Доклад "Формирование знаний по обж у дошкольников"
учебно-методический материал по обж

Бердникова Надежда Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-berdnikovoy-n.v.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

ГРИБАНОВСКИЙ РАЙОН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Доклад на тему:

«Формирование знаний по основам безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
   

                                                                                                           

                                                                                                              Подготовила:

воспитатель

                    Бердникова Надежда Валерьевна

                                                         

                                               

с. Верхний Карачан, 2021

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан –  детей.

Ребёнок распахнут окружающему его миру, открыт в стремлении познавать его и исследовать. Любознательность и интерес к новому может сыграть с ребёнком злую шутку, если тот не будет знаком с основами безопасности жизнедеятельности.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными, жизненными ситуациями.

Ведь ребенок, не зная правил поведении в группе, на прогулке, на спортивной площадке, может нанести непоправимый вред своему здоровью. Дома детей также могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения основам безопасного поведения с самого раннего детства.

Слайд №2,3

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего в ребёнке — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Именно в детском саду дети получают первоначальные знания о безопасности в быту и на улице, осваивая их в разных видах деятельности.

Цель моей работы – формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, а также создание предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного поведения;

- формировать у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Слайд №4

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные эффективные формы работы с детьми:

- НОД;

- беседы;

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

- наблюдения;

- моделирование заданных ситуаций.

Слайд№5

В группе, мною, совместно с детьми оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Слайд№6,7

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься о тех или иных поступках героев и проводить соответственный анализ действий.

В книжном уголке нашей группы собрано множество литературных произведений, которые служат примером для детей такие так:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»;

 Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»,

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка»,

Б. Житков «Пожар», Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Слайд№8

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Многие игры ставят перед детьми задачу самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры, оформленные мной: «Скорая помощь», «Хорошо - плохо», «Вызов службы спасения», «Опасно- неопасно», «Знаки перепутались», «Какой знак лишний» и др.

Игры дают возможность:

- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

- научить различать потенциально опасные предметы;

- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

-познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Слайд№9

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок закреплял в продуктивной деятельности, реализовывал в играх, ведь все, чему учатся дети, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни.

Слайд№10,11,12,13.

В своей работе я также применяю метод проектов. Он актуален и эффективен. Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например: «Безопасность дома и на улице», «Школа юного пешехода» и др.

Слайд №14,15,16.

Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению их в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

В процессе работы по ОБЖ широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработаны такие презентации для занятий с детьми как: «Пожар в лесу», «Профессия- пожарный», «Опасные и безопасные предметы», «Правила дорожного движения».

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- совместные развлечения и досуги;

- родительские собрания (групповые и общесадовские);

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение на воде», «Весеннее половодье» и др.

Слайд №17

Результаты диагностики, проводимые мной, позволяют сделать следующие выводы. Выбранные методы и приемы по формированию у детей основ безопасности,  позволяют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту.Также выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников»

В авторской разработке : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников» предлогается форма для тестирования детей средней, старшей и подготовительной групп. Эта ...

"День Знаний" (праздник для старших дошкольников)

Предлагаю сценарий праздника, который проводится первого сентября. В празднике участвуют дети старшей и подготовительной к школе групп....

«Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»

       Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания ...

Проект «Маленькими шагами в большой мир знаний» (развитие творческих способностей дошкольников через технологию ТРИЗ)

Назначение проектаОбеспечить условия для развития творческих способностей дошкольников.Идея проектаИспользование технологии теории решения изобретательских задач будет способствовать развитию творческ...

Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию по теме: "Краеведческие знания в патриотическом воспитании дошкольников"

         Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаи...

Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в к...

Значение дидактических игр в формировании знаний о растениях у дошкольников

В ознакомлении дошкольников с растительным миром широко используют дидактические игры. В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Многие игры подводят детей ...