Проект для детей 4-5 лет Символы России
проект по окружающему миру (средняя группа)
Тема:
Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, любви к своей Родине.
Срок реализации: долгосрочный (год).
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, родители (законные представители).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 738.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карымкарская «СОШ»
Структурное подразделение д/сад
Проект
для детей 4-5 лет
Воспитатель Зонова Е. В.
2025г.
Тема:
Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, любви к своей Родине.
Срок реализации: долгосрочный (год).
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, родители (законные представители).
Актуальность:
В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.
В каждой стране существуют официальные и неофициальные символы. К официальным символам во многих странах нашей планеты относятся гимн, герб и флаг. Помимо традиционных символов каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт - неофициальные символы России. И если человек является патриотом своей Родины, он обязан знать историю официальных и неофициальных символов России.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:
В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.
Задачи:
Образовательные:
Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.
Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну через беседу и рассматривание иллюстраций.
Развивающие:
Формирование у детей представлений o Родине, ее истории, национально–культурных традициях и символах России.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Воспитывать чувство достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Воспитывать патриотизм, уважениек культурному прошлому России.
Работа с родителями:
Объединить усилий семьи и детского сада по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств
Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- Официальные символы России (флаг, герб, гимн России).
- Неофициальные символы России (медведь, береза, ромашка, самовар, балалайка, гармонь, матрешка, хохлома).
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Владеть расширенным словарным запасом по теме.
- Иметь представление о памятных местах родного города.
- Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине
Родители:
- Заинтересованность в совместной деятельности.
- Чувство патриотизма и уважения к своей Родине.
- Помощь в создании выставок, музеев, участие в тематических конкурсах.
Методы работы с детьми:
- Индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя находит ответы на поставленные вопросы).
- Групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы).
- Практический (организация разных видов игр).
- Наглядный (целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов).
- Интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап - сентябрь
Содержание работы:
- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме.
- Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой.
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме.
Основной этап
Перспективное планирование по образовательным областям
Октябрь - Официальные символы России
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Беседа «История моего города», «Город мой родной», «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», «Где можно услышать гимн РФ?».
- Тематические занятия «Символы моего города», «Герб и флаг России».
- Просмотр презентации «История государственных символов России»
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу», «Детский сад».
- Виртуальная экскурсия по родному городу
Речевое развитие:
- Загадывание осенних загадок.
- Чтение - В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России».
- Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Флаг России».
- Слушание произведения «Гимн России».
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Листопад», «Ветерочек», игра–забава «Шур-шур-шур».
- Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками.
Работа с родителями:
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
Ноябрь - Москва – как символ России
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций: «Москва-столица нашей Родины».
- Просмотр презентации, посвящённые празднику.
- Викторина «Наша Родина – России»
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья идет в музей», «Путешествие в Москву».
- Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Речевое развитие:
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о Москве.
- Чтение художественной литературы по теме. Писатели и поэты о празднике.
Художественно-эстетическое развитие:
- Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».
Физическое развитие:
- Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».
- Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.
Работа с родителями:
- Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».
Декабрь - Что за чудо – самовар
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Беседа «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».
- Тематические занятия с просмотром презентаций: «Знакомство с самоваром», Театр «Муха-Цокотуха».
- Просмотр мультфильмов: «Пых, пых самовар»
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие на празднике».
- Рассматривание макета «Русская изба».
Речевое развитие:
- Чтение сказок: чтение сказок «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.
- Рассказывание из личного опыта «Где я видел самовар»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Самовар».
- Лепка «Баранки, бараночки».
- Прослушивание песни «Наш красавец-самовар», разучивание песни и танца «Пых-пых, самовар»,
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Снежинки и ветер».
- Дыхательное упражнение «Горячая чашка»
Работа с родителями:
- Консультации: «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры».
Январь - Матрешка, хохлома
