Рабочая программа "ПДД - знайки"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Стеганцова Роза Николаевна

Ежедневно на дорогах происходят тысячи ДТП с участием детей. Особенно ситуация на дорогах ухудшается во время  каникул. Связано это с тем, что у детей отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Только знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Комплексно-тематический план состоит из блоков: "Улица полна неожиданностей", "Транспорт", и "Помощники на дорогах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pdd_stegantsova_r.n.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 общеразвивающего вида»

Рабочая программа

«ПДД - знайки»

Целевая аудитория: дети 6-го года жизни

Автор-составитель:

Стеганцова Роза Николаевна, воспитатель высшей к. к.

Ухта, 2023 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
  2. Программно-методическое обеспечение………………………………..5
  3. Литература …………………...…………………………………………...6

Приложение 1

Приложение 2

Пояснительная записка.

Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Повышенная ответственность педагога за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребёнка потребовала работы в данном направлении.

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, вместе с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий с участием детей.

Обучение детей правилам дорожного движения призвано подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Целевой аудиторией данной программы являются дети 6-го года жизни. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Этот возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка, а также активного развития физических способностей и общения со сверстниками.

Игра остается основным видом деятельности детей дошкольного возраста познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Развивается инициатива, наблюдательность, произвольность поведения и умение планировать собственную деятельность.

Ребёнок может регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил.

Программа разработана с целью приобретения детьми старшего дошкольного возраста теоретических знаний об основах безопасности дорожного движения.

Задачи:

  1. Формирование у детей необходимых умений, навыков, положительных и устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
  2. Формирование практических умений пешеходов и культуры участника дорожного движения. Познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
  3. Освоение детьми наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах и улице.
  4. Обогатить представления детей об основных источниках и видах опасности на улице.
  5. Развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
  6. Повышать педагогическую компетентность и активность родителей в формировании у детей правил безопасного поведения посредством вовлечения их в совместную деятельность.
  7. Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества, чувство ответственности за свои поступки.

Ожидаемый результат:

  • Сформированность у детей знаний о правилах безопасного поведения на улице и правилах дорожного движения.
  • Сформированность у детей необходимых умений, навыков, положительных и устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
  • Повышение педагогической компетентности и активности родителей к обеспечению безопасного поведения детей на улице.
  • Развитие умения детей применять полученные знания в жизни.

Сроки реализации: Занятия проводятся 2 раза в месяц с октября по май. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Содержание программы распределено по тематическим блокам: «Улица полна неожиданностей», «Транспорт», «Помощники на дороге».

Организация программы построена с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.

  • Принцип системности – эта работа проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Реализация содержания программы по формированию знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста представлена в наиболее приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста:

  • беседы
  • целевые прогулки
  • дидактические игры
  • экскурсии (к дороге, в отдел ГИБДД и пр.)
  • образовательные ситуации
  • игры-инсценировки
  • развлечения (спортивные, музыкальные и др.)
  • чтение художественной литературы
  • сюжетно-ролевые игры
  • просмотр обучающих фильмов и мультфильмов
  • встреча с сотрудниками ГИБДД

Образовательный материал программы систематизирован и представлен в виде учебно-тематического плана, который логично интегрируется в различных видах детской деятельности:

  • игровая;
  • изобразительная;
  • трудовая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • конструирование;
  • музыкальная
  • восприятие литературы и фольклора

Работа с родителями.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога состоит в том, чтобы повысить педагогическую компетентность и активность родителей в формировании у детей знаний о правилах дорожного движения посредством вовлечения родителей в совместную деятельность. Работа осуществляется через следующие формы взаимодействия:

  • наглядная агитация (папки-передвижки, статьи и пр.);
  • анкетирования;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • совместно с детьми и родителями изготовление макетов; рисунков.

Программно-методическое обеспечение

  1. Плакаты:

«Информационно-показательные дорожные знаки и знаки сервиса»

«Правила дорожного движения»

  1. Дидактические карточки:

«Дорожные знаки»

«Расскажите детям о специальных машинах»

«Правила безопасности на дороге»

«Правила маленького пешехода»

  1. Дидактический материал:

«Как избежать неприятностей»:

«На пешеходном переходе»

«Во дворе и на улице»

«Светофор»

  1. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города «Правила – наши помощники» (А. В. Горская)
  2. Комплект наглядных пособий по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» (О. А. Скоролупова)
  3. Дидактический материал «Если малыш играет с мячом у дороги»
  4. Конструкторы:

«Городок»

«Транспорт»

  1. Дидактическая кукла «Сотрудник ГИБДД»
  2. Дидактические игры:

«Лото пешехода»

«Дорожные знаки»

«Транспорт» домино

«Дорожные знаки» домино

  1. Атрибуты для игр: светофор, жезл, рули, рация, телефон и др.
  2. Мнемо-схемы безопасности.

