ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация к уроку по обж (подготовительная группа)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Еще сравнительно недавно поколение, родившиеся в 1980-х годах, смотрели телевизионную программу «Спокойной ночи, малыши» по 15 минут вечером и как максимум полтора часа в воскресенье по утрам - «В гостях у сказки». Первые свидания с этими детскими телевизионными передачами начиналось в 4 года, но уже сейчас современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, убраться в квартире, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.
СЛАЙД 4
Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций. Для того, чтобы познавать реальный мир предметов ребенку, в первую очередь, необходима своя, собственная активность, а не виртуальная.
СЛАЙД5
Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, неопределенностью, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Также мышление в дошкольном возрасте характеризуется анимизмом (одушевление неживого), ребенок проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: солнце, море, цветочек, дерево. Именно здесь объективная и субъективная реальность не разделяются, вследствие этого дети верят, что Дед Мороз действительно приносят им подарки, баба Яга существует, а различные «бабайки» крадут непослушных детей, тем самым страхи как бы овеществляются сознанием. В связи с этим информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.
Нечеткое различение фантазии и реальности, причины и следствия, определенных закономерностей жизни, явлений, событий приводит к повышенной внушаемости, впечатлительности, ранимости. Любая информационная продукция этого возраста, наоборот, должна возбудить в ребенке любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а главное, способствовать повышению уверенности ребенка в себе и своем будущем.
СЛАЙД 6
Психологи всегда рекомендовали и рекомендуют для достижения этих целей читать с детьми сказки, но многие родители на это скажут, что сейчас можно включить перед сном сказку-мультфильм, и все, проблемы решены! Это не так. Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы. Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит 12 его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали.
В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством Добра над Злом. Современный ребенок встречается с проявлением этих метафизических сил в виде разных средств воздействия: кино, театр, видеопродукция, музыка, книги, компьютерные программы и прочее. Правильное овладение ребенком нравственными и этическими категориями способствует сохранению целостного мира отношений с другими людьми и с самим собой.
_________________________________________________________
СЛАЙД 7
К концу дошкольного возраста детский лексикон возрастает до 14 тыс. слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка, формируется и эгоцентрическая речь (она помогает ребенку планировать его действия, сопровождает деятельность), которая затем перерастает во внутреннюю. Но так ли это происходит на самом деле? В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы.
Активное формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил необходима его включенность в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой . Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих действиях, такие дети становятся полезависимыми от мнения других, зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами (неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком - не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои мысли и желания криками, жестами и упрямством.
Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении, у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции, которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию.
СЛАЙД 8
Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости. В этом и заключается еще одна ловушка для дошкольника: в развитии мышления существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности . А это закладывается в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.
СЛАЙД 9
Отсутствие собственного внутреннего содержания плана мышления сильно влияет и на общение со сверстниками, оно становится более поверхностным, формальным, им не о чем спорить, разговаривать.
Экран любого электронного устройства становится злобным деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка. Содержание любой информации должно строиться на учете того, что мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей. Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим».
СЛАЙД 10
Главное право ребенка – это право на его детство, на проживание всех возрастных его периодов. Отдавая становление маленькой жизни компьютеру, мультфильмам, видеоиграм, взрослые подменяют свое личное общение на общение с «железякой». Развитие личности ребенка не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания, где огромную роль играет, несомненно, взрослый. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям. Никакие технические средства, ни самые усовершенствованные СМИ не смогут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
СЛАЙД 11
Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственную ему игровую и творческую деятельность. Просмотр «голубого экрана» должен быть только под присмотром взрослого, оно должен быть осмысленным. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Первые свидания с детскими телевизионными передачами начиналось в 4 года Сейчас современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года
Обязательные условия Маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.
Отрицательные условия Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями , близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций.
Положительные условия Информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.
Рекомендации психологов Читать с детьми сказки; Обсуждать характер персонажей, поступки главного героя; Развивать воображение ребенка используя сказочный сюжет; Помочь ребенку познакомиться с миром добра и зла через сказку.
Освоение диалога с самим собой ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА Диалог со взрослым артикуляция мысли действия чувства переживания Если нет внутренней речи, значит …?
Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере может привести: ребенок становится пассивным не развивается воображение, фантазия возможно развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности о тсутствия желания конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью
Требования к информационной продукции 1. Д олжна быть бережной, не ложной 2. Рассказывать о реальных ценностных общественных ориентирах 3. Не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести 4. Не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо» 5. Н е препятствовать возникновению первичных эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим»
Кто играет большую роль в развитии личности ребенка? Взрослый – осуществляя целенаправленное воспитание с помощью: - взаимоотношения с окружающими -поведение взрослого - аффективные реакции на происходящее
1. В водить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственную ему игровую и творческую деятельность. 2. Просмотр телевизора - под присмотром взрослого 3. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста Ответственность взрослых
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР
Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР...

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста
Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Статья "Особенности восприятия негативной информационной продукции детьми дошкольного возраста"
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети в силу возраста не обладают способностью ...

Особенности восприятия информационной продукции детьми дошкольного возраста
Особенности восприятия информационной продукции детьми дошкольного возраста...