Конспект занятия в подготовительной школе группе "В гостях у морского царя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орлова Наталья Николаевна

Закрепить знания об обитателях подводного мира.  Учить анализировать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zanyatie_orlova______v_gostyah_u_morskogo_carya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»

Конспект

занятия по экологическому воспитанию на тему:

«В гостях у морского царя»

Подготовительная к школе логопедическая группа

Воспитатель МДОУ

 д/с №16 «Ёлочка»

Орлова Н.Н.  

Программные задачи:

Воспитательные   - воспитывать экологическую культуру, формировать навыки поведения в природе.

Образовательные    -    познакомить с хищным морским животным актинией,  

                                         ее внешним видом, образом жизни;

  1. закрепить знания детей об обитателях подводного мира, продолжать учить называть и узнавать их;
  2. учить детей проводить простейший эксперимент, позволяющий выяснить, как морские обитатели приспособились к водной среде (чем дышат, есть ли воздух в воде);
  3.  учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать  причинно-следственные связи.

Развивающие           -    развивать эмоционально-положительное отношение к

     живой природе;

  1. развивать познавательные способности детей;
  2. развивать наблюдательность и любознательность;
  3. развивать мышление при отгадывании загадок;
  4. развивать интерес к исследовательской деятельности;
  5.  развивать крупную и мелкую моторику.

Коррекционные   - развивать связную речь, умение правильно строить предложения;

  1. совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударений.

Работа со словарем:  ввести в активный    словарь следующие слова: суша, морская вода, дно;

                                   ввести в пассивный словарь понятия «актиния,

                                   щупальца».

Материалы и оборудование:

–  ширма с изображением пейзажа подводного мира;

–  стаканчики с водой, камешки, трубочки;

-   мешок для мусора, перчатки.

-   телевизор, видиомагнитафон, видеокассета с записью мультфильма «В поисках Немо»

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением подводного мира;
  2. Чтение художественных произведений;
  3. Выполнение поделок из бумаги (морских обитателей).

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, Вы слыхали о воде?

                           Говорят она везде!

        В луже, в море, в океане

        И в водопроводном кране,

        Как сосулька, замерзает,

        В лес туманом заползает,

        На плите у нас кипит,         

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

-- Какие свойства воды вы знаете? (ответы детей) Кому она нужна? (ответы детей)  Что было бы, если бы не было воды? (ответы детей)

-- Давайте рассмотрим капельку воды на листочке. Скажите мне, капелька – это много или мало воды? (ответы детей)

-- А вот если воды не капелька, а больше, что это может быть? (ответы детей)

-- А если воды очень много? (ответы детей)

-- Ребята, а как вы думаете, какая должна быть вода в реке, море, океане, чтобы в ней могли жить живые существа? (ответы детей)

-- Правильно, вода должна быть чистой. А что может загрязнять воду? (ответы детей)

-- Мы с вами друзья природы, должны ее любить и охранять. Давайте вспомним с вами правила поведения в природе. Поиграем с вами в д/и «Стань другом природы».

Проводится игра.

-- Молодцы, ребята, знаете вы, как правильно вести себя в природе.

-- Ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? (ответы детей)

-- Тогда надеваем водолазный костюм, маску для дыхания и начинаем погружение.

Дети, двигаясь под музыку, с помощью рук и тела имитируют движение под водой.

-- Вот мы с вами и оказались в подводном мире. Что мы видим здесь? (ответы детей)

-- А давайте подвигаемся вместе с ними, покажем, как и что они умеют делать.

Проводится физкультминутка «Море».

-- Знаете, ребята, и рыбы, и осьминоги, и кораллы – все это принадлежит владыке морей, царю Нептуну. А вот и его дворец.

Выходит из-за ширмы царь Нептун.

Нептун: Гордый я морей властитель,

                Рыб, дельфинов повелитель.

                Мой дворец на дне морском –

                Весь он устлан янтарем.

                Что за гости у меня на дне морском? Всю воду замутили!

-- Не сердись царь Нептун, это мы с ребятами решили полюбоваться красотой подводного мира.

Нептун: Ну что ж, поскольку вы мои гости, а я владыка морей, хочу вам сделать необыкновенный подарок. Но вот беда случилась. Мой трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу. Я думаю, это произошло из-за мусора, который оставили гости, приходившие перед вами. А чтобы он снова обрел свою волшебную силу, вы должны собрать мусор и отгадать мои загадки!

-- Ну, это беда поправимая. Мы с ребятами соберем мусор и отгадаем загадки. Правда, ребята? (ответы детей)

-- Давайте, ребята, соберем мусор в пакет, очистим морское дно, чтобы оно было чище и еще красивее.

