Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМА « На страже безопасности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_zanyatiya.doc632.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМА « На страже безопасности»

 

Номинация: Работа педагога

Тематика конкурса: На страже безопасности

Воспитатель МБДОУ ЦРР№5: Халимонова Н.А.

г.Усть-Лабинск, 2017г.

  Цель:

Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

 Программные задачи:

-формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;

-закрепить знания о причинах возникновения пожара;

-формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; познакомить с огнём и его свойствами;

-дать представление о кинологическом подразделении МЧС;

-развивать память, любознательность, логическое мышление, координацию движений, внимание, ловкость;

-воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

-воспитывать чувство благодарности ко всем, кто помогает нам в трудных ситуациях.

Интеграция образовательных областей:    социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:    беседы, рассматривание картин, обыгрывание

проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре, экскурсия в пожарную часть, заучивание стихотворений, просмотр видеороликов и мультфильмов о противопожарной безопасности.

Материал:    проектор; слайды; белый халат лаборанта; для опытов: металлический поднос, свеча, спички, стеклянная колба , снег, песок, земля; для эстафет: кегли, шарики синего цвета, обручи, игрушки, 2 ведра, дуги, разрезанные картинки, карточки с вопросами, фишки; музыка соревновательного характера; пластилин, доски, стеки, салфетки.

Ход деятельности:

1.Введение в ситуацию(мотивационный этап): (звонок на телефон воспитателю).

В: ребята, мне позвонил мой  знакомый мальчик  Ваня. Его котенок забрался на дерево, на самую высокую ветку, а спускаться  боится, дрожит от страха и жалобно мяукает. Вот беда, что же Ване теперь делать?

Д: позвать на помощь взрослого.

В: как вы думаете, можно ли, даже взрослому лезть на такую высоту без специального снаряжения?

Д: нет, это опасно.

В: как надо поступить?

Д: позвать спасателей.

В: вы уверены? А почему именно спасателей?

(Ответы детей).

В: молодцы ребята, вы правильно ответили.

 2.Рассказ воспитателя ( с использование мультимедийной презентации).

-Спасатели - это сотрудники МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) : водители, альпинисты, водолазы,  летчики, пожарные- настоящие герои, ежедневно решающие вопросы сохранения жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды.

( слайд № 1, 2, 3, 4, 5).

(Воспитатель по телефону передает  Ване совет детей: позвать на помощь спасателей)

3.Актуализация имеющих знаний (Деятельностный этап):

Ребята, а в каких еще случаях обязательно надо обращаться  за помощью к спасателям?

Д: при пожаре, наводнении, землетрясении и т.д.

В: Смел огонь, они смелее,

 Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать!

В: о ком эта загадка?

Д: о пожарном.

В: правильно. А вы знаете, что пожары на Руси  издавна были одним из самых тяжких бедствий.  Первые противопожарные мероприятия проводились очень давно, еще в одиннадцатом веке.

 Шли годы, издавались новые законы и указы о мерах борьбы с огнем. Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – мощная оперативная организация в составе МЧС России.

  Дидактическая игра

1.«Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

-Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

-Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. ( слайд №6)

Как поступают сегодня

-Звонят по телефону 101.( слайд № 7)

-Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

-На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.( слайд № 8)

Как поступают сегодня

-На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. ( слайд №9)

-Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

-Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы. ( слайд №10)

Как поступают сегодня

-Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.( слайд №11)

Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

-Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.( слайд № 12)

Как поступают сегодня

-Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

(Слайд № 13).

В: молодцы.

-Отчего же происходят пожары?

Д: играют со спичками, зажигалками, забывают выключать электроприборы.

(Слайд №14,15 )

В: ребята, что нужно знать, чтобы обезопасить себя и сохранить свое здоровье во время пожара?

Ответы детей.

В: вы все правильно сказали, а еще  надо знать особенные свойства огня. Вы их знаете?  Какие у вас есть предположения?

Ответы детей.

4. Введение способа действия в систему знаний и умений ребенка

В: отлично, ваши предположения мы можем проверить в нашей лаборатории. Проведем  несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Д: огонек

Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Д: Нет.

-Объясните, почему?

Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

В: Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д : Его нужно потушить.

В:    чего же боится огонь?

Д: Воды, снега, песка, земли.

 В: А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?

Д: Да.

В: Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?

Д: Огонь погас , потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Д: Он гаснет.

Почему наш огонек через некоторое время погас?

