Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»
материал по обж

Тарханова Анастасия Петровна

Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэтому работа по предупреждению возникновения пожара должна проводиться  и родителями , и в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Знакомим дошкольников

с пожарной безопасностью»

 Воспитатель:  Тарханова А.П.

                                                         

г. Камень-на-Оби

2023 год

Консультация  для  воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэтому работа по

предупреждению возникновения пожара должна проводиться  и родителями , и в детском саду. чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям навыков осторожного обращения с огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и правилам поведения при их возникновении. Поэтому основная задача взрослых- привить детям культуру безопасного поведения. Знание и соблюдение правил противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно- оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь, ребенок  от страха прячется в укромные места: под кровать, в шкаф,  и т.д. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, он всегда привлекал их своей постоянной изменчивостью и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Дети не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Возникновение пожаров и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях. Рассказать и показать ему как созидательную, так  и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь может стать и врагом при неправильном обращении. Во многих случаях от нас зависит, станет ли огонь другом для детей или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям.

Многим известно выражение «Правила техники безопасности написаны кровью». То же можно сказать и о правилах пожарной безопасности. Эти правила необходимо хорошо знать и выполнять. Дети усваивают их, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить ему жизнь.

Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары, из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. И помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

Опрос детей показывает: многие из них не знают номера «01». Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, газовым плитам.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания. В связи с этим работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду должна вестись по трем направлениям:

1.Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.

2. Профилактическая работа с детьми

3. Разъяснительная работа с родителями.

В работе с воспитателями и обслуживающим персоналом необходимо уделять внимание их теоретической подготовке по пожарной безопасности и практическим занятиям. Персонал необходимо упражнять в обнаружении очага пожара, вызове пожарной службы, эвакуации детей из горящего здания, сверке списочного состава с фактическим количеством эвакуированных детей, размещении в назначенном месте, тушении пожара с применением первичных средств пожаротушения до прибытия пожарных подразделений. Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях. Перед тем как начать работу с родителями, целесообразно провести анкетирование по вопросам пожарной безопасности и их соблюдений в семье. Это позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить особое внимание в работе и с детьми, и с родителями. Взрослые могут оказывать помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, изготовлении дидактических игр, оформлении стендов с детскими работами.

  Главная цель работы с детьми – сформировать чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Достижение этой цели возможно лишь при знании психологических и возрастных особенностей детей, а также соответствующей методики воздействия на детскую душу. Только при соблюдении этих условий можно сформировать то, к чему призывают данные рекомендации, то есть-при умелой подачи педагогом материала по основам пожарной безопасности , при  систематической работе в этом направлении, учитывающей все нюансы соответствующей возрастной группы.

Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала.

Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы:

- ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных  произведений, использование музыки;

- использование  альбома «Народное творчество о пожаре». В этом альбоме можно собрать пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки, рассказы  на соответствующую тематику;

- проведение творческих игр, спортивных развлечений, праздников: «Загорелся Кошкин дом», «Ой, пожар! Горим, горим!»;

- экскурсии в пожарную часть. Ознакомление с работой пожарных и пожарной техникой;

- показ видео- и диафильмов на противопожарную тему;

- конкурсы рисунков детей «Мы знаем противопожарные правила» (совместная работа с родителями);

- продуктивная деятельность детей. Рисование, аппликации, изготовление моделей на темы пожарной безопасности;

- игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

- моделирование ситуаций для отработки поведенческих навыков.

Дети с желанием выполняют домашние задания – ищут и учат загадки, стихи, пословицы и поговорки на противопожарную тематику. На занятиях рассказывают выученное, беседуют, слушают произведения писателей и композиторов. Рисуют, лепят, конструируют средства пожаротушения, стараясь пополнить свои знания. Можно  проводить комплексную  работу с детьми и родителями: совместные викторины, часы досуга, занятия, где ребята показывали  бы свои знания и умения, каждый родитель получил  бы  благодарственное письмо, а ребенок « удостоверение» «Юный пожарный».

Взрослые всегда должны помнить: на месте сгоревшего дома можно построить новый, можно купить и новые вещи, но нельзя вернуть к жизни погибших в пламени детей. Осторожности в обращении с огнем нужно учить с первых лет жизни и постоянно. Все должны соблюдать правила пожарной безопасности, показывая положительный пример.Ведь детство, как отмечал В. А.Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.

 

Список литературы:

  1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Василевой; 3-е изд. Москва. Мозаика-Синтез 2014г
  2. Формирование основ безопасности у дошкольников. К.Ю. Белая  изд. Мозаика-Синтез Москва 2014г.
  3. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.  Аралина Н.А. «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80
  4. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми Сфера, 2008, 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»

Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэт...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как часто мы слышим в последнее время страшное слово пожар. Чаще всего это связано с несоблюдением правил пожарной безопасности. Большинство пожаров вызвано детскими шалостями, так что работайте над п...

Консультация для родителей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, кото...

Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью

Консультация для воспитателейКак часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает ...