программа "Безопасность"
рабочая программа по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол от 25.08.2023 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ «Детский сад «Родничок» от «25» августа 2023 г. № 25-ОД |
ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОСТЬ»
автор - разработчик Абрамчик Елена Анатольевна
г. Рославль
2023 г.
1.Пояснительная записка
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Основными задачами программы является:
- обеспечение безопасных условий для жизнедеятельности воспитанников;
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- формирование ценностей здорового образа жизни;
- формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- рассказы педагога на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ различных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций и презентаций;
- беседы с детьми на темы безопасного поведения;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги.
Разработчик программы: Абрамчик Е.А.
Исполнители программы:
педагоги, дети подготовительной группы 6-7 лет, родители.
Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитателя по познавательному и речевому развитию, в совместной деятельности педагогов с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня, самостоятельной деятельности детей ,а также в досуговой деятельности.
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Ожидаемые результаты:
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
Блок «Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, как вести себя с незнакомым взрослым;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверять можно только близким людям.
Блок «Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
- знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
Блок «Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться, а также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
Блок «Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о строении тела человека;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
Блок «Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице;
- соблюдает элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора;
- узнает и называет дорожные знаки;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный и наземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать;
- знает, что нужно делать, если потерялся на улице.
2.Содержание работы
Тематические блоки:
Ребёнок и другие люди
Ребёнок и природа
Ребёнок дома
Здоровье ребёнка
Ребёнок на улице
Перспективный план по реализации программы «Безопасность» в подготовительной группе 2016-2017 гг.
Месяц | Тема | Содержание занятия | Исполнители |
сентябрь | Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения. | Воспитатели |
Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | Воспитатели | |
В городском транспорте | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | Воспитатели, муз. руководитель | |
Здоровье и болезнь | Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | Воспитатели | |
«Едем в загородный лес» | Развлечение для закрепления полученных знаний | Воспитатели, муз. руководитель | |
октябрь | Витамины и полезные продукты | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | Воспитатели |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | Воспитатели | |
Изучение дорожных знаков | Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с их назначением. | Воспитатели, муз. руководитель | |
«Баба Яга в стране дорожных знаков (досуг) | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками; обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице. | Воспитатели, муз. руководитель | |
ноябрь | Если ты потерялся в городе | Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации | Воспитатели |
Будем беречь и охранять природу Экологическая сказка «Колобок» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | Воспитатели, муз. руководитель | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны, сформировать правильное поведение детей с животными. | Воспитатели | |
Если чужой приходит в дом | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни. | Воспитатели | |
декабрь | Опасные предметы | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | Воспитатели |
Использование и хранение опасных предметов | Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. | Воспитатели | |
Пожар «Кошкин дом» | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Учить предупреждать ситуации, при которых может возникнуть пожар, правильно себя вести при возникновении такой опасной ситуации. Инсценировка отрывка из знакомой сказки | Воспитатели, муз. руководитель | |
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | Воспитатели | |
январь | Ребёнок и его старшие приятели | Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию, объяснить последствия таких ситуаций. | Воспитатели |
Берегись автомобиля | Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. | Воспитатели | |
Дорожные знаки «Светофор Светофорыч в гостях у детей» - викторина | Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице. | Воспитатели, муз. руководитель | |
февраль | Скорая помощь | Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь». | Воспитатели |
| Что мы делаем, когда едим | Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы. Познакомить с полезными и вредными продуктами. | Воспитатели |
Как движутся части тела | Познакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. | Воспитатели | |
Здоровье и болезнь «День здоровья» -спортивные соревнования | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | Воспитатели, муз. руководитель | |
март | Приключения Незнайки (досуг) | Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения. | Воспитатели |
Здоровая пища «Робин Бобин и витамины» - кукольный театр | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | Воспитатели, муз. руководитель | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. | Воспитатели | |
Личная гигиена | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Практически закрепить эти знания. | Воспитатели | |
апрель | Спорт «О спорт – ты мир!»» | Способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. | Воспитатели, муз. руководитель |
Витамины и здоровый организм | Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека и его здоровье. | Воспитатели | |
Катание на велосипеде в черте города | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. | Воспитатели | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | Воспитатели | |
май | На лесном перекрёстке (досуг) | Повторение правил поведения на улице. | Воспитатели |
Контакты незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации при контактах с чужими людьми. | Воспитатели | |
Поездка к морю | Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим. | Воспитатели | |
Опасности нам не страшны (КВН) | Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами. | Воспитатели, муз. руководитель |
Перспективный план работы с родителями в рамках реализации программы «Безопасность» в подготовительной группе 2023-2024 гг.(совместно с воспитателем)
Месяц | Содержание | Форма работы |
сентябрь | «Как уберечь ребенка от насилия» «Осторожно! Ядовитые грибы!» «О пассажирах» «Будь здоров!» «Музыка и эмоциональная сфера детей» | Стенд «Безопасность», консультации. Консультация для родителей на сайте ДОУ |
октябрь | «О полезной и вредной еде» «ПДД и дети» «Учим дорожные знаки» «Как влияет на голос еда» | Стенд «Безопасность», консультации, мастер-класс по приготовлению полезных блюд. Памятка для родителей в родительский уголок |
ноябрь | «Если ребенок потерялся» «Об охране природы» «Наши четвероногие друзья» «Один дома» «5 самых вредных продуктов для голоса» | Стенд «Безопасность», консультации, выставка рисунков и фотографий. Буклет для родителей и детей |
декабрь | «Безопасность дома» «Осторожно! Открытое окно!» «Пожарная безопасность» «Можно ли детям давать слушать музыку через наушники?» | Стенд «Безопасность», консультации, встреча с пожарными. Консультация для родителей |
январь | «Старшие приятели» «Берегись автомобиля» «В стране дорожных знаков» | Стенд «Безопасность», консультации, викторина. |
февраль | «КВН по ПДД» «О скорой помощи» «Как рассказать ребенку о теле человека» | Совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Стенд «Безопасность», консультации. |
март | «И снова о еде» «Правильная одежда для детей» «Советы Мойдодыра» «Музыка и безопасность» | Стенд «Безопасность», консультации, выставка рисунков. Консультация для родителей |
апрель | «О спорт! Ты – мир!» «О велосипеде» «Витамины и здоровый организм» | Стенд «Безопасность», консультации. Спортивная эстафета. Совместная прогулка. |
май | «Поездка к морю» «Безопасность летом» «Опасности нам не страшны!» | Стенд «Безопасность», консультации. Анкетирование родителей. Совместный досуг. |
3.Мониторинг детского развития по освоению программы «Безопасность»
Цель: оценить результативность освоения старшими дошкольниками программы «Безопасность».
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Таблица результатов по освоению дошкольниками подготовительной группы программы «Безопасность»
Ф.И. ребенка____________________ Дата_______________
Критерии | нг | кг |
Ребёнок и другие люди: -знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице; -знает, как вести себя с незнакомыми людьми; -умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию. | ||
Ребёнок и природа: -различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; -знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники; -имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению; -знает правила поведения при контакте с животными. | ||
Ребёнок дома: -называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться, а также предметы, которыми следует пользоваться осторожно; -знает правила поведения при пожаре; -умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»; -знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. | ||
Здоровье ребёнка: -знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; -знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний; -понимает, что здоровье зависит от правильного питания, называет полезные продукты; -имеет представление об основном назначении одежды человека в зависимости от времени года, его занятий в данное время; -знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня; -имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья. | ||
Ребёнок на улице: -имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте; -соблюдает элементарные правила дорожного движения; -понимает значения сигналов светофора; -узнает и называет дорожные знаки; -различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»; -знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать; знает, что делать, если потерялся на улице. | ||
Итого (среднее значение): |
Н - большинство компонентов недостаточно развиты,
С - отдельные компоненты не развиты,
В - соответствует возрасту.
Группа____________Год_________
№ | Ф.И. ребенка | Соблюдает элементарные правила поведения в окружающем его пространстве | Знает и соблюдает элементарные правила поведения на природе | Знает и соблюдает элементарные правила дорожного движения | Итоговый показатель (среднее значение) | ||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||
… | |||||||||
24 | |||||||||
ИТОГО | Н - большинство компонентов недостаточно развиты | ||||||||
С - отдельные компоненты не развиты | |||||||||
В - соответствует возрасту | |||||||||
Сводная таблица результатов по освоению дошкольниками подготовительной группы программы «Безопасность»
Показатели | Количественный показатель | % | ||
нг | кг | нг | кг | |
большинство компонентов недостаточно развиты | ||||
отдельные компоненты не развиты | ||||
соответствует возрасту | ||||
Анкетирование родителей: «Безопасность в вашем доме»
1. Какие предметы в вашем доме вы считаете опасными?
2. Место хранения лекарств?
3. Где вы храните колющие и режущие предметы?
4. Где хранятся инструменты, если таковые есть?
5. Высокие ли у вас в квартире подоконники?
6. Существует ли опасность падения мебели?
7. Какова доступность розеток и выключателей для детей?
8. Есть ли вероятность возникновения пожара в вашем доме?
9. Что знает ваш ребенок о правилах безопасного поведения в домашних условиях?
4.Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.
3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
6. Интернет ресурсы.