Главные вкладки

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию по теме: "Краеведческие знания в патриотическом воспитании дошкольников"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Рябцева Маргарита Альбертовна

               Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек. 

                     Наш родной край -  это город Тында, имеющий богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и уютными улицы, благоустраиваются  дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Мне захотелось, чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, и гордились бы местом, где они живут.

                     Как отмечал наш современник, академик Д. С. Лихачев  - чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfolio_ryabtseva.docx139.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение

    «Детский сад №2 «Росинка» комбинированного вида»

    г. Тында Амурской области

    ПОРТФОЛИО

    профессиональных достижений педагогического работника

    Амурской области

    Составил

    Ф.И.О. Рябцева Маргарита Альбертовна

    Должность воспитатель

    Заявлена первая квалификационная категория

    Дата проведения экспертизы ______________

    2014 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    Титульный лист                                                

    Основные разделы:

    1. Визитная карточка…………………………………………………………..3
    2. Информационно-аналитический отчёт о педагогической деятельности..4
    3. Подтверждающие материалы……………………………………………..44
    1. Копии документов, подтверждающие достижения педагогического работника:
    1. Диплом о высшем профессиональном образовании
    2. Копия  свидетельства прохождения  курсов повышения квалификации
    3. Копия удостоверения о краткосрочном повышении квалификации
    4. Аттестационный лист
    5. Копия трудовой книжки
    1. Лист самооценки
    2. Лист экспертной оценки
    3. Ходатайство руководителя МДОБУ ДС № 2 Росинка г. Тынды
    4. Отзывы родителей и коллег

    3.2.Копии документов, подтверждающие результаты учебных достижений …………………………………………………………………………………..45

    3.3.1 Грамота, дипломы, благодарственные письма

    8. Список литературы

    9. Приложение

    Раздел 1. Визитная карточка

    Фамилия, имя, отчество: Рябцева Маргарита Альбертовна

    Дата рождения: 09.01.1960 г.

    Место работы, должность, дата назначения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №2 «Росинка» комбинированного вида»  г. Тынды Амурской области, воспитатель с 13.05.2006 года.

    Профессиональное образование: Киргизский  Государственный  Университет, год окончания - 1983, специальность - «география», квалификация – «учитель географии».

    Общий трудовой стаж:  31 год, в данной должности – 26 лет, стаж работы в МДОБУ «Детский сад № 2 Росинка-  8 лет 5 месяцев.

    Квалификационная категория, срок действия: вторая квалификационная категория по должности «воспитатель»,  срок  действия: 18.03.2015 г.

    Сведения о курсах повышения квалификации:

    Кол-во часов

    Сроки обучения

    Тематика

    Наименование учреждения

    1

    72 часа

    01.09.2009г.-30.05.2010 г.

    «Экологическое образование в детском саду»

    Педагогический университет «Первое сентября»

    2

    72 часа

    10.02.2014г.-18.02.2014г.

    «Организация образовательного процесса  в ДОУ в соответствии с переходом с ФГТ на ФГОС»

    ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования.

    Награды:

    • Почетная грамота управление образования Администрации города Тынды, 2013 г.
    • Благодарность Управления образования Администрации города Тынды, 2014 г.

    Контактный телефон: 8 914-619 – 45 - 54

    Раздел 2 «Информационно-аналитический отчёт

    о профессиональной деятельности»

    Программно-методическое обеспечение педагогического процесса:

    Авторы

    Программы, методическая литература

    Издательство

    Год издания

    1

    Н.Е.Вераксы

    Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы»

    Москва.

    «Мозаика-синтез»

    2013г.

    2

    Александрова Е.Ю.

    Гордеева Е.П.,

    Постникова М.П

    Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

    Волгоград,

    «Учитель»

    2007 г.

      4

    Алешина Н.В.

    «Патриотическое воспитание дошкольников»

    Москва,

    изд. ЦГЛ

    2008 г.

    5

    Арапова-

    Пискарева Н.А.

    Программа  нравственно - патриотического воспитания «Маленькие россияне»

    «Мозаика синтез»

    2004 г.

    6

    Ветохина А.Я.и др.

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий»

    Санкт-Петербург,

    «Детство-пресс»

    2009 г.

    7

    Жуковская Р.И.,

    Виноградова Н.Ф.,

    Козлова С.А.

    «Родной край»

    Москва

    1985 г.

    8

    Зеленова Н.Г.  

    Осипова  Л.Е.

    «Мы живем в России»
    (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)

    Москва

    2008 г.

    9

    Иванова Т.В.

    «Система работы по воспитанию чувства патриотизма, старшая группа»

    «Корифей»

    2008 г.

    10

    Иванова Т.В.

    «Система работы по воспитанию чувства патриотизма, подготовительная группа»

    «Корифей»

    2008 г.

    11

    Новицкая М.Ю.

    «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

    Москва

    2003 г.

    12

    Леонова Н.Н., Неточаева Н.В.

    «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

    Волгоград,

    «Учитель»

    2013 г.

    13

    Шорыгина Т.А., Казаков А.П.

