Конспект экологической игры с элементами геокешинга «В поисках тайника орлана- белохвоста» для подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Игра- путешествие с элементами геокешинга позволяет доставить детям радость и удовольствие от игр развивающе- познавательной направленности. А также поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь при изучении животных и птиц, занесенных в Красную книгу России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение
Методическая разработка
Конспект экологической игры с элементами геокешинга
«В поисках тайника орлана- белохвоста»
для подготовительной группы
Автор разработки:
Чеботарёва Людмила Михайловна,
воспитатель подготовительной группы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
- структурное подразделение
с. Малоенисейское, 2025г.
Возрастная группа: подготовительная
Виды деятельности детей:
- игровая (дидактические игры и упражнения)
-восприятие художественной литературы и фольклора (отгадывание загадок, рассуждение)
- коммуникативная
- двигательная.
Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга.
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающе- познавательной направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь при изучении животных и птиц, занесенных в Красную книгу России. Закреплять знания детей, полученные ранее.
Образовательные задачи: Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса, гор, занесенных в Красную книгу России. Закрепить представления о способах охраны животных и растений. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Формировать представления о том, что человек - это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивающие задачи: Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе. Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Воспитательные задачи: Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Доставить детям радость от участия в общей игре.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей: вводная беседа (информационного характера); создание проблемной ситуации; игровая мотивация.
2. Методы организации деятельности: словесные (беседа, вопросы, объяснение); наглядные (демонстрация); игровые (игры и упражнения); практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей: рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование: Красная книга, письмо- послание, маршрутный лист путешествия (карта), тайник с кладом (сундук со сладостями).
2. Материалы для деятельности детей: следы орлана- белохвоста из картона, карта- схема маршрута путешествия, ай- стопперы «правила поведения в походе», рюкзак с атрибутами для игры «собери рюкзак», ростовые деревья, корзинка Лесовичка с листьями- загадками, картинки- отгадки; для полосы препятствий: кочки, скакалка, 2 дуги; РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича. гнездо орлана- белохвоста, картинка орлан- белохвост, красный крест из картона (метка тайника).
Орлан-белохвост обитает в северных широтах. В России ареал обитания простирается от западной до восточной границы. На севере он почти доходит до Полярного круга, на юге — до зоны степей и лесостепей. Птицу можно увидеть на Кольском полуострове, в Крыму, в районе Анадыри и на Камчатке. Орлан-белохвост повсеместно встречается на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на столь обширный ареал, птицу заметить непросто, поскольку она крайне осторожна.
Ход игры
Воспитатель: ребята, сегодня подходя к детскому саду на крыльце я увидела вот эту книгу (показывает красную книгу России) и непонятные следы (показывает отпечатки лапы орлана- белохвоста). Как называется книга, которую я держу в руках? Ответы детей. Крутя в руках книгу из нее выпадает карта и письмо.
Воспитатель: Кто-то побывал у нас в гостях и оставил нам послание в виде Красной книги, карты?
Дети: надо прочитать письмо!
Воспитатель: зачитывает письмо: Ребята, я знаю, что вы очень любите природу и много знаете о ней. Предлагаю вам сыграть со мной в игру, которая называется «Геокешинг» это – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения и с розыскиванием тайников. Но чтобы найти мой тайник вам нужно выполнить все задания. Предлагаю вам поиграть в игру «Геокешинг», с перевода на русский - найди клад по карте. Клад спрятан в здании вашего детского сада, вам нужно его найти и забрать. Но прежде чем найти клад, вы должны выполнить задания, пользуясь схемой- картой, которая находится в Красной книге. Выполните задания по карте и найдите мой клад, следуя по маршруту карты.
Воспитатель: Чтобы найти клад и узнать кто наш таинственный гость, предлагаю вам отправиться в путешествие.
Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание.
Воспитатель показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены маршрут- задания. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту. Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.
