ООД
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа)

Земфира Хаджи-Муратовна Баева

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

(Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность).

«Каждый зажжет свою звезду»

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.

Образовательные задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:

-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды).

ХОД НОД

1. Начало НОД

Орг момент

К детям приходит Гарри Поттер

Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел из волшебной щколы чародейств Хорвартс. Вы узнали меня? О я смотрю у вас гости?

Д.-Да

_А вы уже поздоровались с гостями?

-Нет

В.-Вы знаете вежливые слова?

Д.(Ответы)

В.- Давайте скажем их гостям: «Здравствуйте- Здравия желаю;

Благодарим , что пришли- Благо дарим;

В.-А давайте на карачаевском языке?

Д.- Саукелигиз; Сауболугьуз кельгенигизге!

Г.П.-Ребята у меня большая проблема в моей волшебной стране злой колдун заколдовал небо , чтобы оно погасло и на нем теперь нет звезд, они исчезли. Я пришел к вам за помощью , так как моего колдовства не хватает .

-Вы поможете мне?

-Для этого я вас превращу в волшебников.

Хотите стать волшебниками?

Д.-Да

В.-Надевайте волшебные колпачки .

(звучит музыка дети одевают волшебные колпаки ; танец- ритуал

превращения)

Г.П. Теперь мы отправляемся в путь

(По тропинке между камней рассыпана соль)

-Что это ребята ?

Д.-Похоже на соль.

В.-Как на карачаевском языке называется соль?

Д.- Туз

Г.П. Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

Д.-Дома, на кухне.

Г.П. А для чего она нужна вам дома?

Д.-Для приготовления пищи.

Дилия: Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, аеще она спасает нас от гололеда!

Г.П.-Какие пословицы о соли вы знаете?

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • Соли не жалей, так есть веселей.
  • Хлеб, соль и вода - молодецкая еда.
  • Без соли - что без воли: жизнь не проживёшь.
  • Без соли, без хлеба за стол не садятся.
  • Хлеб да соль - всему голова.
  • Без соли стол кривой. - начало мудрости.
  • Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.

#1054;сновная часть НОД

Поговорим немного о соли!

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся Алия?

Алия.- Источниками соли являются моря и океаны.

Абдурахман:-Так же соль находится в природе – это каменная соль. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.

Г.П.-Есть много видов соли. Какие еще виды вы известны? Герман?

Герман- Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде.

Фатима: -Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка.

Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе.

Г.П.-Молодцы ребята, как вы много знаете соли. Как вы думаете нам может понадобиться соль в решении нашей проблемы? Может мы возьмем ее с собой и пойдем в лабораторию?

Д.-да

Г.П.- Давайте исследуем соль в нашей лаборатории и может быть кристаллы соли нам помогут вернуть на небо звезды!

Г.П. – Очень важно и нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! ( Перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

(Опыт выполняют ……..)

Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите ,чем они отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной!

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль?

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?

Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?

Сыпучая не сыпучая?

Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Опыт 2.

(Опыт выполняют…………)

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (дети пробуют воду).

Так что вы попробовали?

Имеет ли она вкус?

Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!

Пробуем на вкус, какой стала вода?

А какой была? Делаем вывод.

Опыт 3:

(Опыт выполняют………..)

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).

Скажите, что вы видите перед собой?

Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.

Что произошло?

А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.

Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка созвездия

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.

III. Заключительный.

Г.П.-Вернемся в нашу лабораторию

Сегодня в решении нашей проблемы нам с вами поможет соль, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду!(Перед детьми разные заготовки звезд из картона).

В.-Как называется звезда на карачаевском языке?

Д.-Джулдуз

(Разноуровневый подход )

-Некоторым детям надо самим нарисовать звезду, некоторым просто вырезать готовые звезды, и остальным нанести клей на вырезанные звезды

Для того чтобы сделать звезду необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. ( На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).

Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!

Каждый зажег свою звезду!

Теперь на небе в моей волшебной стране каждая звездочка будет носить ваши имена. И благодаря этому я всегда буду помнить о вас мои друзья!

Джулдузланы джандырдыкь кекьте.

Харбирини аты барды энди

Мени джулдузуму аты Фатима

Меникини Ислам,Герман,Руслан, Алия, Дилия и т.д.

Рефлексия:

-Расскажите мне, о каком веществе вы узнали?

-Какие свойства у этого вещества?

Что больше всего вам понравилось?

На прощанье я бы хотел вам подарить небольшие талисманы-кристаллы на память . Теперь вы никогда не забудете про меня.

