Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
статья

Фадеева Татьяна Михайловна

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Восприятие художественных произведений включает восприятие литературы, живописи, графики, скульптуры, театральных постановок, мультфильмов и кинофильмов. Попробуем рассмотреть восприятие детьми старшего дошкольного возраста сказок, графических изображений, музыки, спектаклей и телепередач.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность. В ней участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К.Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство…яснее мыслить и глубже чувствовать».

Т.А.Репина отмечала, что произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

В трудах Л. С. Выготского , Л. М. Гурович , А. В. Запорожца , И.А.Медведевой  и других ученых описываются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

А.В.Запорожец отмечал, что активное восприятие художественного произведения чаще выражается в отдельных речевых и действенно-игровых проявлениях ребенка, а не в способности пересказать его в результате включенности его в литературную ситуацию, когда он в игровой форме начинает содействовать и сопереживать героям произведения. При этом у ребенка возникает целая гамма переживаний, носящих яркий эмоциональный характер: удивление, недоумение, радость, ужас, восхищение и т.п.

С.С. Гусев и Г.Л. Тульчинский рассматривают стадии процесса понимания художественного произведения.

Первая стадия – узнавание, идентификация (отождествление) воспринимаемого объекта.

Вторая стадия – подведение воспринятого под определенный тип, род, то есть генерализация, объяснение, нахождение схожих черт.

Третья стадия – нахождение специфических черт и качеств, индивидуализация.

Четвертая стадия – осознание целей, причин, мотивов, источников процесса осмысления сообщения или явления.

Помимо стадиальности восприятия детьми сказок в литературе рассмотрены еще такие его особенности как: обусловленность восприятия детьми сказок особенностями композиции (Л.С. Славина); интенсивность эмоциональных реакций: (К. И. Чуковский); реалистичность (Э.И. Иванова); наивность детского восприятия (Е.А.Флерина); сопереживание героям произведения (Л.М. Гурович); «барьер красивости» (А.В. Запорожец, К. И. Чуковский);воссоздание внешнего портрета сказочного персонажа и образа ситуаций, где происходят описанные события (М.М. Нудельман).

Л.А. Венгер исследовал восприятие детей и взрослых, схематических и детализированных красочных изображений и установил, что в восприятии изображений взрослыми и детьми есть радикальные различия: дети успешнее узнают изображения по деталям, а взрослые – по схемам. Автор расценивает эти явления как показатель отсутствия у детей соответствующего опыта. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне.

По мнению С.Л. Рубинштейна, характер описания ребенком картин  меняется, переходя от простого перечисления предметов к истолковыванию всей картины. Однако в каждом отдельном случае характер рассказа ребенка по содержанию картины определяется не его возрастом, а содержанием, построением, характером самой картины, например, степенью знакомости ребенку ее содержания. Четкость исполнения замысла, динамичностью или статичностью изображенных на картине людей. Огромную роль играет уровень подготовленности ребенка к такой сложной работе, т.е. его умение рассматривать картину. А также характер и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребенку. Таким образом, оказалось, что один и тот же ребенок может сразу находиться на разных стадиях восприятия картины.

Зная особенности восприятия картины ребенком, педагог сможет строить свою работу с детьми, понимая психологическую природу этого процесса, учитывая специфику детской аудитории, уважая в маленьком зрителе его способности и личный, пусть маленький, но очень ценный жизненный опыт. (Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В.) .

В психолого-педагогической литературе представлены исследования, посвященные описанию особенностей музыкального восприятия детьми дошкольного возраста, к которым относятся стадиальность.

 А.Н. Сохор   выделяет стадии развития восприятия детьми дошкольного возраста музыкальных произведений:

1) стадия возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,

 2) стадия слушания,

 3) стадия понимания и переживания,

 4) стадия интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой.

Кроме стадиальности восприятия музыкальных произведений исследователями изучено соотношение процесса эмоционального и интеллектуального начал, роль соответствующих знаний в развитии музыкального восприятия (О.П. Радынова); обусловленность адекватности эмоционального переживания музыки самим музыкальным произведением (жанром), настроением слушающего, окружающей его обстановкой (В.Д. Остроменский).

 Исследовательнице П.В. Рыжовой удалось выделить пять уровней  художественного  восприятия театральных спектаклей детьми.

Первый уровень - дети отказываются отвечать на поставленные вопросы, не могут вспомнить название спектакля, затрудняются придумать новое заглавие ему, не в силах рассказать, чем тот или иной спектакль, не помнят образы героев и детали их одежды, интонации, не пытаются что-то изменить в сюжете спектаклей.

Второй уровень - дошкольники затрудняются дифференцировать нравственные категории, называют их несущественные признаки, неверно дифференцируют эмоциональные состояния, помнят лишь некоторые фрагменты спектаклей, вызвавшие наиболее сильные впечатления; не могут последовательно воспроизвести сюжет театральных постановок.

Третий уровень - дошкольники различают нравственные категории, но часто называют их несущественные признаки; дифференцируют некоторые эмоциональные состояния; вспоминают вызвавшие наиболее сильные впечатления события спектакля, а также конец представления и его название, перечисляют главных героев спектакля.

Четвертый уровень - у детей сформированы представления о нравственных категориях и умение их различать; дошкольники дифференцируют эмоциональные состояния персонажей, имеют адекватные эстетические представления; могут вспомнить сами начало спектакля, что произошло в нем дальше, чем кончилось, могут пересказать содержимое спектакля, знают его название; предпочитают добрых и находчивых героев спектаклей, сопереживают персонажам спектакля.

Пятый уровень - основным мотивом оценки персонажей выступает нарушение персонажами норм и правил поведения, дети осуждают некоторых действующих лиц за их отрицательные качества, их неряшливый вид.

Ещё одна разновидность  художественного восприятия - телевосприятие. По мнению Е.А. Захаровой, культура телевосприятия предполагает умение оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную телезрителю экранную информацию и разумно ею пользоваться.

Л.М. Баженова  считает, что детям 6-7 лет свойственно полное погружение в мир фильма. Просмотр фильма очень увлекает дошкольников. Они активно сопереживают его действующим лицам, идентифицируя себя с последними. Произведенное телефильмом сильное эмоциональное впечатление побуждает детей дошкольного возраста играть в телегероев и варьировать возможные приключения с ними.

Таким образом, художественное восприятие литературных, графических, музыкальных произведений, кинофильмов, спектаклей и телепередач у старших дошкольников вызывает множество различных эмоций положительных и отрицательных. Такое эмоциональное переживание ребёнка помогает сопереживать героям различных художественных произведений, даёт возможность в постижение логики развития авторской мысли. Эти переживания помогают лучше познавать окружающий мир.

Прослушивая или просматривая различные художественные произведения, дошкольник представляет образы и действия разных героев, переживает вместе с ними. Используя богатство эмоциональных состояний и, создавая художественные образы, ребёнок начинает фантазировать, это стимулирует развитие воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по восприятию художественного произведения детьми дошкольного возраста

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....

Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по восприятию художественного произведения детьми дошкольного возраста

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....