Дети перчатками собирают мусор в пакет.

-- Ну вот, царь Нептун, мусор мы собрали, теперь готовы отгадывать загадки.

Нептун: Молодцы, чисто стало вокруг. Посмотрю, как вы справитесь с загадками.

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют.

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает.

                                (Медуза)

                                                       (ответы детей)

Перекати-поле

Поселилось в море.

Шарик иглокожий,

На репей похожий.

Прочные колючки –

Как ножки и ручки.

Посмотрите, малыши:

Ползают по дну …

                                (Ежи)

                                                      (ответы детей)

Ползает паук:

Если звездочка устала,

Нет в ней света, нет в ней жара,

То она живет на дне,

В океанской глубине.

                                (Морская звезда)

                                                      (ответы детей)

Прочно скручены стволы,

Нет и не было листвы,

На ветвях цветы стоят –

Известковый райский сад.

                                (Кораллы)

                                                      (ответы детей)

В море видим мы фонтан.

Кто его устроил там?

Почему фонтан плывет?

Что за чудо пароход?

                                (Кит)

                                                      (ответы детей)

Нептун: Молодцы, ребята! Загадки вы все разгадали, и мой трезубец вновь обрел свою волшебную силу.

-- Царь Нептун, а как же все морские обитатели живут в воде, не погибают? Чем они дышат?

Нептун: Все мои обитатели подводного мира – рыбы, животные, растения дышат воздухом, который находится в воде и поэтому не погибают. Пройдемте в мою лабораторию, и я вам покажу на опыте, что в воде есть воздух. Садитесь за столы. Один конец трубочки опустите в воду, а другой возьмите в рот и подуйте. Что наблюдаете? (ответы детей) Возьмите камушек и опускайте в стакан с водой. Что появляется в воде? (ответы детей)

Правильно, появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха, значит, в воде есть воздух и камешек выталкивает воздух из воды на её поверхность в виде пузырьков.

Вот вы и узнали с помощью опыта, что в воде есть воздух. А теперь, как я вам и обещал, сделаю необыкновенный подарок. Закройте глаза.

Звучит музыка.

Нептун:  Открывайте глаза. Смотрите, кто вас встречает.

Показывает картинку с изображением актинии.

-- Какая красота! А что же это такое, как вы думаете? (ответы детей)

-- Если это цветок, то где листья, стебелек? Если это рыба, то где хвост, плавники? Что же это такое? Если это не рыба и не цветок, тогда что же?

Это морское животное. Действительно, оно очень похоже на цветок и называется актинией. Какое красивое название – актиния. Это одиночное животное, не имеющее твердого скелета, обычно ярко окрашенное. Актинии распространены в морских прибрежных водах, где они прилепляются подошвой к любому твердому предмету и могут медленно ползать по нему. Обычно актиния стоит себе на одном месте, точно дремлет, но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца – цап! Пропадай малек, пойдешь хищнице на завтрак.

Нептун: Ребята, я вам сейчас покажу отрывок из мультфильма, а вы догадайтесь из какого? Посмотрите его внимательно и скажите, не показалось ли вам, что-нибудь знакомым из рассказа воспитателя (просмотр отрывка мультфильма.)

 -- Что вы здесь знакомого увидели? (ответы детей)

Нептун: Только одни рыбки-клоуны дружат с актинией, она не только не причиняет этим рыбкам никакого вреда, но и служит им надежным убежищем от врагов.

--Ребята для чего нужны актинии щупальца? (ответы детей)

-- А где находится рот у актинии? (ответы детей)

-- Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем в п/и «Актиния».

Проводится игра.

Одна группа детей превращается в большую актинию.

-- Ваши руки щупальца, вы станете в круг, и в центре у «актинии» будет рот. А другая группа детей превращается в маленьких рыбок.

В ходе игры «актиния» пытается поймать и затянуть в центр круга рыбок.

-- Ребята, а как вы думаете, где лучше будет актинии: здесь под водой, или на суше? (ответы детей)

-- А сейчас нам пора возвращаться. Мне бы очень хотелось взять эту актинию с собой. Как вы думаете, можно это сделать? (ответы детей)

Нептун: Правильно дети. Не надо актинию забирать на сушу. Каждое существо приспособлено к определенной среде обитания. Морские обитатели должны жить в море. На память о вашем путешествии я подарю вам альбом с фотографиями морских обитателей. Будете смотреть и вспоминать море. До свидания! И не забудьте забрать мусор.

Под музыку дети поднимаются из морских глубин на поверхность с пакетом мусора и альбомом.

-- Ну, вот дети наше путешествие закончилось. Понравилось вам? С каким новым морским животным мы познакомились? (ответы детей)