Г.П.-Досвидания мои друзья ( Г.П.уходит)



Предварительный просмотр:

Конспект «Ремесло В КЧР» (региональный компонент)

Цель: Знакомство с ремеслами народов КЧР, воспитание интереса и уважения к людям труда.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Формировать навыки работы с различными материалами.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Учить видеть красоту , своеобразие и самобытность изделий.

Вызвать у детей желание побыть в роли народных мастеров.

Познавательное развитие:

Обобщить знания детей о народных ремеслах КЧР. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать воспитывать в детях любовь и интерес к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Воспитывать дружеские отношения, толерантность.

Физическое развитие:

Развитие мелкой моторики рук.

Ход НОД.

Вос-ль: Ребята, настал новый день. Как хорошо. Что мы сегодня здесь вместе. Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом.

Здороваемся с гостями – «Хош келигиз багьалы кьонакьла»

Сегодня мы с вами будем говорить о народных промыслах нашей республики. Как называется наша республика? * Наша республика называется - Карачаево –Черкесская республика.

Карачаево - Черкесия – это республика, у которой есть три сокровища. Давайте их вспомним: * Первое сокровище – земля, горы, леса, равнины. *Второе сокровище – вода, реки, озера. * Третье сокровище – люди; дружные, гостеприимные, трудолюбивые.

Вос-ль: Люди каких национальностей проживают в нашей дружной республике?

Вос-ль: А скажите мне, любите ли вы ходить в гости? Вот сегодня я приглашаю вас с вашим замечательным настроением в гости в Лавку Мастеров. В мир красоты и Добра, в мир удивительных творений народных промыслов Карачаево –Черкессии.

Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух!

А теперь проходите и посмотрите, какие изделия народных мастеров-умельцев представлены в нашей Лавке Мастеров.

Наиболее развитым видом народного искусства карачаевцев было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье, вязание.

Узорные войлочные ковры - кийзы служили и украшением в доме и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов, входили в состав приданого. Сложенные стопками на полках жилища, они говорили не только о достатке в семье, но и трудолюбии ее женщин. Ведь именно руками мастериц из поколения в поколение передавались секреты изготовления ковров, и все богатство их орнаментов и узоров.

Вос-ль: А теперь обратите внимание на вязаные предметы. Перечислите их, пожалуйста.

Дети: Шапочки, шарфы, кофты, игрушки, вазочки, салфетки.

Вос-ль: Кто из вас наблюдал за работой вязальщиц? Чем они вяжут?

Дети: крючками, спицами.

Вязаные вещи могут служить украшением: это салфетки, вазочки, воротники, а еще бывают вязаные игрушки. Их вяжут крючком, они нам очень нравятся, потому что забавные, красивые, симпатичные.

Вос-ль Карачаевцы славились работой по дереву, изготовлению керамических изделий, седел, войлока, чеканок.

чеканка – это один из способов художественной обработки металла специальными инструментами. Искусные мастера делали удивительные красивые чеканные браслеты, чаши, подносы и пояса.

Это предметы гончарного искусства. Мастеров, которые изготовляли свои изделия из глины, называли гончарами. Заготовленную глину клали на гончарный круг, круг вращался, и мастер комку глины придавал нужную форму, превращая его в задуманное изделие; например –это мог быть кувшин. Когда кувшин был готов, его сушили на сквозняке, а затем обжигали в специальных печах. После обжига изделие шлифовали и покрывали лаком. Готовые изделия называются керамическими. Керамические изделия очень красивы и необходимы в быту. Это различные вазы, кувшины, игрушки.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Берк»

В центе девочка в нац платье с папахой в руке .Играет лезгинка , дети идут по кругу , как только музыка останавливается мальчики бегут за папахой и кто первый берет с рук папаху с тем девочка и танцует .

Вос-ль: Слышите задорную русскую музыку? Ребята, какими качествами должны были обладать мастера умельцы, чтобы сделать такие красивые и полезные вещи.

Ребенок: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь фантазировать.

Русские окружали себя красивыми вещами. Искусство вышивания всегда ценилось в каждом доме. Вышитые узоры не только украшали одежду, скатерти, постельное бельё, но и служили оберегами от злых сил. Вышивальщицы используют цветные нитки, различные иглы. Материал у них нежный и мягкий. Поэтому изделия получаются легкие, воздушные, яркие.

Вос-ль: А теперь взгляните сюда. Как называется этот вид искусства? (плетение)

Русские умельцы на все руки мастак. Корзины плели из веток ивы и вербы. Редкое хозяйство обходилось без удобных корзин для овощей и рыбы. Навыки плетения корзин передавались от отца к сыну. Изделия из лозы прочные, но легкие и удобные.

Вос-ль: Какие изделия можно изготовить способом плетения?

