Проект "Волшебница-зима"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»
Проект «Волшебница-зима»
Тип проекта – познавательно-творческий
Возраст: подготовительная группа
С 02.12.2024 по 18.12.2024
Руководители проекта:
воспитатели Ю.Н. Быкова
Л.С. Кныш
г. Новосибирск
2024 год
Проблема:
Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребенка неизгладимое впечатление. Слова "снег", "холодно" он слышит с ранних лет и связывает их с определенными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы. Между тем самостоятельно маленькие дети не всегда могут правильно осознать даже хорошо знакомые им факты. Поэтому ознакомление дошкольников с природой должно осуществляться при непосредственном и активном участии педагогов.
Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, опытов, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме.
Актуальность: научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Цель: Систематизирование представлений о зиме
Задачи проекта:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Ожидаемые результаты по проекту:
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом
• повышение познавательной активности;
• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Формы реализации проекта:
Беседы
Наблюдения
Досуговая деятельность
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность детей
Чтение художественной литературы
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских работ «Волшебница-зима». Оформление альбома «Зимние мгновения»
I этап Предварительный (02.12.2024-05.12.2024)
Дата | Мероприятие | Тема | Ответственный | Подтверждение |
02.12-04.12. | Анкетирование родителей | «Зима. Зимние забавы» | Воспитатели | Приложение |
04.12-05.12. | Подготовка материала для продуктивной деятельности | Воспитатели | ||
04.12-05.12 | Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий; | Воспитатели |
II этап Основной (06.12 – 17.12)
Дата | Мероприятие | Тема | Ответственный | Подтверждение |
06.12.2024 | Беседа | «Безопасность на льду» | Воспитатели | Приложение |
06.12.2024 | Подвижная игра | «Забрось в цель» | Воспитатели | Приложение , фотоотчет |
06.12.2024 | Консультация для родителей | «Наблюдения и эксперименты зимой» | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
09.12.2024 | Трудовое поручение | Расчистка дорожек | Дети, воспитатели | Приложение, фотоотчет |
09.12.2024 | Беседа | «Зимой на горке» | Воспитатели | Приложение |
09.12.2024 | Чтение художественной литературы | «Морозко» | Воспитатели | Приложение |
10.12.2024 | Художественное творчество (рисование) | «Деревянная новогодняя игрушка» | Воспитатели | Фотоотчет |
10.12.2024 | Наблюдения | Свойства снега, зимние явления природы | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
11.12.2024 | Сюжетно-ролевая игра | «Украшаем елочку к Новому году» | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
11.12.2024 | Составление творческих рассказов | «Деревья зимой» | Воспитатели | Приложение |
12.12.2024 | Чтение художественной литературы | И.Никитин «Встреча зимы», А.Барто «Снег, снег кружится», А. Черный «На коньках» | Воспитатели | Приложение |
12.12.2024 | Музыкально-ритмические движения | «А на улице мороз» | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
12.12.2024 | Консультация для родителей | «Семь заблуждений о морозной погоде» | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
13.12.2024 | Аппликация | «Зимушка-зима» | Воспитатели | Приложение, фотоотчет |
13.12.2024 | Опыты | «Разноцветные снег; лед» | Дети, воспитатели | Приложение, фотоотчет |
16.12.2024 | Трудовое поручение | Украшение площадки цветными льдинками | Дети, воспитатели | Приложение, фотоотчет |
16.12.2024 | Чтение художественной литературы | заучивание наизусть стихотворения: И.Суриков «Вот моя деревня» | Дети, воспитатели | Приложение |
17.12.2024 | Прослушивание музыкального произведения | «Как на тоненький ледок» | Воспитатели | |
17.12.2024 | Беседа | «Гололед» | Воспитатели | Приложение |
17.12.2024 | Художественная литература | Разгадывание загадок о зиме | Воспитатели | Приложение |
18.12.2024 | Рисование | «Зимушка-зима» | Дети 8 группы, воспитатели | Приложение |
18.12.2024 | Оформление альбома | «Зимние мгновения» | Дети 8 группы, воспитатели | Фотоотчет |
18.12.2024 | Оформление выставки | Волшебница-зима» | Воспитатели, дети | Приложение, фотоотчет |
III этап Заключительный
- Подведение итогов проекта, оформление выставки «Волшебница-зима».
