Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей 3-5 лет
методическая разработка по обж (младшая группа)

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности». Представлена конспектами занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Методическая разработка  поможет в занимательной форме закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении правил дорожного движения.

Основная цель данного методического пособия заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_po_pdd.docx379.47 КБ

Предварительный просмотр:



Методическая разработка

по правилам дорожного движения

для детей 3-5 лет




воспитатель: Ишимцева Ксенья Николаевна




Петропавловск - Камчатский

2025 г.

Пояснительная записка

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст.29).

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.

Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности». Представлена конспектами занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Методическая разработка поможет в занимательной форме закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении правил дорожного движения.

Основная цель данного методического пособия заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности:

- игровой,

- коммуникативной,

- трудовой,

- познавательно - исследовательской,

- продуктивной,

- музыкально – художественной,

- чтение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

- формирование представления об окружающем пространстве;

- расширение ориентировки в окружающем пространстве;

- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;

- знакомство с некоторыми видами транспорта;

- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;

- формирование представлений о работе водителя;

- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);

- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов. Обыгрывание дорожных ситуаций с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.

Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.

В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);

- Создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников («Социализация»);

- Привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);

- Активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);

- Побуждение к проговариванию действий и названию предметов, используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);

- Организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);

- Привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);

- Исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:

- наблюдения;

- игры, викторины;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- провокационные ситуации;

- беседы и др.

Технология предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:

- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов);

- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, словесных, театрализованных,

творческих, подвижных);

- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному

переходу);

- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);

- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок).

Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач:

осуществлять познавательное развитие детей;

дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Пособие рассчитано для детей 3 - 5 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей и индивидуально.

Обучение на занятиях.

Задачи.

1. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

2. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.

3. Познакомить с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах, с правилами дорожного движения.

4. Воспитывать любовь к родному городу, дисциплинированность.

5. Поддерживать сотрудничество с семьей.

На теоретических занятиях воспитывать у детей интерес к изучению правил дорожного движения и обогащать знания детей об окружающем.

С детьми второй младшей группы с сентября по май проводится 1 занятие в квартал. На занятиях дети знакомятся с дорогой, улицей, транспортом и пешеходной дорожкой, учатся ориентироваться в пространстве с помощью дидактических игр. Учатся различать и называть разные автомашины на картинках, иллюстрациях, макетах города, правильно называть все цвета светофора. Учатся внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по теме ПДД, понимать смысл прочитанного произведения. Выразительно читать стихи.

На практических занятиях продолжать расширять знания детей об окружающем, учить узнавать и называть транспортные средства, называть части автомобилей.

Приложение 1

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ.

Конспект занятия.

Тема: «Знакомство с улицей»

Цель: Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Дать элементарные знания о поведении на улице.

Ход занятия:

1. Ребята, к нам в гости пришел Буратино, он что-то нам принёс (разворачивает плакат)

- Что это?

Посмотрите, какая улица широкая, красивая. На ней много домов. По дороге едет много машин. Машины разные.

- Какие машины вы видите?

- Где едут машины?

Место, где ходят люди, называется тротуаром. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди? Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.

2. Из строительного материала дети строят дома, улицу. Сюжетно- ролевая игра «Машины на улице».

ОКТЯБРЬ.

Практическое занятие.

Цель: Закрепить знание детей об улице. Дать детям понятие о том, что люди ходят по тротуару, а машины ездят по дороге. Дать элементарные знания о поведении на улице.

Ход занятия:

  1. Мы с вами будем гулять по улице.
  2. Знакомство с правилами поведения на улице.
  3. Наблюдение за транспортом.
  4. Дидактическая игра «Будь внимателен».

НОЯБРЬ.

Развлечение для ребят.

Дети под музыку входят в зал. В зале есть светофор, пешеходный переход.

Заходит дядя Стёпа – милиционер (в форме)

- Здравствуйте, ребята! Вы узнаёте меня? Правильно! Я милиционер, а зовут меня дядя Стёпа. Я хочу пригласить вас в интересную страну, а чтобы туда попасть я загадаю вам загадку:

По улице движутся быстрым потоком,

Они перевозят различные грузы,

Кирпич и железо, зерно и арбузы,

За эту работу мы их полюбили

Они называются…… (Автомобили).

Игра «Воробышки и автомобиль»

Дядя Стёпа: Чтобы попасть в интересную страну нам нужно перейти дорогу (по дороге ездят машины).

Дети переходят дорогу.

Регулировщик: Нужно слушаться без спора

Указаний светофора

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Это всем нам подтвердит

Добрый доктор Айболит.

Выходит, доктор Айболит:

Здравствуйте, дети!

Правила движенья

Все без исключения

Знать должны зверушки

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Пони и котята.

Посмотрите-ка, ребята, как знают эти правила котята.

Двое ребят в шапочках котят неправильно переходят дорогу.

Дядя Стёпа учит их правильно переходить улицу.

Исполняется песня «Запрещается – разрешается».

В конце проводится игра «Пешеходы».

ДЕКАБРЬ.

Конспект занятия.

Тема: «Знакомство с транспортом».

Цель: Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, колёса, руль).

Уточнить знания детей о работе шофёра. Закрепить знания детей полученных на прогулке.

Ход занятия:

Заходит Чебурашка перебинтованный.

Воспитатель: Что случилось, Чебурашка?

Чебурашка: Я попал под машину.

Воспитатель: Ты не знаешь, как правильно переходить улицу?

Чебурашка: Не знаю.

Воспитатель: Ребята, где должны ходить пешеходы?

  • А как правильно перейти улицу?
  • А где ездят машины?
  • Какие бывают машины?

Сегодня мы с вами рассмотрим грузовую машину.

