Проект «Грамотный пешеход»
проект по обж (старшая группа)
Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице путем изучения правил дорожного движения (ПДД). Актуальность обусловлена высоким уровнем детского травматизма на дорогах, частичной зависимостью соблюдения ПДД детьми от поведения их родителей, а также необходимостью профилактики дорожно-транспортных происшествий среди дошкольников. Проект предусматривает интеграцию познавательного, игрового и творческого компонентов, что способствует лучшему усвоению детьми необходимых знаний и навыков.
Участниками проекта выступают дети подготовительных групп, их родители и воспитатели. Основные задачи включают разработку плана мероприятий, установление сотрудничества с родителями и оценку эффективности проведенных мероприятий. Проект реализуется поэтапно, включая подготовительный, основной и презентационный этапы. В результате ожидается повышение уровня осведомленности детей о ПДД, развитие у них осознанного отношения к безопасности на дорогах, а также увеличение ответственности родителей за поведение детей в транспортной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Грамотный пешеход»
1 этап. Целеполагание.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дети дошкольного возраста не имеют достаточных навыков для самостоятельного передвижения по улице. Подчас соблюдение детьми правил дорожного движения зависит от того, соблюдает ли данные правила их родители.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. В связи с этим , изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над данным проектом, направленная на формирование безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения. Освоение правил безопасного поведения на улицах города способствует становлению произвольного поведения, умения самостоятельному передвижению по дороге.
Актуальность проекта обусловлена результатами проведенного мониторинга, которые показали, что 85% родителей считают вопросы безопасности жизнедеятельности детей важными актуальными и своевременными. Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были определены вопросы диагностики.
Результаты показали, что 30% детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 50% детей показали средний уровень, т.е. знания имеются, но неустойчивые, лишь 20% детей правильно ответили на все предложенные вопросы.
Таким образом, работа по формированию безопасного поведения на улицах города необходима с использованием эффективных форм, методов и средств.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продолжительность: средней продолжительности
Цель: сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Задачи:
- разработать план мероприятий по реализации проекта
- создать партнерские, сотруднические взаимодействия с родителями
- определить эффективность проделанной работы и определить перспективы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
- сформированность безопасного поведения на улицах города, проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги
-осознанное отношение детей к выполнению ПДД,
- повышение уровня ответственности родителей по формированию безопасного поведения детей на улицах города ПДД.
2этап. Подготовительный.
1. Мотивация детей и родителей к участию в проекте, используя проблемную ситуацию «Что будет если….»
2. Разработать план совместных мероприятий по формированию у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
3. Подготовить необходимую информацию для родителей по реализации поставленных задач.
3этап.Основной.
На основном этапе проводилась работа по реализации следующих задач:
- уточнять расширять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения;
- формировать навыки безопасного поведения на дороге и понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения;
- обучать умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;
- повышать уровень знаний родителей по правилам дорожного движения;
Совместная деятельность детей и родителей в рамках основного этапа была условно разделена на несколько блоков:
- поисковый
-уточняющий и ознакомительный
- творческий
Деятельность детей и родителей в рамках поискового блока была направлена на нахождение информации о происхождении знаков дорожного движения, о стране , на улицах городов которой впервые появились регулировщики , о том , когда и где были разработаны и напечатаны первые правила дорожного движения.
Подбирался иллюстративный материал о различных дорожных ситуациях , стихи , загадки о дорожных знаках. Параллельно проводилась работа по расширению и уточнению у детей представлений о дорожных знаках , их значении в жизни человека , например: «Знакомство со светофором» , «Путешествие в страну дорожных знаков» ; классификации дорожных знаков : НОД «Поможем Смешарикам » ; видах перекрестков : беседа « Виды перекрестков». Для того , чтобы познакомить детей с работой регулировщика были изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?» проведена беседа «Что вы знаете о работе инспектора ГИБДД». Чтение таких произведений , как «Дядя Степа» С. Михалкова, «Посмотрите постовой!» Я. Пишумова сформировало у детей представление о нужности и важности труда работников ГИБДД.
Расширялись знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках и с помощью дидактических игр: «Знаешь ли ты знаки», «Какой знак потерялся?», «Виды перекрестков» и др.
