Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Правила безопасного поведения на природе.
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Сидягина Ирина Владимировна

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста помогут им в доступной и интересной форме усвоить правила безопасного поведения на природе. Дети узнают, как безопасно вести себя в лесу, в парке, на водоемах. Научатся беречь живую природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Правила безопасного поведения на природе.

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №410»

                                                                                                     Ленинского района г. Нижнего Новгорода

                                                                                   Сидягина Ирина Владимировна  

-Ребята, теплое время года уже не за горами. Очень скоро нас ждут прогулки по лесу, по парку, поездки на море, на речку или на озеро. Поэтому всем детям и взрослым нужно хорошо усвоить правила безопасного поведения в лесу, на воде, на природе и соблюдать их. И, конечно, я не забыла пригласить к нам в гости нашу знакомую- куклу Катю. Думаю, вы с ней уже подружились. Катя многому научилась благодаря нашим беседам по безопасности. Она знает, как вести себя дома, чтобы с ней не случилось никакой беды. Но вот о правилах безопасного поведения в лесу, в парке, у водоемов Катя почти ничего не знает. Давайте и мы вместе с ней, разберем и запомним эти важные правила поведения на природе.

Но сначала повторим телефоны экстренных служб!

Если пришла в дом беда злополучная,

Есть телефоны для каждого случая.

Видишь огонь или чувствуешь дым –

Номер пожарных всегда 101.

Слышишь угрозы, плохие слова –

Номер полиции легок – 102.

Если ангина бронхит или грипп,

Скорая помощь на связи – 103.

Газом запахло на кухне в квартире –

Вызови службу, набрав 104.

Есть номер единый для всех ситуаций,

Запомни его наизусть – 112!

Тема 1: «Правила безопасного поведения в лесу, в парке».

-Ребята, представьте, что вы приехали с родителями за город или к бабушке в деревню. Давайте прогуляемся с вами в лес и Катю с собой позовем. Как вы думаете, ребята, может ли стать наша прогулка по лесу опасной?

-Ответы детей.

-Конечно, ребята, не только прогулка по лесу, но даже прогулка по парку может стать опасной не только для вас, но и для окружающей природы. Что же делать? Да просто нужно знать и соблюдать правила безопасного поведения на природе и тогда никакой беды с вами не случится.

Ребята, а вы знаете, как нужно правильно одеваться перед прогулкой в лес?

-Ответы детей.

Вот послушайте стихотворение, о том какая опасность может вас подстерегать в лесу:

Можешь встретить ты в лесу

Комара, пчелу, осу.

Клещ – опасный паразит,

Он болезнью заразит.

В лес идя в погожий день,

Брюки с кедами надень,

Завершит экипировку

С длинным рукавом ветровка.

На лицо и на ладошки

Крема нанеси немножко-

Насекомые тогда

Разлетятся кто куда.

Ребята как вы думаете, чем опасен укус пчелы или осы? Кто такой клещ и почему его нужно опасаться?

-Ответы детей.

-Все верно, укусы пчел и ос могут вызвать сильную аллергию, с которой вы не справитесь без медицинской помощи. А клещи являются разносчиками смертельно опасной болезни, поэтому клеща, который вас укусил, нужно срочно удалить. И лучше всего, чтобы это сделал врач.

Поэтому собираясь в лес или лесопарк на прогулку, одевайте светлую закрытую одежду и не забудьте головной убор. Заодно и голову защитите от солнышка.

Ну что ж, а наша прогулка по лесу продолжается.

Мы вышли с вами на лесную поляну (детям предлагаются сюжетные картинки с изображением лесных цветов, ягод, грибов). Посмотрите, как здесь красиво. Сколько ярких красивых цветов, а вон там на кустике растут сочные ягодки. Катя хочет нарвать для мамы красивый букет. А еще она собирается попробовать яркие сочные ягодки с того кустика.

Ребята, а безопасно ли это?

-Ответы детей.

-Конечно, нет! Запомните, дети, никогда не рвите в лесу незнакомые растения и ягоды! Они могут быть ядовиты!

Коль нашел цветок прекрасный,

Знай: бывает он опасным!

Даже сорванный, он может

Вызвать сыпь на детской коже.

Не бери и лист красивый-

Обожжет он, как крапива!

Ягодный заманчив куст,

Но не пробуй их на вкус!

Почти все ягоды пригожи,

Но яд и в них бывает тоже!

Цветами полон лес любыми-

Издалека любуйся ими!

Игра «Что за ягоды нарисованы на картинках?»

Ох, ребята, мне кажется нам пора немного отдохнуть и подкрепиться. Давайте устроим пикник вон на той полянке. А что это за звук?

Он бежит струится,

На солнце серебрится.

             Что же это?

- Ответы детей.

-Да это же лесной ручей. А как пить хочется. Катя предлагает попить из ручья, она говорит, что вода в нем чистая. Как думаете, можно так делать?

-Ответы детей!

-Ни в коем случае!

Если вдруг ручей, речушка

Твой перегородят путь-

Даже не пытайся кружкой

Эту воду зачерпнуть!

В ней – опасные микробы.

Чтобы не было беды

Иль желудочной хворобы,

Из дома захвати воды!

Ребята, вы большие молодцы, а давайте поиграем с вами в игру. Я задаю вопрос, а вы отвечаете можно ли так себя вести на природе или нет и почему? Думаю, Кате тоже будет полезно послушать.

  • Можно ли трогать руками птичьи гнезда?

-Нет, можно погубить птенцов, а если в гнезде яйца, птица может их бросить, и они погибнут.

  • Мальчик Петя был очень любопытным, он решил посмотреть, как устроен муравейник, и палочкой его разворошил. Можно ли так поступать?

-Нет, муравейник- это дом для муравьев, если его сломать муравьи могут погибнуть. А ведь они приносят пользу лесу. К тому же укусы муравьев очень болезненны.

  • Можно ли ломать ветки деревьев, обрывать листья, топтать растения?

-Нет, природа – это живое существо. К ней нужно относиться бережно, с любовью.

  • Что делать, если в лесу обнаружил яму-ловушку для животных?

-Ее нужно огородить ветками, чтобы ни человек, ни животное не провалились в эту яму.

  • Можно ли разводить в лесу костер?

-Лучше этого не делать, но если нужно согреться, то взрослым разводить костер можно, но очень осторожно: не ломать ветки деревьев, а набрать сухих веток, потом залить костер водой.

Помните: даже крохотная искра может стать причиной пожара и погубить целый лес!

  • Что делать с мусором, который остался после пикника?

-Забрать его с собой, ни в коем случае не оставлять в лесу или парке. Особенно опасны для природы: стеклянная посуда, пластиковые упаковки, батарейки и т.д.

  • Можно ли трогать руками, гладить диких животных, например, ежика в лесу, собаку или кошку в парке?

-Нет, любой контакт с диким животным в лесу или бездомным животным в парке может быть опасен. Животное может само испугаться, проявить агрессию, кроме того животное может оказаться больным.

(Воспитатель выслушивает ответы детей, поправляет их, дополняет, помогает сделать правильные выводы).

Ну что ж, ребята наша прогулка подходит к концу: мы отдохнули, подышали свежим воздухом, узнали много нового и интересного. Но кое-что мы забыли. Хотите узнать что, тогда отгадайте загадку:

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога, и шляпка -

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип...

Ну, конечно это - … (Гриб)

Верно, мы с вами не поговорили о грибах! А чем они могут быть опасны?

-Ответы детей.

-Конечно, мы все знаем, что грибы бывают съедобные и несъедобные.

Хоть грибов в лесу не счесть,

Не всегда их можно есть!

Гриб заметил у тропинки-

Не клади его в корзинку,

Взрослых позови скорей:

Пусть посмотрят на трофей.

Груздь, волнушка, боровик…

Урожай грибов велик!

Давайте проверим, знаете ли вы какие грибы съедобные, а какие нет.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Ребята, мне так понравилось с вами гулять, но пора возвращаться домой.

Надеюсь, вы теперь всегда будете помнить правила безопасного поведения на природе.

В лес пришел ты отдохнуть-

Бережлив, воспитан будь!

Ведь лесная красота

Так хрупка и так чиста!

Пусть в любое время года

Радует людей природа!

В завершение беседы можно предложить детям нарисовать лес, а в нем грибы. ягоды, лесные растения.

Тема 2: «Правила безопасного поведения на водоемах».

Воспитатель: Ребята, сегодня я снова пригласила к нам в гости куклу Катю, потому что сегодня я хочу поговорить с вами о правилах безопасного поведения на водоемах. Ребята, какие водоемы вы знаете?

-Ответы детей (река, озеро, пруд, море, болото, океан)

Как вы думаете какую опасность представляют собой водоемы в холодное время года, ведь зимой вода в них замерзает?

-Ответы детей.

А вот послушайте сказку, которая называется «Волшебные вороны», тогда все поймете сами.

После прочтения сказки воспитатель задает вопросы:

-Почему вороны забеспокоились? (Они хотели предупредить девочку об опасности)

-О какой опасности вороны хотели предупредить Сашу? (Лед на реке стал рыхлым, непрочным)

-Почему ранней весной опасно выходить на лед? (Лед начинает подтаивать на солнце и может под вами проломиться)

-А в начале зимы можно выходить на лед? (Нет, лед еще не окреп и может треснуть под ногами)

В результате обсуждения сказки, воспитатель вместе с детьми выводит правила безопасности на льду. Запомните, дети:

  • Не выходите на тонкий лед в начале зимы, и в начале весны.
  • Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы с треском.
  • Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
  • Берите палку, чтобы прощупывать пред собой путь.
  • Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
  • Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце – место около берега.
  • Запомните, что менее прочным лед бывает там, где
  • наметены сугробы;
  • растут кусты;
  • трава вмерзла в лед;
  • бьют ключи;
  • быстрое течение;
  • в реку впадает ручей.

Игровая ситуация: «На льду» (Детям предлагается ситуация: представьте, вы идете по неокрепшему льду, и вдруг лед начинает трещать, что делать?)

Воспитатель сначала предлагает детям самостоятельно найти выход из ситуации и разыграть его в виде сценки. Затем, при необходимости помогает найти верное решение: немедленно лечь на лед (на пол) и аккуратно ползти к берегу по своим следам.

-Ребята, вы молодцы! Справились со сложной ситуацией! А знаете ли вы как безопасно вести себя на водоемах в жаркий летний день?

-Ответы детей.

Вот послушайте стихотворение:

Настала летняя жара,

А с ней – купания пора.

Только помни, что вода

Безопасна не всегда.

Есть разрешенные места:

Купаться можно только там!

Когда на пляже ты один,

То лучше в воду не ходи.

А если папа с мамой рядом,

То вволю накупаться надо!

Коль надоест тебе купаться,

На лодке можно покататься.

Но в лодку не садись без спросу,

А только с кем-нибудь из взрослых!

Еще тебе должно быть ясно:

Раскачивать ее опасно!

Не стоит через борт тянуться-

Ведь так легко перевернуться!

Вы запомните. Друзья,

Что в воде шалить нельзя!

Других за ноги не хватайте

И в воду их не окунайте.

Твердо знайте: если вдруг

С перепугу лучший друг

Наглотается воды,

То не миновать беды!

Вот ребята, как много правил безопасности, оказывается нужно соблюдать на водоемах и зимой, и летом, чтобы не случилось беды. Все хорошо усвоили? А ты Катя? А сейчас мы это проверим.

Игра «Можно-нельзя».

  • Купаться под присмотром взрослых – можно
  • Купаться в незнакомых местах – нельзя
  • Купаться в специально оборудованных местах – можно
  • Хватать друг друга за ноги, за руки во время купания – нельзя
  • Выходить на тонкий лед в начале зимы – нельзя
  • Кататься на коньках по крепкому льду – можно
  • Перегибаться через борт лодки – нельзя
  • Долго находиться в воде – нельзя
  • Нырять с разбегу в воду – нельзя
  • Кататься с родителями на лодочке – можно
  • Раскачивать лодку - нельзя
  • Заплывать за специальные ограждения-буйки – нельзя
  • Подплывать близко к катерам и лодкам – нельзя
  • Купаться у берега – можно
  • Заплывать на глубину на надувных матрасах и кругах – нельзя!

Молодцы, ребята, отлично усвоили правила безопасного поведения на водоемах!

В завершение беседы предложить детям нарисовать и раскрасить озеро, купающихся детей или детей, катающихся на коньках по льду (по желанию детей).

Используемая литература:

  1. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019. -80с.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:

«Детство-Пресс», 2002. – 144с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчёт по ОБЖ "Правила пожарной безопасности" (с детьми старшего дошкольного возраста)

Цели занятия: 1.      В игровой форме познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе пожаро безопасного поведения (в доме).2....

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАДорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли прои...

Беседа о правилах пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в квартире. Вооружить знаниями, уме...

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

Цикл бесед о войнес детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «Великая отечественная война».Дорогие ребята,  вы родились, и живете в мирное вр...

Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Правила безопасного поведения дома.

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста помогут им в доступной и интересной форме усвоить правила безопасного поведения дома. Дети узнают правила обращения с электроприборами, бытовым газом, нек...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Летние деньки наступают- правила безопасного поведения дети повторяют»

Сценарий спортивного развлечения по ПДДдля детей старшего дошкольного возраста«Летние деньки наступают- правила безопасного поведения дети повторяют»Костина Наталья Вячеславовна Цель:...