Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков дорожной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс- технологий»
методическая разработка по обж
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД»
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
- Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении.
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
- Повысить их профессиональное мастерство.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.38 КБ | |
| 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Мастер-класс для педагогов
«Формирование навыков дорожной грамотности у детей
дошкольного возраста по средствам кейс- технологий»
Смирнова Елизавета Александровна
Воспитатель 1 категории
г. Югорск 2023
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД»
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
- Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении.
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
- Повысить их профессиональное мастерство.
Ход мастер-класса :
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы показать вам мастер-класс по использованию кейс-методов для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения.
В настоящие время одним из приоритетов в обучении дошкольников стоит формирование функциональной грамотности. Одним из методов, который способствует формированию функциональной грамотности, является кейс-технологии.
Метод кейсов имеет широкие образовательные возможности. Кейс- метод как технология обучения в дошкольном учреждении нацелен на решение следующих основных задач:
- Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения активного восприятия учебного материла;
- Функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления знания;
- Культуры речи: навыков аргументирования речи и письма;
- Социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственность за знания.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
К кейс- технологиям относятся,,
- ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
- КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ
- ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-ИГР
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КЕЙСЫ
- ВИДЕО КЕЙСЫ
ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА
Ведущий: Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам суть кейс-метода : педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой компонент из текстовых документов или картинок, фотографий, носителей аудио- или видеоинформации и других материалов, которые обозначают проблемную ситуацию. Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с заданиями, и мы совместно решим их. Я буду выступать в роли воспитателя, а вы – воспитанников.
Ведущий делит участников на рабочие группы (по 3-4 человека).
ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
Ведущий: С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.
Ведущий раздает кейс № 1, который содержит фото дорожных ситуаций, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, желтый. Зеленый.
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, кейс и назовите, что лежит в нем. (Участники называют). Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками?
Участники: Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, фото опасных дорожных ситуаций. В желтый – предупреждающие знаки, в зеленый – разрешающие.
Ведущий: Все верно. Пожалуйста, выполните задание.
Участники выполняют задание, решают кейс.
Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. чтобы дети решили эти кейсы, их не нужно специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.
КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ
Ведущий: Кейсы-вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.
Ведущий раздает рабочим группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и картинками-ребусами.
Ведущий: В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.
Участники: Изображение мяча, машины, плачущего ребенка.
Ведущий: Как вы считаете, что могло случиться?
Участники: Например, мяч укатился на дорогу, ребенок заплакал.
Ведущий: Как должен правильно поступить ребенок, если он оказался в этой ситуации?
Участники: Позвать на помощь взрослого.
Ведущий: А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребенку?
Участники: Не нужно было играть рядом с проезжей частью.
Ведущий: Все верно. Также вы видите в этой кейсе предметные картинки, которые демонстрируют источники опасности. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Вот, например, в кейсе есть изображение обычного мяча. Сколько с ним можно предположить вариантов опасных ситуаций! Приведите, пожалуйста, примеры, в каких случаях мяч может стать источником опасности.
Участники: Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.
Ведущий: Верно. Загляните снова в кейс, что вы еще там видите?
Участники: Ребусы-картинки.
Ведущий: Давайте попробуем их отгадать.
Ведущий: Расскажите, какие ответы у вас получились.
Ведущий: Итак, коллеги, вы видите, что при всем многообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя :
Ситуацию – случай, проблему, историю из жизни;
Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
Комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог;
Вопросы или задания для работы с кейсом;
Приложения в форме иллюстрации, носитель аудио-, видеоматериалов, тестов.
ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-ИГР
Ведущий: Для детей можно придумать кейс-игру. Для такого кейса используйте легкие, удобные материалы, чтобы их можно было положить в карман. Пожалуйста, встаньте в круг.
Участники встают в круг, ведущий раздает им кейс-игры «Светофор», «Едет, летает, плавает»
Кейс-игра «Светофор»
Ведущий: Откройте, пожалуйста, первый кейс – «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений.
Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность, например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну, что – поиграем в игру?
Участники играют в игру. Ведущий показывает поочередно круги светофора, а участники выполняют соответствующее движение
Кейс-игра «Едет, летает, плавает»
Ведущий: Предлагаю открыть второй кейс-игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».
Ведущий: Отлично! Такие кейс-игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Ведущий: Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю решить кейс «Дети на дороге».
Ведущий задает вопрос: «Что находится в кейсе?»
Участники отвечают: «Картинка с детьми, которые играют в мяч на проезжей части, текст рассказа»
Ведущий читает сказку и задает вопросы: «Что произошло в сказке? О чем она?»
В одном городе жил один мальчик. Звали его Дима. Дима был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Диму правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Диме делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым.
Идет утром Дима в школу, переходит дорогу, да ворон пролетающих мимо считает. С визгом перед ним останавливается мотоцикл, мотоциклист поучает Диму, а он в ответ: «Это птички виноваты!» Играет Дима на дороге в мяч, останавливается автобус, водитель просит мальчика уйти с проезжей части, так как по правилам дорожного движения нельзя там играть. Дима же в ответ: «Неправильные правила, дорога для всех сделана». И так всегда было, пока с ним не произошла одна невероятная история.
Участники слушают сказку, отвечают: «Мальчики играли в мяч на дороге. Это сказка о нарушении правил дорожного движения»
Ведущий предлагает: «Давайте подумаем, что может произойти с этими участниками дорожного движения? Продолжите сказку»
Участники придумывают продолжение сказки: «Детей или мяч может раздавить машина или дети могут пойти играть на площадку»
Ведущий задает вопрос: «Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому?»
Участники отвечают: «Уйти с проезжей части. Можно отправиться играть на детскую площадку»
Ведущий подводит итоги работы, задает вопросы: «Что вы сегодня делали? Зачем вы это делали? Какое правило по этой сказке можно придумать?»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий: Уважаемые коллеги, подведем итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, научились применять ее для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Эти технологии функциональны, их можно применять где угодно.
Ведущий: Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения детей безопасности на дороге.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Н аучить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми . Задачи: • Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении. • Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов. • Повысить их профессиональное мастерство.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Название кейс-технология произошло от латинского « casus » - запутанный, необычный случай; а также от английского « case » - портфель, чемоданчик.
Структура: • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни , • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации , • комментарий ситуации, представленный автором , • вопросы или задания для работы с кейсом
Требованиям : • соответствовать четко поставленной цели создания иллюстрировать типичные ситуации; быть актуальным; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений.
Виды кейс- технологии в дошкольном образовании ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-ИГР МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КЕЙСЫ ВИДЕО КЕЙСЫ
КЕЙС №1 ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
КЕЙС №2 КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ
КЕЙС №3 КЕЙС-ИГР
Кейс-игра «Светофор»
Кейс-игра «Едет, летает, плавает»
КЕЙС №4 «ДЕТИ НА ДОРОГЕ»
В одном городе жил один мальчик. Звали его Дима. Дима был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Диму правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Диме делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым. Идет утром Дима в школу, переходит дорогу, да ворон пролетающих мимо считает. С визгом перед ним останавливается мотоцикл, мотоциклист поучает Диму, а он в ответ: «Это птички виноваты!» Играет Дима на дороге в мяч, останавливается автобус, водитель просит мальчика уйти с проезжей части, так как по правилам дорожного движения нельзя там играть. Дима же в ответ: «Неправильные правила, дорога для всех сделана». И так всегда было, пока с ним не произошла одна невероятная история.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
мастер – класса для воспитателей...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Мастер - класс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и варианты игр и упражнений....

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс - технологии
Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориен...
Мастер-класс с детьми и педагогами «Формирование начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста посредствам различных форм деятельности».
Пояснительная запискаАктуальностьСогласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомлени...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в процессе активного педагогического общения по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.Зад...

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Кейс-технологии в эстетическом воспитании дошкольников способствуют формированию художественного вкуса и творческого мышления. Метод включает анализ практических ситуаций, интерактивное обсуждение и т...