Литература

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-СПб.: «Детство-Пресс», 2005.-144с.
  2. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения.-СПб., «Детство-Пресс», 2009.-96с.
  3. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова.-3-е изд.-М.: Айрис-Пресс, 2011.-128с.
  4. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2010.-64с.
  5. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2010-128с.
  6. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009.-208с.
  7. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/Науч. Ред. А. Г. Гагаберидзе.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2013.-144с.
  8. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет.сада/ К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2004.-94с.: ил.
  9. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий.-М.: ТЦ-Сфера, 2010.-240с.-(Программа развития)
  10. Полынова В. К., Дмитренко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2010.-240с.
  11. Шалаева Г. П. Мои друзья-дорожные знаки. Развиваем интеллект/Шалаева Г. П.-М.: Филол. о-во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2004.-79с.
  12. Шорыгина Т. А. «Безопасные сказки». Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с.-(сказки-подсказки)
  13. Художественная литература: С. Михалков «Моя улица»

Приложение 1

Календарно - тематический план рабочей программы «Азбука безопасности»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание, методы, приёмы

Используемый материал, технологии, методики

ОКТЯБРЬ

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Экскурсия. «Знакомство с улицей»

  1. Расширять знания детей об улице.
  2. Развивать умение находить сходства и различия между улицей и дорогой.
  3. Воспитывать навыки правильного поведения на улице.

Загадка, рассматривание иллюстраций.

Т. И. Данилова, с.54

Светоотражающие жилеты для детей

«Опасные участки на пешеходной части улицы»

  1. Формировать знания детей о соответствующих мерах предосторожности при опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с разными видами ограждений опасных зон тротуара.
  2. Развивать внимание, познавательную активность.

Рассказ воспитателя, обсуждение различных ситуаций.

Н. Н. Авдеева, с.125 Иллюстрации, схемы ограждений, игрушки.

НОЯБРЬ

ТРАНСПОРТ

«Транспорт»

  1. Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте.
  2. Учить складывать из частей целое.
  3. Развивать умение находить сходство и различия, воспитывать интерес к окружающему миру.

Загадка, рассказ воспитателя, д/и «Собери машину», конструирование.

Т. И. Данилова, с.52 Иллюстрации: грузовой транспорт с кузовом, фургоном, цистерной. Кубики, машинки, игрушка Буратино.

«Наш город и его транспорт»

  1. Познакомить детей с основами правил движения транспорта и пешеходов.
  2. Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.
  3. Воспитывать уважение друг к другу

Рассказ воспитателя по иллюстрациям и фотографиям.

Л. Л. Вдовиченко, с.10

иллюстрации и фотографии с видами города, улиц, большой рисунок улицы, на котором изображены проезжая часть и тротуары с пешеходами, иллюстрации транспортных средств и карточки профессий.

ДЕКАБРЬ

ПОМОЩНИКИ НА ДОРОГАХ

«В гостях у светофора»

  1. Уточнять представление о работе светофора.
  2. Учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.
  3. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Рассматривание и беседа по картинам «Чего не должно быть», п/и - «Цветные автомобили»

Т. И. Данилова, с.62 серия картин «Чего не должно быть», игрушечный светофор, рули.

«Знакомство с запрещающими, предупреждающими и указательными знаками»

  1. Познакомить детей с видами дорожных знаков, их обозначением и назначением.
  2. Довести до сознания детей к чему может привести нарушение ПДД.
  3. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Беседа по иллюстрациям, чтение стихотворений о знаках, игра «Назови правильно»

Г. П. Шалаева, с. 39 - 48 Карточки «Дорожные знаки» (запрещающие, предупреждающие и указательные), светофор.

ЯНВАРЬ

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

«Мы пешеходы»

  1. Учить детей правильно переходить дорогу, соблюдать ПДД.
  2. Закрепить правила поведения на улице, у дороги, в транспорте.
  3. Развивать внимание.

Загадка, беседа, д/и.

Т. П. Гарнышева, с.115 Таблички с видами транспорта, светофор.

Целевая прогулка «Пешеходный переход»

  1. Продолжать расширять знания детей о ПДД
  2. Закрепить знания о дорожных знаках и их назначении.
  3. Учить правильно, переходить дорогу.
  4. Развивать навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.

Экскурсия, беседа, наблюдения.