Ответы детей.

В: я подскажу, без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

 Игра «Карточная викторина»  

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого  по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Подсчитать фишки, похвалить всех детей.

В: пожар тушить нелегко, какими же качествами должен обладать пожарный?

Д: должен быть сильным, смелым, ловким, выносливым.

В: а вы хотите быть такими же, как спасатели, сильными и выносливыми?

Что для этого надо делать?

Д: тренироваться. ( слайд № 16, 17 )

В: вот мы сейчас с вами и потренируемся.

  Подвижная игра – эстафета «Пожарная тревога».

На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до потерпевшего, иногда в огне оказываются животные. Сейчас мы будем спасать животных.

2 команды по 5 человек. Дети встают в 2 колонны.  Преодолев  препятствия, (бег между кеглями, прыжки из обруча в обруч), спасти животное (игрушку) и отнести в больницу.

  Игра «Тушение пожара»

При  пожаре очень важно уметь работать дружно и сообща. Взявшись за руки  допрыгать на одной ноге до ведра с синими шариками, взять по одному и вернуться к пожару ( красный обруч).

  Игра «Кто быстрее»

Собрать целую картинку из разрезных картинок иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки».

В: ребята, как называется рассказ, иллюстрацию к которому вы сейчас собирали? Кто автор? ( слайд № 18 )

Д: автор рассказа «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой.

В: правильно , давайте вспомним содержание рассказа.

Ответы детей.

В : эта история произошла в Англии, как вы думаете, ребята, а у нас есть собаки - спасатели?

Д :  есть.

В: приказ принимать собак на службу в МЧС в нашей стране был издан 20 лет назад. С тех пор четвероногие бойцы верно несут службу в спасательных отрядах. ( слайд № 19,20,21 )

Как вы думаете, любая собака может работать спасателем? Почему?

Ответы детей.

В: вы правы, ребята, служебные собаки должны иметь крепкую устойчивую психику, острое чутье, развитый слух и зрение, должны быть сильными и выносливыми. Именно благодаря четвероногим спасателям с момента создания подразделения были спасены около 2  тысяч человеческих жизней!

Ребята, а с кем-нибудь из вас или с вашими родителями случались такие истории, где без помощи собаки - спасателя не обойтись?

Ответы детей.

В  : интересные истории вы рассказали .

В: в каждом крупном городе есть памятники собакам - спасателям, в каждом крупном городе живут люди, чьи судьбы когда-то зависели от кожаного мокрого носа. ( слайд № 22,23,24,25,26,27 )

В: интересно, а какой памятник четвероногому спасателю мог бы стоять в нашем городе? Придумайте.

Ответы детей.

В: здорово придумали!

В: а  из чего можно сделать памятник у нас в группе?

Д: сделать памятник из пластилина .

В: замечательное предложение.

Давайте вспомним, каким  способом из пластилина можно вылепить фигуру собаки?

Д: из целого куска пластилина, из частей.

В: приступайте к работе, обращайтесь, если   понадобится помощь.

Дети лепят собаку.

5. Подведение итогов. Рефлексивный этап:

Звонит телефон воспитателя.

В:  это звонил Ваня, он поблагодарил нас за правильный совет. Спасатели сняли Ваниного котенка с верхушки дерева. Котенок успокоился, поел и уже спит. Все хорошо. Ваня очень доволен.

Ребята, кто напомнит, что мы посоветовали Ване?

Д: в чрезвычайных ситуациях всегда обращаться к спасателям.

В: приведите примеры таких ситуаций и как себя вести в такие моменты.

Ответы детей.

В: я вижу, что вы были очень внимательными и все-все запомнили.

( слайд № 28 )

О чем вы теперь  можете рассказать своим родителям или друзьям?

Ответы детей.

Установить пластилиновые «памятники» собакам- спасателям на макете города, изготовленного родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности "Насекомые"

Конспект организованной образовательной деятельности направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста  представлений о правилах безопасного поведения при встрече с разными насекомы...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК КОНСПЕКТОВ организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста «ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»

В данном сборнике освещены актуальная на сегодняшний день тема ˗ воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах станиц и городов....

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК КОНСПЕКТОВ организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста «ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»

В данном сборнике освещены актуальная на сегодняшний день тема ˗ воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах станиц и городов....

конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста Тема : «В Песочной стране»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста по теме : "В Песочной стране"...