и работы:
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- режимные моменты;
- ООД;
- чтение художественной литературы; использование малых фольклорных форм;
- наблюдения, беседы;
- тематические картинки и альбомы;
- рассматривание иллюстраций
- настольные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- пальчиковые гимнастики;
- заучивание стихотворений, пословиц;
- консультации для родителей и т.д.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный 19.06.2023г.- 21.06.2023г. | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, оборудования его структурирование и систематизирование по теме.
|
II этап – основной 22.06.2023г. – 28.06.2023г. | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта - Оформление материалов - Проведение итогового мероприятия проекта | Дидактические игры: «Помоги шмелю», «Что лишнее?», «Отгадай насекомое», «Собери целое из частей», «Что сначала что потом». Создание лэпбука: «Большой, мохнатый опылитель-Шмель». Создание папки иллюстрации для рассматривания «Шмель». - Составление рассказов на тему: «Мохнатый шмель». - ООД по ознакомлению с окружающим миром, «Насекомые», - Рисование на тему: «Полет шмеля». - Аппликация «Шмель на полянке». -Лепка «Шмель». - Ручной труд «Шмель». -Беседы: «В мире насекомых», «Интересные факты из жизни шмеля», -Чтение сказки -Рассматривание шмеля (наглядные пособия) -Наблюдение за Шмелями на участке детского сада, в группе, в парке. - Подвижные игры «Насекомые на лугу», русская народная игра «Пчелы и мед», «Шмели», «Поймай шмеля», - Пальчиковые игры «Прилетел к нам вчера, мохнатый шмель», «Трудолюбивая пчела», гимнастика для глаз «Пчела-шмель». - Ознакомление с художественной литературой: Лидии Виндар «Шмель Тучик», Яна Воронец «Шмель и цветы», Шмелева Светлана Сергеевна «Как шмелечка начала в детском садике спать», «Сказка-быль о маленьком отважном шмеле», Людмила Хенель «Сказка о неуживчивом шмеле», «Сказка про шмеля, который не хотел никому мешать». - Заучивание стихотворения «Шмель». - Загадки на тему: «Шмель», «Насекомые». |
III этап – заключительный 29.06.2023г. – 30.06.2023г. | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Итоговые работы родителей к конкурсу-выставке «Удивительный мир насекомых», - Подведение итогов проекта. Дети знают и называют: - насекомых, особенности их строения (шесть лап); - шмеля, его внешний вид, место обитания, пищу; - отличительные признаки шмеля от других насекомых; - как добывает себе пищу; - обязанности шмелей в семье; - весенние приметы и явления; - дети стали более самостоятельны; - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей. - Оформление выставки детских работ. |
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложения (конспекты ООД, фотоматериалы, работы детей и т.д.)
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня | Беседа на тему «Насекомые». (Приложение 4.) Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели. Д\И «Угадай по описанию» на тему «Насекомые» Тема «Насекомые» (Приложение 1.) Прогулка «Насекомые» (Приложение 3.) Д/и «Испорченный телефон» на тему «Насекомые» ЧХЛ «Один за всех и все за одного» И. Пивоварова Рассматривание картины «На поляне» (Приложение 9.) |
Вторник | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня ООД | Познавательная беседа по теме «Шмель». (Приложение 4) Д\и «Четвертый лишний» (пчела, шмель, оса, бабочка) П\и «Шмель» ООД «Полет шмеля» (Приложение 1.) ЧХЛ Чтение «Шмель и цветы» Яна Воронец. (Приложение 2.) Прогулка «Шмель» (Приложение 3.) Заучивание стихотворенья «Шмель покинул огород» (Приложение 5.) П\и «Поймай шмеля» |
Среда | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня ООД | Просмотр презентации «Шмель» Цель: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни шмеля. (Приложение 8.) Д\и «Назови части тела шмеля» Загадки на тему «Насекомые» ООД Аппликация «Шмель на полянке» (Приложение1.) Д.И.: «Кто больше вспомнит?» Задачи: активизировать знания детей по теме «шмель», расширение кругозора детей. Прогулка «Шмель» №2 (Приложение 3.) ЧХЛ Чтение «Как шмелечка начала в детском садике спать» Шмелева Светлана Сергеевна. |
Четверг | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня ООД | Д/и: «Найди лишнюю картинку», «Собери целое из частей» П\и «Шмель» Заучивание стихотворения «Шмель летал весь день с утра» (Приложение 5.) ООД Лепка «Шмель» (Приложение 1.) Прогулка «Наблюдение за шмелем» (Приложение 3.) ЧХЛ «Сказка о неуживчивом шмеле Слушание музыкального произведения «Полет шмеля» Рассматривание иллюстраций на тему «Шмель» (Приложение 9.) |
Пятница | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня ООД | Просмотр презентации «Большой, лохматый, опылитель Шмель» (Приложение 8.) Цель: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни шмеля. Д.И. «Где, кто живет?» Цель: закрепить знания детей о местах обитания разных насекомых и шмелях- развить фразовую речь,словарь. ООД Ручной труд «Шмель» (Приложение 1.) Прогулка «Шмель» № 3 ЧХЛ «Сказка про шмеля, который не хотел никому мешать»(Приложение 8.) Игра-имитация «Шмели» |
За время работы над проектом «Шмель», дети, узнали много нового и интересного о шмелях, что шмель – лучший опылитель растений, один из самых холодостойких насекомых. Шмели очень важны для садоводов и полеводов. Они умеют быстро разогревать свое тело. Поэтому они вылетают рано утром и собирают первый нектар растений, даже во время похолоданий. Они опыляют те растения, которые не могут опылять пчёлы. Гнёзда, эти насекомые, устраивают на земле, в гнёздах птиц, норах. Кусают они очень редко, и их укусы не опасны. Питаются нектаром растений. А осенью шмелиная семья умирает. Остаётся только самка, чтобы весной создать новую шмелиную семью.
К сожаленью их становится всё меньше, их надо беречь. Шмель входит в красную книгу Среднего Урала.
Мы будем беречь и любить окружающий мир.
Литература
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2002 г.
2.Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? –М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.
3. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995г
4. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
5. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г.
6. Большая энциклопедия природы. – М.: ООО «Мир книги», 2004г.
7. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: учитель, 2004 г.
8. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009.
Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996
9.Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.
10. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.
11. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»
12Я познаю мир. Живая природа от А до Я: энцикл./ Е.Д. Васильева, О.В. Волцит, В.В. Иваницкий и др.- М.:АСТ:Астрель, 2007
Интернет-ресурсы
13. http://www.ru.wikipedia.org
14. http://www.zoodrug.ru/topic1898.html
15. http://www.mir-nasekomyh.ru
Описание
- Образовательный проект «Шмель»;
- Приложение 1 Конспекты Организованной образовательной деятельности;
- Приложение 2 Сказки и рассказы о шмелях;
- Приложение 3 Картотека прогулок на тему «Шмель»;
- Приложение 4 Беседы с детьми старшего возраста;
- Приложение 5 Картотека стихи по теме «Шмель»;
- Приложение 6 Стихи, загадки в картинках по теме «Шмель»;
- Приложение 7 Консультации для родителей;
- Приложение 8 Презентации на тему «Шмель»;
- Приложение 9 Картины для рассматривания на тему «Шмель»;
- Лэпбук на тему «Шмель»;
- Дидактические игры «Собери целое из частей», «Пазлы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...

