«Водные богатства нашего края: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева и Балтийское море»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей первоначальных представлений о главных водоёмах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, их значении в жизни города и людей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водные богатства нашего края: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева и Балтийское море»
Возрастная группа: Старшая-подготовительная (5-7лет)
Форма проведения:Комплексное занятие-путешествие.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о главных водоёмах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, их значении в жизни города и людей.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с названиями и расположением основных водоёмов: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева, Балтийское море.
Дать элементарные представления о каждом из них (самое большое озеро, море, залив, главная река города).
Объяснить связь между водоёмами (река Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив, который является частью Балтийского моря).
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
Развивать связную речь, обогащать активный словарь (понятия: исток, устье, залив, судоходная река, «Дорога жизни»).
Развивать навыки работы с крупной картой-макетом.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой город.
Формировать основы экологического сознания (бережное отношение к воде, к природе водоёмов).
Материалы и оборудование:
1. Большая физическая карта(Говорящая стена в кабинете исследователей) Ленинградской области и Санкт-Петербурга (доступная для детей, с яркими обозначениями).
2. Игрушечные кораблики, фигурки рыб.
3. Картинки и фотографии: Ладожское озеро (широкий простор), Финский залив (вид с берега, корабли), река Нева (разводные мосты, набережные), Балтийское море, чайки, корабли, рыбы (корюшка, салака, ладожская нерпа).
4. Аудиозапись: звуки моря (шум волн, крики чаек).
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 минуты)
(Дети подходят к кабинету. Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря и чаек.)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (Ответы детей: на море, к реке). Правильно! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по воде. Мы будем изучать водные богатства нашего родного края — Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
2. Основная часть (10-15 минут)
Часть 1: «Главная река — Нева»
Воспитатель: наше путешествие начнется с самой главной реки нашего города. Отгадайте загадку:
«Все по ней туристы знают,
По утрам корабли встречают.
Разводные мосты есть на ней,
Как зовут её, скорей?»
(Дети отвечают: Нева!)
Воспитатель показывает на карте –стене реку Неву.
– Река Нева — это главная улица нашего города. Она широкая и глубокая. По ней днём и ночью ходят большие корабли. А что есть особенного у мостов через Неву? (Они разводные). Почему их разводят? (Чтобы пропустить высокие корабли). Молодцы!
Часть 2: «Озеро-великан — Ладожское»
Воспитатель: А знаете ли вы, откуда наша Нева берёт своё начало? (Выслушивает предположения). Она вытекает из огромного-преогромного озера. Это озеро называется Ладожское. (Показывает на карте). Оно такое большое, что его даже называют «морем». Когда стоишь на его берегу, не видно противоположного берега!
Сообщение воспитателя:Во время Великой Отечественной войны, когда наш город был в блокаде, через замёрзшее Ладожское озеро проходила очень важная «Дорога жизни». По ней в город везли хлеб и спасали людей. Это наша история, которую нужно помнить.
Интересный факт: В Ладожском озере живёт редкий тюлень — ладожская нерпа. (Показ картинки).
Часть 3: «Финский залив и Балтийское море»
Воспитатель: Наша река Нева несёт свои воды дальше. И впадает она в Финский залив (Показывает на карте). Залив — это такая часть моря, которая глубоко вдаётся в сушу. Наш Финский залив является частью огромного Балтийского моря. (Показывает всё Балтийское море на карте).
– Давайте вместе скажем: «Финский залив», «Балтийское море».
– Летом многие из вас бывали на берегу Финского залива. Что вы там видели? (Песок, волны, чаек, люди загорают, стоят корабли).
– В Финском заливе ловят вкусную маленькую рыбку — корюшку. Она пахнет свежим огурцом! А ещё по заливу ходят большие пассажирские корабли — паромы, которые отправляются в другие страны.
3. Физкультминутка «Море волнуется» (2-3 минуты)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте рыбка замри!
(Дети изображают морских обитателей: рыбок, медуз, крабов).
4. Закрепление материала. Игра с макетом (5-7 минут)
Воспитатель предлагает детям подойти к большому макету-карте.
– Давайте вместе повторим наш путь.
1. Где начало нашего путешествия? (Показываем Ладожское озеро, ставим кораблик).
2. Из озера вытекает…? (Река Нева, проводим кораблик по Неве).
3. И впадает наша Нева в…? (Финский залив, перемещаем кораблик в залив).
4. А Финский залив — это часть большого…? (Балтийского моря)
Можно дать детям небольшие фигурки корабликов и предложить им «провести» свой корабль по этому маршруту, называя водоёмы.
5. Итог занятия. Беседа о бережном отношении (3-4 минуты)
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, с какими водоёмами мы сегодня познакомились? (Дети перечисляют).
– Вода — это жизнь. И нашу воду, наши реки, озёра и моря нужно беречь. Как мы можем беречь водоёмы? (Не бросать в воду мусор, не лить в реки грязную воду, бережно относиться к растениям и животным).
– Вы сегодня были очень внимательными путешественниками. Я благодарю вас и дарю вам на память вот такие раскраски с видами нашего города и его водоёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Водный мир нашего края»
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимо...

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"
Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...
Образовательный проект "Ладожское озеро-богатство нашего края"
Цель проекта: сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожск...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: «Богатство нашего края» .
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности ( деятельность построена на ос...
Презентация к занятию «Богатство нашего края»
Ценность данной работы заключается в том, что используя эту презентацию, у детей развивается познавательный интерес; формируются представление о злаковых культурах, последовательность выра...
Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"
Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....

