Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Органы чувств»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Евстегнеева Галина Ивановна
  • Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к  школе группе «Органы чувств»

     Цели и задачи

  • Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

   Методы и приёмы Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).

  Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).

  Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).

  Практические (опыты, исследование).

   Оборудование и материалы

  • На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: "Что внутри?", "Азбука жестов", "Угадай по вкусу", "Азбука для слепых" (см. Приложения).
  • На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
  • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.

Предварительная работа

  • Аппликация: изготовить карточки "мама", "папа", "день", "ночь". Воспитатель размечает карточку, дети - наклеивают горошины.
  • Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов "мама", "папа", "день", "ночь".

Ход занятия

    Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

А вот и первая остановка . Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

Видеть папу, видеть маму, Видеть небо и леса

Помогают нам:(Ответы детей)

   В.: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.

Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей)

   В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение.

Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы)

    В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей)

Комментарий к слайдам:

  • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
  • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
  • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
  • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
  • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
  • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей)

    В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги "читают" не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

Помните, мы с вами делали аппликацию - половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: "Что это за карточки?" (Ответы детей)

Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: "мама", "папа", "день", "ночь". )

   В.: Трудное задание? ( Ответы детей)

А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

              Физкультминутка

А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

       В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка :

Оля слушает в лесу, Как кричит кукушка, А для этого нужны - Нашей Оле : (Ответы детей)

     В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Что мы слышим ушами? (Ответы детей)

Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

Дидактическая игра "Что внутри?"

     В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?

(Дети выполняют задание, подводятся итоги.)

     В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная "Азбука жестов".

     В.: Вот, например, как будет "звучать" слово "мама" (Показ воспитателя)

На слайде Таня показывает как "звучит" её имя.

Каждый из вас может попробовать "произнести" своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из "Азбуки:" буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.

Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

(Дети вырезают буквы своих имён из "Азбуки жестов", приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

Воспитатель подводит итог занятия.

         ЧАСТЬ 2

     В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется?

Между двух светил, В середине я один. (Ответы детей)

     В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей)

    В.: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Что мы чувствуем носом?

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

     В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

Какие бывают запахи? (Ответы детей)

Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко - легко подышим.

    В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.

Загадка:

Всегда во рту, А не проглотишь.

Что это? (Ответы детей)

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

      Дидактическая игра "Определи на вкус"

Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?

(Работа детей, ответы, подведение итогов)

   В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. . Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши ... (Ответы детей)

     В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое, Горячее, холодное, мокрое, сухое: Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша: (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

        Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

    В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!

Давайте вспомним их:

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

     В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

      В.: А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим пожеланья:

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Занятие окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-занятия в подготовительной логопедической группе "Весенние цветы"

Конспект-занятия в подготовительной логопедической группеТема: «Весенние цветы» Программные задачи:Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширить словарь детей через речевые игры...

Конспект занятия в подготовительной школе группе "В гостях у морского царя"

Закрепить знания об обитателях подводного мира.  Учить анализировать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект занятия в подготовительной речевой группе «Проказы старухи зимы» пересказ сказки К.Д.Ушинского с творческими заданиями

Конспект занятия для детей с задержкой речевого развития направлен на умение правильно и грамотно оформлять предлоджения, развивать мелодико-интонационные  характеристики речи....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...

Конспект НОД во второй младшей группе "Органы чувств"

Знакомство детей с с органами чувств человека,через познавательно-исследовательскую деятельность ....

Конспект занятия по теме " Наши помощники-органы чувств

Лексическая тема: Фрукты, овощиВид занятия; Формирование сенсорных эталонов...