Результаты:
Система знаний детей более сформирована (дети углубили свои знания о
зимних явлениях природы, её изменения. (изменения в погоде, подготовка
людьми к зиме, жизни животных и птиц в родном городе); Расширены
представления об опасностях зимнего города, умеют организовывать
зимние игры-забавы в безопасных местах города.
✓ У детей развит интерес к творческой, познавательно -
исследовательской деятельности; наблюдению за объектами и
явлениями природы родного города.
✓ Дети понимают необходимость соблюдать здоровый образ жизни, а
также бережном и заботливом отношению к природе родного города.
- Система знаний детей более сформирована. Расширены представления об опасностях зимнего города, умеют организовывать зимние игры-забавы в безопасных местах города.
- У детей развит интерес к творческой, познавательно - исследовательской деятельности; наблюдению за объектами и явлениями природы родного города.
- Дети понимают необходимость соблюдать здоровый образ жизни, а также бережном и заботливом отношению к природе родного города.
Приложение
Беседы
«Безопасность на льду»
Задачи: учить детей соблюдать правила безопасности на льду.
Воспитатель: Может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А вот в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом или потрескивает, выходить на него нельзя! В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.
Как вы думаете, что надо делать? (ответы детей)
Воспитатель: Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу. Запомните, что даже в самые трескучие морозы, находясь на льду водоема, надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Более тонким и непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.
Давайте представим, что кто- то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера. Как правильно это сделать?
(ответы детей)
Воспитатель: Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая палки на кисти рук.
Воспитатель: Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, а ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя!
Послушайте сказку!
Волшебные вороны.
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя. Еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.
Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.
Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболовов, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку.
- Ишь, какие хитрые подружки-вороны,- подумала Саша.
- Одна рыболова отвлекает, а другая - рыбку таскает.
- Дяденька, - сказала она, подходя к рыбаку, - а у вас ворона рыбку стащила.
- Да мне не жалко, - добродушно ответил тот. - Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.
- Почему нельзя? - удивилась Саша.
А потому, что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться.
- Как же вороны вас предупредят? - продолжала допытываться Саша.
- А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар кар! Василич! Завтра на рыбалку не выходи! Опасно! Можно под лед провалиться!» я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.
- Разве вороны умеют говорить? - еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?
- Нет, не шучу, - серьезно ответил Василич. - это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком - лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.
Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный - заиндевелый, похожий на снежный терем.
Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша отошла в сторону, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
- Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!
С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство.
А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и на сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а на ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали стайки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.
Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.
Как вы думаете, почему встревожились вороны?
-Кар! Кар! Кар! –закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, предупредили девочку птицы.
Хорошо, не буду, ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.
- Ай, ай, мои саночки! Как теперь я их достану?
-Не волнуйся, - успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.
- Видно, пора убирать санки до следующей зимы. - подумала девочка.
Вопросы:
Где Саша каталась на санках?
С кем познакомилась девочка у реки?
Что рассказал Саше рыболов Василич?
Как помогли Саше волшебные вороны?
Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?
Где располагаются опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А вначале зимы?
В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте сформулируем правила безопасности на льду водоема!
*Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
*Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском.
*Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
*Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
*Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
*Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега.
Запомните, что менее прочным лед бывает там, где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фабрики.
«Гололёд»
Задачи: Продолжать учить правилам безопасного поведения на дорогах в гололед; умению по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, развивать чувство опасности; знать правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Воспитатель: Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей — скользкой дорогой.
Гололедица – это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах.
Гололед и гололедица являются причинами чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайными они могут быть не только для пешеходов, но и для транспорта.
Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
«Зимой на горке»
Задачи: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; развивать выдержку и терпение, умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или
Игра (словесная) «Хорошо - плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.
4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила:
- Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
- Подниматься на горку только по ступенькам;
- Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
- Не кататься стоя, а только сидя;
- Не толкать, не цепляться за товарищей;
- Соблюдать очередность;
- Не спрыгивать с горки;
- Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
- Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
- Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой и может сбить тебя;
- Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
- Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
- Не сбегай по скату;
- Не кидайся снегом в сторону горки
Сюжетно-ролевые игры
«Украшаем ёлку к Новому году»
Задачи: формировать представление о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью, которая готовится к встрече Нового года». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая. Скоро Новый год. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи наряжают ёлку и подготавливают развлекательную программу, другие закупают продукты, третьи готовят праздничный обед, сервируют стол. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
Наблюдения
- Свойства снега
Задачи: Предложить детям рассказать, что им известно о свойствах снега, предположить, везде ли снег одинаков. Раскопать ямку и предложить ребятам рассмотреть слои снега (нередко внизу снег темный, плотный, может содержать ледяные корки, а сверху снег пушистый, чистый). Пояснить детям причину такого различия в свойствах снега – во время оттепели снег тает, растворяет и вбирает в себя частички почвы, поэтому он становится темным.
