Конспект НОД «Славим Югру трудом»
план-конспект занятия

Тимофеева Галина Юрьевна

 Познавательное развитие для детей 6-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_slavim_yugru_trudom.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 6-7лет

«Славим Югру трудом»

Номинация: разработка НОД

Авторы: Кызылова Евгения Юрьевна

Воспитатель детского сада, МКОУ «Карымкарская СОШ»

Тимофеева Галина Юрьевна

Воспитатель детского сада, МКОУ «Карымкарская СОШ»

-2020-

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Программные задачи:

 Образовательные: 

- обогащать представления детей о трудовых занятиях, профессиях людей, живущих  в ХМАО-Югре, а конкретно, в п. Карымкары, их действиях и результатах труда

- формировать первоначальные представления о специфике труда мужчин и женщин, общественной значимости результатов труда людей разного пола;

Развивающие:
- развивать познавательные процессы ( внимание, любознательность, память);
- упражнять детей определять профессии при отгадывании загадок;
- активизировать умение детей высказывать  собственные впечатления, ассоциации

умение объяснять пословицы и поговорки;


Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду  людей разных профессий; подводить к пониманию нелегкости труда, необходимости вкладывания усилий в общее дело.

- активизировать проявление нравственных и эстетических чувств и эмоций в процессе прослушивания рассказов детей.


Активизация словаря: 

- название трудовых профессий, предметов и инструментов труда; техники, помогающей в работе

- слова-описания личностной характеристики  человека (добрый, вежливый, трудолюбивый и профессиональных успехов  («мастер своего дела», «профессионал», умелец) 

- расширять словарный запас детей за счет образования слов при помощи суффиксов

Предварительная работа:

- беседы о разных профессиях  

- чтение художественной литературы по теме: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»  В.А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» С.Михалков «А что у вас?», Тувим «Все для всех», В.Маяковский «Кем быть?»;

-дидактические игры: «Что  лишнее?», «Кому что  нужно?», «На золотом крыльце…»;

- отгадывание загадок ;

- создание проекта: «Профессии  моей  семьи»

- экскурсии  на  почту, в магазин, на стройку

             

Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение;
демонстрационный материал: иллюстрации с изображением людей различных профессий; иллюстрации с изображением «мужского» и «женского» труда, людей в форменной одежде (пограничник, полицейский, врач, строитель, продавец, артист
раздаточный: карточки с изображением предметов и инструментов труда,

Ход  НОД

Воспитатель (В): Ребята, кто из вас знает , что мы будем отмечать  10 декабря ? (ответы детей)

В: Да, в этот день мы будем отмечать день рождения Югры. А кто коренные жители нашего сурового края? (ответы  детей)

Дети в национальных костюмах читают стихотворение:

Есть на карте у меня

Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.

Говорят, что в ней полным-полно чудес,

И зверей и ягод полон сказочный лес.

Говорят олени тут живут,

И деревья до небес растут.

Приезжайте в гости к нам друзья-

Мы покажем вам свои места.

Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,

Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.

И целебных трав полна моя тайга-

Приезжайте, вас излечим навсегда.

Нет красивей, нет чудесней нашего края.

И от этой красоты душа замирает.

И чудес полным - полна моя Югра-

Будет райским уголком она всегда!

В: Мы с вами много говорили об историческом прошлом и настоящем округа,  живописной природе нашего края, о ее полноводных реках, о богатстве рек и лесов, о ее природных богатствах (газ,  нефть).

А вот сегодня хотелось бы поговорить о тех, кто своим трудом прославляет наш округ и наш поселок.  Все взрослые люди работают, имеют разные профессии. А как вы понимаете, что такое профессия? (ответы детей)

Профессия означает  дело, работа, занятие. Взрослые люди работают тем, кем им нравится работать, что у них получается .лучше . На свете есть много профессий.   Какие из них вы знаете? (Ответы детей).

Как вы думаете, почему существует так много профессий?

(Потому что нужно сделать очень много: построить дома, мосты, лечить людей, учить детей в детском саду и в школе,  добывать нефть, готовить супы и компоты, шить нарядную одежду и т.д.)

Правильно, ребята, каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям и этим  человек, занимающийся своим трудом, приносит пользу другим. Как говорится, «землю красит солнце, а человека труд» 

Подскажите, ребята, чем занимались люди в нашем округе в давние времена? (ответы детей)

Какие профессии сохранились до нашего времени  (рыбак, оленевод, охотник)

А какие  профессии изменились или появились новые (шаман- врач, новые - воспитатель, бурильщик, учитель, тракторист, предприниматель,  водитель).

Сегодня ребята подготовили рассказы о своих близких, которые живут с нами в нашем поселке и своим трудом его прославляют

Послушаем Вику  она расскажет о профессии своего папы - Бурильщик; выступление ребенка.

 (Краткая презентация детских проектов: когда ваш род появился в округе, кратко и образно рассказать о труде родственников,  труде одного из них более конкретно. Чем этот труд значим и почетен)

В: Каким предстает сам бурильщик  (сильный, уверенный, трудолюбивый, упорный)

Да, ребята, данная работа требует большой силы и мастерства.Когда человек увлечен своим трудом, его сила и упорство помогают добиться результата (пройти буром сквозь пласт земли, дать выход нефти, которой славится наш округ).

Профессию тракториста нам представит  Алена (выступление ребенка)

В. Работать можно по-разному. Когда люди добросовестно и хорошо относятся к своему делу, их уважают, ими гордятся. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые руки».

Как еще можно сказать о людях которые работают хорошо? («профессионал», «умелец») (ответы детей)

Настя Иванова хочет рассказать о профессии Учитель. Послушаем ее. (выступление ребенка)

Физминутка:

Мы в профессии играем,

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

В: А еще сегодня мы познакомимся еще с одной профессией – предприниматель. О работе своего папы  нам расскажет Юля (выступление  ребенка)

В: Давайте  попробуем отгадать загадки о разных профессиях.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро.

Сам раскрашен он пестро.    (Маляр.)

  

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Ароматные котлеты,

Салаты, винегреты...    (Повар.)

 

С огнем бороться мы должны —

Работники мы смелые.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?    (Пожарные.)

Кто у постели больного сидит

И как лечиться всем говорит?

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять.    (Врач.)

В: Ребята, а как вы догадались, о каких профессиях говорится загадках? В каждой загадке говорится о том, что человек делает).

Правильно, ребята, о профессии человека можно догадаться, если знаешь, чем он занимается

А сейчас послушаем Кирилла о другой профессии- профессии врача. (выступление ребенка)

В: Труд врача не менее важен и сложен. Чтобы лечить больных врачу необходимо много знать. Подумайте, каким должен быть  врач (внимательным, добрым, ответственным, заботливым и в то же время смелым, решительным).  Как вы думаете,  почему? (ответы детей)

(показывем детям картинки с изображением людей в форменной одежде: пожарный, полицейский, врач, строитель, работник Сургутнефтегаза, повар, продавец и т.д.)

В: Ребята, а можно догадаться о том, какая профессия у этих людей? (Дети называют профессии изображенных на картинках людей).

Как же  вы догадались? (По специальной одежде, которую они носят).

Инсценировка стихотворения «Кем быть»

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники —

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

сначала мы берем бревно

и пилим доски

длинные и плоские.

От работы пила

раскалилась добела.

Готовим понемножку

то ящик, то ножку.

Сделали вот столько

стульев и столиков!

Столяру хорошо,

а инженеру —лучше,

я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Самое главное,

чтоб было нарисовано

здание славное,

живое словно.

План готов и вокруг

сто работ на тыщу рук.

Инженеру хорошо,

а доктору — лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

— Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?

Как живете,

как животик? —

Погляжу из очков

кончики язычков.

Докторам хорошо,

а танкисту - лучше,

я  в танкисты бы пошел,

пусть меня научат.

Танк- машина грозная,

В бою непобедима

И на страже Родины

стоит несокрушимо!

Быть танкистом хорошо,

а летчиком -лучше,

я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели».

Облетаю тучку,

тучку-летучку.

Белой чайкой паря,

полетел за моря.