Дети изучают карту. На карте изображен наш детский сад, маршруты- задания. Воспитатель: Ребята, давайте изучим маршрут. Следуем по маршруту. Ребята находят пункт отправления. На карте изображен турист- путешественник со знаком вопроса. Воспитатель зачитывает задание с карты
- Ребята, кто изображен на карте? Ответы детей.
- А кто такой путешественник? Ответы детей: турист!
Воспитатель: правильно! Молодцы ребята! Наш гость предлагает стать туристами и отправимся в путешествие, на поиски неизвестного гостя и его клада. Вы готовы?
Дети: Да!!!
1 маршрут- задание: Воспитатель зачитывает задание от гостя: Ребята, а вы знаете, что вам понадобится в походе? Что с собой возьмем в поход, если мы туда пойдем? Предположительные ответы детей.
Воспитатель: вот вам подсказка: как называется заплечный мешок туриста? Предположительные ответы детей. Если затрудняются, достать и показать рюкзак.
Игра «Собери рюкзак»: Главное правило туриста – в поход нужно брать не то, что может пригодиться, а только, то без чего нельзя обойтись.
На столе разложены предметы, необходимо выбрать те, которые пригодятся в походе: рюкзак, компас, аптечка, мазь от комаров, спички, щетку, зубную пасту, мыло, палатка, котелок, топор, нож, кружка, чашка, ложка, поварежка, лопатка, фонарик, вода.
Воспитатель: Молодцы! Тогда в добрый путь!
- Из группы двигайтесь только прямо, не сворачивайте с тропинки. Следуем по маршруту и по следам (орла) отправляемся в старшую группу, где расставлены экологические ай- стопперы (эко- знаки «правила поведения в походе»).
2 маршрут- задание «Правила поведения в походе»: В природе надо вести себя очень осторожно, чтобы не навредить растениям и животным. Поэтому необходимо выполнять следующие правила поведения в походе: назовите их. Ребята, используя ай- стопперы называют по ним правила поведения:
- не шумите, не тревожьте обитателей леса;
- не рвите цветы, не ломайте деревья;
- не разоряйте гнёзда и муравейники;
- оберегайте растения и животных, особенно занесённых в Красную книгу;
- устраивайте домики и кормушки для птиц и других животных;
- убирайте за собой мусор.
Воспитатель: Вот мы и справились со вторым заданием! Предлагаю рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту по следам неизвестного гостя в музыкальный зал, где расставлены макеты деревьев- имитация леса.
3 маршрут- задание: Проводим игру: «С какого дерева листок- из корзинки Лешего» (дуб, клен, каштан, береза, рябина). На каждом листочке написаны загадки.
Загадывание загадок (правильность отгадки можно показывать в картинках):
1. Стройное, красивое.
В зелёном сарафане.
Что-то тихо шепчет,
Шевеля ветвями (дерево)
2. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках (ящерица)
3. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге (лось)
4. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (олень)
5. Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину (бобры)
Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту. Спускаемся по следам (орла- белохвоста) на 1 этаж и проходим в экологическую комнату, садятся за стол №1.
4 маршрут- задание «Узкая тропинка»
Воспитатель: чтобы путешествовать на дальние расстояния и преодолеть поля, леса, горы, болота туристы должны быть ловкими, быстрыми, выносливыми.
Ребятам предлагаются эстафеты:
ЗАПИСКА: - Перед вами очень узкая тропинка, поэтому вам нужно превратится в лесных героев, чтобы пройти этот путь.
«Пройти друг за другом, муравьиным шагом»
«Проскачите, как зайки»
«Пройдите в развалочку, как медведи»
Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.
5 маршрут- задание: «Удивительные животные»
Воспитатель: Животные — одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно. Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого.
Животные населяют все уголки нашей планеты: воздух, землю, сушу, океаны и пресные водоемы. Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов.
Ответьте на вопросы: интересные факты о животных «Знаете ли вы…?». Ответ показать в картинках.
1. У кого ухо на ноге? (У кузнечика)
2. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)
3. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4. Умеют ли слоны плавать? (Да, и даже полностью погружаются в воду)
5. Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6. Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
7. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8. У кого самое плохое зрение? (У крота)
9. Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)
10. Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12. Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)
Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту, используя следы орла- белохвоста. Садятся за стол №2.
6 маршрут- задание «Мир флоры»