  • Какие машины называются грузовыми?
  • Дети, посмотрите, какую красивую машину нам подарили, давайте посмотрим, что имеется в машине (кузов, кабина, колёса).
  • А что есть в кабине? (руль)
  • А кто сидит за рулём?
  • А кто мне скажет, как должен ездить шофёр?
  • А зачем нужен кузов?
  • А какие грузы перевозят грузовые машины?

Чтение отрывка из книги Лебедева-кумача «Про умных зверюшек»

ЯНВАРЬ

Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы»

Цель: Учить детей переходить улицу без светофора и с ним. Воспитывать внимание, наблюдательность, выдержку. Закрепить знания детей о правилах перехода улицы. Развивать способность выразительно читать стихи.

Ход игры:

Петрушка: Я хочу поиграть с вами в интересную игру, но сначала скажите мне: где должны ходить пешеходы?

А как узнать, что это пешеходный переход?

А теперь поиграем. Я буду милиционером. Одни ребята будут машинами, а другие пешеходами. А потом поменяемся.

(Машины двигаются, а пешеходы следят за движением).

Ребята: Это всем должно быть ясно

Даже тем, кто ходит в ясли

Всем, кто в городе живёт

Переходы не рискованны

Только там, где нарисованы

Шашек белые квадраты

И на стрелке «Переход»

«Машины» стоят на стоянке, а пешеходы идут в «парк» играть в игру «Цветные автомобили». Затем возвращаются из парка, переходят улицу без светофора. Милиционер штрафует нарушителей и даёт им красные кружочки.

Петрушка-милиционер:

Делаю ребятам предостереженье

Выучите срочно правила движенья

Чтоб не волновались каждый день родители

Чтоб спокойно мчались улицей водители.

ФЕВРАЛЬ.

Практическое занятие

«Наблюдение за движением транспорта и работой водителя»

Цель: Расширять знания детей об улице: улиц в селе много, на улице можно увидеть разные автомобили. Каждый водитель должен внимательно следить за движущимися автомобилями, сигналами светофора, дорожными знаками.

Ход занятия:

  • Мы с вами и с Петрушкой будем гулять по улице.
  • Закрепить правили поведения на улице.
  • Наблюдение за движением транспорта.
  • Наблюдение за работой водителя.
  • Дидактическая игра «Чей домик»

МАРТ

Конспект занятия.

Тема: «Путешествие в страну Светофорию»

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, закрепить знания о правилах пешеходов и сигналах светофора.

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну, страну Светофорию. В этой большой и красивой стране с зелёными и широкими улицами живут герои из разных сказок. По улицам движется много грузовых и легковых автомобилей. Ездят автобусы и ходят пешеходы. И никто никому не мешает. А всё потому, что есть строгие правила для пешеходов, водителей и машин, и все эти правила выполняют.

Появляется Буратино, он загадывает загадку:

Разных три имеет глаза,

Но откроет их ни сразу.

Если глаз откроет красный – Стоп!

Идти нельзя – опасно!

Жёлтый глаз – погоди!

А зелёный – проходи!

Показывает картинку светофора (дети отгадывают).

Буратино: Так, что означает зелёный глаз? А жёлтый? На красный свет, что нужно делать?

Появляется Карлсон: А, здорово ребята! Я вам тут вопрос приготовил:

Курица на улице едва не пропала,

Потому что курица ходит, где попало?

Воспитатель: Где должны ходить пешеходы? Кто называется пешеходами?

Карлсон: А сейчас мы поиграем в игру «Чей домик»

Проводится игра.

АПРЕЛЬ

Практическое занятие «Наблюдение за светофором».

Цель: Познакомить детей с работой светофора.

Ход занятия:

Воспитатель: Кто знает, что такое светофор?

  • На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
  • А на красный свет можно идти?
  • Скажите, на какой свет машины едут, а на какой стоят?

Проводится подвижная игра «Мы шофёры».

Чтение отрывка из книги Лебедева – Кумача «Про умных зверушек».

МАЙ

Праздник «Зелёный огонёк»

Дети под музыку входят в зал.

Зайка: Днём и ночью,

В дождь и в стужу

Рассекая тьму и мрак

Светофор всем людям служит

Словно сказочный маяк.

Ждут команды светофора

Пешеходы и шофёры

И тебе бы не мешало

Знать значенье трёх сигналов.

Вот глазок зажёгся – красный…

Дети: Путь закрыт, идти опасно.

Зайка проводит игру «Найди своё место».

Воспитатель: Дети, посмотрите, Чебурашка стоит и плачет. Чебурашка, что с тобой?

Чебурашка: Мне надо перейти на другую улицу, а тут машины ездят.

Воспитатель: Не переживай Чебурашка, ребята тебе помогут. Ребята, поможем? (дети рассказывают, как надо переходить дорогу).

1 ребёнок:

Машина, машина,

Куда ты идёшь?

Машина, машина,

Кого ты везёшь?

Би - би – би - би!

2 ребёнок:

Машина, машина,

Ты нас покатай

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Би – би – би – би!

3 ребёнок:

Машина, машина,

Народ впереди!

Машина, машина,

По громче гуди!

Би – би – би – би!

Исполняется песня «Машина».

Проводится игра «Кто быстрее»

ИЮНЬ

Целевая прогулка.

Тема: Наблюдение за средствами передвижения. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в автобусе».

Цель: Закрепить виды транспорта, его назначение, называть части автомобиля. Учить узнавать специальные машины (скорая помощь, пожарная машина).

Ход прогулки:

  1. Рассматривание игрушек-машин.
  2. Игра с машинами.
  3. Наблюдение за транспортом.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в автобусе».

ИЮЛЬ

Тема: Чтение сказки «Путешествие с игрушками».

Игры в песочнице: построить улицу, использовать игрушки, машины.

Игра в улицу.

АВГУСТ

Практическое занятие «Экскурсия к остановке».

Цель: Учить внимательно, слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы. Учить правильно себя вести в общественном транспорте.

Ход экскурсии:

  1. Экскурсия к остановке (виртуальная)
  2. Рассказ воспитателя.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».
  4. Подвижная игра «Найди свой цвет».

Приложение 2

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД №1

«Машины и светофор»

Цель: Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части.

Задачи:

Образовательные: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Уточнить, что обозначают его цвета: красный, желтый, зеленый. Дать понятие о том, что машины - это транспорт, что транспорт бывает разным. Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дороге. Закреплять правильное произношение звуков [ш], [би].

Развивающие: Развивать речевую и двигательную активность детей.

Воспитывающие: Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Демонстрационный материал: макет светофора, игрушки: мишка, зайчик, круги красного, жёлтого, зеленого цвета.

Предварительная работа: Подвижная игра «Найди свой цвет», рассматривание иллюстраций, наблюдение за транспортом.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Зайчик и Мишка. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с зайчиком и мишкой.

Зайчик и Мишка принесли очень интересную книгу. Она называется «Правила дорожного движения». В ней много картинок, на которых видно, как правильно переходить дорогу, нарисованы сигналы светофора. Ребята, а скажите, можно ли играть на дороге, выбегать на нее?»

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Ответы детей: По дороге ездят машины, и они могут задавить человека.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А вот недавно, я видела, как дети играли на дороге. Можно ли так делать?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Запомните, Мишка, Зайчик и вы, ребята: играть на дороге опасно для жизни! А знаете ли вы, какие бывают машины?

Ответы детей: Большие и маленькие.

Воспитатель: Да машины бывают разные. Посмотрите на картинку.

- Какие это машины? (Автобус, грузовая, легковая.)

Воспитатель: «А для чего нужны эти машины?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Молодцы! Давайте еще раз повторим: это – грузовая машина, она возит грузы (песок, дрова, кирпичи); это – легковая машина, на ней мама забирает из детского сада домой Олесю, Машу, Диму... (имена детей); это – автобус, он возит людей.

Воспитатель: Как вы думаете, из каких частей состоит машина или автобус?

Ответы детей.

Воспитатель: У них есть: колеса, руль, двери. Посмотрите (рассматривание игрушечной машины и автобуса).

Воспитатель: А умеет ли машина петь? Как она поет? Кто знает? Би-и-ип.

Дидактическое упражнение на звукопроизношение «Машина».

Воспитатель: Вот как громко сигналят машины! А как машины ездят?

Ответы детей: Быстро!

Воспитатель: Знаете ли вы, кто помогает машинам правильно ездить? Посмотрите, вы узнали, кто это? (обратить внимание детей на макет светофора).

Ответы детей.

- Правильно - это светофор (рассматривание макета светофора).

Воспитатель: А зачем он нам нужен?

Ответы детей.

Воспитатель: Светофор стоит на улицах города и своими глазками показывает людям и машинам, когда можно ехать или переходить дорогу.

Воспитатель – Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу. Давайте решим, на чем можно путешествовать. На легковом автомобиле можно?

Дети – Можно.

Воспитатель – Но нас много, и мы все не поместимся. На грузовом автомобиле можно?

Дети – Нет

Воспитатель – Почему нельзя?

Дети – Потому что он перевозит грузы, а не людей.

Воспитатель – А на этой машине можно? (Показывает автобус.)

Дети – Можно.

Воспитатель – Правильно, можно. Это автобус – он перевозит людей.

– Мы с вами сейчас сядем в автобус и поедем путешествовать. (Дети садятся в автобус, собранный из стульчиков).

Воспитатель – Ребята, посмотрите, кто встречает нас на дороге?

Дети – Светофор

Воспитатель – На светофоре загорелся, какой сигнал?

Дети – Зеленый.

Воспитатель – А сейчас какой сигнал на светофоре?

Дети – Желтый.

Воспитатель – Снова сменился сигнал светофора, какой загорелся?

Дети – Красный.

Воспитатель: Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Жёлтый свет предупреждение, жди сигнала для движения.

Свет зелёный говорит: проходите, путь открыт. Давайте повторим.

Воспитатель: О чём говорит красный цвет?

Ответы детей: Красный цвет велит нам стоять, потому что по дороге едут машины.

Воспитатель – А если пешеходы будут переходить дорогу на красный сигнал светофора, в случае опасности как сигналит автомобиль?

Дети: – Би - би – би.

Воспитатель – А если пешеход не услышит сигнала? Давайте ему громче посигналим.

Дети: – Би – би – би

Воспитатель: О чём говорит жёлтый цвет?

Ответы детей: Желтый цвет предупреждает, нужно подождать.

Воспитатель: О чём говорит зелёный цвет?

Ответы детей: Зеленый цвет разрешает переходить дорогу, потому что машины остановились и пропускают людей.

Воспитатель – А как тормозит машина?

Дети: – Ш – ш – ш.

Воспитатель – Сначала громко, а потом все тише и тише. Давайте попробуем.

Дети: – Ш – ш – ш.

Воспитатель – Ребята, у меня есть вот такие светофоры (воспитатель показывает макет светофора без огоньков) как вы думаете, чего не хватает?

Дети: – Цветных кружков.

Проводится игра “Сломанный светофор” (Педагог предлагает детям отремонтировать сломанный светофор – расположить кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре. Затем педагог спрашивает, на какой сигнал светофора пешеходы могут пересекать проезжую часть улицы)

Игра «Красный, желтый, зеленый»

В руках у воспитателя три кружка. Один кружок желтого цвета, другой - зеленого цвета, третий кружок красного цвета. Воспитатель объясняет правила: если он поднимает красный кружок, то все дети должны стоять на месте, если показывает желтый кружок, все должны хлопать, если же зеленый, то дети должны маршировать на месте.

Воспитатель: Вот как мы весело поиграли!

Ребята, вы сегодня молодцы! Все очень хорошо поработали. Нашему гостю очень понравилось, как вы отвечали, и он надеется, с вами ничего не случится. Я надеюсь, что вы все правильно будете переходить дорогу. Будьте всегда внимательны и осторожны.

Воспитатель кратко напоминает содержание основных тем занятия:

- Можно ли играть на дороге;

- Какие бывают автомобили;

- Что означают цвета светофора.

Светофор: «Вы ребята молодцы, за это я хочу вам подарить подарки (зеленые шары), теперь вы запомнили, на какой сигнал светофора нужно переходить дорогу».

Воспитатель: «Скажем спасибо и до свидания!»

Мишка с зайчиком вами тоже очень довольны и хотят вам подарить подарки - эту замечательную книгу «Правила дорожного движения». Давайте скажем Зайчику, Мишке и Светофору спасибо и до свидания! Мишка, Зайчик и Светофор прощаются с детьми.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД №2

«Поможем клоуну Васе»

Цель: Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

Задачи:

Образовательные - Создавать условия для формирования умений различать сигналы светофора и понимать, что они обозначают; понятие пешеход и пешеходный переход; ориентирование в пространстве (налево, направо); активизация словаря.

Развивающие - Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные - Воспитывать культуру поведения на улице.

Методы: показ макета, объяснение, вопросы, игровые.

Предварительная работа: рассматривание картинок, загадки и стихи о ПДД и транспорте, развивающие игры (лото, пазлы, парные картинки), подвижные игры (Воробушки и автомобиль), (Красный, Жёлтый, Зелёный)

Оборудование и материалы: светофор (макет), пешеходный переход (зебра-макет), дорожные знаки (макет), кукла-клоун.

Ход занятия

Воспитатель: Дети к нам в гости придёт клоун Вася. Стук в дверь, воспитатель вносит куклу.

Воспитатель: Здравствуй Вася, ты чем напуган?

Клоун: Я шёл к вам в гости и перешёл дорогу на красный свет светофора и чуть не попал под машину.

Воспитатель: Ребята разве можно переходить дорогу на красный свет?

Дети: ответы

Воспитатель: Дети давайте поможем Васе и покажем, как переходить дорогу!

Воспитатель показывает макет светофора, дети рассматривают.

Воспитатель: Посчитайте сколько «глазиков» у светофора.

Дети: ответы

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: ответы

Воспитатель:

Красный свет светофора- стой!

Жёлтый свет — жди!

Зелёный свет светофора — иди!

Физкультминутка

Дети повторяют слова воспитателя и делают движения, запоминают правило.

Красный — стоят. Жёлтый — хлопают в ладоши. Зелёный — топают ногами.

Воспитатель: На какой свет светофора мы можем переходить дорогу?

Дети: ответы

Воспитатель показывает макеты знаков и зебры, рассказывает о пешеходах и о пешеходном переход, даёт правило налево - направо

Воспитатель: В каком месте и как мы можем перейти дорогу?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в пешеходов, а Вася посмотрит на вашу игру и запомнит, как ведёт себя пешеход на улице.

Подвижная игра «ПЕШЕХОД»

Воспитатель расставляет макеты дорожных знаков (пешеходный переход) и светофора, раскладывает макет дорожного перехода, меняет сигнал светофора.

Дети смотрят на светофор и выполняют движения, и действия соответственно света светофора, переходят дорогу по зебре, двигаются и перемещаются по всей группе в разном темпе.

Воспитатель: Вася, ты увидел, как дети переходили дорогу. Запомни, посмотри налево — направо, зелёный - иди и строго по пешеходному переходу! Дети переходят дорогу за руку взрослого!

Клоун: Спасибо дети! Я запомнил правило перехода улицы. До свидания!

Рефлексия

Воспитатель: Дети вы молодцы! Мы все хорошо запомнили правило и помогли Васе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД № 3

«Светофор наш помощник»

Цель: Формирование основ безопасности, поведения детей на дороге, знания правил перехода улицы.

Задачи: Пополнить словарный запас слов («пешеходный переход» («зебра»), светофор, тротуар, проезжая часть); закрепить знания о светофоре, его основных цветах (красный, желтый, зеленый); ознакомить детей с повседневными правилами пешехода на проезжей части дороги; воспитывать в сознании детей, какие могут быть последствия нарушения правил дорожного движения.

Оборудование занятия: изображение «Светофора», картина «Улицы города», дидактическая игра «Собери светофор», игрушечные рули, коврик «зебра».

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Я получила письмо, в котором было приглашение от нашего друга. Нас приглашают в чудесный город знатоков Правил Дорожного Движения. Вы хотите отправиться туда вместе со мной?

Дети: Да.

Ведущая: А чтобы узнать, на чем мы отправимся в путь, отгадайте мою загадку:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети: Автобус.

Ведущая: Правильно, мы отправится на автобусе. Проходите, занимайте места. (Дети садятся на стульчики, стоящие попарно. Первый ребенок – водитель, он берет в руки руль). Все заняли свои места?

Дети: Да.

Ведущая: Отправляемся в путь!

Под музыку начинается движение.

Ведущая: Вот мы и приехали! (Показываем картинку с изображением города см. Это город знатоков Правил Дорожного Движения. Здесь мы узнаем много нового и интересного. Например, как правильно переходить дорогу, как называется часть дороги для машин и как зовут лучшего друга пешеходов.

Ой, ребята кто-то к нам спешит?

«Самый главный на дороге,-

Говорили мне друзья –

Разноглазый, одноногий,

С ним шутить никак нельзя».

Я немного испугался

Слыша этот разговор,

Но увидев, догадался –

Это ж, просто, - …

Дети: Светофор.

Ведущая: Правильно, молодцы! (Показываем картинку светофора). Давайте, поздороваемся со светофором.

Дети: Здравствуй, светофор!

Ведущая: (Прикладывает ухо к картинке). Светофор говорит, что очень рад видеть нас всех. Но мне, кажется, что он чем-то огорчен.

Милый, светофор, расскажи нам с ребятами, что случилось у тебя. (Прикладывает ухо к картинке). Светофор говорит, что не нужен никому. Разве это правда, ребята? Как вы думаете, зачем нужен светофор? А может и действительно он нам ни к чему?