В процессе рассматривания плакатов совершенствовались и уточнялись знания о структуре , назначении каждой ее части . Для уточнения знаний детей о дорожных знаках и правилах безопасного поведения использовалась художественная литература А. Дорохова «Красный, желтый и зеленый», С. Михалкова «Скверная история», Н. Мигунова «Запомнить нужно знаки дорожного движения», О. Бедаревой «Азбука безопасности». Проведенная работа в рамках данного блока позволило пробудить эмоциональную заинтересованность детей в познании ПДД.
В следующем блоке деятельность детей и родителей была направлена на совершенствование умений детей использовать полученные знания в дорожных ситуациях. На специальных занятиях дети рассматривали картины с различными дорожными ситуациями, «Как избежать неприятностей», «Правильно - неправильно» , анализировали и делали выводы. С этой же целью использовались развивающие игры , где дети пользуясь карточками с условными обозначениями дорожных знаков, находили дорогу к объекту, например: «Угадай - ка»; наглядное моделирование опасных и безопасных ситуаций « На дороге авария» , « Старушка переходит дорогу» и др. ; дидактические игры «Что будет если…?».
Полученные знания дети использовали в сюжетно-ролевых : «Пешеходы и водители», «Правила движения» ; строительных , «Улицы нашего города»; и дидактических играх: « Смекай и играй». Родителям на данном этапе были предложены консультации «Посмотри налево-посмотри направо», «Взрослые - пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход».
Работа творческого блока была наполнена различными творческими поделками, рисунками и др. Например, родителями совместно с детьми и воспитателями изготовлен макет городского квартала с набором дорожных знаков, макеты светофоров ; составлены схемы безопасного пути от дома к детскому саду. Пополнены атрибутами ( напольными дорожными знаками , формой работников дорожной полиции, водительскими удостоверениями и т.д. ) сюжетно – ролевые игры. Дети научились в своих работа отражать знания и представления о ПДД . Творческие способности и фантазию дети проявили в придумывании и изображении необычных дорожных знаков; лепке ,аппликации. Родителями и воспитателями был разработан и показан детям кукольный спектакль «Путешествие друзей в большом городе» по ПДД.
4 этап. Презентация. Презентация проводилась в форме развлечения «Грамотный пешеход», на котором родители и дети представляли свои продукты проекта (макеты, рассказы, фотовыстаки и др.), а также состязались в знаниях правил безопасного поведения на дорогах города.
5 этап. Заключительный. На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика, результаты которой были следующими : 10% детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения , 60% детей показали средний уровень, 30% детей правильно ответили на все предложенные вопросы. По результатам диагностики сделаны выводы об эффективности проекта.
Результаты проекта:
У детей:
-сформированы знания правил дорожного движения;
- сформировано осознанное отношение к выполнению Правил дорожного движения;
- владеют знаниями правил культурного поведения на улице и в транспорте;
-научились ставить перед собой задачи, находить пути их решения , находить пути решения выхода из чрезвычайных ситуаций на предложенных иллюстрациях .
- научились отражать в своих рисунках знания и представления о ПДД .
- научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках. У родителей:
- повысился уровень знаний правил ПДД и понимание необходимости их соблюдения для сохранения здоровья и жизни детей.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, стало возможным , научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Данный проект одна из форм организации на практике системы деятельности родителей и воспитателей по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Результаты мониторинга показал, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дала, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. И работу в данном направлении необходимо продолжать.
Приложение 1
Инструментарий мониторинга.
№ | Фамилия имя ребенка | Знание сигналов светофора, их назначения. | Знание назначения дороги и тротуара | Знание- изображения и назначения запрещающих дорожных знаков. | Знание изображения и назначения разрешающих дорожных знаков. | Умение видеть ошибки в дорожной на иллюстрации | Знание необходимого объема стихов О ПДД. | Использование полученных знаний в дидактических играх | Знание телефонов аварийной службы и службы безопасности |
Вопросы в педагогическому мониторингу по ПДД.
1.Для чего нужен светофор на дороге?
2.Какие сигналы светофора вы знаете?
3.О чем говорит пешеходам и водителям каждый сигнал светофора?
4.Как регулируется перекресток , если на нем нет светофора?
5.Какого цвета жезл у регулировщика?
6.Какая часть дороги предназначена для проезда машин?
7.Где ходят пешеходы?
8.Какая часть дороги шире: проезжая или тротуар?
9.На какие виды делятся дорожные знаки?
10.Какие запрещающие знаки вы знаете?
11.Какие разрешающие знаки вы знаете?
12.Где могут быть расположены эти знаки?
13.Какая должен действовать пешеход на перекрестке ,регулируемом светофором?
14.Какие ошибки допустили сказочные герои на иллюстрациях?
15.Как можно исправить эти ошибки?
16.Что может случиться , если нарушить правила ПДД?
17. В какие игры по ПДД можно поиграть в группе?
18.Что нужно для того, чтобы организовать игру?
19.Какие стихи о правилах ПДД и знаках вы знаете?
20.Какие правила по ПДД нужно выполнять в данной дидактической игре?
21. По какому телефону мы вызываем скорую помощь, полицию , пожарную?
22.В каких случаях нужно вызывать эти службы?
Критерии оценивания:
0 – нет знаний, 1 балл - (низкий уровень) – знания частичные; 2 – до 2,6 баллов (средний уровень)- знания достаточные, иногда требуется помощь взрослого; 2,7 -3 балла – полные в соответствие с возрастом.
Низкий уровень – знания ребенка частичные, поведение неустойчивое, постоянно требуется помощь взрослого.
Средний уровень – имеет знания по правилам дорожного движения, однако, не всегда использует их на практике, еще не устойчивые представления о значении выполнения правил.
Высокий уровень – имеет необходимый запас знаний, соблюдает их, замечает ошибки у других детей, делает замечания, умеет применять их в играх и повседневной жизни.
Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице»
Цель: выявление уровня знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах, эффективности работы в ДОУ и семье по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Уважаемые родители!
Мы вас просим заполнить нашу анкету. Вам нужно прочитать вопросы и ответить, подчеркнув «да» или «нет».
Большое спасибо!
1. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? Да, нет
2. Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Да, нет
3. Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения? Да, нет
4. Постоянно ли учите ребенка правилам безопасного поведения на улице?
Да, нет
5. Различает ли ваш ребенок сигналы светофора? Да, нет
6. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? Да, нет
7. Эффективны ли занятия в детском саду по обучению детей правилам безопасного поведения на улице? Да, нет
8. Считаете ли вы актуальным в данном возрасте обучение детей в детском саду правилам дорожного движения?
Конструирование «Улицы нашего города».
Приложение 2
План реализации проекта.
Дата | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
1 неделя | Работа в детском саду | НОД «Путешествие в страну дорожных знаков» Беседа «Знакомство со светофором». Рассматривание плакатов «Перекрестки» , «Дорога» | Чтение А. Дорохова «Красный, желтый и зеленый». Чтение С. Михалкова «Скверная история» | П/игра «Красный , желтый и зеленый» | ||
Д/игра «Опасно - неопасно». | ||||||
Работа с родителями. | Поиск информации об истории появления дорожных знаков, подборка иллюстративного материала. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. | |||||
2 неделя | Работа в детском саду | НОД « О правилах кошке расскажем немножко».
| С/Р игра «Пешеходы и водители». | Чтение Н. Мигунова «Запомнить нужно знаки дорожного движения». Чтение О. Бедаревой «Азбука безопасности». | Рисование «Придумай свой знак». | П/и «Найди пару» |
Д/ игра «Поставь дорожный знак» Д/игра «Какой знак потерялся?» | ||||||
Работа с родителями. | Консультации «Посмотри налево-посмотри направо». Составление совместно с детьми плана-схемы «Безопасный путь от дома до детского сада». Изготовление дорожных знаков. | Изготовление макета городского квартала, детьми совместно с родителями. | ||||
3 неделя | Работа в детском саду | Рассказы детей по плану – схеме «Безопасный маршрут от дома до детского сада» Беседа «Что вы знаете о работе инспектора ГИБДД». | С/Р игра «Правила движения» | Чтение С. Михалкова «Дядя Степа». Чтение Я. Пишумова «Посмотрите постовой!». | Изготовление макетов светофора. | П/игра «Регулировщик» |
Д/ игры «Как избежать неприятностей», «Играй , да смекай" Развивающая игра с использованием плана-схемы «Найди нужный дом». Наглядное моделирование дорожных ситуаций. | ||||||
Работа с родителями. | Консультация «Взрослые - пример для детей в поведении на дороге». Совместное наблюдение родителей с детьми за транспортом на улицах города. | |||||
4неделя | Работа в детском саду | Беседа по картине «Улицы нашего города». Беседа « О транспорте» Конструирование «Улицы нашего города». | С/Р игра «Улица». | Заучивание стихотворения Н. Мигунова «Пешеходам – тротуар». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица». | Аппликация (коллективная) «Улицы нашего города». | П/игра «Велосипедисты». |
Д/игры: «Виды перекрестков», «Что будет если….», | ||||||
Работа с родителями. | Памятка «Грамотный пешеход». | Кукольный спектакль «Путешествие друзей в большом городе». |
Приложение 3.
Конспекты мероприятий с детьми
Конспект беседы : «Путешествие в страну дорожных знаков». Цель: дать детям понятие о дорожных знаках и их значении в жизни человека Программное содержание: Познакомить детей с понятием «дорожные знаки» и их разновидностями. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь. Материалы и оборудование: таблицы с дорожными знаками, альбомы ПДД, макет микрорайона, дорожные знаки на подставках, цветные карандаши.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите на доску, что я там повесила (Таблицы с дорожными знаками.) -Правильно, это - дорожные знаки. Давайте вспомним, для чего нужны человеку эти знаки? (Ответы детей.) - Давайте внимательно рассмотрим дорожные знаки: - В каких геометрических фигурах нарисованы знаки? (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники) - Да, вы правы. А я вижу дорожный знак, который нарисован в многоугольнике. Поищите его среди всех знаков. - Давайте посчитаем углы этого многоугольника. (вызвать ребенка по желание к доске.) - Правильно, углов-8. Как называется такая геометрическая фигура по количеству углов? (восьмиугольник.) - Посмотрите, внутри знака на красном фоне написан буквы. Кто-нибудь из вас знает эти буквы? - Я вижу, что это буквы не русского алфавита. (Предложения детей.) На латинском языке это читается как «Стоп». Что означает это слово? (Предложения детей) - В правилах дорожного движения этот знак обозначает-«Движения без остановки запрещено». Значит, когда водитель увидит этот знак, обязательно должен остановиться. Пальчиковая гимнастика. Работа в альбоме ПДД. (Дети рисуют знак «Движения без остановки запрещено».) Проигрывание ситуации со знаком «Стоп» (с помощью макета микрорайона.) Придумывание предложений. (придумать предложения со словами: дорожные знаки, пешеход, светофор, водитель.) Итог.
Конспект НОД «О правилах кошке расскажем немножко».
Программное содержание: Закрепить знания о правилах безопасного поведения на тротуаре и на проезжей части. Закрепить понятия «пешеход», «тротуар», «проезжая часть», «светофор». Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость. отзывчивость.
Оборудование : макет светофора, макет улицы, дорожный знак «пешеходный переход», машины-игрушки, игрушечные рули, автомобиль детский, фланелеграф, игрушка-собака.
Словарная работа. Существительные «тротуар», «пешеход», «светофор» , «сигнал», «переход».
Глаголы «едет», «идет». Прилагательные «дорожный», «пешеходный».
Ход занятия.
Воспитатель.
( В группу въезжает на детском автомобиле кошка)
Кошка.
Здравствуйте , дети!
Приобрела машину я
Буду ездить в ней , друзья.
Давай скорей садитесь ко мне, прокачу с ветерком!
Воспитатель.
Дорогая кошка, а с правилами дорожного движения ты знакома?
Кошка.
Я и так все знаю, сейчас поедем.
Воспитатель.
Ребята, научим кошку , как вести себя на улице , чтобы не случилась беда.
Загадка
В два ряда дома стоят,
Десять. Двадцать. Сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Воспитатель.
Что же это? (Улица)
Воспитатель.
Ребята, дома такие большие. Много деревьев высоких около домов. Улица длинная и широкая, по ней едут много машин. А мы такие маленькие.
На улице есть узкая дорога и широкая дорога. Составим макет улицы.
(Составление макета улицы. Расстановка городского транспорта, дорожного знака, светофора, обозначение пешеходного перехода)
Воспитатель.
Где ходят взрослые и дети? (по тротуару, люди ходят по узкой дорожке).\
Воспитатель.
Как называются люди, которые ходят по тротуару? (пешеходы)
Воспитатель.
Широкая дорога называется проезжая часть.
Для кого нужна проезжая часть? (для машин , для автомобилей, для транспорта)
Воспитатель.
Каким словом можно назвать все машины? (транспорт)
Воспитатель.
Кто управляет автомобилями? (водитель)
Дидактическая игра «Что надо для поездки?»
Воспитатель предлагает определить будущим водителям , что им понадобится для поездки? (автомобиль, руль, насос, самокат, игрушка)
Дидактическая игра «Куда едут машины?»
Воспитатель.
Какой транспорт едет по улице? (пассажирский, грузовой)
Воспитатель.
Покажите , пассажирский транспорт. (легковой автомобиль, автобус)
(воспитатель предлагает детям рассказать заранее разученные стихи)
Ребенок.
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек,
По улице везут.
Воспитатель.
Куда везут папы в легковом автомобиле детей? (В детский сад, домой, в магазин)
Ребенок.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Воспитатель.
Куда едет автобус? (Автобус едет в театр.) Автобус возит людей. В нем может поместится много детей, все мы с вами. Легковые машины, автобусы возят пассажиров, поэтому их называют пассажирским видом транспорта.
Какие автомобили называются грузовые? (Которые возят грузы: хлеб, продукты, песок, дрова, кирпич)
Куда едет грузовая машина? (В магазин, на стройку)
Воспитатель.
Какие правила должны соблюдать пешеходы , когда идешь с мамой в магазин? (Маму надо держать за руку. Нельзя баловаться , шалить на тротуаре. Идти спокойным шагом по правой стороне тротуара).
(Воспитатель вносит игрушку-собаку).
Ребята, а кто это играет на тротуаре с мячиком? (собака Бобик)
Бобику купили мячик в магазине. (играя с мячом выбегает на проезжую часть, бегает по дороге)
Бобик
Мне машины нипочем!
Буду здесь играть с мячом!
Вот досада хоть ты плачь,
Под машиной лопнул мяч.
Воспитатель.
Хорошо , что с Бобиком ничего не произошло. Мог бы попасть под колеса. Где можно играть с мячом? (Во дворе дома, на детской площадке.)
Воспитатель.
Если вдруг мячик выкатился на дорогу, надо попросить взрослого принести мяч.
(Въезжает мальчик на велосипеде)
Воспитатель.
Купили мальчику велосипед. Он едет по тротуару.
можно ли кататься на детском велосипеде по тротуару. ( Нет. На детском велосипеде можно кататься во дворе дома)
Воспитатель.
Где можно переходить улицу? (По пешеходному переходу. Где попало нельзя переходить улицу, только там , где разрешено)
Воспитатель. А как узнать это место? (На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны пешеходам и водителям.)
Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день , и ночь-
Зеленый ,желтый, красный. (светофор)
Воспитатель.
Где вы видели светофор? Светофор-главный командир на дороге.
У светофора з сигнала . Наверху красный, посередине –желтый, внизу-зеленый. Все сигналы загораются по очереди.
На какой сигнал можно переходить улицу? (красный)
Воспитатель.
Что нужно делать на красный сигнал светофора?(стоять)
Ребенок
Различать вы стали ясно: цвет зеленый, желтый красный.
Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Свет зеленый говорит , проходите, путь открыт. Итог занятия.
Конспект НОД «Транспорт на улицах нашего города». Цели: расширить детей о разных видах транспорта, уточнить понятия: транспорт наземный, подземный, грузовой, пассажирский, легковой, специального назначения. Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта, картина – «транспорт на улицах нашего города», раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны. Крупный строитель, маленькие машинки, «дорога», дома – макеты, деревья – макеты. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете её отгадать…
«Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках».
(Автобус, троллейбус)
Ответы детей.
Воспитатель: -Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о транспорте)
2. Беседа о транспорте.
Воспитатель выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды (грузовой, легковой, пассажирский) . Загадывает ещё одну загадку.
-Едет он, усатый
Полный и пузатый.
Люди в нём сидят,
Смотрят и стоят
(Троллейбус)
Воспитатель: -Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колёса, руль, фары, двери…)
Воспитатель: -Как называются люди, едущие в троллейбусе? (пассажиры)
Воспитатель: -Пассажирский транспорт может быть наземным и подземным?
Воспитатель: -Назовите наземный пассажирский транспорт. Назовите подземный пассажирский транспорт.
Ответы детей.
Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.
Воспитатель: Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом?
Воспитатель показывает картинки (грузовик, фургон, цистерна) .
Сравнение этих видов транспорта.
Воспитатель выставляет картинки – пожарная машина, скорая помощь, полиция.
Воспитатель с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «Транспорт специального назначения».
Воспитатель: Какой легковой транспорт вы знаете? (Волга, Жигули и т. д.) Почему этот транспорт называется легковым? Воспитатель уточняет назначение легкового транспорта.
2. Игровое упражнение «Подбери слово».
а) Автобус (какой?) – быстрый, полный, красивый и т. д.
Троллейбус – весёлый, гудящий, разноцветный и т. д.
Трамвай –
Грузовик –
Поезд –
б) Автобус (что делает?) – едет, идёт, стоит, мчится, обгоняет, ползёт.
Троллейбус – перегоняет, спешит, «летит», подъезжает и т. д.
Трамвай –
Грузовик –
Поезд –
4. Составление описательных рассказов по картинкам.
- Что это?
- Какой вид транспорта?
- Из каких частей состоит? (форма, цвет, размер, детали)
- Назначение данного транспорта?
6. Воспитатель: Какие вы сегодня, ребята молодцы! Все хорошо отвечали, полными ответами. Отгадали загадки. Молодцы! А сейчас, мы с вами пойдём построим «улицу нашего города» и поиграем на ней в транспорт.
Конспект занятия по ПДД на тему: «Работа сотрудника ГИБДД»
Цели: дать детям представление о работе сотрудников ГИБДД, о назначении его жестов. Закрепить знание дорожных знаков, умение составлять знаки из частей, закрепить правила поведения на дороге. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта. Расширить словарный запас . Воспитывать интерес к занятию, желание знать и соблюдать правила дорожного движения.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, у нас сегодня с вами необычное занятие. К нам сегодня пришел в гость. (входит персонаж в форме инспектора) Правильно , это инспектор ГИБДД. Он вам расскажет о своей работе, о правилах безопасности на дорогах и о многом другом интересном. Мы сегодня прочитаем стихи, разгадаем загадки, поиграем в интересные игры, побеседуем о транспорте, о работе инспектора ГИБДД и о правилах поведения на дорогах.
Мы с вами каждый день переходим дорогу, ездим на машине, автобусе, играем во дворе. Для этого нам надо знать и выполнять ПДД.
А сейчас инспектор хотел бы проверить, умеете ли вы отгадывать загадки?
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется. (Автомобиль.)
2. С тремя глазами живет,
По очереди мигает,
Как мигнет –
Порядок наведет. (Светофор.)
3. Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,-
По ней люди все идут. (Переход.)
4. Два колесика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед)
А сейчас инспектор расскажет о своей работе.
Рассказ инспектора ГИБДД.В местах, где наиболее интенсивное движение транспорта, за порядком на улице следит специальная служба. Сокращенно она называется ГИБДД. Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Дети слушают и по ходу рассказа отвечают на вопросы инспектора.
Инспектор предлагает детям поиграть в игру. - Я буду вам задавать вопросы. а вы будете отвечать. Если согласны: «Это я , .это я. это все мои друзья » или молчать
1.Кто из вас идёт вперёд только там. где переход?
2.Кто летит вперёд так скоро. что не видит светофора?
3.Кто из вас. идя домой. держит путь по мостовой?
4.Знает кто. что красный свет-это значит. хода нет?
5.Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
6.Знает кто. что свет зелёный. означает: путь открыт.
МОЛОДЦЫ!!!
Графический диктант «Машина»
Итог.
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но и регулировщик. Повторили правила поведения на дороге и узнали о нелегкой работе инспектора ГИБДД.
Инспектор ГИБДД.:
-Да, такая у нас нелегкая работа. Мы следим, чтобы люди и автомобили на дорогах не пострадали, следим за порядком на перекрестках, где нет светофоров. Помните всегда, ребята, что, нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь водителей и других пешеходов. Будьте осторожны и внимательны на улице. До свиданья! До новых встреч! (Дети прощаются с инспектором ГИБДД и обещают ему всегда соблюдать правила дорожного движения.)
Приложение 4
Игры по тематике
Дидактическая игра «Поставь дорожный знак».
Цель: 1.Учить детей различать и называть дорожные знаки, умение расставлять их в нужном месте. 2.Развивать внимание . 3.Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры:
1. Рассмотреть макет городского квартала .
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Дидактическая игра «Виды перекрёстков».
Цель:
1. Познакомить детей с видами перекрёстков.
2. Учить правилам перехода улицы
3. Развивать внимание и наблюдательность.
Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.
Ход игры:
По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрёстков. Воспитатель показывает маленькую со схемой перекрёстка. Ребёнок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять её и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чём заключается его ошибка.
Дидактическая игра «Опасно – неопасно».
Цели: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
2.Уметь предвидеть и предупреждать результат возможного развития ситуации; соблюдать (закреплять) правила безопасного поведения в различных ситуациях;
3.Воспитывать чувство взаимопомощи;
4.Развивать охранительное самосознание.
Материал набор дидактических картинок с изображением опасных для жизни ситуаций, карточек разных цветов (красного, белого, желтого, синего) в зависимости от варианта игры .
Игровые действия.
1.Определить степень угрозы предлагаемой (наглядно или словесно) ситуации для жизни и здоровья.
1. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
2. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
3. Правильно разложить дидактические картинки.
Ход игры: 1. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую – если ее нет. 2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку – когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю – если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками: под красную карточку (кружок) надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую – с изображением неопасных ситуаций. Ребята объясняют выбор. Предварительно детей можно разделить на группы.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу; слушать и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Дидактическая игра «Играй да смекай!»
Цели: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: загадки о дорожных знаках, таблицы с изображением дорожных знаков ,пустые карточки.
Игровые действия.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
Дидактическая игра «Что будет, если…».
Цели: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения. Развивать логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы…» Идет по улице один довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!» «Мне наплевать на красный свет!» - промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идет не там, где надпись “Переход”, бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофёр глядит во все глаза: разиня впереди! Нажми скорей на тормоза – разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!» - И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да… там, где улица была, где ты ходить привык. Невероятные дела произошли бы вмиг! Сигналы, крики то и знай: машины прямо на трамвай, трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой. Висит трёхглазый светофор и знает правила шофёр.
Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения? (Ответ детей).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если..?» Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять.
Воспитатель: Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?»
Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
Воспитатель: Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети: Водитель не знает, что его ожидает впереди и может не справиться с управлением.
Воспитатель: Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети: Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода.
Воспитатель: Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети: Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно – по правой стороне.
Воспитатель: А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
(Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответ).
В конце игры воспитатель подводит итог: «Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД, и почему так важно их соблюдать. А также что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения».
Идет не там, где надпись “Переход”, бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофёр глядит во все глаза: разиня впереди! Нажми скорей на тормоза – разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!» - И как попало, ездить стал.
Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»
Цели:
- Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора.
- Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций.
- Воспитывать ответственность своих действий за последствия на дороге.
- Развивать память, внимание, сообразительность.
Материал: разметка «пешеходный переход» , дорожные знаки , «удостоверения водителей», игрушки.
Ход игры:
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям: - На какой свет могут двигаться машины? - На каком свет двигаться нельзя? - Что такое проезжая часть? - Что такое тротуар? - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.) Выдержавшие экзамен получают «удостоверения» члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка: - Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)
Сюжетно – ролевая игра «Улица».