Дети: Сумочки, вазы, хлебницы.

Вос-ль: Правильно, молодцы. А сейчас немного поиграем в русскую народную игру «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы бубенцы

Разонравились удальцы

Диги-диги-диги-дон

От гадай откуда звон!

После этих слов «жмурка» ловит второго игрока.

Вос-ль: А вот и наша мастерская. И сейчас я вам предлагаю стать настоящими мастерами и наполнить её красивыми изделиями. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас в мастерскую.

Вос-ль: Добро пожаловать гости дорогие! Вы уже познакомились с различными видами ремесел нашей республики и можете показать свои умения. В моей мастерской есть все необходимое для украшения рушника, чеканки и плетения ковров. Выбирайте себе дело по душе. ( Дети садятся)

А теперь скажите мне какие самые главные инструменты у нас в работе?

Дети: Это наши руки.

Вос-ль: Совершенно верно! Давайте их немножко разогреем.

Вос-ль: все пальчики мои –их как хочешь поверни И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять. ( хлопаем) Не сидится им опять. ( Встряхиваем кистями) Постучали, повертели И работать захотели.

( под тихую музыку дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, оказывает индивидуальную помощь) ( Я подхожу к столу и говорю пословицы)

Если очень стараться - будет все получаться.

Будет терпенье - будет и уменье.

Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души.

Вос-ль: Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.

И помните: у хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Вос-ль: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Все ли изделия красивые аккуратные. А теперь: кто трудился от души- веселись да пляши!

Вос-ль: Молодцы! Я считаю, что вы настоящие мастера. Ваши работы получились такие яркие, красивые, веселые. Спасибо вам за труд! А теперь свои работы мы поместим в нашу Лавку Мастеров.

Итог.

И за ваши старания вы получаете жетоны.

Где мы с вами побывали?

Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 361» г. Пермь

Открытое занятие старшей группе

«Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Воспитатель группы № 3

Епанова О.А.

Пермь, 2018

Конспект занятия в старшей группе:

«Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Цель: познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.

закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 10;

закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках;

закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги;

закреплять знания о геометрических фигурах;

развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.

Демонстрационный материал: сундук, ключи, матрёшки, чашка с блюдцем, рушник, бусы, иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже они были. Я очень люблю пересматривать их старые вещи. Там столько интересного. Все эти вещи – предметы старины. Они хранятся уже много лет, и обращаться с ними нужно очень аккуратно.

- А вы знаете, где люди раньше хранили самые ценные и дорогие вещи?

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Всё в него упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький…

(Сундук)

- Правильно, ребята. В старину сундук называли скрыней или схованкой (открывать, прятать). Сейчас уже редко встретишь в домах сундуки. А раньше наши бабушки и прабабушки прятали в сундуке дорогие их сердцу вещи. Когда вы были в музее, вам показывали настоящий большой сундук. Много лет назад сундук занимал самое почетное место в каждой хате, заменяя собой шкаф. Сундук вместе с людьми пережил все радости и горести долгой жизни (выдвинуть сундук).Однажды разбирая старые вещи, я наткнулась на этот старый сундук. (Вместе с детьми рассматриваю сундук).

Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок.

Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке? Как, вы думаете? (ответы детей)

«В бабушкином доме, в дальнем уголке

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в неё?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок

И на свет появится вышитый платок.

Шла к подругам бабушка, повязав платок

Вышит ниткой шелковой тонкий уголок.

(воспитатель достает платок)

Шею обвивали бусы в два ряда

(воспитатель достает бусы)

Кофта рукодельницей ярко расшита...»

- Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи. Наши прабабушки сами себе вышивали, подбирали узор и по (достает кофту) этим вещам считали, какая она мастерица. А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит? (Воспитатель пробует открыть сундучок, но он не открывается) Воспитатель находит в группе ключи.

-Ребята, посмотрите, у меня есть три ключа. Чтобы открыть сундучок надо подобрать ключ. Давайте попробуем. (Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму: круг, квадрат, треугольник. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. Дети помогают подобрать правильный ключ. Воспитатель открывает сундучок.)

Воспитатель: - Очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.

Воспитатель достает Матрешку.

Воспитатель: - Ребята, кто же прятался в сундучке? (матрешка).

-Давайте раскроем Матрешку. Да ведь здесь она не одна в ней прячутся другие матрешки. Давайте сосчитаем: сколько всего матрешек. (Всего 5 матрешек) Обратный счёт.

Ребята все ли матрешки одинаковые? (разные по цвету и размеру).

Воспитатель: Ростом разные подружки

Но похожи, друг на дружку,

Их не трудно сосчитать

Здесь матрешек ровно пять.

