ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, автор - Переверзева Е.А.
методическая разработка по обж (старшая группа)

Переверзева Елена Александровна

Методическая разработка образовательной деятельности

ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «СТАРТУМ»

СП «ДЕТСКИЙ САД»

ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

309190 Белгородская область, город Губкин, улица Раевского, дом № 15б

Телефон: 8(47241) 7-36-72, факс: 8(47241) 7-13-65,

Методическая разработка образовательной деятельности

ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»,

старшая группа

Переверзева Елена Александровна,

воспитатель,

МБОУ «Образовательный комплекс «СтартУМ»

СП «Детский сад»

города Губкина Белгородской области

Возраст детей направленность группы

Дети 5-6 лет, группы общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-учение

Приоритетные образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель

Создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности.

Программные задачи

Социально – коммуникативное развитие:

  • Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  • Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
  • Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  • Закрепить знания детей о профессии пожарного, о качествах его характера.

Речевое развитие:

  • Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
  • Развивать память, внимание.
  • Развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

Познавательное развитие:

  • Формировать знания детей о свойствах огня .
  • Развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать воображение детей.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и сострадание к животному миру;
  • Воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности, и безопасности других .
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, ее значимость в жизни людей.

Основные понятия (новые слова)

Пожарная безопасность.

Виды детской деятельности

  • коммуникативная (беседа)
  • познавательно – исследовательская (проводят эксперимент)
  • игровая (дидактические игры)
  • двигательная (эстафета)

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа, самостоятельная деятельность.

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбук, планшет.

Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, знак «Юного пожарного», картинки под номерами, 2 плоскостных домика с нарисованным огнем, мягкие модули, тоннель, металлический поднос, свечи, , дидактические игры к испытаниям,

Раздаточный материал: Кейс, костюм пожарного, пожарная машина, огнетушитель, пазлы, игрушки, лейка с водой, контейнеры с песком и землей, стеклянная колба, удостоверение «Юного пожарного», на каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение правильно отвечать на вопросы.

Проявляют познавательную активность, наблюдательность в процессе рассматривания картин.

Знают правила пожарной безопасности.

Знают качества характера пожарного.

Знают качества пожарного.

Умеют соединять части предметов в одно целое.

Формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Формирует знания о свойствах огня.

Умение сделать вывод по опыту.

Умеют выражать свои мысли, используя все части речи.

Умеют отвечать на вопросы.

Развита творческая и мыслительная деятельность.

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

#1054;рганизационный этап

Занятие проводится в музыкальном зале. Звучит голос (Внимание, внимание в детском саду проводятся учения по пожарной безопасности. Просим всех юных спасателей собраться на тренировочную базу «Юных пожарных»).

Воспитатель: Ребята, навигатор нам сообщает, что мы пришли в пункт назначения.

Дети с воспитателем заходят в зал. Дорогу им указывает навигатор в планшете.

Освоено пространство, установлен контакт с детьми психологическая настройка на работу.

Проявляется творческая активность, самостоятельность.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

На экране появляется изображение пожарного. Пожарный говорит: Рад приветствовать вас на тренировочной базе «Юных спасателей». Сегодня будут проходить учения по пожарной безопасности. Вашей команде необходимо пройти ряд испытаний и наполнить кейс пожарного. Кейс вы найдете справа от знака «юного пожарного».

Дети здороваются с пожарным, смотрят на экран, слушают пожарного.

Дети подходят к знаку и берут кейс.

Положительный настрой на совместную деятельность.

Вызвать желание найти и наполнить кейс «Юного пожарного»

III. Поисковый этап

Воспитатель:- Нашли, молодцы ребята?

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что изображено на кейсе? ( На кейсе на липучках приклеены картинки

Воспитатель: - Да, правильно это картинки

Дети:

-Да.

Дети: отвечают.

Дети: Отвечают.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Знают новое слово QR –код.

IV. Практический этап

1.Дидактическая игра «Картинная галерея».

2. Дидактическая игра «Собери пазл»

#1055;олоса препятствий «Спасти всех жителей игрушечного дома».

#1069;ксперимент на выявление свойств огня.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть картинку по номером 1.

На экране появляется картинная галерея с разными ситуациями по пожарной безопасности

Воспитатель:- Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

  • Воспитатель: - Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
  • Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  • Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  • Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  • Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

Воспитатель: - Вот мы и справились с первым заданием и получили первый необходимый предмет. Ребята что это?

Воспитатель беседует с детьми о костюме пожарного.

Воспитатель: - Правильно.

Воспитатель: Дети как вы думаете, теперь мы сможем расшифровать следующее задание?