Цели:
Закреплять умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел. Учить объединять несколько игр в едином игровом сюжете.
Продолжать формировать представления о жизни людей в условиях общества, о их взаимоотношениях, о зависимости друг от друга.
Закрепить знания правил дорожного движения, развивать умение применять эти знания в игре.
Закрепить умения вести диалог, играть большой группой, развивать интерес к сюжетно-ролевой игре.
Воспитывать доброжелательные отношения между всеми участниками игры.
Предварительная работа:
Тематические экскурсии, наблюдение за транспортами и пешеходами, беседы о труде взрослых, рассматривание альбомов, иллюстраций о жизни города, изготовление атрибутов для игр, сюжетно-ролевые игры, беседа о правилах поведения в общественных местах.
Материал:
Вывески, атрибуты для игр «Больница», «Дом, семья», «Салон красоты», «Дорожное движение», макет светофора, дорожные знаки, модель дорожного полотна, игрушки-машины, коляски, форма регулировщика, жезл.
Ход игры.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку:
Загадка про улицу
В два ряда дома большие
Вдоль дорог стоят.
На газоны и машины
Свысока глядят.
- О чем здесь говориться? Конечно же, это улица. А теперь посмотрите, какая необычная улица появилась в нашей группе. Здесь все, что может быть на настоящей улице – дома, парикмахерская, автосервис, больница, магазин.
Почему на этой улице так тихо? Куда делись жители? Вы хотели бы жить на этой улице? Ну что ж, тогда заселяйтесь.
Самостоятельная игра детей.
Дети ведут хозяйство, обращаются в больницу, ходят за покупками в магазины, регулировщик управляет движением машин и пешеходов на дороге. Воспитатель контролирует игровую деятельность детей.
Подвижная игра «Найди пару».
Цели:
Ход игры:
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Дети ходят по залу врассыпную , затем не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг и каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.
Подвижная игра «Красный , желтый , зеленый».
Цели : развивать умение детей реагировать на определённый сигнал светофора. Закрепить умение детей
сопоставлять свои действия с сигналом светофора. Воспитывать организованность.
Ход игры:
Воспитатель поднимает круги (три круга – красный, желтый, зеленый) в разном порядке.
На зелёный сигнал – делаем шаг вперед.
Желтый – топают ногами..
Красный – делают шаг назад.
Подвижная игра «Регулировщик»
Цели:
Ход игры.
Во время ходьбы в колонне по одному, воспитатель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Приложение 5
Конспекты мероприятий с родителями.
Консультации ««Взрослые - пример для детей в поведении на дороге».
Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.
Помните! Нарушая правила дорожного движения,
вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!
Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.
Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:
• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
• Переходите улицу строго под прямым углом.
• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
Памятка «Грамотный пешеход».
Уважаемые мамы и папы , бабушки и дедушки!
Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он стал самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаётесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребёнка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте) .
Ваш ребёнок уже знает и должен строго выполнять правила:
Переходить дорогу полагается только шагом;
Необходимо подчиняться сигналу светофора;
В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого, чтобы не упасть;
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;
Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
Играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребёнком. Пусть он по пути домой споёт вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребёнка поможет вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка
Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД в старшей группе " Я грамотный пешеход"
проект содержит беседы по пдд, стихи, загадки про транспорт, целевую прогулку, занятие по художественно-эстетическому развитию, создание своими руками настольной игры-макета по пдд....

Педагогический проект "Грамотный пешеход"
Актуальность проекта:Обучения детей правилам дорожного движения, несомненно, необходимость. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Пр...

Проект "Грамотный пешеход"
Проект «Грамотный пешеход»по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города у детей 6 года жизни...

Проект "Грамотный пешеход"
Краткосрочный проект по обучению младших дошколят правилам дорожного движения....

Проект «Грамотный пешеход»
Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах....

Педагогический проект "Грамотные пешеходы"
Педагогический проект "Грамотные пешеходы".Цель проекта: профилактика дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста посредством повышения уровня знаний правил дорожного ...
