Картотека опытов с водой
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Картотека опытов с водой оформлена в виде карточек, каждая из которых содержит цель, материалы, ход эксперимента и выводы в простой форме для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_vodoy.docx74.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

С ВОДОЙ

                                                                         

                                                                          Смирнова Екатерина Сергеевна

Опыт №1: «Форма воды».

Цель: показать, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который налита.

Материалы: вода, прозрачные сосуды разной формы.

         Ход: предложить детям налить воду в разные сосуды. Какой формы вода? Переливать воду из одного сосуда в другой.

        Вывод: Вода – жидкая. У нее нет своей постоянной формы. Она принимает форму того, во что ее налили.  

   Опыт №2: «Волшебные художники».

Цель: показать способность воды растворять некоторые вещества (соль, сахар) и не растворять другие (песок, масло).

Материалы: вода в 4 стаканах, ложки, вещества в баночках: соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь.

         Ход: в каждый стакан дети добавляют по одному веществу, размешивают и наблюдают. Что исчезло (растворилось)? Что осталось на дне или плавает на поверхности?

        Вывод: Вода – отличный растворитель. Одни вещества в ней исчезают (растворяются), другие – нет. Масло легче воды, поэтому оно не тонет и не растворяется.  

Опыт №3: «Путешествие воды».

Цель: познакомить с процессом очистки воды – фильтрованием. Показать, что не все вещества можно отфильтровать.  

Материалы: 2 стакана (один с грязной водой: земля, песок), воронка, несколько видов фильтров: бумажная салфетка, ватный диск, марля.

         Ход: предложить очистить грязную воду. Дети по очереди пропускают воду через разные фильтры, сравнивают результат  чистоту воды.  

        Вывод: Воду можно очистить от мусора и нерастворимых частиц с помощью фильтра. Чем мельче сеточка фильтра, тем лучше он очищает. Но растворившуюся соль и сахар фильтр не задержит.  

Опыт №4: «Волшебная монетка».

Цель: показать свойство поверхности воды образовывать упругую пленку.  

Материалы: монетка, пипетка, вода, жидкость для мытья посуды.

         Ход: положить монетку на ровную поверхность. Дети по очереди аккуратно капают воду на монетку, считая капли, пока не образуется «бугорок» и вода не стечет. Можно повторить опыт, добавив в воду каплю мыла.

        Вывод: У воды есть кожица – поверхностное натяжение. Благодаря ей капли держат форму, а насекомые могут ходить по воде. Мыло эту кожицу разрушают.  

Опыт №5: «Тонет – не тонет».

Цель: показать зависимость плавучести предметов от их материала и формы.  

Материалы: чашка с водой, предметы из разных материалов.

         Ход: дети опускают предметы в воду и наблюдают, утонет или нет. Эксперимент с фольгой:  шарик тонет, а кораблик – плавает.

        Вывод: тяжелые и плотные предметы тонут, легкие – плавают.  

Опыт №6: «Лава-лампа».

Цель: показать разную плотность воды и масла, эффект взаимодействия с солью или шипучей таблеткой.  

Материалы: стакан, растительное масло, краситель, соль или шипучая таблетка.

         Ход: налить в стакан 1/3 воды, добавить краситель. Аккуратно долить масло (2/3). Масло останется сверху. Бросить несколько крупинок соли или шипучую таблетку. Наблюдать, как масло опускается в виде «лавовых» пузырей и снова поднимается.  

        Вывод: масло легче воды и не смешивается с ней. Соль тяжелее масла, она тянет его за собой ко дну. На дне соль растворяется, и масляный пузырь снова всплывает. Шипучка создает пузырьки газа, которые поднимаются, захватывая с собой масло.

Опыт №7: «Цветы лотоса».

Цель: показать способность бумаги впитывать воду и процесс раскрытия «лепестков».  

Материалы: цветная бумага, ножницы, чашка с водой.

         Ход: из бумаги вырезать цветок с отогнутыми к центру лепестками. Положить цветок на поверхность  воды. Наблюдать, как лепестки медленно раскрываются.

        Вывод: бумага состоит из волокон, между которыми есть «трубочки». Вода по ним поднимается и бумага намокает.  Намокшие лепестки тяжелеют и расправляются.  

Опыт №8: «Таинственное письмо».

Цель: познакомить со свойством воды при нагревании.

Материалы: лист белой бумаги, кисть, лимонный сок, свеча.

         Ход: написать на бумаге кистью с молоком узор. Дать высохнуть. Воспитатель аккуратно нагревает лист над пламенем свечи. Надпись проявляется.

        Вывод: молоко содержит вещества, которые при нагревании обугливаются быстрее, чем бумага. Вода из молока испарилась, а эти вещества остались и проявили рисунок. Вода может исчезать, превращаясь в пар.

Опыт №9: «Замок Снежной Королевы».

Цель: показать, что вода при замерзании превращается в лед и занимает больше места (расширяется).  

Материалы: пластиковый стаканчик, вода, крышка, мороз, мелкая игрушка.

         Ход: положить игрушку в стакан, залить водой, плотно закрыть крышкой. Убрать в мороз. Через несколько часов достать и рассмотреть. Лед «захватил» игрушку и приподнял крышку.  

        Вывод: при сильном охлаждении вода замерзает и превращается в лед. Лед занимает больше места, чем вода, поэтому он может даже разорвать закрытую бутылку.  

Опыт №10: «Подводная лодка из винограда».

Цель: показать, как изменение плотности жидкости влияет на плавучесть предмета.  

Материалы: минеральная вода, стакан, изюм.

         Ход: налить в стакан минералку. Бросить изюм. Они сначала опустятся на дно, а потом начнут подниматься и опускаться.  

        Вывод: пузырьки газа прилипают к поверхности изюминки. Получается «воздушный шарик», который тянет изюм вверх. На поверхности пузырьки лопаются, и изюм снова тонет. Цикл повторяется.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опыты - с водой, солнцем, магнитами, космосом,

Подобрана серия опытов по каждому разделу....

Картотека опытов с водой

Подборка опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов с водой для дошкольников

Картотека опытов с водой для дошкольников...

картотека опытов с водой

картотека опытов с водой...

Картотека опытов с водой

Представляю вашему вниманию картотеку опытов с водой для всех возрастных групп. Данные опыты можно включать в занятия с детьми по познавательному развитию, использовать в режимных моментах  для р...

Картотека опытов с водой

В средней группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития...