«Водные богатства нашего края: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева и Балтийское море»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баданина Ольга Алексеевна

Формирование у детей первоначальных представлений о главных водоёмах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, их значении в жизни города и людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby_1_zanyatie_starshaya_gruppa.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства нашего края: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева и Балтийское море»

Возрастная группа: Старшая-подготовительная (5-7лет)

Форма проведения:Комплексное занятие-путешествие.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о главных водоёмах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, их значении в жизни города и людей.

Задачи:

Образовательные:

 Познакомить детей с названиями и расположением основных водоёмов: Ладожское озеро, Финский залив, река Нева, Балтийское море.

 Дать элементарные представления о каждом из них (самое большое озеро, море, залив, главная река города).

 Объяснить связь между водоёмами (река Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив, который является частью Балтийского моря).

Развивающие:

 Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.

Развивать связную речь, обогащать активный словарь (понятия: исток, устье, залив, судоходная река, «Дорога жизни»).

 Развивать навыки работы с крупной картой-макетом.

Воспитательные:

 Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой город.

 Формировать основы экологического сознания (бережное отношение к воде, к природе водоёмов).

Материалы и оборудование:

1. Большая физическая карта(Говорящая стена в кабинете исследователей) Ленинградской области и Санкт-Петербурга (доступная для детей, с яркими обозначениями).

2. Игрушечные кораблики, фигурки рыб.

3. Картинки и фотографии: Ладожское озеро (широкий простор), Финский залив (вид с берега, корабли), река Нева (разводные мосты, набережные), Балтийское море, чайки, корабли, рыбы (корюшка, салака, ладожская нерпа).

4. Аудиозапись: звуки моря (шум волн, крики чаек).

           Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

(Дети подходят к кабинету. Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря и чаек.)

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (Ответы детей: на море, к реке). Правильно! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по воде. Мы будем изучать водные богатства нашего родного края — Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

2. Основная часть (10-15 минут)

Часть 1: «Главная река — Нева»

Воспитатель: наше путешествие начнется с самой главной реки нашего города. Отгадайте загадку:

 «Все по ней туристы знают,

По утрам корабли встречают.

Разводные мосты есть на ней,

 Как зовут её, скорей?»

(Дети отвечают: Нева!)

Воспитатель показывает на карте –стене реку Неву.

– Река Нева — это главная улица нашего города. Она широкая и глубокая. По ней днём и ночью ходят большие корабли. А что есть особенного у мостов через Неву? (Они разводные). Почему их разводят? (Чтобы пропустить высокие корабли). Молодцы!

Часть 2: «Озеро-великан — Ладожское»

Воспитатель: А знаете ли вы, откуда наша Нева берёт своё начало? (Выслушивает предположения). Она вытекает из огромного-преогромного озера. Это озеро называется Ладожское. (Показывает на карте). Оно такое большое, что его даже называют «морем». Когда стоишь на его берегу, не видно противоположного берега!

Сообщение воспитателя:Во время Великой Отечественной войны, когда наш город был в блокаде, через замёрзшее Ладожское озеро проходила очень важная «Дорога жизни». По ней в город везли хлеб и спасали людей. Это наша история, которую нужно помнить.

Интересный факт: В Ладожском озере живёт редкий тюлень — ладожская нерпа. (Показ картинки).

Часть 3: «Финский залив и Балтийское море»

Воспитатель: Наша река Нева несёт свои воды дальше. И впадает она в Финский залив (Показывает на карте). Залив — это такая часть моря, которая глубоко вдаётся в сушу. Наш Финский залив является частью огромного Балтийского моря. (Показывает всё Балтийское море на карте).

– Давайте вместе скажем: «Финский залив», «Балтийское море».

– Летом многие из вас бывали на берегу Финского залива. Что вы там видели? (Песок, волны, чаек, люди загорают, стоят корабли).

– В Финском заливе ловят вкусную маленькую рыбку — корюшку. Она пахнет свежим огурцом! А ещё по заливу ходят большие пассажирские корабли — паромы, которые отправляются в другие страны.

3. Физкультминутка «Море волнуется» (2-3 минуты)

 Море волнуется раз,

 Море волнуется два,

 Море волнуется три,

 На месте рыбка замри!

 (Дети изображают морских обитателей: рыбок, медуз, крабов).

4. Закрепление материала. Игра с макетом (5-7 минут)

Воспитатель предлагает детям подойти к большому макету-карте.

– Давайте вместе  повторим наш путь.

1. Где начало нашего путешествия? (Показываем Ладожское озеро, ставим кораблик).

2. Из озера вытекает…? (Река Нева, проводим кораблик по Неве).

3. И впадает наша Нева в…? (Финский залив, перемещаем кораблик в залив).

4. А Финский залив — это часть большого…? (Балтийского моря)

Можно дать детям небольшие фигурки корабликов и предложить им «провести» свой корабль по этому маршруту, называя водоёмы.

5. Итог занятия. Беседа о бережном отношении (3-4 минуты)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, с какими водоёмами мы сегодня познакомились? (Дети перечисляют).

– Вода — это жизнь. И нашу воду, наши реки, озёра и моря нужно беречь. Как мы можем беречь водоёмы? (Не бросать в воду мусор, не лить в реки грязную воду, бережно относиться к растениям и животным).

– Вы сегодня были очень внимательными путешественниками. Я благодарю вас и дарю  вам на память вот такие раскраски с видами нашего города и его водоёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Водный мир нашего края»

В  настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли.  И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимо...

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Образовательный проект "Ладожское озеро-богатство нашего края"

Цель проекта: сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: «Богатство нашего края» .

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности ( деятельность построена на ос...

Презентация к занятию «Богатство нашего края»

Ценность данной работы заключается в том, что  используя  эту презентацию, у детей развивается познавательный интерес; формируются представление о злаковых культурах, последовательность выра...

Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"

Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....