Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)

Гуламова Анна Юрьевна
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 « Незабудка»

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Гуламова А.Ю.

Смоленск 2023г.

Пояснительная записка

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на  улице  и  дома,  поэтому  главным  в  работе  по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада. Программа разработана в соответствии с ФГОС, основана на программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойосновной . Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старших дошкольников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

        Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой

                "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года

Цели программы:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

        Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

                Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

        Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

                Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

        Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

        Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

        Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

        Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);         Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

        Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);         Наглядность;

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);          Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей разновозрастной группе

Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастные особенности детей 5 до 6 лет

Безопасное поведение в природе.

        Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

                Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

        Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.         Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

                Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.

        Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

        Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

                Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

        Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

                Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

                Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

                Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

        Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

        Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Возрастные особенности детей 6 до 7 лет

Безопасное поведение в природе.

        Формировать основы экологической культуры.

        Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

        Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

 Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах.

        Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь»,

«бульвар», «проспект».

        Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно- указательными.         Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

        Расширять представления детей о работе ГИБДД.

        Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

        Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

        Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом

обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

                Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

                Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

                Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

                Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.

        Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02»,

«03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Планируемые результаты

        Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.         Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.

        Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.         Знает и соблюдает правила поведения в природе.

        Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.  Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.

         Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.  Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.         Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».

        Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции. Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».

        Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

        Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.         Сформированы навыки личной гигиены.

        Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

        Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

        Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

 Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Перспективное планирование

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

сентябрь

«Ядовитые грибы

и ягоды»

«Пожароопасные

«Правила поведения

в детском саду. Конфликты

«Школа

пешеходных        наук»

предметы»

между детьми»

«Правила        дорожного

Продуктивная деятельность, аппликация

«Выросли грибы на поляне»

                Дидактическая игра: «Как и

        С/ролевая игра

«Детский сад»

движения»

        Отгадывание загадок

чем тушить пожар?»

по ПДД и рисование отгадок.

октябрь

Беседа

«Съедобные ягоды

        Рассматривание

Беседа «Витамины

и здоровый организм»

«Дорожные знаки»«Безопасность»

        Рисование на тему «Перекрѐсток»

и

картин и

ядовитые растения»

беседа на тему: «Опасные

ситуации»

        Чтение

Продуктивная деятельность, рисование « Урожай ягод»

        Сюжетно- ролевая

игра: «Пожарные на учении».

сказки

«Мойдодыр» К.Чуковского

ноябрь

«Безопасность на льду. Осторожно, тонкий лѐд»

Чтение р.н.с «Петушок и бобовое зернышко»

        «Предметы,

требующие осторожного обращения»

        Просмотр мультфильма о пожаре.

        Беседа «В гостях у Айболита»

                С/ролевая игра»Больница»

        «Безопасность в

общественном транспорте»

                С/ролевая игра

«Автобус»

декабрь

«Безопасность при общении с животными»

Просмотр мультфильма «Человек собаке – друг»

                «Спички – это не игра»         Чтение рассказа » Б.

Житкова «Пожар в доме»

«Опасные        ситуации»

        Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова

«Дядя Стѐпа- милиционер»

        «Лучший пешеход» конкурс«Правила дорожного движения»

        С/р игра «Водители

январь

«Безопасность на природе»

Экскурсия в лес

        Чтение худ.литературы

«Пожарные собаки», «Пожар»,

«Кошкин дом»

Беседа

«Внешность человека

может обманчива»

        Кукольный театр

«Волк и семеро козлят»

и пешеходы»

«Безопасное поведение на

улице и в транспорте»         Музыкально-

дидактическая

игра «Красный, желтый, зеленый».

февраль

«Умеешь ли ты обращаться

с животными»

Придумывание

историй на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребѐнка на

        Беседа «МЧС на защите нашей страны»

Продуктивная деятельность-

рисование: «Пожарная машина».

        «Личная

безопасность дома»

        Чтение сказки «Три поросѐнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»

        «Что? Где?

Откуда?» Игра «Правила дорожного движения»

картинке)

март

«Безопасность на льду»

        Встреча с

пожарным инспектором.

        «К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улицеЛабиринты «Помоги детям

дойти до детского сада»

«Помоги мишке добраться до дома»

        «Опасные участки на пешеходной части улицы»

«Осторожно, гололѐд»

апрель

«Безопасность на воде»

        «Пожар»

        Чтения

художественной литературы

С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое»

Беседа « «Если

хочешь быть здоров»

        Чтение и

обсуждение стихотворения

«Девочка чумазая» А.

                «Катание на велосипеде на

Дороге»

Дидактическая игра«Светофор»

май

«На воде,

на Солнце»

Чтение и

обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя

прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)

                Викторина «Знаете ли вы

правила пожарной безопасности»

        Просмотр мультфильма о пожаре.

Барто

«Безопасность дома и на улице»

        «Поле чудес» игра         «Правила

дорожного движения»

План работы с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у        детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей)

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.

Октябрь

Буклет        «Ребенок        и        взрослый        на улице»

Памятка «Как обучать ребѐнка безопасному поведению»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Ноябрь

Информация в уголке для родителей

«Осторожно, хрупкий лед!»

Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки        для                родителей        «Причины детского                дорожно-транспортного

травматизма»

Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей.

Январь

Оформление        уголка        безопасности        в

группе

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству.

Февраль

Буклет        «Формирование        основ

безопасности        у        детей        посредством чтения художественной литературы»

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности.

Март

Консультация        «Формирование

культуры здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни.

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на

солнце» (О правилах поведения)

Обеспечение        доступности        информации        по        формированию        основ

безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом»

Обмен        опытом        по        формированию основ безопасности        у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы.

Материально-техническое обеспечение программы

                Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2015г

                Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

                Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.

        Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.

                Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.         Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.         Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003,

2009.         Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.

        Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни.

Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.

        Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.         Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...