Проект для детей 4-5 лет Символы России
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тема:

Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, любви к своей Родине.

Срок реализации: долгосрочный (год).

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, родители (законные представители).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_simvoly_rossii_dlya_detey_4-5_let_2025g.docx738.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карымкарская «СОШ»

Структурное подразделение д/сад

Проект

для детей 4-5 лет

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dab0a7c668d4dde48920a27320f5c158a340adcd-12612889-images-thumbs&n=13

Воспитатель Зонова Е. В.

2025г.

Тема:

Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, любви к своей Родине.

Срок реализации: долгосрочный (год).

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, родители (законные представители).

Актуальность:

В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.

В каждой стране существуют официальные и неофициальные символы. К официальным символам во многих странах нашей планеты относятся гимн, герб и флаг. Помимо традиционных символов каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт - неофициальные символы России. И если человек является патриотом своей Родины, он обязан знать историю официальных и неофициальных символов России.

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Цель: 

В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.

Задачи:

Образовательные:

Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.

Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну через беседу и рассматривание иллюстраций.

Развивающие:

Формирование у детей представлений o Родине, ее истории, национально–культурных традициях и символах России.

Воспитательные:

Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.

Воспитывать чувство достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Воспитывать патриотизм, уважениек культурному прошлому России.

Работа с родителями:

Объединить усилий семьи и детского сада по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств

Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети будут знать:

  1. Официальные символы России (флаг, герб, гимн России).
  2. Неофициальные символы России (медведь, береза, ромашка, самовар, балалайка, гармонь, матрешка, хохлома).
  3. Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
  4. Владеть расширенным словарным запасом по теме.
  5. Иметь представление о памятных местах родного города.
  6.  Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине

Родители:

  1. Заинтересованность в совместной деятельности.
  2. Чувство патриотизма и уважения к своей Родине.
  3. Помощь в создании выставок, музеев, участие в тематических конкурсах.

Методы работы с детьми:

  1. Индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя находит ответы на поставленные вопросы).
  2. Групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы).
  3. Практический (организация разных видов игр).
  4. Наглядный (целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов).
  5. Интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e11aa920becadf79a27bdb4e63514d09a5856e3b-7989082-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=497887bb161870509b9efd643953d3ab04eea519-10350650-images-thumbs&n=13

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап - сентябрь

Содержание работы:

  • Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме.
  • Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой.
  • Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f04743aa9279df99bc476044df2f4f8a01d0574-10748854-images-thumbs&n=13

Основной этап

Перспективное планирование по образовательным областям

Октябрь - Официальные символы России

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0d8f06614f91fe746a47541c09ae3ea1_l-5447622-images-thumbs&n=13

Образовательные области:

Познавательное развитие: 

  • Беседа «История моего города», «Город мой родной», «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», «Где можно услышать гимн РФ?».
  • Тематические занятия «Символы моего города», «Герб и флаг России».
  • Просмотр презентации «История государственных символов России»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу», «Детский сад».
  • Виртуальная экскурсия по родному городу

Речевое развитие:

  • Загадывание осенних загадок.
  • Чтение - В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России».
  • Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Флаг России».
  • Слушание произведения «Гимн России».

Физическое развитие:

  • Подвижные игры «Листопад», «Ветерочек», игра–забава «Шур-шур-шур».
  • Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками.

Работа с родителями:

  • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».

Ноябрь - Москва – как символ России

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=50bdaa5bd020bcb880aa9b9399f7904a76ce8e3a-5882635-images-thumbs&n=13

Образовательные области: 

Познавательное развитие:

  • Беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций: «Москва-столица нашей Родины».
  • Просмотр презентации, посвящённые празднику.
  • Викторина «Наша Родина – России»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья идет в музей», «Путешествие в Москву».
  • Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

Речевое развитие:

  • Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о Москве.
  • Чтение художественной литературы по теме. Писатели и поэты о празднике.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

Физическое развитие:

  • Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».
  • Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.

Работа с родителями:

  • Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».

Декабрь - Что за чудо – самовар

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=71450b658c373f01c7f84caa4b483914-5194696-images-thumbs&n=13

Образовательные области:

Познавательное развитие:

  • Беседа «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».
  • Тематические занятия с просмотром презентаций: «Знакомство с самоваром», Театр «Муха-Цокотуха».
  • Просмотр мультфильмов: «Пых, пых самовар»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие на празднике».
  • Рассматривание макета «Русская изба».

Речевое развитие:

  • Чтение сказок: чтение сказок «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.
  • Рассказывание из личного опыта «Где я видел самовар»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Самовар».
  • Лепка «Баранки, бараночки».
  • Прослушивание песни «Наш красавец-самовар», разучивание песни и танца «Пых-пых, самовар»,

Физическое развитие:

  • Подвижные игры «Снежинки и ветер».
  • Дыхательное упражнение «Горячая чашка»

Работа с родителями:

  • Консультации: «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры». 