Воспитатель:- Под какой цифрой нам нужна следующая картинка

Воспитатель: - Правильно ребята под цифрой 2.

Воспитатель: - Ваня принеси мне, пожалуйста, картинку

На экране появляется улыбающийся пожарный.

Беседа с детьми о качествах пожарного.

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

Воспитатель: - Ребята сейчас я, вас приглашаю к столу, посмотрите внимательно на картинки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что изображено на картинках?

Воспитатель: - Да, ребята это как раз те, качества о которых мы с вами говорили. Я предлагаю вам собрать пазл.

Воспитатель: - Дети давайте перевернем нашу картинку и посмотрим, что у нас получилось?

Воспитатель: - Верно дети это пожарная машина.

Воспитатель: - Ребята для чего нужна пожарная машина пожарным?

Ребята мы, с вами справились с заданием? Воспитатель: - Тогда кладем с вами в кейс второй необходимый предмет.

Воспитатель: Ребята теперь мы можем расшифровать следующее задание?

Воспитатель: - Под какой цифрой нам нужна картинка ?

Воспитатель: - Правильно ребята под цифрой 3

Воспитатель: - Степа принеси мне, пожалуйста ,картинку.

Воспитатель:. На экране появляется горящий дом.

Воспитатель: - Дети как вы думаете, что нам нужно сделать?

Воспитатель: Да, ребята очень часто, когда пожарные приезжают на пожар, прежде чем тушить огонь они ведут спасательные работы. Выносят из огня детей, животных, стариков, инвалидов.

Воспитатель: - Ребята для этого испытания нам нужно поделиться на две команды. Возьмите каждый себе картинку. Вот у нас и получились две команды настоящих пожарных. Воспитатель: - Ребята, надо преодолевая препятствия добраться до «места пожара», взять в руки одного зверя и вынести из огня. Добежать до своей команды и встать в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Воспитатель: - Ребята , мы спасли всех зверей, которые жили в доме. Поэтому обе команды победили.

Воспитатель:- А что нам еще нужно сделать?

Воспитатель:- Чем, мы можем потушить пожар? Да, правильно ребята.

Воспитатель:- Я вас приглашаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

Проводится эксперимент с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи и накрывает их специальной колбой.

Воспитатель: – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Воспитатель:- Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? Воспитатель:- Объясните, почему?

Воспитатель: - Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель:- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Воспитатель: - Чего же боится огонь?

Воспитатель: - А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? Воспитатель: - Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

Воспитатель: - Что происходит и почему?

Эксперимент третий четвертый: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

Эксперимент пятый: ребята скажите пожалуйста когда пожарные тушат пожар огнетушителем, что из огнетушителя выходит ?

Да, ребята это пена, которой тоже тушат пожар.

Эксперимент шестой:

Воспитатель: - А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Воспитатель: - Почему наш огонек через некоторое время погас?

Воспитатель: - Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: - На этом наша работа в лаборатории окончена.

Воспитатель: - Дети, о каких свойствах огня вы сейчас узнали?

(На экране появляется огнетушитель, и он «падает» воспитателю в руки).

Воспитатель беседует с детьми о значении огнетушителя.

Воспитатель: - Дети, а вот еще один предмет для нашего кейса безопасности.

Дети отвечают.

Дети: потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре.

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

.

Дети: Костюм пожарного.

Дети: - Да

Дети:- Под цифрой 2.

Ребенок приносит картинку

Дети: сильный, смелый, ловкий, быстрый.

Дети подходят к столу, рассматривают картинки.

Дети отвечают.

Дети собирают пазл.

Дети: Пожарная машина.

Дети отвечают.

Дети кладут в кейс пожарную машину

Дети отвечают.

Дети: - Под цифрой 3.

Ребенок несет картинку

Дети: - спасти зверей.

Дети берут картинки и разбиваются на две команды

По сигналу дети бегут через полосу препятствий,

Перепрыгивают кочки, пролезают в тоннель, перешагивают препятствие (мягкие модули),"спасают" из дома одного зверя и возвращаются к своей команде.

Дети радуются.

Дети: Потушить пожар.

Дети отвечают.

Дети участвуют в проведении эксперимента.

Дети: - Огонек.

Дети: - Нет

Дети:- Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Дети: - Его нужно потушить.

Дети: - Воды, земли, песка.

Дети:- Да.

Ребенок выполняет указание воспитателя.

Дети: - Огонь погас, потому что он боится воды.

Ребята проводят эксперимент.

Дети: - Он гаснет.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Ребята кладут в кейс огнетушитель.

Умение правильно отвечать на вопросы.

Проявляют познавательную активность, наблюдательность в процессе рассматривания картин.