    «Нравственно-патриотическое воспитание»

    Москва,

    «Прометей;

    Книголюб»

    2007 г.

    14

    Маханева М.Д.

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

    Москва,

    «Сфера»

    2010 г.

    Раздел I.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

    Тема: «КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Длительность работы над опытом:

     Работа по патриотическому воспитанию детей посредством краеведения проводилась мною в течение 3-х лет, с 2011 по 2014г.

    Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

    Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку приобщиться к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

    В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

    Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задача педагогов и родителей -  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Сформировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных, недаром на территории Российской Федерации разработана и введена в действие  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Сложности патриотического воспитания вызваны переосмыслением в обществе таких понятий, как«патриотизм», любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей», нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать  эти чувства.

    Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

    Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

    Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, а также социальными партнерами).

    О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому  тема «Краеведческие знания в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» так актуальна. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

    В своей  работе я  опиралась на положения концепции модернизации дошкольного образования на период до 2010 года, где определены социальные требования к системе российского образования: «…именно образование в первую очередь должно собрать воедино значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма».

    При составлении перспективного плана работы (приложение №1)использовала программу Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско- патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.  Опиралась на рекомендации Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ».  

    Используя в работе  учебно-методическое пособие Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр. Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф.«Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л.Л. «Я и мир (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста). Для формирования основ правовогосознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия: Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет. Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.  Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания. Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

    Ведущая идея работы – создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством  включения  краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение ко всем жителям нашего города, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.

    В соответствии с целью были сформулированы  следующие задачи:

    •  создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
    •  предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
    •  знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;
    • взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

    Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

       Словесные- объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов,  пропевание  песен).

    Наглядные - показ, имитация, воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

    Практические- упражнения, конкретные задания, игровые приемы.

    Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:

    • Принцип  развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
    • Принцип необходимости и достаточности;
    • Принцип интеграции образовательных областей;
    • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
    • Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);
    • Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
    • Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
    • Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);
    • Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей( «принцип комплексности» )    

    Патриотическое воспитание в краеведческой деятельности осуществлялось мною с помощью следующих средств, среди которых можно выделить:

    1. Группу художественных средств: художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств патриотизма.

    2.Природу:Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

    3.Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственно-патриотического поведения.

    Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство патриотического воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений.

    4. Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

    5.Информационно-коммуникационные технологии (использовала в работе компьютер, Интернет-ресурсы, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование).

    В своей деятельности опиралась на различные формы работы¸ разбитые на тематические блоки:

    Блок1. « Моя семья»

    • Беседы: «У нас дружная семья», «Я – помощник», «Традиции и любимые занятия моей семьи», «Как мы отдыхаем?», «Что я делаю вечером, чем занимаюсь?»;
    • Рассматривание  фотоальбома: «Моя семья», «Мой ребёнок»;
    • Дидактические игры: «Кто где работает?», «Скажи ласково»,

    «Продолжи предложение»;

    • Художественное творчество: лепка  «Я и моя семья»; аппликация

    «Моей мамочке», «Подарок для папы»; рисование «Моя семья», «Как я провел выходной день?», «Портрет мамы(папы)»,  «Наши домашние питомцы»; конструирование «Мебель для нашего дома», «Подарок к 8 марта» (изготовление открыток);

    • Составление рассказов по картинкам: «Моя семья», «Праздники  в нашей семье», «Как я помогаю дома маме?»;
    • Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Обставим квартиру», «День рождения»;
    • ИКТ: просмотр презентации «Моя мама – лучше всех».

    Блок 2. «Природа родного города»:

    • Беседы:-  Климатические условия города («Золотая осень к нам пришла», «Идет волшебница зима», «Весна идет сторонкой, да где ж она сама», «Хочешь поглядеть на лето?» и др.;

    -  Растительный мир нашего края («Береги лес», «Грибное царство», «Загадки леса», «Этажи леса», «Ягод полный кузовок»);

    -  Животный  мир («Царство зверей», «Животные нашего края», «Нелюбимые животные», «Животные -  наши помощники»);

    - Птицы («Как узнать птиц?», «Птицы в наших лесах», «Перелетные и зимующие птицы», «Берегите птиц зимой»);

    - Реки и обитатели рек («Кто живет в реках нашего города», «Обитатели водоемов нашего края», «Где живут рыбы зимой?»);

    - Насекомые («Кто такие насекомые?», «Таинственный мир насекомых», «Куда деваются насекомые зимой?»);

    - Правила поведения в природе («Как вести себя в лесу?», «Что нельзя делать в природе?», «Как избежать неприятностей?»);

    • Д/игры:«С какого дерева лист», «Не каждый грибок в кузовок», «Ягоды лесные и садовые», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?»,

    «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Знай свой край», «Птицы нашего города»);

