Проект" Тематический постер - технология развития познавательной активности дошкольников"
проект по окружающему миру

Мандрыкина Галина Александровна

Материал рекомендуется для создания постеров .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poster.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический постер - технология развития познавательной активности старших дошкольников.

Основная задача нашего дошкольного учреждения – выбрать такие методы и формы организации работы с детьми,  современные технологии, которые оптимально соответствуют развитию личности ребёнка.

Речь сегодня пойдет о постер - технологии и её применении в обучающем процессе.

Постер-технология — это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

 Это одна из форм представления информационного материала по актуальной образовательной проблеме

Постер внешне напоминает плакат, афишу, на котором броское изображение, сопровождается кратким текстом, используется в информационных целях. Он - основан на особенности человека – «увидел-запомнил».

Обязательным условием является обеспечение свободного доступа.

Постеры могут предназначаться для педагогов, родителей и детей.


Цель создания постеров: привлечь дошкольников к творческому поиску, давая возможности расширения знаний, общения средствами художественной культуры;

В процессе создания постеров решаются следующие задачи: 
• Художественно - изобразительные, способствующие овладению детьми любого возраста системой художественных эталонов. В результате решения этой группы задач дошкольники становятся обладателями художественно-изобразительного инструментария, позволяющего им создавать выразительные образы в постере, как одном из видов художественного творчества;

• Познавательно-развивающие расширяют познавательную сферу ребенка в процессе работы над темой недели;

• Эмоционально-личностные направлены на развитие личностных качеств ребенка, расширение спектра эмоциональных чувств, возникающие в процессе выполнения постера. 


Постеры подразделяют на следующие типы:

«Мои достижения» - направлен на повышение собственной значимости

Дошкольника и отражающий его успехи (похвальные грамоты, дипломы,  благодарности, письма родителям, значки, медали и т.д.).

«Тематический» - выполнение заданий разного уровня сложности в рамках темы недели, месяца.

«Проблемно-ориентировочный» - содержит материалы, отражающие цели, процесс и результат решения.

«Рефлексивный» - содержит материалы, оценку и самооценку достижения целей.

«Информационный» - размещается разнообразная информация для

родителей, направленная на устранение пробелов в образовательной

 деятельности каждого ребенка – индивидуально. 

 «Постер-календарь» - позволяет напомнить о важных праздничных датах и подготовиться к ним.

Я остановлюсь на тематических постерах.

Содержание «Тематических постеров» разнообразно, их можно применять как в конце тематической недели, с целью закрепления знаний детей, так и может служить результатом любой образовательной деятельности, в том числе и проект, не реже 1-2 раз в квартал.

Данные постеры способствуют развитию у дошкольников навыков сотрудничества, умение работать друг с другом (работа в парах, малых группах).

Требования к постерам:

1. Формат для постеров должен быть не менее А4.

2. Может содержать рисунки детей, фото ребенка, семьи (в зависимости от

тематики).

3. На постере могут располагаться яркие декоративные элементы,

4. Геометрические фигуры для заполнения необходимой информацией.

5. Постер может содержать достижения по любой тематике (по итогам тематической недели, по результатам проектной деятельности, месяца, года).

6. Постер может быть заполнен сразу, а может заполняться по мере ознакомления с тем или иным материалом.

7. Постер может быть изготовлен как самостоятельно ребенком, так и в

совместной деятельности со взрослым

Алгоритм работы над постером:

  • определить тематику постера;
  • определить временной период (регулярная сменяемость не реже 1-2
  • раза в квартал);
  • разработать макет постера (формат А1, А2), вертикально или
  • горизонтально);
  • выбрать материал для изготовления постера;
  • определить требования к оформлению (вся информация на светлом
  • фоне, заголовок, тема выделяется крупным шрифтом (шрифт не менее
  • 20-24 кеглей), фотографии 10 х15 (соблюдая закон о персональных
  • данных);
  • разместить постер в раздевальной комнате, в «зоне ожидания» для                                родителей;
  • презентация постера.

Результативность технологии

-позволяет ребенку добиться успехов;

-предоставляет возможность проявлять творческое отношение к    заданию;

-побуждает к активности, самостоятельности, поиску, вызывает    эмоциональный подъем;

-дети учатся договариваться, создает условия для мобилизации,  вовлекает в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы;

-информирует родителей об освоении определённой темы ребёнком в детском саду;

-родители чаще станут обращаться с вопросами, принимать участие в мероприятиях детского сада.

Универсальных правил о созданиях постеров нет, но некоторые общие моменты можно выделить.

Памятка – рекомендация для педагогов по созданию постера.

• На постере должно быть обозначено краткое название вашей темы, чтобы непосвящённому человеку сразу стало понятно о чём идёт речь

• Не увлекайтесь написанием текста! Основная цель постера - предоставить наглядную общую информацию о работе. Мало кто будет читать постер, состоящий из одного текста..

• Впрочем, картинками тоже не стоит увлекаться. Хорошо бы все графические представления снабдить красными комментариями. Бывают постеры, в которых много красивых картинок, но что они означают и зачем нужны - как-то не очень понятно.

•Используйте короткие предложения. Лучше вообще использовать фразы. Вам нужно постараться изложить максимальное количество информации, используя минимум слов.

• Используйте большие шрифты. Текст должен быть максимально легким и удобным для чтения. Постер должен неплохо рассматриваться издалека.

• Продумайте структуру и систематизируйте выставляемые сведения. Очень плохо воспринимаются постеры, состоящие из непонятно раскиданных несвязанных порций информации.

• Лучше всего разделить постер на части, каждую часть выделить. Выделять можно рамкой и/или фоном.

• Следите за цветовой гаммой. Постер должен быть хорошо читаем (не только название должно читаться, но и все остальные надписи тоже), не утомлять зрение. Используйте цветовую гамму для выделения самых важных частей и основных тезисов.

• Подумайте о заднем фоне. Никто не запрещает использовать обычный белый фон, но постеры, украшенные задним фоном  смотрятся несколько симпатичнее. Постер лучше делать ярким, содержательным и наглядным.

Представляю вашему вниманию наши «тематические постеры»:

«Наша посуда», «Я со спортом дружу», «В гостях у лета»,

«Краски лета», «Добрые поступки», «Пока память жива», «Советы доктора Айболита», «Давайте заботиться о земле», «Спасем планету от мусора». 

При создании постера мной были поставлены такие задачи :

- обозначить актуальную проблему и создать условия для мотивации ее решения через оформление постера (фотографии в деятельности, продукты детской деятельности);

- способствовать как изучению новой информации, так и её закреплению;

- обеспечить обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации.

Сотворчество детей по созданию постеров предполагает самостоятельную работу, в которой воспитанники принимают одинаково активное участие. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия. Им предлагается отразить впечатления от услышанного или увиденного на определенную тему, используя различные изобразительные материалы и техники. На одном и том же постере можно рисовать, раскрашивать, работать в технике аппликации, коллажа, использовать раскрашивание пластилином и. т. п.

Желание и время работы над постером не регламентируется. Работа позволяет детям достичь успеха: творческое отношение к заданию побуждает их к активности, самостоятельности, поиску, вызывает эмоциональный подъем, а настойчивости способствует реализация замысла. Дети учатся договариваться о распределении работы.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам сделает то, что ему поручили, тем лучше будет работа всего коллектива. Это, с одной стороны, создает условия для мобилизации возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность большую группу детей.

Постер и коллаж в чем отличие?

Коллаж – [от фр. collage – наклеивание] означает технический приём в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Постер – это своего рода объявление, плакат, афиша. Также под постером подразумевают художественно оформленный плакат, который используется для различных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Консультация для воспитателей "Адвент - календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников"

   В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она способствует повышению жизненного тонуса...