В. К. Полынова,

с. 61

Карта - схема прогулки. Дорожные знаки.

Светоотражающие жилеты для детей

ФЕВРАЛЬ

ТРАНСПОРТ

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

  1. Учить детей внимательно слушать и составлять небольшой рассказ близко к тексту.
  2. Развивать знание правил для пешеходов, используя художественное слово. Закрепить знание дорожных знаков.

Чтение, составление небольших рассказов, д/и-«Нарисуй дорожные знаки, которые знаешь»

Рассказ Н. Носова «Автомобиль»

Лист А4, простой и цветные карандаши. Иллюстрации дорожных знаков.

 «Правила поведения при выходе из транспорта»

  1. Расширять знания о правилах поведения пассажира и водителя при выходе из транспорта.
  2. Воспитывать внимания, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.

Беседа по иллюстрациям, чтение и разучивание стихотворений, обсуждение ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Г. П. Шалаева, с. 55 Иллюстрации, стихи о транспорте.

МАРТ

ПОМОЩНИКИ НА ДОРОГАХ

«Влиятельная палочка»

  1. Дать начальное представление о работе регулировщика. Объяснить, в каких условиях нужна его работа, а также значение жезла и жестов регулировщика.
  2. Расширять знания о правилах пешеходов.
  3. Воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, игра «Жесты регулировщика».

Л. Л. Вдовиченко, с.21

Иллюстрации с изображением улиц, перекрёстков, изображение регулировщика в разных положениях, макет светофора, жезл.

«В гостях у светофора»

  1. Уточнять представление о работе светофора.
  2. Учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.
  3. Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Рассматривание и беседа по картинам «Чего не должно быть», п/и «Цветные автомобили»

Экскурсия к светофору.

Т. И. Данилова, с.62 Серия картин «Чего не должно быть», игрушечный светофор, рули.

АПРЕЛЬ

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

«Безопасное поведение на улице»

  1. Закрепить знания о правилах поведения на улице, где можно и нельзя играть.
  2. Развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

Беседа по иллюстрациям

Н. Н. Авдеева, с.127

Иллюстрации, плакат «Правила безопасности для дошкольников»

 «Игры во дворе»

  1. Закреплять знания детей о необходимых мерах предосторожности в различных ситуациях, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
  2. Развивать внимание, память.

Беседа, конструирование, обыгрывание постройки.

Н. Н. Авдеева, с. 122 Иллюстрации, деревянный конструктор, мелкие игрушки (машинки, куклы)

МАЙ

«Катание на велосипеде (самокате) в черте города»

  1. Познакомить детей с историей создания велосипеда.
  2. Расширять знания детей о средствах передвижения.
  3. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности при катании на велосипеде (самокате)

Обсуждение различных опасных ситуаций из личного опыта детей и по иллюстрациям.

Н. Н. Авдеева, с. 124 Дидактический материал «Как избежать неприятностей во дворе и на улице»

Спортивное развлечение «Приключения в стране дорожных правил»

  1. Обобщить и закрепить знания детей по ПДД.
  2. Развивать у детей умение договариваться, действовать сообща.
  3. Развивать логическое мышление, внимание детей.
  4. Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению ПДД в жизненных ситуациях.

Конспект (Приложение 2)

Приложение 2

Конспект спортивного развлечения

«Приключения в стране дорожных правил»

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о правилах дорожного движения. Формирование осознанного отношения к соблюдению ПДД в жизненных ситуациях.

Материалы и атрибуты: шапочки (цвета светофора), 2 мольберта, маркеры (фломастеры), самокаты, карточки «Дорожные знаки», жезл, музыкальное сопровождение.

Вед.: Рассаживайтесь поудобней,

Места занимайте скорей.

На праздник в страну дорожных правил

 Мы приглашаем друзей.

Реб. 1: Город, в котором с тобой мы живём

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город всё время даёт нам урок.

Реб. 2: Вот она - азбука над головой:

Знаки мы видим повсюду с тобой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Вбегает Светофор Светофорыч.

 Св.Св. – Торопился я, бежал. Ох, туда ли я попал? Это Д/сад «Лесная сказка?» (Ответы детей)

Св.Св.: Ох, извините, я не поздоровался и не представился! Здравствуйте! Меня зовут Светофор Светофорыч Мигалкин, доктор наук дорожного движения. Я на дороге самый главный, а мои помощники – огоньки. Различать должны вы ясно свет зелёный, жёлтый, красный. Познакомьтесь с ними.

Входят огоньки

Кр.: Если свет зажёгся красный Значит, двигаться опасно!

