Системный подход как профилактика детского дорожно – транспортного травматизма
консультация по обж

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное образовательное учреждение дополнительного                                                                                 профессионального образования ( повышения квалификации ) специалистов                                                                    

         Муниципальный методический центр  

               (МОУ  МЦ Раменский дом учителя)  

               ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно – транспортного

                                               Травматизма

                                                  Тема:

Системный подход как профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.                                            

Выполнил слушатель                                                                                                                 Жданова Светлана Владимировна                                                        Преподаватель Карева Н.П.                                                                        

Г.Раменское

2019 г.

        Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Безопасность дорожного движения – одна из важных социально-экономических и демографических задач РФ. По российскому законодательству безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно – транспортных проишествий и их последствий. Проблематике детской безопасности и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма, вопросам пропаганды безопасности дорожного движения уделяется особое внимание в нашем обществе. Но, несмотря на это, в стране достаточно высокий показатель детской смертности на дорогах по многим причинам.                                                       

    Одним из эффективных способов решения данной проблемы является  системный подход к снижению детского дорожно – транспортного травматизма, основанный на системе взаимодействия всех заинтересованных в этом субъектов

     Л.В. Занков в работе «Дидактика и жизнь» дает следующее определение системы: «Система - это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимозависимость ее частей и связей между ними. Требование, заключающееся в том, чтобы части и стороны учебно-воспитательного процесса представляли собой единое целое, является особенно существенным. Их место в школьном образовании и возрастные особенности школьников служат основанием этому» [31, с. 39].

   Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

   Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

   Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и

1

родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

   Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.                                                                                                                                                                    

    Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

   Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.  Помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность всех нас взрослых.

   На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

    В рамках комплексной системы формирующаяся личность ребёнка рассматривается как активный субъект образовательной деятельности, включённый в сложную систему полисубъектных отношений (воспитатели, специалисты, родители, печатные СМИ, телевидение, интернет и др). Осознанное отношение ребёнка к своему здоровью и жизни как самой большой ценности активно формируется в период его социализации, следовательно, роль

2

образовательной организации, в целом системы образования в

формировании у детей культуры здорового и безопасного образа жизни трудно переоценить. Главная роль в образовании и воспитании дошкольников отводится педагогам дошкольного учреждения, так как большую часть времени дети проводят в детском саду и именно в нём получают первоначальные знания и умения. Воспитание общей культуры поведения и подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода начинается в младших группах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется в его памяти навсегда.

    Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

3

Общие представления:

  1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
  2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
  2. не играть на дороге или около проезжей части,
  3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
  4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
  5. знать устройство проезжей части,
  6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
  7. знать правила поведения в транспорте,
  8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

    При этом главными союзниками образовательного учреждения в вопросах предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма являются родители воспитанников. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твёрдые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Для повышения мотивации родителей и детей соблюдать Правила дорожного движения важно вовлекать их к участию в мероприятиях дошкольного учреждения (творческие смотры и конкурсы, праздники, выставки, целевые мероприятия).

  По дороге в детский сад или из него родители должны проводить      

 беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

4

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными  отражателями.

 Перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

  • Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

1 Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом

2 Игры на проезжей части

3 Невнимание к сигналам регулирования движением

5

4 Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий

5 Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта

6 Незнание правил перехода перекрёстка

7 Хождение по проезжей части при наличии тротуара

8 Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

9 Езда на роликах и самокатах по проезжей части

Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

*

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

6

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей — водителей и пассажиров

  • Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,
  • Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
  • Как водитель или пассажир вы — пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.
  • Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.

   Особая деятельность в образовательных учреждениях – это взаимодействие с Госавтоинспекцией. Данная организация инспектирует образовательные учреждения на предмет обучения детей Правилам дорожного движения и создания в ДОУ условий, оказывает методическую помощь, способствует организации различных мероприятий. Вообще приход инспектора или сотрудника по обеспечению безопасности детей в дошкольное учреждение делает работу в данном направлении более действенной.

При комплексном и системном подходе представляется большая возможность воспитать поколение таких участников дорожного движения, которые спустя годы станут осмотрительными, внимательными и грамотными пешеходами, пассажирами и в дальнейшем водителями.

Говоря о комплексном подходе к профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, нельзя не сказать о созданной в стране системы нормативного регулирования, системы нормативно –

7

правовых актов, регулирующих деятельность всех субъектов в области безопасного дорожного движения. Эта система чётко выделяет категорию несовершеннолетних участников дорожного движения.

Это Федеральный закон от 10 декабря 1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который преимущественно содержит предписания общего характера. Приказом МВД ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2003Г № 930 «Об организации работы Госинспекции безопасности дорожного движения по пропаганде безопасности дорожного движения» регламентирована деятельность Госавтоинспекции, которая включает широкий перечень мероприятий, проводимых данной организацией. В Письме от 29 июля 2014г № 08-988 Мо и науки РФ «Об организации перевозок обучающихся в образовательной организации» определены основные мероприятия по повышению безопасности детей при осуществлении перевозок обучающихся автобусным транспортом. 3 октября 2013г. за № 864 Постановлением Правительства утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». Её можно отнести к категории смешанных правовых актов, поскольку в ней приводятся как нормативные предписания, так и персонально-адрессованные и индивидуально-определённые обязательные юридические предписания. Достижение заявленной в Программе цели предполагает использование комплексного системного подхода к решению приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

Итак мы видим, что профилактика детского дорожно – транспортного травматизма является одной из важных задач в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и государства, и заинтересованных министерств и ведомств, и семьи, и образовательных организаций, и всего общества.

Рассматривая системно-логический метод как условие эффективной организации подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, я считае, что достичь высоких результатов можно при организации непрерывного обучения и воспитания у детей безопасного поведения в дорожном движении, строгой дисциплины и высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Одним словом, для обеспечения безопасности дорожного движения необходима система непрерывной подготовки детей к такому виду деятельности, как безопасное участие в дорожно-транспортном процессе.

8

     Безопасность детей зависит от взрослых . Давайте беречь жизнь и здоровье наших детей – они бесценны.

 

Список литератур:

  1.  Арбузова Виолетта Генриховна   

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”.

Эл. устройство.

  1. Занков Л.В.

“Дидактика и  жизнь”.(31. С 39)

 

  1. Инфоурок

“Комплексный подход к профилактике детского дорожно-транспортного травматизиа”

Эл. устройство


 





9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма

·        перспективное планирование по работе с детьми и родителями;·        перспективное планирование целевых прогулок;·...

Родительское собрание по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Уважаемые педагоги и родители, только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и п...

Презентация "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с ПДД"

Актуальность работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в ДОУ...

Опыт работы ДОУ г. Зверево по профилактике дорожно-транспортного травматизма

В нашем городе большое внимание уделяется работе с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма, во всех ДОУ созданы условия, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников ...

опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «  Сказка»  представляет опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на районный этап...

План ДОУ с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма

В плане представлены совместные мероприятия ДОУ с родителями по безопасному воспитанию детей....