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Просмотр презентации «Русская матрешка».
- Тематическое занятие «Такая разная Матрешка».
- Беседа: «История возникновения хохломской росписи».
- Просмотр презентации «Что за чудо завитки»
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры Магазин «Сувениры», «Ярмарка».
- Ситуации общения «Знакомство с талантливыми людьми»
Речевое развитие:
- Составление творческого и описательного рассказ о русской матрешке.
- Чтение стихов о матрешке.
- Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы).
- Чтение легенда «Золотая Хохлома», Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».
- Разучивание частушек «Золотая хохлома».
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка - «Самая красивая матрешка».
- Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами».
Февраль - Народные промыслы
Образовательная область:
Познавательное развитие:
- Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Золотая хохлома».
Художественное развитие:
- Рисование «Хохломская ложка».
Физическое развитие:
- Хороводные игры «Мы – веселые матрешки», «Аленький платочек».
- Игры подвижные: «Раз, два, три матрешечку найди», «Шли матрешки по дорожке».
- Подвижные игры «Цветные капельки», «Укрась горшочек».
Работа с родителями:
- Папка – передвижка: «Что мы знаем о русской матрешке?».
- Консультация для родителей: «Творчество в детском возрасте».
Март - Береза, ромашка
Образовательная область:
Познавательное развитие:
- Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Берёзовая роща»; И. Левитан «Берёзы».
- Аппликация «Березовая роща».
- Прослушивание песни «Ах,ты, береза» Раухвейгера.
- Хороводы «Ай, да березка» муз. Т. Попатенко, «Во поле березка стояла», «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой.
Физическое развитие:
- Малоподвижная игра: «Расти, расти, ромашка».
- Подвижная игра: «1,2,3-к ромашке беги».
- Подвижные игры: «Беги к берёзе»; «Берёзовый венок»; «Кто быстрее соберет берёзовые почки».
- Физминутки «Березка», «Топ,топ», «Березонька», «Возвращаться нам пора».
Апрель – Ромашка, береза
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Просмотр видеофильма о природе родного края.
- Беседа «Ромашка – неофициальный символ России».
- Сравнительное наблюдение (рассматривание иллюстраций) садовой ромашки и полевой ромашки.
- Беседы: «Береза-символ России», «Что я знаю о березе?».
- Тематическое занятие «Люблю березку русскую»
Социально-коммуникативное развитие:
- Драматизация стихотворения М. Познанской «Ромашка».
- Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».
Речевое развитие:
- Сочинение сказок про ромашку.
- Чтение стихотворения М. Познанской «Ромашка» Отрывок из рассказа А. Стрижёва «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растет».
- Чтение художественной литературы: Л. И. Горошкина «Берёзка»; В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…» ; Н. И. Птухина «Ода берёзе» ; Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
Художественно-эстетическое развитие:
- Коллективная работа «Ромашки на лугу».
- Аппликация «На лесной полянке».
- Прослушивание песни «Ромашки России» В. Львовский, «Ромашка» А. Ленский
Май «День Победы»
Образовательные области:
Познавательное развитие:
- Беседа «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «День Победы», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат».
- Тематическое занятие «9 Мая – День Победы», «Дети войны».
- Тематическое занятие «Сирень Победы».
- Тематический вечер «Подвиг героя»
Речевое развитие:
- Чтение произведений С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б. П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б. П. Павлов «На безымянной сопке», Сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил».
- Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С. В. Михалков «Победа».
- Составление рассказа «На параде», «Мой дед - герой», «День Победы».
- Конкурс чтецов и песен.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Салют Победы», «День Победы», «Война глазами детей».
- Аппликация - открытка «Голубь мира».
- Лепка «Вечный огонь».
- Прослушивание музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, «Минута молчания, Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, «Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б. Окуджава.
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет» «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок».
- Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты».
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Этот день победы», «Наши герои».
- Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне?»
Заключительный этап - май
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
- Выставка мини проектов по темам проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Государственные символы России"
Цель - создать условия для формирования уважительного отношения к государственным символам...

Конспект ООД по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
Конспект ООД по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Авторы: Мищенко Ольга ВикторовнаПрограммное ...

НОД для детей старшей группы "Медведь символ России"
Знакомить детей с символикой России будет еще интереснее и увликательнее, если сделать это посредством кулинарии....

Знакомство детей дошкольного возраста с символами России
Государственная символика является частью истории и культуры страны....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Символы России"
Цель: систематизация, расширение знаний детей о символах России...

Развлечение для детей средней группы "Берёза - символ России!"
Сохранить и передать детям культурное наследие предков, дать знание о символе славянского культа России - Берёзе....

Квест-игра по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России»
Квест-игра по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Государственные символы России». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Цель: фо...