Ж.: Жёлтый свет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья.

Зел.: Свет зелёный говорит: Пешеходам путь открыт.

Св.Св.: А сейчас я проверю, как вы умеете внимательно следить за сигналами  светофора.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Св.Св.: А вы любите загадки? Сейчас я вам загадаю загадки о транспорте, а вы  отгадаете про какой это транспорт. (загадки о транспорте).

Вед.: А сейчас мы с вами попробуем нарисовать автомобиль с закрытыми глазами.

1 эстафета «Нарисуй автомобиль с закрытыми глазами».

2 эстафета «Умелый шофёр».

Вед.: На шумной улице всегда встречают вас кругом друзья! Что, за друзья? (ответы детей).

Под музыку вбегает Шапокляк, стучит себя в грудь.

Ш.: Я ваш лучший друг!

Св.Св.: Да нет же Шапокляк, ты на дороге не умеешь себя вести и многим показываешь плохой пример. Ты ведь не знаешь правил дорожного движения и дорожных знаков.

Ш.: А дети тоже не знают. Ведь не знаете? (ответы детей). Вот мы сейчас и проверим. У меня в сумочке знаки, которые я по дороге сюда поснимала. Выберете те, которые нужны пешеходу.

3 эстафета «Мы пешеходы».

Ш.: Да что вы всё ерундой занимаетесь? Вы знаете, что самое важное на дороге? (ответы детей) А вот и нет! Самое важное и нужное – это гвоздь, чтобы прокалывать шины у машин. (Достаёт из сумочки гвоздь), рогатка и камень, чтобы стёкла в машинах бить, лопатка чтобы ямы делать на дорогах.

Св.Св.: Да что ты, Шапокляк, разве можно так делать? Ребята уже сказали, что самое важное на дорогах – светофор и дорожные знаки, а ещё регулировщик.

Ш.: Регулировщик? Это ещё кто такой? И без него обойдусь. Я знаю, куда и как мне идти: хочу – иду туда, хочу – иду сюда.

Вед.: А вот и неправильно. Давай спросим у ребят, зачем на дороге нужен регулировщик? (ответы детей).

4 эстафета «Регулировщик».

Танец «Мы едем, едем, едем….»

Св.Св.: Шапокляк, а знаешь ли ты, как называется то место, где пассажиры садятся в общественный транспорт?

Ш.: Нет! А зачем мне это знать? Если нужно куда-нибудь доехать, то я прицеплюсь сзади к троллейбусу или автобусу и доеду. Ух! Красота!

Св.Св.: Да ты что Шапокляк! Разве так можно делать? А если ты сорвёшься и упадёшь, то попадёшь под колесо.

Ш.: Ерунда! Я держусь очень крепко!

Св.Св.: Крепко-то крепко, а как же те ямы, которые ты роешь на дорогах своей лопаткой? Попадёт колесо в эту яму, тряхнёт автобус, и ты свалишься.

Ш.: Ой, правда! Да я и не подумала об этом! Я, наверное, больше не буду так делать.

Вед.: Ребята, покажите Шапокляк, где нужно садиться в общественный транспорт. Как называется то место, где останавливается общественный транспорт для посадки  пассажиров?

5 эстафета «Остановка общественного транспорта».

Св.Св.: Я игру для вас затею.  Я задам для вас вопросы. Отвечать на них не просто. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я. это я, это все мои друзья».

Игра – «Это я. это я, это все мои друзья».

Ш.: Ну никак мне не сбить с толку ваших детей, пойду в другой детский сад, может там кого-нибудь запутаю. (Шапокляк уходит).

Св.Св.: На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда

Чтоб не случилась с тобою беда.

Св.Св. дарит детям фликеры, прощается и уходит.

Вед.: Сегодня, ребята, вы закрепили знания о Правилах дорожного движения, которые очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»

Пояснительная записка, содержание программы математического кружка, календарное планирование...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста        Воспитатель:Сенцова М.В.2015...

Рабочая программа «Знайка» подготовительной к школе группы «Гномики».

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида № 30»  Рабочая программа «Знайка»подготовительной к школе группы «Гномики». Разработана воспитателями:Дубовой В.А.Газовой М.Т....

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка" (старшая группа).

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка".     Программа «Знайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математич...

Рабочая программа "Знайка" по математике

Рабочая программа по развитию логического мышления у старших дошкольников...

Рабочая программа кружка " Математический Знайка"

развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,вообр...

Рабочая программа по взаимодействию с родителями для подготовительной группы"Знайки"

Целью программы является развитие ребенка в ДОУ и обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач посредством- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмо...