Конспект занятия по развитию речи: «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
деятельность направлена на развитие речи дошкольников по теме "Грибы.Ягоды", поможет детям расширить словарный запас, улучшить навыки описания и повествования, развить наблюдательность при изучении природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи:
«ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
(старшая группа)
Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой урожай собирают осенью в лесу? (Ягоды, грибы);(на доске картинки с грибами, изображением вниз).
- Осенний лес дарит нам много грибов. Давайте рассмотрим и опишем некоторые из них.
Игра-упражнение «Какой гриб?»
-Лисички какие? (Желтые, оранжевые, шляпка гладкая с волнистыми краями)
-Почему у этих грибов такое название? (они похожи по цвету на животное лисичку)
-Опята какие? (небольшого размера, светло-желтые, на тонких ножках, растут семейками)
-Белый гриб (боровик) какой? (большой, ножка толстая, белая, шляпка коричневая, его называют «царь грибов»)
-Мухомор какой? (красная шляпка с белыми крапинками, тонкая белая ножка, на ножке есть юбочка, ядовитый)
- Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).
- Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка)
Игра-упражнение «Соберём семейку»
- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
- Как можно назвать большой гриб? (грибище)
- Как называют суп из грибов? (грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
- Как называют корешки грибов? (грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)
- А сейчас мы немного отдохнём.
Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.
Игра-упражнение «Чего не стало»
На доске закрывается один гриб, дети называют, какого гриба не стало (не стало мухомора, не стало опят, не стало лисички и т.д.)
- В лесу растут не только грибы, но и ягоды.
- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
- А еще где растут ягоды? (в саду)
- А они как называются? (садовые)
Игра-упражнение «Какая ягода?»
- Ребята скажите, какая ягода?
Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)
Ежевика какая? (Чёрная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)
Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная.)
- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)
- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)
- Из малины получится начинка какая? (малиновая)
- Из брусники - … (брусничная)
- Из черники - … (черничная)
- Из земляники - … (земляничная)
- А какое варенье получится из ягод?
Из малины – малиновое варенье
Из черники – черничное варенье
Из земляники – земляничное варенье
Из клюквы – клюквенное варенье
Из брусники – брусничное варенье и т.д.
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.
4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."
Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Дары леса: грибы».
Конспектзанятия по развитию речи во 2 младшей группеТема: «Дары леса: грибы».Цели: Закреплять словарный запас по лексической теме "Грибы", развивать словесно-логическое мышление,...

Конспект НОД по развитию речи «Грибы» в средней группе
Данный конспект способствует расширению знаний детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учит различать съедобные и несъедобные грибы; развивать активный словарь детей (названия грибов...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «В лес за грибами и ягодами».
Цель: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи: Расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и с местами их...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Чтение сказки В.Сутеева "Под грибом"
В ходе занятия дети отправляются на прогулку по осеннему лесу и находят грибы, за которыми прячутся персонажи сказки В.Сутеева "Под грибом". И узнают их историю....
