«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (средняя группа)

Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил

поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных

условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Образование уменьшает число опасностей,

угрожающих нашей жизни,

уменьшает число причин страха и,

давая возможность измерить

опасность и определить её последствия,

уменьшает напряжённость

страха ввиду этих опасностей».

К.Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что сложившиеся социальная, природная и

экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких

детей. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира

может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него

сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности

окружающих, воспитывать готовность к эффективным , обоснованным

действиям в неадекватных ситуациях.

 Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях

многих ученых ( В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В.

Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я.

Соколов , И.К. Топоров и др.)

 Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и

безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера,

П.Маслоу, Б. Паскаля, З.Фрейда, и др.

 Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного

возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой,

К.Б.Беловой, О.Л.Князевой и др.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются

реальными потребностями системы дошкольного образования и

существующими противоречиями между объективной необходимостью более

раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения

им соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком

опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной

педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у

дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех

работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний

и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

Данное положение определило тему самообразования: «Формирование

основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил

поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных

условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Цель:

- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами

безопасного поведения на улице;

- Объяснять правила общения с животными;

- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с

чужими людьми;

- Обогащать представление детей о здоровье , формировать у них элементарные

представления о человеческом организме;

- Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены и оказания

 элементарной помощи.

 Реализация каждой определенной темы проходит через несколько этапов:

 - рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр,

знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные

способы поведения и соответственно меры предосторожности;

- тематические занятия, тематические дни, встречи - беседы, организация

 досугов, игры;

Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности

и здорового методов образа жизни требует осмысленного подхода в применении

различных форм и воспитательной работы, использование и усиление

воспитательной роли занятий, игр в образовательном процессе.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

заучивание правил безопасного поведения;

беседы;

дидактические игры;

подвижные игры ;

чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций по теме;

наблюдения;

театрализованные представления;

сюжетно – ролевые игры;

просмотр мультфильмов;

трудовая деятельность;

продуктивная деятельность;

досуги;

обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе:

1. Уголок безопасности:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.

План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;

плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!  «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;

альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры  «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу» ,«Хорошо – плохо» ,«Дорожные знаки» ,«Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека- в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Технология «образовательное событие», как нельзя лучше, соответствуют современным требованиям развития человека и гражданина. Благодаря этой технологии у детей появляются новые возможности.

Основная из них  – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также – заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, и что он думает.

Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между воспитанниками, специалистами ДОУ и родителями.

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание,

произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов.

Основные задачи по формированию основ безопасности в детского сада:

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности.

Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Безопасное поведение в природе:

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

Расширять ориентировку в окружающем пространстве;

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.) ;

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот) ;

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)

включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)

наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач выражаются в следующем:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности

 2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

 3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.

Я считаю, что мое направление работы всегда актуально и находится в поле

пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим

дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по

профилактике основ безопасности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...