Знают правила пожарной безопасности.

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли.

Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

Дети знают как выглядит костюм пожарного и для чего он предназначен.

Дети знают качества пожарного

Развитие мелкой моторики рук, умеют соединять части предметов в одно целое.

Дети знают о значении пожарной машины

Формирование элементарных умений и навыков в поведении при возникновении пожара.

Развитие физической активности детей.

Формирование знаний о свойствах огня.

Формирование правил пожарной безопасности.

Умение сделать вывод по опыту.

Формировать словарный запас детей по теме пожарная безопасность

Формировать память, внимание у детей.

Формирование знаний о свойствах огня.

Формирование знаний о значении огнетушителя.

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Рефлексивный круг

Воспитатель: В заключении нашего сегодняшнего испытания я вам предлагаю побеседовать. Вы сегодня все были дружные и справились со всеми испытаниями.

В течении сегодняшнего испытания, что мы с вами делали? А что вы расскажите дома своим родителям? Что вы нового узнали для себя? Что вы расскажите своим друзьям?

Как ты думаешь в какую игру можно поиграть в группе с кейсом?

Что еще можно положить в кейс?

На экране появляется изображение пожарного.

Пожарный: - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и собрали кейс пожарного. Теперь вы настоящие пожарные! С помощью этого кейса вы можете узнать еще много интересного по пожарной безопасности и продолжать наполнять кейс необходимыми предметами.Я вручаю вам удостоверение «Юного пожарного». Досвидания ребята!

Воспитатель: -Ребята, Вы сегодня побывали на учениях, собрали кейс пожарного с которым вы теперь можете играть.

Теперь я предлагаю кейс пожарного отнесем вашим друзьям в группу и вы им расскажите что сегодня узнали.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями.

Ребята изготавливают плакат для своих друзей и рассказывают для чего они наклеивают данные картинки

Дети прощаются с пожарным.

Воспитатель вручает детям удостоверение

Дети несут в группу кейс пожарного

Умеют выражать свои мысли, используя все части речи;

Умеют отвечать на вопросы;

Развита творческая и мыслительная деятельность.

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

Развитие воображения у детей.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.

«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е.

#1047;убченко В.А.,Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

3. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008, издание 2-е/3-е. 128с. #1053;ищева Н.В, «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. ФГОС» Выпуск 1. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240с.

5. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007.



Предварительный просмотр:

Тема выступления из опыта работы:

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в познавательно - исследовательской деятельности»

Переверзева Е.А.. воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Журавлик»

Актуальность: Наши дети живут и развиваются в эпоху информатизации. А в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Широкие возможности для решения данной задачи открывает детское экспериментирование с различными объектами и материалами.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности педагога является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.  Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

Проект  «Юные исследователи воды» основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт,
усваиваются прочно и надолго.

Цель: Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.

Задачи: 
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать  и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
- дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде;
- у детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
- понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый,  исчерпаемый ресурс;
- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя. На этих занятиях экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Был составлен цикл занятий по экспериментированию:

  1. «Окрашивание воды»,
  2. «Растения «пьют воду»,
  3. «Растворимые и не растворимые вещества»,
  4.  «Прозрачность воды»,
  5. «Водяная мельница»,
  6. « Фильтрование воды»,
  7. «Вода жидкая и текучая»,
  8. «Вода не имеет формы»,
  9. «Форма капель»,
  10. «Лёд – твердая вода»,
  11. «Лёд легче воды»,
  12. «Пар тоже вода»,
  13.  «Испарение», 
  14. «У воды нет вкуса»,
  15. «У воды нет запаха»,
  16. «Вода бывает разной температуры»,
  17. «Вода нужна для прорастания»,
  18.  «Вода бывает сильной»,
  19.  «Превращение в воду»,
  20.  «Иней»,
  21.  «Свойства воды, снега и льда»,
  22.  «Круговорот воды»,
  23.  «Плавает – тонет.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы, лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Познавательно-исследовательский проект в детском саду в старшей группе на тему: Удивительная вода

Познавательно-исследовательский проект «Удивительная вода». Старший дошкольный возраст

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/5/1_49a8a691d43eee1d7a2b19f9d5fcbff1.png.jpg


Актуальность реализации проекта:
Вода… Как ценна она для всего живого на Земле. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.
Ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста является восприятие – «..непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». Важно, чтобы пробелов в представлениях детей о свойствах предметов и явлениях окружающей действительности у детей не было.
Вспомним слова Конфуция: «Скажи мне – я забуду, покажи мне-и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.

