Проект "Осень - чудная пора"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Проект
в средней группе
Тема: «Осень чудная пора»
Воспитатель:
Сорокина Е.А.
Тип проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта: сентябрь – октябрь 2025
Актуальность проекта:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Проблема: «Что нам осень принесла?»
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы (4-5 лет), родители.
Цели проекта:
- Расширение представлений об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года.
- развитие интереса детей к наблюдениям за явлениями природы.
- Привитие умения сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
- Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.
- Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Способствовать развитию диалогической речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Предполагаемый результат:
- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Консультация для родителей: «Все делаем ВМЕСТЕ».
2. Основной этап
Мероприятия по работе с детьми:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- разработка конспектов занятий;
- рассматривание альбомов и картин;
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- экспериментирование;
- сбор природного материала;
- рисование;
- аппликация;
- лепка;
- конструирование;
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи;
- рассматривание картин;
- работа по созданию гербария.
Мероприятия по работе с родителями:
- оформление информационных стендов по лексическим темам «Осень»; «Овощи», «Фрукты», Животные и птицы осенью»;
- консультации для родителей: «Осенняя пора», «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Как животные готовятся к зиме», «Птицы – наши друзья»;
- разучивание стихотворений об осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
- участие в фотовыставке на тему «Осенняя пора»;
- участие в создании выставки овощей и фруктов «Вот какой урожай»;
- привлечение родителей к изготовлению поделок из природного материала «Осенняя фантазия»
- привлечение родителей к изготовлению костюмов к празднику «Осень, осень, в гости просим», к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин овощей», сшить одежду для кукол по сезону - осень.
3. Заключительный этап
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставок:
- детских творческих работ «Вот она какая наша осень»;
- фотовыставки «Осенняя пора»;
- овощей и фруктов «Вот какой урожай»;
- поделок из природного материала «Осенняя фантазия»
- Проведение осеннего праздника «Осень, осень, в гости просим»
- Пополнение РППС группы:
- лепбук «Осень»;
- гербарий «Деревья»;
- тематические альбомы: «Овощи», «Как животные осенью готовятся к зиме»;
- настольно – печатные игры:
- теневое лото «Овощи и фрукты», «Какой сок», «Животные леса»;
- контурное лото «Осень», «Овощи», «Фрукты и ягоды», «Животные леса»;
- сортировка «Корзиночки» (овощи, фрукты, грибы, ягоды);
- половинки «Какое варенье»;
- математическая игра «Кто у кого» (животные леса);
- речевая игра «Мама, папа и малыш» (дикие животные);
- лото «Перелётные и зимующие птицы».
Анализ результатов работы:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
План работы с детьми по осуществлению проекта «Осень чудная пора»
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Занятие «Здравствуй, Осень, золотая»
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Занятие «Овощи, фрукты, ягоды»
Цель: систематизация знаний детей об овощах, фруктах, ягодах.
Цикл наблюдений:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формирование представлений об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формирование представлений о природном явлении - тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель: знакомство детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы - живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширение представлений о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитание любови и заботы к птицам.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель: развитие интереса к живому миру, наблюдательности, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закрепление названий насекомых, их пользы для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Беседы:
«Осень. Природные явления»
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: закрепление понятий «Перелетные», «Зимующие» птицы, названий перелетных птиц. Знакомство со значением слова «оседлые».
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнение и расширение представлений детей об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы.
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формирование элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Ситуативные беседы:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Целевые прогулки:
«Путешествие по осенней экологической тропе»
Цель: закрепление знаний о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
«Осенние приметы»
Цель: развитие интереса и любви к родной природе, ее красоте; воспитание умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе.
«Мы заботимся о птицах»
Цель: формирование умения устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.
Экспериментальная деятельность:
«Простые опыты с природным материалом».
Цель: установление, какие материалы имеют природное происхождение.
«Листья кружатся, летят»
Цель: исследование природного явления - листопад, строения листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?»
Цель: формирование умения детей различать деревья по описанию. Развитие внимания, мышления, мелкой моторики рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закрепление знаний детей о смене времен года, формирование понятия «овощи», воспитание уважения к труду взрослых.
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
Цель: закрепление умений классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Речевое развитие
Занятие «Поговорим про осень»
Цель: создание условий для успешного речевого развития, активизация познавательных способностей детей в процессе занятия.