Воспитатель: Значение растений для живой природы и человека не просто важное. Существующий ныне на Земле животный мир находится в неразрывной зависимости от царства растений. Что дают нам растения? Ответы детей, если затрудняются воспитатель помогает.
Дети: - Растения дают нам кислород для дыхания;
- Растения очищают воздух от выдыхаемого нами углекислого газа;
- Растения обеспечивают нас питательными веществами;
- Растения создают среду обитания для животных, обеспечивают людей строительными материалами и топливом.
Задание (ответить на вопросы)
1. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)
2. В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)
3. Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слои, тем крепче дерево).
4. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники)
5. Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)
6. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
7. Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)
8. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)
9. Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)
10. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, брусника)
11. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту следуя по следам орла.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, а клад еще не нашли. На карте указано место, где спрятан клад. И это место обозначено крестиком. Теперь, посмотрите по сторонам, и найдите его. Ребята ведут поиски красного крестика возле РППС В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» и на дереве в гнезде находят крест.
Воспитатель: Ребята, именно здесь должен быть клад. Как вы думаете, чье это гнездо? Кто может жить в нем? Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, это жилище орлана- белохвоста, птицы занесенной в Красную книгу России. Орлан- белохвост и есть наш таинственный гость, который оставил нам Красную книгу, карту и следы, которые привели нас в фиолетовый лес к гнезду.
Но где же его тайник с кладом? Смотрите, в гнезде записка. Воспитатель зачитывает: Ребята, вы большие молодцы! Вы смело и отважно прошли все испытания. И вас ждет награда, но ее нужно найти. Задание для вас: повернитесь к лесу спиной, сделайте 6 шагов вперед, 4 шага вправо, 5 шагов влево, 7 шагов влево, СТОП!!! Среди комнатных цветов находят сундук с гостинцами от орлана- белохвоста.
Ребята присаживаются на ковер.
Подведение итогов игры (Рефлексия).
Воспитатель: Понравилась ли вам игра «геокэшинг»?
Какие качества вы проявили во время поиска тайника с кладом (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, ловкость, любознательность).
- Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным?
- Интересным?
- Что нового сегодня вы узнали? Молодцы!
Литература:
1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008.
2. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992.
3. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.
4. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень
5. «Спортивно-познавательный туризм» Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005. 13. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, №1,
6. Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
7. Чеменева А. А., А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова, Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму. 5– 6 лет: парциальная программа «Весёлый Рюкзачок»: методическое пособие, «Русское слово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологической игры с элементами геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста "В посках тайника старичка Лесовичка"
Данный конспект позволит в интересной и увлекательной форме систематизировать представления детей о разнообразии животного и растительного мира леса, формировать представления о том, что человек это ч...

Конспект экологической игры с элементами геокешинга "В поисках тайника старичка-Лесовичка".
Конспект экологической игры с элементами геокешинга "В поисках тайника старичка-Лесовичка"....

Конспект Экологический квест с элементами «геокешинга» «В поисках тайника с сюрпризом» (для детей подготовительной группы)
Цель: формирование экологической культуры детей, обобщение и закрепление знаний детей по экологии через «геокешинг».Задачи:Систематизировать знаний детей по экологии...

Конспект экологической игры с элементами геокешинга. Тема: «Поможем цветику-семицветику"
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности....

Конспект экологической игры с элементами геокешинга «В поисках тайника»
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, в...

Конспект экологической игры с элементами геокешинга . Тема: «В поисках тайника»
Геокешинг - игра, которая позволяет интегрировать различные образовательные области и физкультурно-оздоровительную работу с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем....

