Картотека опытов с водой
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека опытов с водой оформлена в виде карточек, каждая из которых содержит цель, материалы, ход эксперимента и выводы в простой форме для детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
С ВОДОЙ
Смирнова Екатерина Сергеевна
Опыт №1: «Форма воды».
Цель: показать, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который налита.
Материалы: вода, прозрачные сосуды разной формы.
Ход: предложить детям налить воду в разные сосуды. Какой формы вода? Переливать воду из одного сосуда в другой.
Вывод: Вода – жидкая. У нее нет своей постоянной формы. Она принимает форму того, во что ее налили.
Опыт №2: «Волшебные художники».
Цель: показать способность воды растворять некоторые вещества (соль, сахар) и не растворять другие (песок, масло).
Материалы: вода в 4 стаканах, ложки, вещества в баночках: соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь.
Ход: в каждый стакан дети добавляют по одному веществу, размешивают и наблюдают. Что исчезло (растворилось)? Что осталось на дне или плавает на поверхности?
Вывод: Вода – отличный растворитель. Одни вещества в ней исчезают (растворяются), другие – нет. Масло легче воды, поэтому оно не тонет и не растворяется.
Опыт №3: «Путешествие воды».
Цель: познакомить с процессом очистки воды – фильтрованием. Показать, что не все вещества можно отфильтровать.
Материалы: 2 стакана (один с грязной водой: земля, песок), воронка, несколько видов фильтров: бумажная салфетка, ватный диск, марля.
Ход: предложить очистить грязную воду. Дети по очереди пропускают воду через разные фильтры, сравнивают результат чистоту воды.
Вывод: Воду можно очистить от мусора и нерастворимых частиц с помощью фильтра. Чем мельче сеточка фильтра, тем лучше он очищает. Но растворившуюся соль и сахар фильтр не задержит.
Опыт №4: «Волшебная монетка».
Цель: показать свойство поверхности воды образовывать упругую пленку.
Материалы: монетка, пипетка, вода, жидкость для мытья посуды.
Ход: положить монетку на ровную поверхность. Дети по очереди аккуратно капают воду на монетку, считая капли, пока не образуется «бугорок» и вода не стечет. Можно повторить опыт, добавив в воду каплю мыла.
Вывод: У воды есть кожица – поверхностное натяжение. Благодаря ей капли держат форму, а насекомые могут ходить по воде. Мыло эту кожицу разрушают.
Опыт №5: «Тонет – не тонет».
Цель: показать зависимость плавучести предметов от их материала и формы.
Материалы: чашка с водой, предметы из разных материалов.
Ход: дети опускают предметы в воду и наблюдают, утонет или нет. Эксперимент с фольгой: шарик тонет, а кораблик – плавает.
Вывод: тяжелые и плотные предметы тонут, легкие – плавают.
Опыт №6: «Лава-лампа».
Цель: показать разную плотность воды и масла, эффект взаимодействия с солью или шипучей таблеткой.
Материалы: стакан, растительное масло, краситель, соль или шипучая таблетка.
Ход: налить в стакан 1/3 воды, добавить краситель. Аккуратно долить масло (2/3). Масло останется сверху. Бросить несколько крупинок соли или шипучую таблетку. Наблюдать, как масло опускается в виде «лавовых» пузырей и снова поднимается.
Вывод: масло легче воды и не смешивается с ней. Соль тяжелее масла, она тянет его за собой ко дну. На дне соль растворяется, и масляный пузырь снова всплывает. Шипучка создает пузырьки газа, которые поднимаются, захватывая с собой масло.
Опыт №7: «Цветы лотоса».
Цель: показать способность бумаги впитывать воду и процесс раскрытия «лепестков».
Материалы: цветная бумага, ножницы, чашка с водой.
Ход: из бумаги вырезать цветок с отогнутыми к центру лепестками. Положить цветок на поверхность воды. Наблюдать, как лепестки медленно раскрываются.
Вывод: бумага состоит из волокон, между которыми есть «трубочки». Вода по ним поднимается и бумага намокает. Намокшие лепестки тяжелеют и расправляются.
Опыт №8: «Таинственное письмо».
Цель: познакомить со свойством воды при нагревании.
Материалы: лист белой бумаги, кисть, лимонный сок, свеча.
Ход: написать на бумаге кистью с молоком узор. Дать высохнуть. Воспитатель аккуратно нагревает лист над пламенем свечи. Надпись проявляется.
Вывод: молоко содержит вещества, которые при нагревании обугливаются быстрее, чем бумага. Вода из молока испарилась, а эти вещества остались и проявили рисунок. Вода может исчезать, превращаясь в пар.
Опыт №9: «Замок Снежной Королевы».
Цель: показать, что вода при замерзании превращается в лед и занимает больше места (расширяется).
Материалы: пластиковый стаканчик, вода, крышка, мороз, мелкая игрушка.
Ход: положить игрушку в стакан, залить водой, плотно закрыть крышкой. Убрать в мороз. Через несколько часов достать и рассмотреть. Лед «захватил» игрушку и приподнял крышку.
Вывод: при сильном охлаждении вода замерзает и превращается в лед. Лед занимает больше места, чем вода, поэтому он может даже разорвать закрытую бутылку.
Опыт №10: «Подводная лодка из винограда».
Цель: показать, как изменение плотности жидкости влияет на плавучесть предмета.
Материалы: минеральная вода, стакан, изюм.
Ход: налить в стакан минералку. Бросить изюм. Они сначала опустятся на дно, а потом начнут подниматься и опускаться.
Вывод: пузырьки газа прилипают к поверхности изюминки. Получается «воздушный шарик», который тянет изюм вверх. На поверхности пузырьки лопаются, и изюм снова тонет. Цикл повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опыты - с водой, солнцем, магнитами, космосом,
Подобрана серия опытов по каждому разделу....
картотека опытов с водой
Картотека...
Картотека опытов с водой
Представляю вашему вниманию картотеку опытов с водой для всех возрастных групп. Данные опыты можно включать в занятия с детьми по познавательному развитию, использовать в режимных моментах для р...

Картотека опытов с водой
В средней группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития...