Январь - Матрешка, хохлома

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2af16f8f1f5e7e8b017d64ab57384dfa25091c73-5882731-images-thumbs&n=13

Образовательные области:

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентации «Русская матрешка».
  • Тематическое занятие «Такая разная Матрешка».
  • Беседа: «История возникновения хохломской росписи».
  • Просмотр презентации «Что за чудо завитки»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры Магазин «Сувениры», «Ярмарка».
  • Ситуации общения «Знакомство с талантливыми людьми»

Речевое развитие:

  • Составление творческого и описательного рассказ о русской матрешке.
  • Чтение стихов о матрешке.
  • Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы).
  • Чтение легенда «Золотая Хохлома», Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».
  • Разучивание частушек «Золотая хохлома».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Лепка - «Самая красивая матрешка».
  • Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами».

Февраль - Народные промыслы

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4447d2482e394505fcb80246e0e33352_l-5231908-images-thumbs&n=13

Образовательная область:

Познавательное развитие:

  • Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Золотая хохлома».

Художественное развитие:

  • Рисование «Хохломская ложка».

Физическое развитие:

  • Хороводные игры «Мы – веселые матрешки», «Аленький платочек».
  • Игры подвижные: «Раз, два, три матрешечку найди», «Шли матрешки по дорожке».
  • Подвижные игры «Цветные капельки», «Укрась горшочек».

Работа с родителями:

  • Папка – передвижка: «Что мы знаем о русской матрешке?».
  • Консультация для родителей: «Творчество в детском возрасте».

Март - Береза, ромашка

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=571e7c4bb7b3307cf797ae8c50c95ccdee245e0b-4825130-images-thumbs&n=13

Образовательная область:

Познавательное развитие:

  • Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Берёзовая роща»; И. Левитан «Берёзы».
  • Аппликация «Березовая роща».
  • Прослушивание песни «Ах,ты, береза» Раухвейгера.
  • Хороводы «Ай, да березка» муз. Т. Попатенко, «Во поле березка стояла», «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой.

Физическое развитие:

  • Малоподвижная игра: «Расти, расти, ромашка».
  • Подвижная игра: «1,2,3-к ромашке беги».
  • Подвижные игры: «Беги к берёзе»; «Берёзовый венок»; «Кто быстрее соберет берёзовые почки».
  • Физминутки «Березка», «Топ,топ», «Березонька», «Возвращаться нам пора».

Апрель – Ромашка, береза

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a002518a279448980efbdacc7f832699_l-7084690-images-thumbs&n=13

Образовательные области:

Познавательное развитие:

  • Просмотр видеофильма о природе родного края.
  • Беседа «Ромашка – неофициальный символ России».
  • Сравнительное наблюдение (рассматривание иллюстраций) садовой ромашки и полевой ромашки.
  • Беседы: «Береза-символ России», «Что я знаю о березе?».
  • Тематическое занятие «Люблю березку русскую»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Драматизация стихотворения М. Познанской «Ромашка».
  • Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».

Речевое развитие:

  • Сочинение сказок про ромашку.
  • Чтение стихотворения М. Познанской «Ромашка» Отрывок из рассказа А. Стрижёва «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растет».
  • Чтение художественной литературы: Л. И. Горошкина «Берёзка»; В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…» ; Н. И. Птухина «Ода берёзе» ; Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Коллективная работа «Ромашки на лугу».
  • Аппликация «На лесной полянке».
  • Прослушивание песни «Ромашки России» В. Львовский, «Ромашка» А. Ленский

Май «День Победы»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4e889bb780995b3e329a80b52355fa58fc3d2087-9085653-images-thumbs&n=13

Образовательные области:

Познавательное развитие:

  • Беседа «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «День Победы», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат».
  • Тематическое занятие «9 Мая – День Победы», «Дети войны».
  • Тематическое занятие «Сирень Победы».
  • Тематический вечер «Подвиг героя»

Речевое развитие:

  • Чтение произведений С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б. П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б. П. Павлов «На безымянной сопке», Сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил».
  • Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С. В. Михалков «Победа».
  • Составление рассказа «На параде», «Мой дед - герой», «День Победы».
  • Конкурс чтецов и песен.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Салют Победы», «День Победы», «Война глазами детей».
  • Аппликация - открытка «Голубь мира».
  • Лепка «Вечный огонь».
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, «Минута молчания, Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, «Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б. Окуджава.

Физическое развитие:

  • Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет» «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок».
  • Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты».

Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Этот день победы», «Наши герои».
  • Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне?»

Заключительный этап - май

  • Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
  • Выставка мини проектов по темам проекта.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=93193a1b5424ee1b5a49d556b976e919c9b2b03b-5320304-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Государственные символы России"

Цель - создать условия для формирования уважительного отношения к государственным символам...

Конспект ООД по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Конспект ООД по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Авторы:  Мищенко Ольга ВикторовнаПрограммное ...

НОД для детей старшей группы "Медведь символ России"

Знакомить детей с символикой России будет еще интереснее и увликательнее, если сделать это посредством кулинарии....

Знакомство детей дошкольного возраста с символами России

Государственная символика является частью истории и культуры страны....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Символы России"

Цель: систематизация, расширение знаний детей о символах России...

Развлечение для детей средней группы "Берёза - символ России!"

Сохранить и передать детям культурное наследие предков, дать знание о символе славянского культа России - Берёзе....

Квест-игра по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России»

Квест-игра по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Цель: фо...