Дети: Нужен, он помогает пешеходам переходить дорогу, а для автомобилей регулирует движение.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, о чем предупреждают нас сигналы светофора? Давайте, почитаем стихи:

Разноцветных три кружочка:

КРАСНЫЙ светит – ПОДОЖДИ

И на ЖЁЛТЫЙ – СТОЙ, дружочек,

На ЗЕЛЁНЫЙ свет – ИДИ!

Светофор даёт советы,

Как дорогу перейти.

Пешеходу в деле этом

Лучше друга не найти!

Три глаза есть у светофора.

А ну, запомни их, дружок,

Ходить по улицам, чтоб скоро

Самостоятельно ты смог.

Вот красный глаз… Его ты бойся!

Когда горит он – нет пути.

Моргает желтый – приготовься!

Зеленый светится – иди!

Он стоит на перекрестке

Полосатый, как в матроске.

Удивились дети разом:

Для чего ему три глаза?

Красный – стоп всему движенью.

Желтый – наше уваженье.

А зеленый загорится,

Можешь дальше в путь пуститься.

Он зовется с давних пор

Очень просто – светофор.

Так нужен нам светофор, как думаете ребята?

Дети: Да.

Ведущая: Правильно, ребята, без светофора на дорогах никак не обойтись. Нам обязательно нужен светофор, чтобы не было аварий, и никто не попадал под колеса автомобилей. Вот поэтому светофор всегда стоит на своём посту!

Ребята! Давайте поиграем в игру «Можно – Нельзя».

Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать «можно» или «нельзя». Итак, начинаем...

- Переходить улицу на зеленый свет, можно?

Дети: Можно

Ведущая:

- На остановке стоять рядом с мамой, можно?

Дети: Можно

Ведущая:

- Играть на проезжей части дороги, можно?

Дети: Нельзя.

Ведущая:

- Переходить улицу на красный сигнал светофора, можно?

Дети: Нельзя.

Ведущая:

- При переходе улицы держать маму за руку, можно?

Дети: Можно

(Дети отвечают хором).

Ведущая: Какие вы молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы. А теперь расскажите мне, пожалуйста, каждый день по дороге в сад мы переходим с вами дорогу в том месте, где она обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т.д., как называется эта часть дороги, кто знает?

Дети: Зебра.

Ведущая: Правильно, молодцы, зебра или ещё по-другому пешеходный переход. (Показываем картинки пешеходного перехода, читаем стихи см.стр.5,6).

А теперь давайте поиграем:

Дети делятся на 2 команды по 3 человека. Каждый участник подбегает к «светофору» (на 2 команды лежат 2 желтых, 2 зеленых, 2 красных кружочка). Выкладывает каждый один цветной кружок. Какая команда быстрее и правильно выложит цвета светофора.

Ведущая: Вы молодцы, все справились с заданием. А теперь ответьте мне на самые сложные вопросы:

Как называется та часть улицы, где ездят машины?

Дети: Дорога.

Ведущая: Как называется, та часть улицы, где ходят пешеходы?

Дети: Тротуар.

Ведущая: Как называется человек, который управляет машиной?

Дети: Водитель.

Ведущая: А как называется человек, который идет по тротуару?

Дети: Пешеход.

Ведущая: Молодцы, даже самые сложные вопросы вам оказались «по плечу»! Спасибо вам, дети. Вот и подошло наше путешествие к концу. Теперь я точно знаю, что вы в беду не попадёте, потому что знаете правила дорожного движения и расскажите о них своим друзьям, родителям, братикам и сестричкам, чтобы и они не попали в беду. Вы расскажите им, что нельзя ходить и бегать по проезжей части, а только по тротуару. Что дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу или там, где есть светофор на зеленый его сигнал.

А ещё, я вам приготовила сюрпризы на память о нашем путешествии! (Ведущая дарит детям светоотражающие браслеты).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД № 4

«Дети – друзья ПДД»

Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Учить их практически, применять знакомые правила дорожного движения в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

Задачи: Продолжать формировать навык безопасного поведения на проезжей части. Расширять знания детей о светофоре, значении его сигналов. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Помочь детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной, игровой, танцевальной деятельности. Формировать желание соблюдать правила дорожного движения

Активизация словаря: Закрепить в речи детей слова: пешеход, переход, светофор, названия цветов светофора.

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, беседа, задание, объяснение, закрепление.

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Предварительная работа:

- беседа «Сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход».

- дидактические игры: «Что такое улица», «Цветные автомобили»

- чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», Б. Заходер «Шофёр», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», Б. Житков «Светофор»

- рассматривание фотографий «Улицы нашего города», иллюстраций к произведениям художественной литературы.

- аппликация «Светофор»,

- конструирование «Широкая и узкая дорожка».

Ход занятия.

Светофор: Здравствуйте мои маленькие друзья! Всех видеть рад сегодня Я Светофорчик.

Воспитатель: Светофорчик, это мы тебя пригласили! Наши ребята уже знают кто такой светофор и для чего он нам всем нужен. Каждое утро мы идем или едем в детский сад и видим тебя на перекрестке. А ты такой одинокий, всё стоишь и стоишь, все трудишься и трудишься. И решили мы устроить твой праздник. Ведь ты наш настоящий друг.

Светофор: Спасибо, друзья. А какие мои любимые цвета?

Дети с помощью воспитателя отвечают хором: Красный, желтый, зеленый.

Светофор: О, да! Мой любимый цвет – красный. Потому, что когда я зажигаю красный свет - все останавливаются и могут хоть минутку отдохнуть, посмотреть друг другу в глаза и сказать: «Я люблю, тебя!», прямо как сейчас – возьмитесь за руки друзья и громко скажите друг другу самые важные слова: «Я люблю тебя».

Дети отвечают хором: «Я люблю тебя».

Мой любимый цвет желтый – он всем говорит: «Осторожно! Дорога – это не только интересно, но и опасно! Этот цвет всем вам говорит: «Будьте внимательны и берегите друг друга».

Мой любимый цвет зеленый, потому, что он - это движение, это жизнь, это здоровье и ради этого и водителям, и пешеходам, всем участникам Дорожного движения, дружно скажем: «Ребята, давайте жить дружно!»

Светофор: Можно и поиграть. Готовы? Игра первая «Цветные шарики». Она поможет мне узнать - все ли ребята хорошо знают самые главные на дороге цвета.

Игра «Цветные шарики». В большой корзине пластиковые шарики 3-х цветов. В разных местах разложены цветные круги. Возле каждого флажки определённого цвета. По сигналу светофора: «1,2,3 – начни!» дети раскладывают шарики в круги по цветам.

Светофор: молодцы, ребята! Как вы ловко справились с заданием. А вот знаете ли вы что это за полосатая дорожка и зачем она нужна? Как надо переходить дорогу? Кто кого должен пропустить?

Светофор подводит детей к имитации пешеходного перехода.

Светофор:

Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход,

От машин тебя спасет.

Музыкальная игра «Ты похлопай вместе с нами…».

Светофор: «Ребята, спасибо за праздник. Я очень рад, что у меня появилось еще столько новых друзей! Но, мне пора возвращаться на службу. До свидания, друзья! До новых встреч на дороге!»

Светофор уходит.

Макет-пособие для дидактической игры «Наш город».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД № 5

«Путешествие в Простоквашино»

Цель: Создание условий для познавательной деятельности детей через игру и речевое общение.

Задачи: Познакомить детей с такими понятиями как: пассажир, пешеход, дорожный знак — «Пешеходный переход». Закреплять представления детей о светофоре, его назначении, пешеходном переходе, об основных частях машины (кабина, кузов, колеса, руль), о элементарных правилах дорожного движения (ПДД), безопасном поведении на дороге. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, активизировать в речи слова: проезжая часть, светофор, тротуар, пешеходный переход, пассажир, пешеход, название частей машины. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, моторику. Продолжать учить петь протяжно без напряжения, выполнять движения под музыку. Формировать навыки взаимодействия в игре, основы безопасности на дороге. Воспитывать умение правильно вести себя на улице, вырабатывать ответственное отношение к ПДД, культуру речи, доброжелательность, сопереживание, желание оказать помощь.

Оборудование:

Конверт, геометрические фигуры для билетов и обозначения мест в вагоне, пластмассовые кольца разного цвета по одному на каждого ребенка, плоские обручи 3 цветов, пешеходный переход из ткани, макет светофора, игра «Разрезные картинки», настольная игра «Светофор» (подарок детям), mp3-плеер, песня В. Леонтьева «Зеленый свет», музыка «Мы в автобусе сидим».

Методы и приемы:

— практические (подвижные игры, дидактические игры, продуктивная деятельность)

— наглядные (рассматривание иллюстраций, макетов)

— словесные (рассказ, беседа, чтение, отгадывание загадок)

Предварительная работа:

— Рассматривание картинок с изображением транспорта, светофора;

— Наблюдение за работой шофера и транспортом на прогулке;

— Сюжетно — ролевые игры « Автобус», «Поезд»;

— Отгадывание загадок о транспорте;

— Заучивание стихотворений о транспорте;

— Совместная коллективная работа: макет «Наша улица».

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес нам письмо.

Хотите узнать от кого оно?

Дети: да

Воспитатель зачитывает письмо.

Здравствуйте, ребята. Пишет вам кот Матроскин из Простоквашино. У нас с Шариком есть новая игра, но мы никак не можем понять, как в нее играть. Помогите нам, пожалуйста.

Кот Матроскин приглашает нас в Простоквашино.

На чем мы можем поехать в Простоквашино?

Дети: на машине, на автобусе, на поезде, на самолете и т.д.

Воспитатель: Мы с вами поедем… (Выставляет на мольберт картинку с изображением кабины и кузова)

Воспитатель: Что это?

Дети: грузовая машина

Воспитатель: Как называется эта часть машины?

Дети: Это кабина.

Воспитатель: А как называется эта часть машины?

Дети: Это кузов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а эта машина может ездить?

Дети: Нет, у машины нет колес. (Дети прикрепляют колеса)

Воспитатель: Почему эту машину назвали грузовой?

Дети: Она перевозит грузы.

Воспитатель: А мы с вами на ней можем поехать в Простоквашино?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поедем в Простоквашино на цветных легковых автомобилях. Это какой по цвету руль?

Дети: Красный руль, синий руль, желтый руль. (Раздает детям цветные кольца — рули)

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Под музыку дети двигаются по залу, с окончанием музыки заезжают в гараж соответствующий цвету руля (цветные обручи – гаражи)

Воспитатель: Мы приехали в деревню «Сметанкино». А куда нам нужно ребята?

Дети: В Простоквашино.

Воспитатель: Отгадайте на чем мы поедем дальше?

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином

(Автобус)

Воспитатель: Правильно, поедем дальше на автобусе. Проходите в кассу за билетами и, согласно билету, найдите свое место в вагоне.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

(Дети получают билет в виде геометрической фигуры, затем находят стул с соответствующей фигурой.)

Воспитатель – контролер спрашивает, какая у ребенка фигура.

Дети: Треугольник, квадрат, круг.

Мы сели в автобус. Как называют людей, которые едут в автобусе?

Дети: Пассажиры.

Пальчиковая игра «Пассажиры – пешеходы» автор Е.Б. Чистякова

Еду, еду тороплюсь.

На автобусе качусь. (Стучат ладошками по коленям)

И поэтому сегодня

Пассажиром я зовусь. (Стучат кулачками по коленям)

Остановка, выхожу, (Руки в замок)

На дорогу погляжу. (Поворот головой влево, затем вправо)

И пойду по переходу, («Идут» указательным и средним пальцем по бедру)

Стал теперь я пешеходом.

(дети выходят из автобуса и подходят к переходу)

Воспитатель: Чтобы попасть в Простоквашино необходимо перейти через дорогу.

Беседа воспитателя и детей:

— Как называется часть дороги, по которой едут машины? (проезжая часть – хором и индивидуальный ответ)

— Как называется часть дороги, по которой ходят пешеходы? (тротуар – хором и индивидуальный ответ)

— Где нужно переходить через дорогу? (по пешеходному переходу).

— А как его еще называют? (зебра).

— Почему? Показывается знак «Пешеходный переход».

— Кто знает, как называется этот знак? (пешеходный переход)

— А что еще нам помогает переходить улицу? (светофор).

Правильно. Давайте вспомним, что означают цвета светофора и что означают цвета светофора. Ребята нам в этом помогут.

Дети читают стихотворение 2-м.

Если цвет зажегся красный-

Значит, двигаться опасно.

Цвет зеленый говорит:

Пешеходам путь открыт!

Воспитатель: Мы пойдем по пешеходному переходу.

Игра «Сигнала светофора» (поочередно выходят дети с сигналом светофора на груди) Посмотрите, какой свет горит у светофора?

Дети: Красный, идти нельзя.

Воспитатель: Красный свет нам говорит, что проход закрыт. Какой свет горит сейчас?

Дети: Зеленый, можно идти.

Воспитатель:

Вот зеленый свет горит,

Проходите, говорит.

Вы, ребята не спешите,

Влево, вправо посмотрите,

И потом вперед идите.

Выходит, кот Матроскин.

Матроскин: Как хорошо, что наши ребята приехали. Здравствуйте.

Дети: Здравствуй, Матроскин.

Матроскин: У нас с Шариком есть новая игра «Собери картинку», но мы никак не можем её собрать. Помогите нам, пожалуйста.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (дети подходят к столам и собирают картинки с изображением автобуса, светофора, зебры - по группам; делятся на них согласно цвету билета – красный, зеленый, синий)

Матроскин: Саша, у вас что получилось? (спрашивает индивидуально детей)

Саша: У нас получился автобус.

Матроскин: Кем мы будем, если поедем в автобусе Даша? (пассажирами)

Матроскин: Поля, что у вас получилось (светофор)

Матроскин: Что мы делаем на красный сигнал светофора, Кирилл? (стоим на месте).

Матроскин: Виталина, что получилось у вашей группы? (пешеходный переход). Сева, кем мы будем, если пойдем по пешеходному переходу? (пешеходами)

Матроскин: Молодцы! Собрали все картинки. А я хочу подарить вам игру про правила дорожного движения, чтобы вы о них всегда помнили и не забывали (Матроскин подарить вам игру про правила дорожного движения, чтобы вы о них всегда помнили и не забывали дарит игру «Светофор»). Вот и собрана игра, и кататься на карусели пора.

Хоровод «Карусели» М. Шуть

Воспитатель: Спасибо, Матроскин. Надо нам возвращаться детский сад.

Матроскин: До свидания!

Дети: До свидания.

Воспитатель: Занимайте места в автобусе. (Музыка «Мы в автобусе сидим»)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу, давайте вспомним, куда мы сегодня ездили? (в деревню Простоквашино). На чем мы путешествовали? (на поезде, машинах, автобусе).

- Кем мы были, когда ехали в автобусе (пассажирами)

— Кем мы были, когда шли по пешеходному переходу? (пешеходами)

— Какие сигналы есть у светофора? (красный, зеленый)

— На какой сигнал можно переходить дорогу? (зеленый)

— Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)

— Вам понравилось наше путешествие? (да, понравилось)

— Вы все молодцы, очень старались, мы будем и дальше изучать ПДД и поиграем в игру, которую подарил нам Матроскин.

Приложение 3

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль

Цель игры: Научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу, находить своё место.

Описание игры:

Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. На улице можно нарисовать для каждого ребенка кружок мелом на асфальте. Это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне становится взрослый. Он изображает автомобиль. После его слов «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают или скачут по площадке, размахивая руками-крылышками. При словах взрослого «Автомобиль едет, летите, воробушки в свои гнездышки!» или же после сигнала автомобиля «Би-бип!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на стулья, забегают в круги). Взрослый может отметить, кто из детей первым вернулся в гнездышко. Автомобиль проезжает пару раз по площадке, давая детям отдохнуть, и возвращается в гараж. Воробышки опять вылетают на дорожку. И т.д.

Советы:

Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя взрослый, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Описание игры: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они - автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Взрослый стоит лицом к играющим в центре площадки. Он держит в руке три цветных флажка. Взрослый поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда взрослый опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем взрослый поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Взрослый может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, взрослый может подсказать: «Автомобили (называет цвет) остановились». Можно вообще заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).


Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный»

Играющие строятся в две шеренги, одна против другой на расстоянии 8-15 шагов. Ведущий становится между шеренгами сбоку. В руках у него два кружка на палочках: один желтого цвета, а второй с одной стороны красного, с другой зеленого цвета - это и есть «светофор».

Ведущий читает ребятам стихи Сергея Михалкова:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться… (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь… (открыт)».

Желтый свет - предупреждение –

Жди сигнала для… (движенья).

Слова, поставленные в скобках, произносят хором дети. Затем ведущий показывает зеленый кружок светофора. Увидев его, все начинают маршировать на месте. Если ведущий покажет кружок желтого цвета - хлопают в ладоши, а увидев кружок красного цвета, стоят неподвижно. Тот, кто ошибется и неправильно выполнит движение, делает шаг вперед и продолжает играть уже вне общего строя. Кто не выполняет движение – тоже ошибся и делает шаг вперед. За ошибку считается даже попытка к неправильному движению. Ведущий меняет сигналы произвольно и в разном темпе.