    • Различные викторины: «Путешествие по временам года», «Тайна птичьего мира», «Животные нашего края», «Загадки проказницы зимы»,«Рыбье царство», «Зеленая аптека», «Осенние загадки»;
    • Оформление альбомов с видами животного и растительного мира нашего края: «Люби и знай свой край», «Гербарий растений  Амурской области», «Животные нашего края», «Растительный мир», «Они нуждаются в защите», «Насекомые», «Птицы»;
    • Чтение  и заучивание художественной литературы: А. Пушкин «Зима», А. Плещеев «Скучная картина»,  Е. Головин «Осень», С.Есенин «Белая береза», И. Суриков «Ярко солнце светит»,заклички («Дождик, дождик убывай», «Морозушка- мороз», «Радуга-дуга», «Гром, гром…»);
    • Проекты:«Поможем птицам зимой!», «Весна идет, весне дорогу», «Осень золотая», «Волшебница зима»;
    • ИКТ: Презентации «Осень – золотая пора», «Весенняя Тында», «Зимние узоры», «Лето  в нашем городе», «Загадки природы родного края»;
    • Экскурсии:«Осенний лес», «На нашей  реке», «Зимняя сказка», «Весенние изменения в природе», «Этот удивительный мир насекомых».

    Блок 3. «История города и его достопримечательности»:

    • Беседы: «Мой город», «Путешествие по улицам  города»,«Достопримечательности города», «Что это за здание?»;
    • Рассматривание фотоальбомов: «Мой родной город», «Наш  город глазами экскурсий»;
    • Чтение  художественной литературы: стихотворения - Т.Шульга

    «О Севере»,В. Архипов «Столица Бама», В. Гузий «Тында»,Г.Кузьмин «Таежная столица», С. Серков «Тында – город юности моей»; очерки -  А. Иконников-Галицкий «Симфония БАМа», Н.А. Ладынский «Камень на пьедестале», И. Матвеев «Огни и звезды магистрали», С. Мищенко «И в тылу ковалась победа», М. Иванова «Я и сегодня помню всё»;

    • Дидактические игры: «Район, в котором мы живём», «Волшебные ленты дорог», «Герб города», «Сложи герб из частей», «Угадай здание?», «Заколдованный город»;
    • Рисование: «Мой любимый город», «Где я отдыхал», «Путешествие по городу», «Зимняя сказка», «Весенние картинки», «Главная улица нашего города», «Машина едет по дороге»;
    • Строительные игры: «Построим город будущего», «Наш город», «Наша улица», «Мой любимый детский сад»;
    • Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Поедем на поезде», «Путешествие по городу»;
    •  ИКТ:  Презентации   «Тында – наш город», «Тында раньше и сейчас», «Достопримечательности Тынды»;
    • Экскурсии:в Музей истории БАМа, к доске почета, к мемориалу, павшим воинам в годы ВОВ, к Храму Святой Троицы, на главную улицу города;

    Блок 4. «Предприятия города»:

    • Беседы: «Кем быть», «Профессии взрослых», «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей»;
    • Составление творческих рассказов:  «Кем я буду, когда вырасту»,

    «Мой город в будущем»,  «Моя мечта»;

    • Сюжетно-ролевые игры:«Аптека», «Почта», «Детский сад», «Школа», «Магазин», «Ателье», «Строительство дома», «Мы – шоферы»;
    • Дидактические игры: «Бабушкина избушка», «В русской избе», «Кому, что нужно для работы?», «Кто больше назовет действий?», «От зернышка до булочки»;
    • Экскурсии:  в пожарную часть, библиотеку, в магазин «Стинол», на автобазу, железнодорожный вокзал, учебный центр по подготовке машинистов поездов, школу, кинотеатр;
    • ИКТ: просмотр презентаций «Все профессии важны», «Кем быть?».

    Блок 5. «Тындинские  писатели и поэты»:

    • Чтение очерков о Тынде, истории строительства БАМа: А. Логинов «С чего начинается город», «Поезд на восток»; С. Колесова «Счастливое время, счастливые судьбы»;  И.Шестак «БАМ принимает пополнение», «Десант на большой БАМ»; А. Рощин «Как строили мы Тынду», Т. Андреева «Первые»; И.Красиков «Не ради личной славы»;
    • Рассматривание фотоматериала из книги В. Гузий «Тында»;
    • Заучивание стихотворений: Г. Кузьмин «Таежная столица», Л. Моор «Признание в любви к городу Тында», В. Гузий «Тында», Т.Шульга «О севере» и др.

    Блок 6. «Тында глазами художников и фотографов»

    • Рассматривание репродукций: художника Ю. Титова  из серии картин о БАМе;  фотографий из книги «Тында» В. Гузий;
    • Составление  творческих рассказов:«Чем мне нравится картина», «Как строили наш город», «Тында - крайняя точка Москвы»;
    • Организация выставки: «БАМ глазами художников», «Весна в нашем городе», «Разноцветное лето», «Зимушка-зима».

    Блок 7. Народные промыслы:

    • Беседы: «Народы Севера», «По оленьим тропам», «Народные промыслы  России»;
    • Дидактические игры: «Из чего сделан предмет?», Лото «Дымковская игрушка», «Собери узор», «Угадай, что это за предмет?»;
    • Рисование по мотивам народной росписи: «Нарисуй узор», «Укрась рукавичку», «Красивые унты», «Олешек», «Укрась платок»;
    •  ИКТ: просмотр презентаций -  «Дымка», «Гжельские узоры»«Филимоновская игрушка», «Народные промыслы Севера»;
    • Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в музей».

    Ожидаемый результат:

    1. Формирование  у дошкольников основ патриотизма, гражданственности  за счет внедрения в образовательный процесс кружковой работы.
    2. Расширение знаний детей об истории, культуре, природе своей Малой Родины и России.
    3. Обогащение предметно-развивающей среды.
    4.  Вовлечение родителей в кружковую деятельность  с целью воспитания у детей патриотических чувств, привития любви к родному городу.

    Работа была распределена на определённые этапы:

    1. Организационный этап

    1 этап – организационный – сентябрь 2011г. – октябрь2011г. Проведён анализ литературы, создана предметно-развивающая среда, организован сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном городе и отношения к нему), проведено анкетирование родителей.

    Изученалитература:

     1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007 г.

    3. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

     4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство – пресс», 2011 г.

    5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников  (Под ред. А.М. Виноградовой),  М., 1991 г.

        6 .  Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире.

    Журнал  «Дошкольное воспитание» № 9, 2001 г.

         7.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007г.

     8.  Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003г.

    9. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992 г. 10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: 2004 г.

     11. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984г.

     12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 г.

    13.  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез , 2006 г.

     14. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1972 г.

    1. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005 г.

    Создание предметно-развивающей среды

    Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С этой целью в группе был организован уголок патриотического воспитания и уголок краеведения.

     Уголок краеведения  включает в себя:

    • Символику города и области
    • Тематические альбомы и фотоальбомы («История города», «Наш город Тында», «Природа »,  «Знаменитые люди нашего края», «Красная книга Амурской области», «Гербарий растений  Амурской области»);
    • Дидактические игры «Что лишнее?», «Подбери правильно», «Лекарственные растения», «Что за животное?», «Угадай, что за птица?»;
    • Подборка книг  о Тынде, о БАМе:

    - В. Гузий«Тында: От оленьих троп до столицы БАМа»;

    - Е.Басин «Строить, значит жить»;

    - В.Абдрахманов «Время свершений и созиданий»;

    - Н. Шульман «География Амурской области»;

    -Г.Копосов «БАМ продолжается»;

    -Ю.Титов, В.Чуканов «Сказание о БАМе».

    • Репродукции картин художниково о БАМе: Юрий Титов - «Мостостроители»,«Строительство БАМа», «По вечной мерзлоте», «Проспект Ленина», «В районе Ургала».
    •  Фотографии: Геннадий Копосов и Валерий Корешков на тему «Из истории БАМа».
    • Подборка стихотворений: Ю. Могутин «Мой северный поселок», «Непогода», «Помогите медведю», «Чем пахнут звериные следы».
      Уголок патриотического воспитания:
    • Символика нашего государства  (изображение герба, флага).
    • Портрет президента России.
    • Фотоальбом  о столице нашей Родины: «Москва – главный город России».
    • Иллюстрации художников о природе России: И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Зимой в лесу», «Березовая роща», «Золотая осень», «Осень»; А.А.Пластов «Сенокос»; И.Э.Грабарь «Февральская глазурь»; А.А.Пластов «Первый снег»; В.Поленов «Золотая осень».
    • Книги из серии «Народные промыслы России»: «Хохлома», «Русский сувенир», «Каргополь», «Дымковская игрушка», «Узоры Северных народов».

    Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, мною были предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе. ( Приложение № 2)

    В начале работы мною был выявлен круг проблем, таких как:

    • незнание детьми названия города, улицы, где они живут;
    • неумение вести себя на улицах родного города;
    •  неуважение к результатам труда людей;
    •  непонимание родителями важности знаний у детей о родном городе и чувства патриотизма;
    •  отсутствие гордости за свой родной город, осознания своей гражданской принадлежности.

    В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице.  У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанные.  

    Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей. (Приложение № 3)Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.

    На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой.  В одном из разделов программы  проводила знакомство ребят с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получали общее представление о нашем городе, стране, углубляли знания детей о своей семье.

    2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2011г. – март 2014г. На данном этапе мною был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.    

            Систему работы с детьми построила с учётом возрастных особенностей детей, их способностей и интересов.  Кружок «Краеведение» проводился один раз в неделю. Количество детей -15 человек.

    Кроме этого, краеведческие знания старалась дать всем детям группы, во время совместной деятельности (во время НОД и в режимных моментах), в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками), в работе с родителями. На данном этапе особенности своего края изучали более детально, подробно. Продолжалось формирование познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему  нашего города.

    Большое внимание уделялось месту  Тынды на карте России, истории названия города,  поселков нашего района, рек, природе, памятным местам. Расширялись  знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города. Тында  рассматривалась  как часть России. Дети познакомились с гербами Тынды, Благовещенска, нашей страны, флагом. Полученные знания закреплялись детьми на экскурсиях по городу,  в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

    Все выше указанные тематические блоки были тесно связаны между собой логически и вместе представляли собой целостную картину сведений о родном городе.  

    Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми:

    - Наблюдения: за сезонными изменениями в природе, растительным миром, насекомыми, птицами, прохожими, работой дворника и других сотрудников детского сада, движением транспорта.

    - Целевые прогулки: по городу и  близлежащей к детскому саду территории (ознакомление с  работой транспорта, улицами, зданиями, домами нашего города, горожанами, работой светофора, правилами перехода улиц и т.д.).

    - Беседы с детьми: «Транспорт нашего города», «Перелетные и зимующие птицы», «Флора и фауна наших лесов», «Грибы: ядовитые и съедобные», «Царство насекомых», «Профессии взрослых».

    - Сбор природного материала: для гербария и изготовления поделок (шишки, листья, ветки, цветы, трава и т.д.).

    - Опыты: «Почему тает снег?»,  «Как родилась сосулька», «Свойства воды», «Земля и песок».

    - Поисковая деятельность: «Куда спрятались насекомые», «Где больше листьев на деревьях на нашем участке?», «Где быстрее тает снег?», «Куда спешат муравьи?».

    - Просмотр презентаций: «Весенние изменения в природе», «Осень золотая и поздняя», «Зимние развлечения», «Как звери готовятся к зиме».

    - Создание книг – самоделок: «Мой город», «Моя семья».

    - Досуги и праздники:«Земля – наш общий дом», «С любовью к Тынде», «Осенние посиделки», «Мама, папа, я– спортивная семья», «Здравствуй, матушка Зима», «Загадки бабушкиного сундучка».

               -Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Птицы», «Звери», «Зоологическое лото».

              - Различные виды изобразительной деятельности: Аппликация - «Разноцветная наша осень», «Сосновый бор», «Елочка»; рисование - «Мой город  летом», «Мое яркое лето», «Мои увлечения зимой», «Русская березка», «Ветка рябины»; лепка - «Декоративное панно», «Дерево весной», «Грибы»,«Животные нашего края», «Птицы»; поделки из бумаги - «Цветок для любимой мамочки», «Осенний букет»,« Подарочная сумочка»,  «Поздравительная открытка».

                - Чтение художественной литературы: В. Чаплин «Птицы в нашем лесу», Ю. Могутин «Мой северный поселок», И. Бунин «Листопад», В. Бианки «Листопад», С. Есенин «Белая береза».

    Центральным звеном по знакомству с родным краем в моей работе являлись экскурсии. На экскурсиях дети получали знания о родном городе, крае, обогащались знаниями о труде людей, их жизни. По характеру решаемых педагогических задач  мною проводились с детьми четыре разновидности экскурсий.

    • Природоведческие экскурсии:

            Целью таких экскурсий ставила познакомить детей с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе нашего города.

            Организовывала их  на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста  было проведено  три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где  решением  являлось знакомство с природой, накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности, в зависимости от погодных условий нашего города.

    • Экологические экскурсии (лес, «экологическая тропа»).Цель - освоение детьми правил поведения в природе, привитие им  любви к природе и бережному к ней отношению.
    • Экскурсии на  объекты города(Автобаза, магазин, строительство дома, пожарная охрана, городская библиотека, музей )

    Они помогли детям освоить представление о труде людей  города:

    - осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);

    - знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;

    - формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);

    - ознакомление с личностными и профессиональными качествами работников;

    - воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;

    - осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.

    • Экскурсии эстетического характера (автобусная экскурсия по городу, на реку Тында, в кинотеатр)помогали  детям  научиться воспринимать красоту природы нашего города.

    Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой города, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую Родину. Все прогулки и путешествия были организованы в определенной последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному».

    Путешествия с детьми среднего дошкольного  возраста начались с территории детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения, оборудование детских площадок,  дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно  сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада.

    После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад, где дети запечатлели дом, который для них стал родным. Экскурсия по территории детского сада не прошла даром. Когда при подготовке к новому учебному году, был организован субботник по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила  качели!», «Мой папа сделал паровозик и теперь мы будем кататься на нем!».

    А сколько эмоций, радости и удовольствия  ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ.  Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу. Затем мы рассматривали двор жилого дома, расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли сами рассказать о том, что двор чистый, потому что работал дворник и убрал территорию. На вопрос: «Может ли двор остаться чистым без помощи дворника?», не все дошкольники, к сожалению, смогли ответить. И только после беседы о том, что если все жители будут бросать мусор в урну, двор будет оставаться чистым, ребята уяснили, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.  Наблюдение за работой дворника и машин-помощников - мусоровоза, трактора помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор чище, уютнее. А беседы по содержанию помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

            Целевая прогулка в парк, расположенный в центре города, помогла увидеть красоту родного города: зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы,  помогают человеку радоваться и гордиться своим краем.  Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители. Ухоженные, чистые, яркие скверы, улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.

    В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширился.  О тружениках, внесших вклад в развитие нашего города, дети узнали во время экскурсии к  Доске Почета. Рассматривая фотографии, объяснила детям, что прикладывая усилия, можно добиться многого. Расширить представления детей о профессиях и содержании труда горожан, помогли экскурсии в библиотеку,  на железнодорожный вокзал, в магазин продуктовых и промышленных товаров, в пожарную часть.

    Экскурсии  к мемориалу «Вечный огонь», к памятнику в память погибших воинов в наши дни, возложение живых цветов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов наших соотечественников. Старалась донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.   С детьми закреплялись  такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “Трудовой подвиг”.

    Очень познавательной, интересной и запоминающейся была экскурсия в пожарное отделение города. Здесь дети познакомились с трудом пожарных, подержали в руках  средства пожаротушения. Пожарные провели беседу на тему « Как избежать пожара и как вести себя на случай пожара», показали, как пользоваться огнетушителем. Ребята примерили на себя защитный шлем пожарного и посидели в  кабине пожарной машины. В детском саду беседа о труде пожарных была продолжена, ребята активно участвовали в беседе «Приключения спички», нарисовали рисунок« Пожарная машина едет по дороге».

    История нашего города тесно связана со строительством железной дороги. Совместно с родителями нами была организована экскурсия на железнодорожный вокзал, в ходе которой дети побывали в здании вокзала, перроне, посмотрели на движение поездов, тем самым было выяснено значение дороги в жизни нашего города. Дети с удовольствием рассказали, куда ездили по дороге с родителями, где отдыхали. Здесь же мы побывали в учебном центре по обучению машинистов поездов. Нам предложили посидеть в кабине тепловоза, и дети почувствовали себя настоящими машинистами. На мониторе было видно, как едет по рельсам поезд, меняются сигналы семафора. После этой экскурсии почти все мальчики группы решили стать машинистами поездов, а это ли не результат нашей работы!

    Не менее интересной для ребят была и экскурсия в СПОШ № 7. Завуч школы Золотарева Е.В. организовала экскурсию по кабинетам школы, спортивному и актовому залу, школьному музею, библиотеке. Ребята побывали на уроке в начальной школе, приняли участие в физкультминутке. После экскурсии мною была проведена беседа « Что мне понравилось в школе?», закрепили пословицы об учении и предложено нарисовать рисунок  « Школа, в которую я пойду скоро учиться».

     С помощью родителей была проведена  обзорная автобусная экскурсия по городу, в ходе которой дети закрепили названия улиц, достопримечательности и административные здания нашего города. В ходе этой экскурсии мы побывали на реке Тында, полюбовались красотой  природы, реки, вспомнили названия деревьев, рыб, птиц нашего края.

    Для ознакомления с трудом водителя была организована экскурсия на автобазу БСМ. Дети с удовольствием рассмотрели машины автобазы, вспомнили названия, для чего они предназначены, выделили типы машин. Посмотрели, как ремонтируют машины, где машины «отдыхают». Водители автобазы с удовольствием отвечали на вопросы детей, куда ездят, что перевозят, где ремонтируют машины. Такая экскурсия была не только познавательной, но и расширила знания детей о труде взрослых автобазы: водителя, диспетчера, слесаря, механика, сторожа.

    Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи с краеведческим музеем и городской библиотекой. Выставки, предложенные детям «История БАМа», «Герб семьи», «В русской избе», «Наедине с осенью» продолжали воспитывать в детях чувство гордости за свой город, его жителей, его защитников, вызывали желание быть похожими на них, делать все для улучшения жизни своих близких, родных. Путешествия по городу мы продолжали и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями организовывала деятельность в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем. Путешествуя по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина», «Отчизна», «Малая родина».  Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Дети узнали о том, как жил и развивался наш город  с момента своего рождения, вспомнили важные события, которые произошли в городе, обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а также то новое, что появилось за последние годы. Сопоставляя «старый» и «новый» город, выдвигая аргументы в пользу разных районов города,  подвела детей  к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. «Это наш с вами город – нам нравится здесь жить, играть, учиться и гордиться Тындой!». При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут  и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

    С символикой города  познакомила детей на занятии «Герб нашего города». Рассказав о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Тынды. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего района среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу. Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город Тында», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.   На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» одной из главных задач была следующая – вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дети увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось  продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Деятельность, организованная и проведенная в нетрадиционной форме, позволила мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

    3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 года – май 2014 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.   Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.  

    Технологию диагностирования уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала   технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

    На её основе выявила уровень нравственно-париотической воспитанности дошкольников.  Также использовала систему мониторинга достижения детьми примерной основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Применение данной технологии диагностирования  позволило мне отследить за уровень повышения  нравственной  подготовленности детей, развитие их патриотических чувств.

    Уровни  нравственно-патриотической подготовленности детей

    в краеведческой деятельности

    за 2011-2014 год

    Уровни

    2011-2012

    2012-2013

    2013-2014

    Высокий

    18%

    46%

    36%

    Средний

    35%

    51%

    14%

    Низкий

    63%

    35%

    2%

     Диаграмма уровня  нравственно-патриотической подготовленности детей

    в краеведческой деятельности

    за 2011-2014 год

    По данным диагностики, проводимой с 2011 -2014 г. уровень нравственно-патриотической  подготовленности постепенно растет (2011 год – В-31%, С-59%,Н -10%; 2014 год – В- 63%,С- 35%, Н-2%)  В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 28%, низкий уровень присутствует за счет прибывших вновь детей.

    Диаграмма уровня нравственно-патриотической подготовленности детей в краеведческой деятельности

    за 2011-2012 год

    В диаграмме уровня  хорошо видно, что высокий уровень знаний повысился на 13 %,  а низкий - значительно уменьшился.

    Диаграмма уровня нравственно-патриотической подготовленности детейв краеведческой деятельности

    за 2012-2013 год

    В диаграмме уровня  хорошо видно, что высокий уровень знаний повысился на 13 %, средний понизился на 6 % ,низкий – на 7 % .

    Диаграмма уровня нравственно-патриотической подготовленности детей в краеведческой деятельности

    за 2013-2014 год

    Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

    • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.  
    •  У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.  
    •  Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.  
    • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

    Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы дошкольников  во Всероссийских конкурсах рисунков: «Мое яркое лето», «В царстве грибов», «В гостях у светофора», международном «Давайте рисовать».

    Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В работе с семьёй опираюсь  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.   В работе с родителями мною использовались разнообразные формы:

    • Родительские собрания: «Что такое патриотизм сегодня?», «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры»,«Развитие патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом», «Семья и родной дом».
    • КВН: «Люби и знай свой край».
    • «Круглый стол»: «Природа и здоровье детей».
    • Мастер-класс: «Изготовление поделок из природного материала», «Подарок близким» (изготовление цветов из бумаги).
    • Конкурсы: «Поздравляем наших пап», «Берегите птиц зимой» (рисунок), «Огородное чудо» (поделки из овощей), «Поделки к Новому году», «Нетрадиционное спортивное оборудование».
    • Совместные походы: библиотека, музей истории БАМа, кинотеатр, железнодорожный вокзал.
    • Создание фотоальбомов:«Мой город и я», «Моя семья».
    • Консультации: «Прекрасное рядом», «Как знакомить детей с государственными символами».

    Такие формы работы объединили родителей и детей, обогатили общение между ними и доставили радость.

    Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляками», родительское собрание в форме круглого стола  на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.

    С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, были проведены занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

    Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

    Так же было проведено родительское собрание на тему « Как научить ребенка любить родной край?».  Участники собрания приняли активное участие в беседе, показали свои знания о своем родном городе, о животном и растительном мире нашего края. Дети и родители узнали много интересного об истории нашего города.

     На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:

    1. Формировать представление о мире семьи;
    2.  Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;  
    3.  Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

    Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение трех лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Родители показали свою творческую индивидуальность.

    Оценка родителей о совместно проделанной работе:

    • 100% отметили сплочённость коллектива;
    •  55% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
    •  52% старались оказать помощь педагогу;
    •  40% оказывали поддержку детям  

            У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду  (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.   Повысился  также интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как  образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Мною приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

    В своей работе с семьями воспитанников придерживалась принципа: «В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей». Советовала родителям на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, проводить работу со своим ребенком по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. В процессе моей работы по теме с родителями детей нашей группы, многие из них сделали для себя вывод, что успеха в патриотическом воспитании детей  можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди…

    Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующим выводам:

    • В период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры.
    • Интерес к истории,  традициям культуры родного края поддерживается  через различные виды деятельности детей, прежде всего через экскурсии, игру и продуктивные виды деятельности. Кроме формирования  на занятиях по краеведению  патриотических чувств,  у дошкольников расширяются познавательные интересы к окружающему миру. Воспитанники нашей группы научились более осознанно воспринимать события и факты социальной действительности, анализировать их. У них появился устойчивый интерес к изучению родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Также можно отметить, что вырос интерес детей к разным видам деятельности, появилась изобретательность, значительно повысился эмоциональный  фон на занятиях по знакомству с родным городом.

    Новизна моего педагогического опыта работы заключается в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения инновационных педагогических программ и технологий, форм и методов работы.

    Мои воспитанники являются активными участниками городских конкурсов и соревнований:

    Результаты участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях:

    Учебн. год

    Название мероприятия

    Уровень

    Результат

    2012

    «В ожидании Дедушки Мороза»

    Городской

    Кожан Ольга, участник

    2013

    «Маленькая елочка»

    Городской

    3 место Фомин Валера в номинации«Снеговик»;

    3 место Храброва Аня

    «Аппликация»

    2014

    «Пожарный доброволец:

    вчера, сегодня, завтра»

    Муниципальный этап Всероссийского конкурса

    Спирин Сергей
    Диплом

    2014

    « Пожарный доброволец:

    вчера, сегодня, завтра»

    Муниципальный этап Всероссийского конкурса

    Кожан Ольга

    Сертификат участия

    2014

    « Наши руки не для скуки» по теме « 40 лет БАМу»