Занятие «Фрукты и овощи»
Цель: развитие речи, закрепление представлений об овощах и фруктах.
Занятие «Перелётные птицы»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Барто «Шуточка про Шурочку»
А. Фет «Ласточки пропали»
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский «Ноябрь»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русские народные сказки «Мужик и медведь», «Колосок», «Вершки и корешки»
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта, по картинам и иллюстрациям.
Словесные игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствование умений на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствование умений различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развитие внимания, памяти, устной речи.
Игра «Сложное слово»
Цель: закрепление умений детей образовывать сложные слова.
Игра «Интересные загадки»
Цель: закрепление умений детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи»
Игра «Вершки-корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).
Игра «Кто солнышко разбудил?»
Цель: развитие речи, учить четко произносить звуки; развитие фантазии, воображения.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепление знаний детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
«Осеннее путешествие в лес»
Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.
«Магазин. Хлеб»
Цель: развитие умений творчески отражать в игре полученные знания. Закрепление умений развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.
Дидактические игры:
«Времена года»
Цель: развитие умений различать изменения природы в разные времена года; рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;
«Грибная полянка»
Цель: развитие умений распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закрепление названий деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.
«Узнай по описанию»
Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развитие внимания, наблюдательности, находчивости, мелкой моторики рук.
«Когда – это бывает?»
Цель: Закрепление представлений детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Игры - драматизации по произведениям:
«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)
«Под грибом» (В. Сутеев)
«Мешок яблок» (В. Сутеев)
«Колосок» на стихотворения Е. Благининой.
«Репка»
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).
Уборка опавшей листвы.
Подготовка клумбы группового участка к зиме.
Укрывание корней деревьев упавшей листвой.
Беседа:
«Осенние хлопоты человека»
Цель: расширение представлений детей об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; знакомство с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитание желания помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развитие эстетического восприятия окружающего.
Беседы по ОБЖ:
«Осторожно, ядовитые растения!»
Цель: знакомство детей с ядовитыми растениями; развитие умений внимательно относиться к незнакомым растениям в природе; повторение правил безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.
«Правила поведения в лесу»
Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.
«Берегись насекомых»
Цель: формирование представлений о разнообразных насекомых; расширение знаний о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Художественно-эстетическое развитие
Занятие «Золотая осень» (рисование)
Цель: развитие умений детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья.
Занятие «Лукошко с ягодами и грибами» (лепка)
Цель: закрепление приёмов лепки; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля.
Занятие «Осеннее дерево» (обрывная аппликация)
Цель: развитие умений детей создавать красивый образ осеннего дерева. Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Путешествие в осенний лес», «Птицы улетают на юг», «Сбор урожая»
Лепка «Овощи и фрукты», «Звери готовятся к зиме», «Овощи и фрукты – дары осени»
Аппликация «Ветка рябины», «Осенние листья», «На лесной полянке выросли грибы»
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др.
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Времена года», «Осень» Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
Пение:
«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.
«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.
Досуги, развлечения:
Досуг «Осенние загадки»
Осенний праздник «Осень, осень, в гости просим»
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью»
«Чтобы не болеть»
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развитие ловкости, быстроты, умения работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации.
«Филин и птицы»
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
«Заколдованная башня»
Цель: развитие двигательных способностей, вырабатывание умения владеть мячом и работать в команде.
«У медведя во бору»
«Совушка»
«Перелет птиц»
«Раз, два, три, названный лист бери»
Игры-соревнования:
«Кто первый соберет осенний букет»
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Листопад»
«Мы – осенние листочки»
«Ветерок»
Пальчиковая гимнастика:
«Вышел дождик погулять»
«Листочки»
«Осенний букет»
«Капуста»
«Грибы»
Дыхательная гимнастика:
«Ветерок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника: «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»
Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей о приметах осени...
Проект"Осень- чудная пора!"
Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....
Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!
Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

" Осень чудная пора"
Сценарий осеннего развлечения для деток младшеё группы. Встреча с белочкой лесной, дождинкой чудесницей, а так же прекрасной Осенью дарят деткам сказку в осеннем лесу....

Экологический проект "Осень-чудная пора!"
v Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...