Автор проекта: Останина Виктория Александровна, воспитатель.
Тип проекта:
исследовательский, познавательный, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Ожидаемые результаты:
- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;
- знают об основных свойствах воды;
- умеют экспериментальным путём найти подтверждение своим знаниям о свойствах воды;
- понимают необходимость сбережения воды.
Проблема:
Дети не имеют представлений о свойствах воды, не осознают её ценности для всего живого на земле.
Место проведения: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце».
Сроки проведения: 2 месяца.
Режим работы: вне занятий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель: Останина В.А..
Возраст детей: 5-6 лет.
Содержание проекта.[/u]
1 этап. Целеполагание.[/h2]
Цель:
Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать и и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
- дети, знают основные свойства воды;
- могут экспериментальных путём подтвердить свои знания;
- понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый, исчерпаемый ресурс;
- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.

2 этап. Разработка проекта.

1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта
3.1.Экспериментальная деятельность
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
- «Форма воды»
- «Вкус воды»
- «Запах воды»
- «Прозрачность воды»
- «Текучесть воды»
- «Испарение воды»
- «Звуки воды»
- «Прозрачность воды»
- «Испарение воды»
- «Три состояния воды»
- «Вода питает растения»
- «Взаимодействие воды с другими веществами»
- «Масло и вода не смешиваются»
- «Твёрдые тела впитывают воду»
- «Бумага против воды»
- «Растворимость продуктов в воде»
- «Плавучесть предметов»
- «Влияние на воду природного материала»
- «Какие материалы пропускают воду»
- «Воздух и вода»
- «Поднимающаяся вода»

3.2. Игровая деятельность.
Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры, вырабатывать привычку прибирать игры на место после игровой деятельности.
*** Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода?», «Что сильнее?», «Круговорот воды в природе», «Для чего нужна вода?» «Какая бывает вода?».
*** Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри»; «Не зевай, а за нами повторяй», «», «Солнце, дождик, ветер», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Водовозы».
*** Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».

3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить слушать и слышать воспитателя, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы, выражать свои впечатления и ощущения в форме мини рассказов.
* Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство»;
* Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде;
* Разгадывание загадок о воде;
* Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»;
* Разучивание стихотворений о воде.

3.3. Продуктивная деятельность.

Цель: учить детей отображать увиденное на листе бумаге, вести журнал опытов, с зарисовкой результатов и выводов;
* развивать творческие способности детей;
* развивать умение работать в подгруппе, создавая коллективную работу.
- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Такая разная Капелька», «Три состояния воды», «Всем нужна вода», «Тонет-не тонет», «Вода в природе», «Воздух и вода»,
- Социальная живопись «Мир воды»;

3.5. Совместная работа с родителями:
Цель: способствовать активизации совместной деятельности детей и родителей.
- Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный опыт с водой»
- Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят»
(по результатам проведённого дома с детьми опыта, родители и дети оформляют его на листе А4 и в результате из всех работ оформляется один общий альбом);
- Оформление дневника «Опыты с водой»
(родители совместно с ребёнком оформляют рисунки ребёнка, в которых отображены результаты опытов проведённых в группе, в дневник)
- Консультация для родителей: «Расскажите детям о воде», «Игры с водой»;

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Выставка детских дневников «Опыты с водой».
4.2. Фотоколлаж «Наша лаборатория»
4.3. Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят».

Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика.

«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Дождик-дождик»
Дождик-дождик, Полно лить,
Малых детушек Мочить!
(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Дождик песенку поет
Дождик песенку поет,
Только кто его поймет? (Хлопаем в ладоши)
Не пойму ни я, ни ты, (Развести руки в стороны, покачать головой)
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва. (Хлопаем по коленям ладошками)
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно. (Руки постепенно поднимаем вверх перед собой)
Кончится дождь! (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее и медленнее, останавливаются.)

«Туча и дождик»
Туча по небу плыла (Правая рука описывает дважды большой круг)
Дождик за руку вела, (Правая рука берет левую руку за большой палец)
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошах. (Руки вытянуты вперед, двигаются влево и
вправо)
Дождик всюду походил, (Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы)
На крылечке наследил, (Шлепки по коленям)
Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками)
Уж как шла лиса по тропке
Уж как шла лиса по тропке
(Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед)
Нашла грамоту в охлопке. (То же по другой руке)
Она села на пенек (Хлопнуть ладонями по коленям)
И читала весь денек. (Описываем круг обеими руками)

«Гроза»
Капли первые упали,
Пауков перепугали. (Постукиваем по столу пальчиками поочерёдно)
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей. (Постучать по столу всеми пальцами)
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук
бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (Сильнее постучать по столу всеми пальцами
обеих рук)
А потом из тучи солнце (Хлопаем в ладоши)
Вновь посмотрит нам в оконце! (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми
пальцами.