    Городской

    Храброва Аня

    3 место

    2014

    « Безопасная дорога»

    Городской

    Пьянова Варя

    Сертификат участия

    2014

    « Безопасная дорога»

    Городской

    Храброва  Аня

    Сертификат участия

    2014

    « Пожарный доброволец:

    вчера, сегодня, завтра»

    Региональный  этап Всероссийского конкурса

    Спирин Сергей
    Диплом

    2014

    «Весеннее настроение»

    Международный

    на образовательном портале Маам.ru

    Пьянова Варя

    Диплом

    2014

    «Весеннее настроение»

    Международный

    на образовательном портале Маам.ru

    Мошина Ульяна

    Диплом

    2014

    «Давайте

    рисовать!»

    Международный

    конкурс рисунков

    Храброва  Аня

    1 место

    2014

    «В царстве

    грибов»

    Всероссийский

    Юрченко Вероника

    3 место

    2014

    «Мое яркое лето»

    Всероссийский

    Пьянова Варя ,1 место

    Номинация - рисунок

    2014

    «Мое яркое лето»

    Всероссийский

    Комогорцева Вероника

    1 место

    Номинация - фотография

    2014

    «Осень – золотая

    пора»

    Всероссийский

    Василенко Ярослава,

    3 место

    Номинация - рисунок

    2014

    «В гостях у светофора»

    Всероссийский

    Мошина Ульяна

    Лауреат

    2014

    «В гостях у светофора»

    Всероссийский

    Храброва Аня

    Лауреат

    2014

    «Мои родители – полицейские»

    Областной

    Подорожный Данил

    Участник

    Обобщение и распространение

    педагогического опыта.

    Проведение мастер-классов, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и других формах педагогического общения

    Форма участия

    Тема

    Уровень

    Сроки

    Результат

    1

    Открытый просмотр непосред.-образовательной деятельности с детьми  старшей  группы

    Путешествие в страну

    «Светофория»

    ДОУ

    2013

    Диссеминация опыта среди родителей, педагогов (с участием инспектора ГИБД)

    2

    Открытый просмотр непосредствен.

    образовательной деятельности с детьми  старшей

    группы  

    « Загадки природы родного края»

    ДОУ

    2014

    Диссеминация  опыта работы  среди педагогов и родителей в рамках кружка «Краеведение»

    3

    Выступление в РЦ «Дополнительное образование»

    «Работа с родителями в рамках

    кружка «Краеведение»

    Городской

    2014

    Диссеминация опыта работы среди педагогов города

    4

    Открытый просмотр непосредствен.

    образовательной деятельности с детьми  подготов.

    группы  

    « Красный, желтый, зеленый»

    Городской

    2014

    Диссеминация опыта среди родителей, педагогов

    (с участием инспектора ГИБД)

    5

    Мастер-класс

    «Гвоздика. Поздравительная поделка к празднику Великой Победы»

    Международный образовательный портал Маам.ru

    2014

    Свидетельство

    6

    Мастер-класс

    « Новая жизнь старой обложки. Подарочная сумочка»

    Международный

    образовательный портал Маам.ru

    2014

    Свидетельство

    7

    Методическая разработка

    «Наш город краше всех»

    ( фоторепортаж к 40-летию БАМа)

    Международный

    образовательный портал Маам.ru

    2014

    Свидетельство

    8

    Методическая разработка

    « Хорошо у нас в саду»

    Международный

    образовательный портал Маам.ru

    2014

    Свидетельство

    9

    Методическая разработка

    « Приезжайте в Тынду к нам»

    Международный

    образовательный портал Маам.ru

    2014

    Свидетельство

    Участие в творческих и профессиональных конкурсах:

    Наименование конкурса

    Уровень

    Сроки

    результат

    1

    Педагогический

    конкурс буклетов« Растим детей здоровыми»

    Городской

    2014г.

    Сертификат участия

    2

     « АРТ – штурм»

    Мастер-класс « Рождение цветка»

    Областной

    2014 г.

    Сертификат участия

    3

    Конкурс « Таланты России»

    Фотоальбом « Тында – наш город»

    Всероссийский

    2014г.

    Диплом 2 место

    4

    Конкурс « Таланты России»

    Фотоальбом « Осень –золотая пора»

    Всероссийский

    2014 г.

    Диплом 1 место

    5

    « Россия во времени: истоки любви и доблести»

    Областной

    2014 г.

    Участник

    Рябцева Маргарита Альбертовна                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вопросы компьютерного тестирования воспитателей на первую квалификационную категорию

    Вопросы компьютерного тестирования воспитателей на первую квалификационную категорию...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию...

    Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

    Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию

    Материал для портфолио на первую квалификационную категорию для воспитателей детских садов по критериам 2017 года....

    Портфолио аттестации на первую квалификационную категорию

    Здесь размещены материалы аттестации на первую квалификационную категорию...

    Презентация "Портфолио воспитателя на 1 квалификационную категорию"

    Презентация "Портфолио воспитателя на 1 квалификационную категорию"...