- Свойства льда
Задачи: Обобщить, систематизировать, уточнить и дополнить представления детей о свойствах льдинок, что для этого понадобится. Заморозить подкрашенную воду и украсить постройки из снега. Предложить детям сделать ледяные украшения из подкрашенной воды и украсить постройки из снега. Закрепить представления о свойствах льда: в мороз вода превращается в лед; он твердый, скользкий, прозрачный, хрупкий.
Ознакомление с художественной литературой
- Заучивание наизусть стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»
Задачи: Учить детей декламировать стихотворение, выбирая средства выразительности с учетом его содержания. Развивать память, артистические способности.
- Вот моя деревня, вот мой дом родной,
- Вот качусь я в санках по горе крутой,
- Вот свернулись санки и я набок - хлоп!
- Кубарем качуся под гору, в сугроб.
- И друзья – мальчишки стоя надо мной,
- Весело хохочут над моей бедой.
- Все лицо и руки залепил мне снег…
- Мне в сугробе горе, а ребятам смех!
- Ознакомление с русской народной сказкой «Морозко»
Задачи: Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.
Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. —
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
Садись мила дочь, в сани. —
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
Тепло ли тебе, девица? —
Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. —
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? —
Она чуть дух переводит:
Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. —
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? —
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
Ой, тепло, голубчик Морозушко! —
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить! —
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. —
Старуха бросит ей блин:
Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут...» —
Собака съест блин и опять:
Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. —
Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое...
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь...
Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место... —
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит.
А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
Тепло ли тебе, девица? —
А она ему:
Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко... —
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? —
Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко... —
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? —
Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! —
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.
Чуть свет старуха посылает мужа:
Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре... —
Старик уехал. А собачка под столом:
Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог:
Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут...» —
А собачка — все свое:
Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут...
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая.
Заголосила старуха, да поздно.
- Стихотворение И. Никитина «Встреча зимы»
Задачи: Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения.
- Разгадывание загадок о зиме
Задачи: Учить детей анализировать признаки, собранные в загадке, сопоставлять их с предполагаемой отгадкой, мотивировать свой ответ. Развивать логическое мышление, воображение.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
(Зимой)
После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)
Белым снегом замело
Луг и лес кругом.
И, затихнув, речка стала,
Скованная льдом.
(Зима)
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)
Скатерть бела
Все поле одела.
(Снег)
Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло — оно все сошло.
(Снег)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Я вода, да по воде же и плаваю.
(Лед)
Ежик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
(Елка)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
Сидит на макушке,
Завязаны ушки.
(Шапка-ушанка)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы.
(Санки)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их... (Рукавички)
- Стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится»
Задачи: Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь прочувствовать напевность мелодики стихотворения.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
- Стихотворение С. Черного «На коньках»
Задачи: Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя, рассказывать о поступках и переживаниях персонажей. Развивать образное мышление, связную речь.
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
Раз-два! Крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! Полный ход -
Из пруда в канаву...
Раз-два! По скользкой дорожке...
Раз и два! Веселые ножки...
Раз-два! Вперед и вперед...
Музыка
Слушание музыкальных произведений:
«Как на тоненький ледок»
Задачи: Расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки, находить в музыке характерные черты образа. Учить детей характеризовать изобразительные средства музыкального языка, передающие музыкальный образ песни. Учить детей сравнивать музыкальные произведения, близкие по названию и настроению, рассказывать о результатах сравнения, используя соответствующие понятия.
- Музыкально-ритмические движения:
«А на улице мороз»
«Делай так»
Задачи: Учить детей двигаться ритмично и выразительно, передавать характер музыки, ее эмоционально-образное содержание основными, образными, имитационными движениями. Самостоятельно различать темповые, динамические, регистровые изменения и отвечать на них движением. Реагировать на начало и конец музыки, смену частей, музыкальных фраз, вариации в музыке. Свободно ориентироваться в пространстве.
Трудовые поручения
- Сбор снега для построек на групповом участке
Задачи: Учить детей использовать наиболее рациональные приемы работы, выполнять обязанность организатора общей деятельности, бригадира.
- Расчистка дорожек на участке
Задачи: Учить детей с рационально выполнять соответствующие трудовые операции, показать значимость выполняемой работы, учить видеть свою роль в общей работе, ценность объединенных усилий.
Коллективное занятие по аппликации «Зимушка - зима»
Цель: Закрепление темы: "Зима”.
Задачи: Закрепить: прием "обрывания” (снежные хлопья) и наклеивания их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев. Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать "снег” на листе бумаги; словарь (снежные хлопья, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива. Воспитывать умение взаимодействовать в группе детей.
Материалы к занятию: бумага разного цвета и качества, клей ПВА, кисточки, салфетки, готовый зимний пейзаж на бумаге формата А-3.
Ход занятия
- Здравствуйте дети!
Кто угадай-ка,
Седая Хозяйка?
Тряхнет перинкой –
Над миром пушинки!” (Зима)
/Ответы детей/.
- Правильно зима, а вы хотите в гости к Зимушке – Зиме?
/Ответы детей/.
- Хорошо, тогда давайте отправимся в путь – дорожку.
- Раз, два, три в зимний лес лети!
(Дети "прилетают” в зимний лес, где их встречает Зима).
Зима: Приветствую вас в своем зимнем лесу, посмотрите, как красив лес.
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее
"На всех садится,
Ни кого не боится!” (Снег).
/Ответы детей/.
Зима: А сейчас давайте поиграем. (Проводится физ.минутка "Снежок”).
Посмотри, как блестит Поднимают руки вверх и плавно качают кистями рук.
Под ногами хрустит Топают ногами
Беленький снежок, Постепенно опускаются на корточки
Лёгкий, как пушок. Показывают руками, как идёт снег
Дует, дует ветерок, Плавные движения рук вправо – влево
И летит, летит снежок, Плавные движения рук сверху вниз
Закружился, заблестел, Покружиться
Над поляной полетел. Плавно поднимая руки вверх – вниз
А потом на землю пал. Присесть
До весны там пролежал. Обнять колени
Зима: Дети, я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы, хотите там побывать?
/Ответы детей/.
Зима: Раз, два, три, в мастерскую заходи.
(Дети заходят в мастерскую).
Зима: Дети, давайте вспомним из чего можно сделать снежинки?
/Ответы детей/.
-Правильно способом вырезывания. А еще можно сделать снежинки, снег приемом обрывания, тогда получатся "снежные хлопья”, которые выглядят более выразительно, чем при вырезывании ножницами.
(Дети "делают” снег, в это время педагог подготавливает картину, "Зимний пейзаж”).
Зима: Дети, "снежные хлопья” могут "летать” по воздуху.
"…Белый снег пушистый
По небу кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится…”
- Когда снежинки "ложатся” на землю, то располагаются не строго рядом, беспорядочно, в накладку.
(После того, как большинство справилось с изготовлением "снега”, "хлопья” наклеиваются). Если дети проявили инициативу и использовали бумагу разных оттенков, то воспитатель интересуется, почему они так сделали. Если выбор был сделан не случайно, то хвалит ребенка и напоминает о многоцветии снега. Возможно, для изображения "снежных хлопьев” дети воспользуются одним только цветом. В этом случае воспитатель не прерывает процесс их работы. Но после того как "белые хлопья” будут наклеены, нужно обратить внимание детей на солнце, облака, которые должны отражаться на снежной поверхности. Вследствие этого появляется снежное многоцветие, которое легко изобразить с помощью бумаги разных оттенков.
Зима: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь вам пора возвращаться в детский сад, а на память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам композицию, которую вы сделали на тему "Зимушка – Зима”. А теперь вам пора в путь. Вот вам снежинка она поможет в пути, детский сад найти. Для этого нужно сказать "волшебные” слова.
"Лети, лети, снежинка,
Покружи вокруг Земли,
И в детский сад загляни!”
- До свидания.
Экспериментирование
Разноцветный снег
Потребуется: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.
Исходные знания: все в мире состоит из крошечных частиц — молекул.
Цель эксперимента: выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).
Ход эксперимента: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с дошкольниками на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите детей порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметили ли дети, что чем больше воды они лили, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.
Определение прозрачности льда
Потребуется: Кусочки льда, снег, цветные картинки.
Исходные знания: вода при замерзании образует лед.
Цель эксперимента: определить, что через лед видны цветные картинки.