Приложение 2.
Стихи и сказки о воде.

***
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Тамара Маршалова
***
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Татьяна Жиброва
***
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
***
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Ирис Ревю
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Лев Квитко (Перевод Е. Благининой)

Сказка про Воду
Ирис Ревю
Жила-была Вода. Она была красивой, серебристой и блестящей. Своим внешним видом Вода восхищала всех. Иногда красавцу Воду приглашали в русские народные сказки, и она там подрабатывала — то она была «живой» водой, то «мёртвой». Но Воде хотелось настоящего, серьёзного дела. Как его найти?
И вот однажды Вода встретилась с Человеком. Первым делом Человек сказал Воде, что она очень красива. А затем спросил, не хочет ли Вода помочь ему в свершении больших, нужных дел?
Вода с радостью согласилась. И тут Человек сказал: «Спасибо тебе, Вода, за то, что ты даришь жизнь всему живому. Без тебя мы бы все погибли. Но жизнь идёт вперед, и разные другие дела ждут нас».
Первым делом Человек построил плотину, а рядом с плотиной — мельницу, и падающая вода стала крутить жернова, которые перемалывали зерно в муку.
А когда Человек изобрёл электричество, то Вода стала крутить электрические генераторы. Электричество сделало жизнь Человека проще и лучше.
Вода стала использоваться повсюду — в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.
Далеко шагнула трудяга Вода. Её волшебные свойства и поразительная трудоспособность изумляли многих. Но она при этом оставалась скромной. Во многом Вода освободила руки человеческие. Ведь что непосильно им, то подвластно Воде.
…Но умеет Вода быть и грозной. С ней, как со многими природными силами в этом мире, надо соблюдать осторожность. Быть осмотрительным и внимательным…
Человек и сейчас поёт оду Воде – скромной труженице, великой помощнице, постоянному другу.
…Жила-была Вода. Своей чистотой и прозрачностью она восхищала многих. А главное, что Его Величество Труд Вода за самого главного властелина почитала.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка»
города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан

РМО старших воспитателей

выступление на тему:

"Развитие интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности"




Выполнила: воспитатель

Насибуллина А.Р.






БИРСК-2015

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом принципе и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

Основными целями нашей работы являются:                  

- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Для реализации этих целей были поставлены следующие  задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.

3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,    обобщение.

4. Социально- личностное развитие ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Ягодка» был создан уголок «Детская научная лаборатория», в которой и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций; формирование умения комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки». На этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

При организации детской исследовательской деятельности соблюдаем определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
  2. Не сдерживать инициативу детей;
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний, прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  6. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Экспериментальная деятельность используется нами на занятиях, в совместной с воспитателем деятельности, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям: неживая природа, живая природа,  знакомство с рукотворным миром.

  1. Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдая за объектами неживой природы, знакомили детей со свойствами воздуха, воды, их ролью в природе и жизни человека. Подвели к пониманию опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Много интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Куда же делись соль и сахар», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть воздух?», Такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага» позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.

2. Живая природа: знакомили детей с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.

Провели с детьми цикл опытов: «установление способности растения к поиску света», «наблюдение за ростом корней», «всасывание воды».

Совместно с детьми оформили огород на подоконнике. Дети принимали активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы фиксировали появление всходов в дневнике наблюдений.

3. Знакомство с рукотворным миром.

Знакомили детей с разновидностью  металлов (алюминий, сталь, медь, бронза, серебро), сравнивали их свойства.

Упражняли детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учились сравнивать их свойства.  Познакомили детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.

Развивали у детей интерес к камням. Сравнивали виды тканей и бумаги по их свойствам и назначению.

Результаты  наблюдений дети фиксировали  в своих дневниках наблюдений.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Также родители оказали большую при оборудовании мини-лаборатории.


На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы, лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знатоки правил пожарной безопасности"

Основными целями данной  викторины являются:- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре;- воспитывать чувство ответственности;- развивать уверенн...

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности»

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста и содержит различные игровые конкурсы на закрепление знаний правил пожарной безопасности и правил поведения при пожаре....

Викторина "Знатоки правил пожарной безопасности"

В интересной и доступной детям форме викторины у детей закрепляются знания о правилах пожарной безопасности, воспитывается чувство ответственности, развивается уверенность и чувство взаимопомощи,...

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Викторина по пожарной безопасности «Знатоки правил пожарной безопасности».

Закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре....