программа "Безопасность"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Программа "Безопасность" ,старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_2023-2024.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол от 25.08.2023 г. №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ «Детский сад «Родничок»

от «25» августа 2023 г. № 25-ОД

ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОСТЬ»

автор - разработчик Абрамчик Елена Анатольевна

г. Рославль

2023 г.

1.Пояснительная записка

Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В связи с этим особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Основными задачами программы является:

  • обеспечение безопасных условий для жизнедеятельности воспитанников;
  • формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • формирование ценностей здорового образа жизни;
  • формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы педагога на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ различных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций и презентаций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • праздники и досуги.

Разработчик программы: Абрамчик Е.А.

Исполнители программы:

педагоги, дети подготовительной группы 6-7 лет, родители.

Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитателя по познавательному и речевому развитию, в совместной деятельности педагогов с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня, самостоятельной деятельности детей ,а также в досуговой деятельности.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Ожидаемые результаты:

К семи годам в результате освоения программы ребёнок:

Блок «Ребёнок и другие люди»

  • знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
  • знает, как вести себя с незнакомым взрослым;
  • умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
  • знает, что доверять можно только близким людям.

Блок «Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
  • знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
  • имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
  • знает правила поведения при контакте с животными.

Блок «Ребёнок дома»

  • называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться, а также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
  • имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
  • знает правила поведения при пожаре;
  • умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
  • знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

Блок «Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
  • знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
  • имеет представление о строении тела человека;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
  • имеет представление об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
  • знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
  • имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

Блок «Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
  • соблюдает элементарные правила поведения на улице;
  • соблюдает элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора;
  • узнает и называет дорожные знаки;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный и наземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать;
  • знает, что нужно делать, если потерялся на улице.

2.Содержание работы

Тематические блоки:

Ребёнок и другие люди

Ребёнок и природа

Ребёнок дома

Здоровье ребёнка

Ребёнок на улице

Перспективный план по реализации программы «Безопасность» в подготовительной группе 2016-2017 гг.

Месяц

Тема

Содержание занятия

Исполнители

сентябрь

Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

 Воспитатели

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

Воспитатели

В городском транспорте

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Воспитатели, муз. руководитель

Здоровье и болезнь

Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Воспитатели

«Едем в загородный лес»

Развлечение для закрепления полученных знаний

Воспитатели, муз. руководитель

октябрь

Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Воспитатели

Правила дорожного движения

Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

Воспитатели

Изучение дорожных знаков

Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с их назначением.

Воспитатели, муз. руководитель

«Баба Яга в стране дорожных знаков (досуг)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками; обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице.

Воспитатели, муз. руководитель

ноябрь

Если ты потерялся в городе

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации

Воспитатели

Будем беречь и охранять природу

Экологическая сказка «Колобок»

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

Воспитатели, муз. руководитель

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны, сформировать правильное поведение детей с животными.

Воспитатели

Если чужой приходит в дом

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни.

Воспитатели

декабрь

Опасные предметы

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Воспитатели

Использование и хранение опасных предметов

Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

Воспитатели

Пожар

«Кошкин дом»

Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Учить предупреждать ситуации, при которых может возникнуть пожар, правильно себя вести при возникновении такой опасной ситуации.

Инсценировка отрывка из знакомой сказки

Воспитатели, муз. руководитель

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.

Воспитатели

январь

Ребёнок и его старшие приятели

Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию, объяснить последствия таких ситуаций.

Воспитатели

Берегись автомобиля

Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Воспитатели

Дорожные знаки

«Светофор Светофорыч в гостях у детей» - викторина

Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице.

Воспитатели, муз. руководитель

февраль

Скорая помощь

Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь».

Воспитатели

 

Что мы делаем, когда едим

Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы. Познакомить с полезными и вредными продуктами.

Воспитатели

Как движутся части тела

Познакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела.

Воспитатели

Здоровье и болезнь

«День здоровья» -спортивные соревнования

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Воспитатели, муз. руководитель

март

Приключения Незнайки (досуг)

Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения.

Воспитатели

Здоровая пища

«Робин Бобин и витамины» - кукольный театр

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Воспитатели, муз. руководитель

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Воспитатели

Личная гигиена

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Практически закрепить эти знания.

Воспитатели

апрель

Спорт

«О спорт – ты мир!»»

Способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.

Воспитатели, муз. руководитель

Витамины и здоровый организм

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека и его здоровье.

Воспитатели

Катание на велосипеде в черте города

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

Воспитатели

Безопасность

Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

Воспитатели

май

На лесном перекрёстке (досуг)

Повторение правил поведения на улице.

Воспитатели

Контакты незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации при контактах с чужими людьми.

Воспитатели

Поездка к морю

Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим.

Воспитатели

Опасности нам не страшны (КВН)

Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами.

Воспитатели, муз. руководитель

 


Перспективный план работы с родителями в рамках реализации программы «Безопасность» в подготовительной группе 2023-2024 гг.(совместно с воспитателем)

Месяц

Содержание

Форма работы

сентябрь

«Как уберечь ребенка от насилия»

«Осторожно! Ядовитые грибы!»

«О пассажирах»

«Будь здоров!»

«Музыка и эмоциональная сфера детей»

Стенд «Безопасность», консультации.

Консультация для родителей на сайте ДОУ

октябрь

«О полезной и вредной еде»

«ПДД и дети»

«Учим дорожные знаки»

«Как влияет на голос еда»

Стенд «Безопасность», консультации, мастер-класс по приготовлению полезных блюд.

Памятка для родителей в родительский уголок

ноябрь

«Если ребенок потерялся»

«Об охране природы»

«Наши четвероногие друзья»

«Один дома»

«5 самых вредных продуктов для голоса»

Стенд «Безопасность», консультации, выставка рисунков и фотографий.

Буклет для родителей и детей

декабрь

«Безопасность дома»

«Осторожно! Открытое окно!»

«Пожарная безопасность»

«Можно ли детям давать слушать музыку через наушники?»

Стенд «Безопасность», консультации, встреча с пожарными.

Консультация для родителей

январь

«Старшие приятели»

«Берегись автомобиля»

«В стране дорожных знаков»

Стенд «Безопасность», консультации, викторина.

февраль

 «КВН по ПДД»

«О скорой помощи»

«Как рассказать ребенку о теле человека»

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Стенд «Безопасность», консультации.

март

«И снова о еде»

«Правильная одежда для детей»

«Советы Мойдодыра»

«Музыка и безопасность»

Стенд «Безопасность», консультации, выставка рисунков.

Консультация для родителей

апрель

«О спорт! Ты – мир!»

«О велосипеде»

«Витамины и здоровый организм»

Стенд «Безопасность», консультации. Спортивная эстафета. Совместная прогулка.

май

«Поездка к морю»

«Безопасность летом»

«Опасности нам не страшны!»

Стенд «Безопасность», консультации. Анкетирование родителей.

Совместный досуг.


3.Мониторинг детского развития по освоению программы «Безопасность»

Цель: оценить результативность освоения старшими дошкольниками программы «Безопасность».

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Таблица результатов по освоению дошкольниками подготовительной группы программы «Безопасность»

Ф.И. ребенка____________________ Дата_______________

Критерии

нг

кг

Ребёнок и другие люди:

-знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;

-знает, как вести себя с незнакомыми людьми;

-умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию.

Ребёнок и природа:

-различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;

-знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;

-имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;

-знает правила поведения при контакте с животными.

Ребёнок дома:

-называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться, а также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;

-знает правила поведения при пожаре;

-умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;

-знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

Здоровье ребёнка:

-знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;

-знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;

-понимает, что здоровье зависит от правильного питания, называет полезные продукты;

-имеет представление об основном назначении одежды человека в зависимости от времени года, его занятий в данное время;

-знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;

-имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

Ребёнок на улице:

-имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;

-соблюдает элементарные правила дорожного движения;

-понимает значения сигналов светофора;

-узнает и называет дорожные знаки;

-различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

-знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать;

знает, что делать, если потерялся на улице.

Итого (среднее значение):

Н - большинство компонентов недостаточно развиты,

С - отдельные компоненты не развиты,

В - соответствует возрасту.


Группа____________Год_________

Ф.И. ребенка

Соблюдает элементарные правила поведения в окружающем его пространстве

Знает и соблюдает элементарные правила поведения на природе

Знает и соблюдает элементарные правила дорожного движения

Итоговый показатель (среднее значение)

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

24

ИТОГО

Н - большинство компонентов недостаточно развиты

С - отдельные компоненты не развиты

В - соответствует возрасту

Сводная таблица результатов по освоению дошкольниками подготовительной группы программы «Безопасность»

Показатели

Количественный показатель

%

нг

кг

нг

кг

большинство компонентов недостаточно развиты

отдельные компоненты не развиты

соответствует возрасту

Анкетирование родителей: «Безопасность в вашем доме»

1. Какие предметы в вашем доме вы считаете опасными?

2. Место хранения лекарств?

3. Где вы храните колющие и режущие предметы?

4. Где хранятся инструменты, если таковые есть?

5. Высокие ли у вас в квартире подоконники?

6. Существует ли опасность падения мебели?

7. Какова доступность розеток и выключателей для детей?

8. Есть ли вероятность возникновения пожара в вашем доме?

9. Что знает ваш ребенок о правилах безопасного поведения в домашних условиях?


4.Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

6. Интернет ресурсы.