Ход эксперимента: Под кусочки льда и комочки снега положить цветные картинки. Предложить сравнить, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно, под ледяными кусочками видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
Разноцветный лед
Потребуется: Баночки с водой, гуашь, кисточки, формы для замораживания, кусочки ленточек.
Цель эксперимента: Изготовить разноцветные льдинки для украшений.
Ход эксперимента: Сейчас мы с вами проделаем небольшой опыт. Сосулька это замершая вода. Я налила в банку воду. Скажите, какая вода? (бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно).
- Закройте глаза. (кинуть в воду какой-нибудь предмет, например, пуговицу). Посмотрите, что я кинула в воду? Как вы догадались? (вода прозрачная, сквозь нее все видно).
- Сейчас начнется «волшебство» - вы увидите приготовление красивой разноцветной воды (добавить разноцветную гуашь). Посмотрите, какая краска расходится по воде. Видно ли пуговицу, которая лежит в банке? Куда исчезла?
Вывод: Подкрашенная вода непрозрачна, сквозь нее ничего не видно. Я беру песочную формочку и наливаю туда цветную воду. Кладу в воду ленточки, для того, чтобы я смогла привязать свою льдинку на ветку дерева.
Самостоятельная работа детей, каждый выбирает себе формочку, подкрашивает воду в баночках, наполняет формочки водой.
- Дальше будет «колдовать» мороз на улице – он сделает из воды цветные льдинки. Разноцветными льдинками мы украсим участок нашего детского сада.
Итоговое мероприятие
Рисование « Зима – волшебница». Оформление альбома.
Цель: Закрепить знания детей: о зимнем времени года, о признаках зимы.
Задачи: Активизировать у детей проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, в познании зимних явлений природы. Развивать умение игрового общения, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Формировать умение анализировать, обобщать.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, книга зимних секретов, легкая ткань, альбомные листы с окном, акварельные краски, кисточки, ножницы, клей, лесенка трудового процесса с картинками, фотографии .
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходят в группу, проходят к экрану, где изображен зимний пейзаж.
Воспитатель: Вы, конечно, знаете какое сейчас время года? (Зима)
Воспитатель: Да, зима – это самое волшебное время года! У зимы есть свои секреты! А какая она у нас? Как бы вы смогли ее охарактеризовать? (Снежная, морозная, белая, пушистая, мягкая)
Воспитатель: Как здорово, что она у нас есть!
Вдруг обнаруживают на столе книгу, но ее страницы пусты. В книге конверт с письмом. Воспитатель читает письмо.
«Если вы нашли эту книгу, не удивляйтесь, что ее страницы пусты. Мне, Зимушке, нужна ваша помощь! К вам я прихожу каждый год, а дети, живущие в теплых странах, ни чего обо мне не знают, но очень хотят со мной познакомиться. Кто, если не вы, поможете мне!»
Воспитатель: О чем нас просит зимушка? Где живут детки, которые о зиме ничего не знают? (ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, мы справимся с вами с этой просьбой, поможем нашей зимушке! Оформим страницы этой замечательной книги.
1 страница
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)
Воспитатель обращает внимание на экран, где изображены фотографии снежинок.
Воспитатель: Давайте вырежем снежинки из бумаги. И ребята из теплых стран узнают, какие они бывают.
(Оформляется первая страница книги: дети вкладывают загадку и снежинки).
Воспитатель обращает внимание на экран.
Воспитатель: Какое природное явление зимы изображено? (снегопад) Что такое снегопад? (Когда снег с неба опускается на землю). А что такое метель? (Перенос снега с поверхности земли сильным ветром).
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте поиграем в метель (дети берут ткань - снежные сугробы и под музыку, изображая ветер, приседают и поднимаются, образуя волны на ткани).
Воспитатель: После нашей метели все засыпало снегом крыши домов, дорожки, деревья. Как называется большое количество снега на поверхности земли? (Сугроб). Дети под елочкой выкладывают сугроб из ткани.
2 страница
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, загадку, а отгадка появится на экране:
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
А на стекле волшебный лес.
(Морозный узор)
Воспитатель: А кто знает этот секрет зимы? Как образуются морозные узоры? (Выдыхаемый людьми воздух - пар, соприкасаясь с очень холодными стеклами, замерзает и превращается в ледяные кристаллики. Они – то и образуют сложный рисунок.) А кто скажет, почему иногда нам узор кажется розовым, а иногда желтым? (Это зависит от игры солнечных лучей) Какой секрет зимы мы можем открыть для детей? (Появление узора на стекле)
Воспитатель: Давайте нарисуем в наших окошках морозные узоры.