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка!

-Ребята, скажите, какая по счету самая большая матрешка? (первая)

А какая самая маленькая? (пятая) Затем воспитатель меняет расстановку матрешек на столе , и дети опять называют какая матрешка по счету самая большая, а маленькая? и т. п.

- Молодцы, ребята, вы очень внимательные и правильно отвечаете. Давайте посмотрим, что есть ещё в сундучке. Воспитатель достает чашку с блюдцем.

Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей- он сладкий и горячий,

Хочешь- в блюдце остужай.

Воспитатель: - Ребята, как можно назвать чашку и блюдце одним словом? (посуда) Правильно. Это чайная посуда, т.е. посуда из которой пили чай. Судя по её внешнему виду, это посуда праздничная. Она более нарядная, чем повседневная. Такая посуда была гордостью каждой хозяйки. Стояла в буфете на самом видном месте. Подавали гостям на праздники.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, и все перевернуто в нем, вся посуда на полках перепутана. (картинка). Давайте поможем жителям убрать все по местам, расставить все на полках.

На верхней полке стояло 6 чашек. Отсчитайте и положите на верхнюю полку столько же квадратов.

На нижней полке стояли 7 блюдец. Отсчитайте столько же кружков и положите на нижнюю полку.

его больше? Меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну?

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Воспитатель:Посмотрим, что же ещё спряталось в бабушкином сундуке.

Говорит дорожка —

Два вышитых конца:

— Помылся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Стар. назв. – утирка, рукотёрка, рушник. Позже стали называться «полотенце» (полотнище ткани). Рушник – украшенное вышивкой полотенце - непременный атрибут всех народных праздников и обрядов... Имели разное применение (для вытирания рук, для убранства дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий). В древности люди полотенца изготавливали сами, украшали затейливыми узорами, дарили друг другу, хранили.

Ориентировка на листе бумаги.

Давайте рассмотрим наше полотенце. Назовите предметы, которые изображены на нём. Это элементы русской народной вышивки. Петух — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует хозяина дома, олицетворяет мужское начало.

Женская фигура - это великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, мать хорошего урожая.

Красный цветок — символ земной любви, оберег.

Оленя отождествляют с охотой. Символ оленя это быстрота и неуловимость.

Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Ребята, скажите что нарисовано в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? И т.д.

Воспитатель: Ребята, заглянем ещё раз в наш сундучок.

Жемчужинки чудесные

На ниточке висят,

На шею надеваются,

На солнышке блестят. (бусы)

Бусы - одно из древнейших украшений. Люди с первобытных времён старались украсить себя. Сначала они использовали материал, который предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. Бусы стали предметом роскоши.

Воспитатель: А теперь попробуйте собрать бусы, которые Мальвина рассыпала в траве. Бусы состояли из 9 геометрических фигур. Они были сложены у нее в следующем порядке – 1 круг красного цвета, 2 квадрата – желтого, 3 круга – зелёного, 2 треугольника – синего и 1 квадрат красного цвета. Ребята, нарисуйте бусы в этом порядке на своих листах (цветными карандашами под диктовку).

Рефлексия:

- Ребята, вам понравился бабушкин сундучок? А у меня на дне сундука ещё для вас подарки пр ипасены.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по реализации национального карачаевского компонента на тему «Праздник косарей»

Цели:

1) Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, связанными с жизнью и бытом карачаевского народа.

2)Развивать родную речь, память. Формировать умение рассказывать стихотворение четко с выражением.

3)Воспитывать уважение к обычаям и традициям карачаевского народа, чувство патриотизма. Прививать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: национальные костюмы, бытовая утварь карачаевского народа (муляжи кос изготовленные из дерева, маслобойка, чеснокдавка, кувшины, ИКТ, мнемо таблица, дидактический материал. Словарная работа: ковать, точить. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

В. -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Д. -Добро пожаловать!

Хош келигиз

Давайте вспомним с вами времена года на карачаевском языке.

В. -Скажите, какое у нас сейчас время года?

Д. -Весна

В. -Наступила весна, стали дни теплее, цветочки начали расцветать.

В. -Ребята, посмотрите в окно, как же красиво сейчас за окном. В каких красивых местах мы живём! Как называется город в котором мы живем?

Д. – Теберда

В. -А Республика?

Д. -Карачаево-Черкесская республика.

В. -Народы каких наций в нашей республике живут?

Д. -Черкесы, абазины, русские, ногайцы, карачаевцы.

В. -Народы нашей республики очень трудолюбивы. Давайте вспомним с вами пословицы про труд.

Д. -«Кто не работает, тот не ест».