Подвижная игра «Светофор»

На асфальте рисуют улицу: чертят две параллельных линии на расстоянии 3-5 метров друг от друга. Дети становятся вдоль одной линии лицом к другой. Ведущий становится между линиями, отворачивается от детей, называет какой-то цвет и быстро поворачивается к детям. Те, у кого в одежде есть такой цвет, переходят улицу и становятся у другой линии. Те, у кого нет такого цвета, пытаются перебежать улицу, а ведущий старается осалить нарушителя. Если ведущий дотронулся до нарушителя, тот становится ведущим. Можно ограничить улицу по бокам, чтобы нарушители не пытались перебежать улицу далеко в стороне.

Подвижная игра «Сигналы светофора»

Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество

Материал: мешочек с мячиками красного, желтого, зеленого цвета, стойки

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.

Подвижная игра «Птички и автомобиль»

Цель: Развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание

Материал: руль или игрушечный автомобиль

Ход игры: Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит: Прилетели птички, Птички – невелички, Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками Крыльями махали. Так они летали, Крыльями махали. На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям Зернышки клевали. Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит: Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись, Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети – птички бегут от автомобиля.

Игра «Наша улица» или «Пешеход»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.



Приложение 4

Считалки


Считалка первая.

Ехала машина тёмным лесом
за каким-то интересом.
Инте-инте-интерес
Выходи на букву "С"
(эс).

Буква "С" не подошла,

Выходи на букву "А»!

Считалка вторая.

Никак шофёру не въехать в гору.
В снегу дорога, а груза много.
Круты вершины...
Слезай с машины!



Приложение 5

Дидактические игры:

«Автомобиль»

Цель: Познакомить детей со средством передвижения – автомобилем, его составными частями (кузов, кабина, руль, колеса). Дать понятие, что автомобилем

управляет человек – водитель.

«Рассматривание автомашины и автобуса» (игрушки)

Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, их составные части (кабина, руль, кузов, колеса, окна)

«За рулем»

Цель: Знакомить детей с транспортом, расширять словарный запас детей.

«На чем люди ездят»

Цель: Дать детям представление, который они могут наблюдать на улице.

«Инсценировка рассказа Н. Павловой «На машине»

Цель: Развивать представления детей о средствах передвижения.

«Светофор»

Цель: Дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора.

«Знакомство с улицей»

Цель: Дать детям понятие об улице, дороге.

«Знакомство с дорогой и ее частями» (на макете)

Цель: Познакомить детей с понятием «дорога», частями дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса)

«Знакомимся с улицей»

Цель: Познакомить детей с улицей.

Приложение 6

Наглядные пособия





Консультация для родителей.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность?

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом, и ни в коем случае не бегом.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку значение светофора.

Используемая методическая литература по ПДД

Книги:

1. Т. Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013

#1050;. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

4. Е. И. Шаланова "Правила безопасности - Дорожного движения"

5. Коган М. С." Правила дорожные знать каждому положено".

6. Лиходед В. "Уроки светофор".

#1058;. Ф. Саулина "Три сигнала светофора"

8. Пикулева Н. "Дорожная азбука".

9. Е. Я. Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013

10. Н. В. Елжова "ПДД в детском саду", 2013

;Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.

12. Азбука пешехода: для дошкольников.

Приложение 7

Работа с родителями

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Анкета для родителей

Я и мой ребенок на улицах города

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

Ваш ребенок знает:

1) Название города, в котором живет; свой домашний адрес: название

улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

2) Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

3) Свой домашний адрес не полностью.

Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

1) Пешком;

2) На транспорте.

Если вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

1) Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;

2) Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

3) Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.

Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров?

1. Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал для машин.

2. Мой ребенок путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, часто ошибается, выбирая момент для перехода улицы.

3. Мой ребенок не знает, что существуют пешеходный и транспортный светофоры, и ориентируется только на мое поведение.

Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

Когда Вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и

рассказывали, что они обозначают?

1. Я делаю это постоянно, когда приходится пользоваться транспортом,

переходить дорогу.

2. Я делал это достаточно давно.

3. Не помню.

Какие виды городского транспорта знает Ваш ребенок?

1) Автобус;

2) Троллейбус;

3) Трамвай;

4) Такси;

5) Метро.

Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

1. Мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в

переднюю или среднюю дверь; не шумит; если есть возможность — садится

на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне.

2. Мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не

ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту,

расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

Знает ли Ваш ребенок основные дорожные знаки?

1. Да. Мой ребенок знает основные дорожные знаки, может их назвать,

рассказать, для чего они нужны; применяет в жизни правила дорожного

движения.

2. Я в этом не уверен. Знания моего ребенка недостаточны и случайны. Ребенок часто ошибается в названии знаков; не знает, как вести себя на улице и в транспорте.

3. Нет. У меня нет времени специально заниматься с ребенком изучением правил безопасного поведения на улице и в транспорте.

Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:

1) Будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;

2) Будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;

3) Неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут

только родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей 4- 5 лет

Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей 4-5 лет нацелена на: ØЗакрепление знании о различных видах городского транспорта, особенностях их внешнего вида и назначения ( тра...

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Машины на улице" для детей 4-5 лет

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Машины на улице" для детей 4-5 лет...

Методическая разработка по Правилам дорожного движения для детей 4-5 лет

Расширение и активизация  знаний детей  о различных видах городского транспорта, особенностях их внешнего вида и назначения (автобус, трамвай, троллейбус).  Знакомство со знаками дорожн...

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Для чего нужны дорожные знаки?»

АннотацияМетодическая разработка  апробирована  автором,  предназначена педагогам дошкольного  и  дополнительного образования  для проведения бесед по пропаганде  пр...

Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста.

Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста.    «Правила поведения детей на дорогах»...

Методическая разработка по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста

Почему важно знакомить дошкольников с правилами дорожного движения?[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26304170","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Рост количества машин на...

Методическая разработка по правилам дорожного движения : «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Актуальность обучения детей ПДД ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам,...