(Оформляется страница, вкладываются окошечки с морозными узорами)
Упражнение на коррекцию зрения
Мы снежинки увидали
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинка полетела
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все. На землю улеглись.
3 страница
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста загадку:
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)
Воспитатель: А что такое лед? (замерзшая вода) Какого цвета лед? (Он прозрачный) Правильно, цвета лед не имеет. А если мы будем замораживать цветную воду, каким будет лед? (цветным)
Воспитатель дает ряд фотографий.
Воспитатель: Давайте вспомним какие опыты мы проводили и найдем их на фотографиях.
(Оформляется третья страница, вклеиваются фотографии с опытами)
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста загадку:
Появился во дворе
Он в морозном феврале.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (Снеговик)
Воспитатель: Ребята, мы каждую зиму с вами лепим снеговика, а дети в жарких странах не знают, кто это и как его делают. Давайте им подробно нарисуем. (Дети на заготовленной лесенке трудового процесса, обозначают:
Что нужно сделать? (снеговик)
Из чего нужно сделать? (липкий снег, морковь, веточки)
Чем нужно делать? (руки, теплые варежки, лопатки)
Как будем делать? (катать комочки разной величины)
Зачем мы это будем делать? (для хорошего настроения)
(Оформляется третья страница книги: дети помещают свою инструкцию и выкладывают картинку снеговика).
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь я предлагаю слепить снеговика. Повторяйте все за мной.
Раз – рука, два – рука вытянуть руки, имитировать лепку снежков.
Лепим мы снеговика.
Три-четыре, три – четыре гладим шею.
Нарисуем рот пошире
Пять – найдем морковь для носа, растираем крылья носа
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, приставить ладони ко лбу, растирать лоб.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь легко погладить колени.
Мы плясать его попросим.
4 страница
Воспитатель: Отгадайте загадки
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра — ….(Хоккей)
За веревочку коня
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я
На коне лечу! (Санки)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)
С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)
Воспитатель: О чем все эти загадки? (о зимних забавах, играх) Давайте выберем фотографии, на которых мы занимаемся зимними видами упражнений.
(Оформляется четвертая страница книги)
Воспитатель: Вот и закончились страницы в книге.
Воспитатель: Как мы помогли зимушке? Для кого мы оформляли страницы этой книги?
Воспитатель: Вот видите сколько секретов у зимы? Теперь с помощью этой книги их узнают другие дети. Зимушка будет довольна. А книгу я отправлю по почте.
Уважаемые родители! Предлагаем вам пройти анкетирование на тему «Зима. Зимние забавы». Нам, воспитателям, важно получить нужную информацию, которая будет использована нами в группе в интересах самих родителей и детей.
Цель анкеты – выявить общий уровень знаний о теме проекта. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.
Правила заполнения анкеты
Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Необходимо ответить на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас!
Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут.
Спасибо за участие в опросе!
- Знаете ли вы какие-нибудь зимние забавы или игры? Если знаете, то перечислите.
Да, знаю.
Нет, не знаю.
Хочу узнать.
- Как часто вы играете с ребёнком в зимние забавы?
Ежедневно.
Несколько раз в неделю.
Очень редко.
Не играю совсем.
- У вашего ребёнка есть любимая игра или забава? Если да, то напишите.
Да, есть. .
Нет.
- Имеется ли у ребёнка инвентарь для зимних забав? Если да, то перечислите.
Да, имеется. .
Нет.
- Кто из взрослых чаще проводит время на улице с ребёнком? Напишите.
. .
- Играете ли вы всей семьёй в зимние забавы?
Да, играем.
Играем, но очень редко.
Не играем совсем.
- Что, по вашему мнению, означает понятие «ЗОЖ»? Напишите
. .
.
.
.
- Кто из членов вашей семьи занимается/занимался(ась) спортом? Подчеркните
Родители (Мама, папа)
Бабушка, дедушка
Дети
- Знаете ли вы правила безопасности в зимнее время года? Рассказываете о них ребёнку? Соблюдаете ли сами?
- Да, знаю, рассказываю их ребёнку, соблюдаю сам(а)
- Да знаю, не рассказываю их ребёнку, соблюдаю сам(а)
- Да знаю, рассказываю их ребёнку, но не соблюдаю сам(а)
- Нет, не знаю, не рассказываю и не соблюдаю их
- Хочу узнать
