Главные вкладки

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию
    статья на тему

    Удовиченко Татьяна Александровна

    Материал для портфолио на первую квалификационную категорию для воспитателей детских садов по критериам 2017 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiticheskaya_spravka_predm-razv._sreda.docx24.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    К3.П5.

    Создание развивающей предметно-пространственной среды группы

    Информационная справка

    Характеристика группы:

    Возраст детей: средняя группа 4-5 лет, старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет.

    Гендерные особенности: средняя и старшая группы - 9 мальчиков, 11 девочек, подготовительная группа – 10 мальчиков, 10 девочек.

    В связи с тем, что одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО, нами организована в группе среда, выполняющая  образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работающую на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При создании предметной среды мы руководствовались следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: 

    • Безопасность;
    • Реализация образовательной программы дошкольного образования;
    • Учет возрастных особенностей детей;
    • Психологическая комфортность пребывания детей в группе.

    Комфортная предметно-пространственная среда

    - Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям (ранний возраст): Игрушки большие, яркие, соответствуют и возрастным и гендерным особенностям группы;

    - Соответствует особенностям детского восприятия: деятельностный характер восприятия (все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка);

    - Соответствует своеобразному пространственному восприятию (зонирование игровых и образовательных областей, в том числе зона условной изоляции, которая детям необходима время от времени).

    Инициативность и самостоятельность ребенка:

    - В наличии достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи взрослых (конструктор, кубики, мозаики, игры-пазлы и др.).

    - Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.

    Цветовое решение интерьера группы

    - Цветовая гамма стен спокойная пастельных тонов розового оттенка;


    - Присутствуют яркие предметы в виде игрушек, утвари, ярких элементов украшения;

    - Домашняя обстановка (наличие мягкого ковра, миниатюрных элементов мебели, имитирующие домашнюю);

    - Визуальный психологический комфорт (элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающий взаимосвязь с окружающим миром в данное время года.

    Гибкость, трансформируемость, вариативность

    - Зоны мобильны и легко передвигаются при необходимости;

    - Игрушки сменяемы по возрастным требованиям и интересам детей;

    - Игрушки, с которыми дети могут играть самостоятельно, мы располагаем в доступных для них местах (открытых, низких полках);

    - В группе мы учитываем особенности контингента воспитанников (для мальчиков созданы технологичные игры, для девочек – отражающие мир спокойствия, уюта и красоты).

    Безопасность

    - Крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене;

    - Игровые зоны отделены от зоны приема пищи, зоны спокойной деятельности и зоны двигательной активности.

    Полифункциональность игрового оборудования + 

    предметы – заместители

    - В нашей группе множество предметов, имитирующие предметы взрослого мира (мобильные телефоны, компьютеры, кассы, медицинские приборы и т. д)

    Мы с детьми используем игрушки в соответствии с замыслом, сюжетом игры в различных функциях.

    Реализация образовательной программы ДО 

    (отражение образовательных областей)

    Социально-коммуникативное развитие:

    Для работы в данной образовательной области мною используются следующие дидактические материалы (некоторые из них):

    «Мир эмоций»

    Фланелеграфы со сменными сюжетами: погодными условиями, сказками и др.

    Для реализации данной образовательной области, дети активно используют в своей игровой деятельности: Кукольный уголок, стройку, гараж, кухню, конструктор, и т. д.

    Познавательное развитие:

    В данной области мы используем множество материалов.

    Для развития в данной области детям предлагается масса игрушек, которые способствуют этому: пазлы, мозаики, доска-мольберт, фотокамеры и др.

    Речевое развитие:

    Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: комплекты книг в свободном доступе (постоянно обновляются в зависимости от речевой темы, событий и т. п., «Развитие речи» (пособие, «Мои любимые сказки»«Сложи картинку» и т. д.

    Художественно-эстетическое развитие:

    Для реализации развития в данной области, нами используются: Кукольный театр, сменяемые сказки на фланелеграфе («Колобок»«Волк и семеро козлят»«Три медведя»«Маша и медведь»«Репка»«Теремок», книжная база для детей и воспитателей, настольный театр и многое другое

    Физическое развитие:

    Для успешного развития в данной образовательной области в нашей группе обустроен уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: Мячи (мягкие, легкие, резиновые, рельефные и пупырышками, закаливающие дорожки, бубны, погремушки, кегли, скакалки, кольца и кольцеброс, корзина для метания мячей, ленты.

    Учет возрастных особенностей

    1. Особенность раннего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. В предметно-пространственной среде группы учтен данный аспект:

    Наличие игрушек для детей с различными потребностями и уровнем развития (от простых и элементарных до интеллектуальных, соответствующих данному возрасту);

    2. Дети испытывают потребность в движении:

    Во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан свой уголок, где ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность (карточки с показанными двигательными заданиями, корзина для метания в нее разноцветных многочисленных мячей, островки для перепрыгивания через воображаемую реку и т. д)

    3. Детям в условиях игры необходима изолированность игрового пространства от других детей, не участвующих в игре. В группе есть цветные шнуры, составные бруски и т. д.

    4. Для детей раннего дошкольного возраста свойственно копирование жизнедеятельности взрослых. Они только начинают копировать действия родителей:

    Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым.

    В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

    Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

    При создании развивающего пространства в старшей и подготовительной группе мы постарались учесть ведущую роль игровой деятельности. Нами созданы условия, учитывающие потребности детей в движении, общении, в познании, соответствующие возрастным особенностям детей. Предметно – развивающая среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Мы создали такую творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей.

    Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

    При создании учебной зоны мы учли все требования СанПиНа. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

    В учебной зоне размещены:  центр изобразительной деятельности, центр природы, речевой центр, центр опытно-экспериментальной деятельности, центр познавательного развития, центр краеведения и патриотизма.

    - Центр познавательного развития – оснащен необходимыми в оборудовании старших дошкольников материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животных и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы. Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай»«Геометрические формы»«Ассоциации», палочки Кюизнера, блоки Дьенеша и т. д.

    - Речевой центр - представлен мини-библиотекой, настольно-печатными играми с цифрами и буквами, ребусами. Книги располагаются по определенной тематике: сказки, рассказы, познавательная литература; стихи. Имеются портреты детских писателей; альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов).

    - Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен лабораторией «Маленьких ученых», с наличием атрибутов для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов и т. д.; составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.

    -  В центре природы, где дети могут выращивать растения, ухаживать за ними, проводить эксперименты, находятся разнообразные комнатные растения в соответствии с возрастом и требованиями программы. Есть предметы и материал для ухаживания за растениями. Имеется наглядный материал по ознакомлению с растениями в природе, животными и т. д. Имеются схемы, модели, которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года, макеты природных зон и т. д.

    - Центр краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей, куклы в национальных костюмах.

    - Центр изобразительной деятельности – один из самых любимых у детей, способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, пастель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

    Игровая зона представлена центром сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью; центром музыкально-театральной деятельности, центром безопасности, центром строительно-конструктивных игр и  физкультурно-оздоровительным центром.  В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

    - Центр сюжетно-ролевых игр. Здесь дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта); Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки - орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители.

    - Центр музыкально-театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным и т. д. имеется ширма для театрализации и костюмы для детей. Наша группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.

    - В центре безопасности имеется макет «Улица», наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации»«Азбука пешехода»«Спасатели»). Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

    - В физкультурно-оздоровительном центре дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Есть мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцеброс, скакалки и т. д. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия, рукавицы для массажа.

    -  В центре строительно-конструктивных игр дети закрепляют навыки коллективной работы, учатся распределять обязанности, планировать процесс изготовления постройки. Имеются строительные материалы, конструкторы, детали конструктора, набор мелкого строительного материала, схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовок схем созданных детьми конструкций).

    В бытовой зоне располагается уголок дежурства, где у детей формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

    Таким образом, создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

    Заведующий МДОУ «Детский сад №4» _________________ С.И. Коженова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вопросы компьютерного тестирования воспитателей на первую квалификационную категорию

    Вопросы компьютерного тестирования воспитателей на первую квалификационную категорию...

    Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию

    Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию по теме: "Краеведческие знания в патриотическом воспитании дошкольников"

             Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаи...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию...

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию

    Портфолио воспитателя на первую квалификационную категорию...

    Портфолио аттестации на первую квалификационную категорию

    Здесь размещены материалы аттестации на первую квалификационную категорию...

    Презентация "Портфолио воспитателя на 1 квалификационную категорию"

    Презентация "Портфолио воспитателя на 1 квалификационную категорию"...