«Радуйся не в начале работы, а в конце».

«Зимние запасы, готовь летом»

2. Основная часть.

В. -У каждого народа нашей республики есть свои обычаи и традиции. Они очень схожи между собой, но все же есть и отличия.

В. -Скажите, к какой нации мы с вами относимся?

Д. -Карачаевцы.

В. -У карачаевского народа очень много красивых обычаев: укладывание ребенка в люльку, первый зубик, хлеб на годик. Еще есть один хороший обычай.

Сегодня мы с вами расскажем о обычае, которая называется «Праздник косарей»-

В. Этот обычай «Праздник косарей»- это очень тяжелая работа, ее выполняли в очень жаркие дни. На сенокос выходили мужчины. Сено собирать выходили и мужчины и женщины. Это все проходило очень весело.

В. Ребята, а для чего нам нужно сено? А где живут домашние животные?

Обратить внимание детей на дворик.

В. - Давайте пойдем к ним в гости. А кто именно там живет, мы узнаем, когда вы отгадаете загадки которые я вам загадаю.

Загадки.

Принесет он седока,

Гостя Вам издалека,

Длинный хвост, на шее грива,

Верный, умный и красивый.

Мчит, из под копыт огонь.

Догадались? Это. (Конь).

Я спокойный и упрямый,

В стаде главный я пока.

С мягкой шерсткою кудрявой,

С завитком ношу рога (Баран)

Кто нам рано по утру Громко промычит «Му-му!» Кто даёт нам молочка, Маслица и творожка, Чтоб детвора была здорова. Это добрая… (Корова)

В. - Ребята,в этом дворе живут корова, лошадь, баран, а корма у них нет. Давайте мы с вами им поможем, выйдем на сенокос и покосим им сено, но перед тем как выйти на сенокос, выучим с вами скороговорку

Разучивание с детьми скороговорки « Коси, коса пока роса, роса долой - и мы домой « по мнемо таблице.

3. Физ. Минутка

- Ребята, давайте немного отдохнём. Поиграем –

Дети становятся в круг , передают папаху под музыку , как только закончится музыка и у кого останется папаха в руках выходит в круг , говорят о традициях карачаевского народа , кто не может надевает папаху и танцует

4. Ну что же ребята, скороговорку с вами выучили, поиграли, давайте теперь выйдем на сенокос.

В какой день выходят на сенокос

На карачаевском языке сбор травы называется – дырын джийгьан

В теплый день, можно выйти на сенокос.

Сенокос –это очень тяжелая работа, но всё- же мужчины выходят.

Карачаевцы очень любят трудиться. Сенокос и скотоводство нужная работа в хозяйстве.

Мальчики будете косить траву, а девочки будут собирать ее .

На карачаевском языке косить – это чалкьы чалгьан .

Сбор травы называется – дырын джийгьан

Давайте возьмем косы и начнем работать (в процессе косьбы говорит напутствующие слова в виде пословиц и поговорок о значимости труда).

На сенокосе , чтобы было веселее люди работали с песнями

Включена карачаевская песенка

В. -Какую свежую траву мы покосили, какое хорошее сено мы собрали. Теперь наш скот не будет голодным.

Ручной труд.

Ребята посмотрите здесь под камнем какая то записка

«Рассматривая красивые места, я потерял стадо овец! Это не мои овцы и если я их не найду , Их было 10 . Вы мне не поможете найти? Иначе мне придется заплатить работодателю за недостающих голов овец »

В. -Ребята, мы помогли покосить сено, давайте теперь поможем найти ему стадо овец.

(Коллективная работа детей на бумаге формата А2 с нарисованным пастбищем, дети наклеивают шаблоны овец, которые они изготовили своими руками в процессе занятия).

В. -Теперь мы посчитаем сколько овец мы нашли. А сперва вспомним с вами нашу любимую считалку.

«Бирден билеу».

Бирден билеу,

Экиден эгеу,

Ючден ючгюл,

Тюртден тёнгек,

Бешден бешик,

Алтыдан ашыкъ

Джетиден къашыкъ

Сегизден сенек,

Тогъуздан токъмакъ,

Ондан оймакъ,

Буздан таймакъ,

В. -Вот мы тоже нашли 10 голов овец.

7. Итог занятия.

-С каким карачаевским обычаем мы с вами сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали на занятии?

-Кому мы помогали?

-Какое скороговорку мы с вами разучили?

-Понравилось ли вам наше занятие?

«Рассматривая красивые места, я потерял стадо овец! Это не мои овцы и если я их не найду , Их было 10 . Вы мне не поможете найти? Иначе мне придется заплатить работодателю за недостающих голов овец »