«Алгоритмы поведения дошкольников в опасных ситуациях».
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Разорвина Анжела Юрьевна

Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых. Писатель Островский Николай Алексеевич говорил: «Самое дорогое у человека – это жизнь». Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moe_17.11.22.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -  детский сад № 223

Тема: «Алгоритмы поведения дошкольников

в опасных ситуациях».

Разработала:

Разорвина А.Ю.,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Ульяновск.

 «Алгоритмы поведения дошкольников

в опасных ситуациях».

Тема моего выступления «Алгоритмы поведения дошкольников в опасных ситуациях».

Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых. Писатель Островский Николай Алексеевич говорил: «Самое дорогое у человека – это жизнь». Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

 Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.

Т.О., проблема формирования навыков безопасности является актуальной, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И все, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

 В своей работе я использую разнообразные методические приемы:

- Обыгрывание ситуаций: ребёнок дома один; как вести себя по отношению с незнакомыми людьми; что делать при пожаре и т.д.;

-  Картинки, иллюстрации;

- Кейс – технологии;

- Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры;

- Минутки безопасности;

- Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Мультфильмы.

Игровая ситуация: «Не разговаривай с незнакомцем на улице». (фрагмент сказки «Красная Шапочка»). Здесь дети учатся, как нужно правильно вести себя при встрече с незнакомцем, и что может произойти – если доверишься незнакомому человеку.

Игровая ситуация: «Не открывай незнакомцу дверь». (фрагмент из р.н. сказки «Заюшкина избушка»). Здесь мы с ребятами проигрываем фрагмент сказки «Заюшкина избушка», где они учатся, как себя вести – если дома остаются одни и в дверь звонит незнакомец.

С мальчиками проиграли ситуацию, когда звонит незнакомец по телефону и как нужно поступать в данной ситуации.

Девочки составляют рассказы на тему «Спички детям не игрушка». После рассказа мы с остальными делаем вывод, что может произойти если дети станут играть спичками, и что нужно делать если все же произошел пожар.

Также в своей работе использую несколько Лэпбуков на темы: «Пожарная безопасность», «Один дома» и «Антитеррор». В них собрано очень много разного материала, начиная от картинок, по которым дети составляют рассказы и делают потом выводы, как поступить в той или иной ситуации, так и имеются пазлы, игры и даже раскраски, которые дети берут и играют в свободное от образовательной деятельности время.

Также совместно с родителями мы изготовили макеты по дорожному движению «Дорога» и ОБЖ «Один дома» и «Не играй со спичками». С помощью макетов мы с детьми также проигрываем опасные для них ситуации.

В образовательной деятельности с детьми мы используем следующие плакаты по безопасности: «Правила пожарной безопасности», «Правила личной безопасности», «Правила Антитеррора»; «Правила поведения на дороге», «Дорожные знаки».

На следующих слайдах мы с детьми используем кейс – технологии.

Кейс №1

Цель: мы формируем знания по правилам поведения в раздевалке, подводим детей к соблюдению правил безопасного поведения.

Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.

- Ребята, что не так на фотографии?

- Что неправильно делает девочка? (девочка подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)

- Почему вы решили, что это неправильно? (дети могут прищемить девочке руку, и она будет плакать, потому что это больно)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать девочке, чтобы она убрала руку)

Обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери) Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка).

Кейс №2

Цель: формируем знания безопасного поведения за столом.

На картинке изображен мальчик, качающийся на стуле.

                                                                                        

Правило: Никогда не качаться на стуле!

Кейс №3

Цель: формируем знания правил безопасного поведения во время игр.

На картинке изображен мальчик, поднявший над головой стул.

                                                                            

Правило: Никогда не поднимай стул вверх!  Носи стул правильно!

Кейс №4

Цель: формируем знания о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов и велосипедистов, подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

На картинке изображен мальчик, выехавший на велосипеде на проезжую часть.

                                                                                    

Правило: Соблюдать правила дорожного движения на велосипедах!

На велосипеде можно кататься во дворе, в парке, на специальных площадках. Не езди на велосипеде по дороге и тротуарам.

Кейс №5

Цель: формируем знания о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

На картинке изображена девочка, бегущая по дороге за мячом.

                                                                               

Правило: Никогда не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями!

Таким образом, при общении детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей.

Детям очень нравится играть в сюжетно – ролевые игры, обыгрывать отдельные моменты. Так мы играли в игры «МЧС», «ГИБДД», где ребята брали на себя роль спасателей, полицейских. Данные игры формируют представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. Закрепляем знания о профессиях, о ПДД.

В работе с детьми мы используем как демонстрационный материал, так и художественную литературу, через которые мы знакомим детей как с источниками опасностей, так и со способами их решения.

С детьми мы проводим минутки безопасности (картотека прилагается). Проводя минутки безопасности в утренние режимные моменты, мы используем, например: кубики Блума «Один дома», «Дорожные ситуации», которые учат детей рассуждать и делать выводы. Также можно использовать Ромбокуботаэдр «Знаки» и «Отгадки – загадки».

В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций«Советы светофора»«Приключение спичек - невеличек»«Пожар в лесу»«Домашние опасности»«Как вести себя дома, если остался один» даёт возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.

В вечерние отрезки времени можно просматривать мультфильмы по безопасности, такие как: «Смешарики», «Аркадий Паровозов», «Уроки тетушки Совы» и «Робокар Поли».

После того, как мы с детьми рассмотрим плакаты, картинки по безопасности; проиграем в дидактические и сюжетно – ролевые игры; обыграем ситуации; рассмотрим макеты, почитаем художественную литературу – мы с детьми составляем алгоритмы, которые нам помогают запомнить правила поведения в определенной

ситуации. Вот некоторые примеры: «Один дома», «Правила поведения на улице», «Правила поведения в природе(лесу)», «ПДД», «Пожарная безопасность».

Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном участии родителей. Организовали выставку рисунков «Безопасность глазами детей». Проводим анкетирование, знакомим с информацией на стендах, папками-передвижками, разрабатываем памятки. Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведениябезопасного для человека и окружающего мира.

Вывод:

Таким образом, дети начинают:

  • выделять источники опасности в быту;
  • знают способы обращения с потенциально опасными предметами дома, с незнакомыми людьми;
  •  понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Азбука безопасности по правилам поведения в опасных ситуациях".

Важные советы родителям и детям о правилах безопасности в алфавитном порядке....

Викторина для детей «Безопасное поведение в опасных ситуациях»

Прививать детям навыки безопасного стиля жизни на улице, дома, в транспорте....

Рекомендации родителям и воспитателям "Что делать взрослым, чтобы научить детей безопасному поведению в опасной ситуации"

Рекомендации родителям и воспитателям "Что делать взрослым, чтобы научить детей безопасному поведению в опасной ситуации"...

Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Безопасное поведение в опасной ситуации"

Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Безопасное поведение в опасной ситуации"...

Доклад на тему: «Проблемные ситуации, как алгоритм поведения детей в социуме»

Доклад на тему: «Проблемные ситуации, как алгоритм  поведения детей в социуме»...

Тренинг для дошкольников по безопасному поведению в опасной ситуации «Опасно – безопасно»

Тренинг для дошкольников по безопасному поведению в опасной ситуации  «Опасно – безопасно»...