Без разговору

облетаю гору.

«Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

хотя луна и масса звезд

совсем отдалены».

Летчику хорошо,

а матросу — лучше,

я б в матросы пошел,

пусть меня научат.

У меня на шапке лента,

на матроске якоря.

Я проплавал это лето,

океаны покоря.

Да, матросу хорошо,

А нефтяник лучше.

Я б в нефтяники пошел,

Пусть меня научат!

Нефти много не бывает,

Пусть цена ее растет.

И Россия процветает,

Больше нефти продает!!!

Летчик водит самолеты —

Это очень хорошо!

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Дело разное нужно.

Дело каждое важно!!!

В: Как вы думаете, ребята, есть такие профессии, которыми чаще занимаются мужчины или женщины?

(Предложить детям разложить на доске картинки на две группы: слева — с изображением «мужского» труда, справа — с изображением «женского» труда)

Д/и «Подбери предметы для каждой профессии»

(в соревновательной форме, две команды – девочек и мальчиков. Девочки отбирают предметы для традиционно «женских», а мальчики для традиционно «мужских» профессий)

В: Ребята, как вы думаете, почему мужчины чаще работают пожарными, сталеварами, моряками, спасателями, бывают военными? (Они сильные, смелые, решительные, мужественные).

В: Вы правильно заметили, ребята, что мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выносливости, твердости, выдержки, решительности.

В: А почему женщины чаще работают ткачихами, доярками, медсестрами, учителями, воспитательницами?  (Они добрые, заботливые)

В: Да,  я согласна с вами,  женщины выбирают занятия, где необходимы  забота, внимание, терпение, аккуратность, доброта.

Предлагаю поиграть в игру «Назови мамину профессию»

Ребята, я буду бросать вам мяч и называть  профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы будете бросать мяч мне и называть эти же профессии в женском роде.

Повар — повариха,  певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса, официант — официантка, дояр – доярка, и т.д.

В: Видите ребята, сколько профессий мы с вами  вспомнили. У каждого из вас мамы и папы работают, вы сегодня рассказали много интересного о работе ваших родителей. Труд каждого человека важен и нужен. Каждый человек трудится не только для того, чтобы купить себе одежду и еду. Он старается работать лучше, добросовестнее для того, чтобы наша страна, наш округ и наш поселок стали богаче и краше, чтобы все люди жили счастливо и спокойно.

А какие пословицы или поговорки о труде вы знаете? Объясните их.

 «Землю солнце красит, а человека труд»

«Без труда, не вытащишь рыбку из пруда»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Всякое дело мастера боится»

В: Мы сегодня послушали рассказы о разных людях, прославляющих своим трудом наш округ, наш поселок и пришли к выводу, что любой труд важен и сложен, что человек красив в труде. Главное надо очень хорошо выполнять свою  работу, чтобы вами гордились. Я хочу, чтобы вы с детства научились помогать старшим, друг другу и тогда у вас всё получится! 

Список используемой литературы:

1. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей    5-7 лет – М.: "ТЦ Сфера", 2011 г.

2. Мосалова Л.Л. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2009 г

3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях - М.: "ТЦ Сфера", 2005 г.

4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? -М.: Издательство "ГНОМ", 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий городского конкурса чтецов "Славим шахтерский труд"

Сценарий конкурса чтецов "Славим шахтерский труд" составлен для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Проект "Слава шахтерскому труду"

Проект "Слава шахтерскому труду"...

План по организации мероприятий приуроченных к окружному конкурсу «Славим человека труда». ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ.

План по организации мероприятий приуроченных к окружному  конкурсу «Славим человека труда».ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ. Работа проводилась в три  этапаI этап - беседаII ...

Конспект занятия " Слава нашей стороне , слава русской старине"

Кнспект занятия в подготовительной группе детского сада....

Работа над проектом «Славим Человека- труд!»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дош-кольного возраста имеет знакомство с селом, людьми, которые жили в разные времена.Родители не уделяю...

Проект «Славим Человека- труд!»

На сегодняшний день для многих дошкольников профессии села, ни о чем не говорит. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации ли...