Многофункциональные наглядно-дидактические пособия как средство формирования основ безопасности у дошкольников.
учебно-методическое пособие по обж

Вишнякова Светлана Леонидовна

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_naglyadno-didakticheskoe_posobie.docx459.64 КБ

Предварительный просмотр:

Вишнякова Светлана Леонидовна

Воспитатель

МБОУ Голицынская СОШ №2 дошкольное отделение – детский сад №62

г. Голицыно, Одинцовский район, Московская область

Многофункциональные наглядно-дидактические пособия

как средство формирования основ безопасности у дошкольников.

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях.

Не секрет, что опасные для жизни ситуации чаще происходят по вине самих людей.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Цель:

Формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Сформировать у детей знания безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми
  • Сформировать у детей знания безопасного поведения в быту;
  • Сформировать у детей знания безопасного поведения в природе;
  • Сформировать у детей знания безопасного поведения на улице;
  • Подобрать и систематизировать материал по безопасному образу  жизни в работе с детьми дошкольного возраста;
  • Привлечь родителей к организации работы с детьми в области  безопасности;
  • Организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
  • Формировать у родителей и воспитанников представления об элементарных нормах и правилах безопасного поведения;
  • Создать условия для творческой активности;
  • Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений воспитателя и родителей.

Для достижения поставленной цели мною был осуществлен поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе ФГОС и ФОП, а также использованы нетрадиционные  способы изготовления игр.

        Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерами предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения.

        В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

        Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в опасных ситуациях и мерах предосторожности в повседневной жизни. Наилучшее понимание и запоминание данных правил происходит именно в игровой деятельности.

Требования к дидактическим играм по безопасности.

  1. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и задач по формированию навыков безопасного поведения, которые решаются на данном возрастном этапе.
  2. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых.
  3. Содержание игры не должно противоречить знаниям о безопасности, формируемым в процессе других видов деятельности.
  4. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в опасных ситуациях.
  5. Для того чтобы игра выступала эффективным средством образования дошкольника в направлении «Безопасность», необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

        Роль дидактических игр в формировании культуры безопасного поведения:

  • через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности;
  • научить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

        Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, как компонента ОБП в быту:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их личного уровня), поскольку игры можно проводить с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
  • имеется возможность поддержания устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокого эмоционального фона.

        Многие дидактические игры подталкивают детей рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения.

        Существует традиционная классификация дидактических игр:

  • словесные,
  • настольно печатные,
  • игры-эксперименты,
  • моделирование ситуаций.

        

Подобранные дидактические игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • научить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, а также способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

        При этом активно развивается внимание для своевременного предупреждения угрозы, а также бережное отношение к жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.


        К изготовлению дидактических пособий по безопасности необходимо привлечь детей и родителей.  

Это позволит:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к дидактическому материалу;
  • Дополнительно прорабатывать знания о безопасности в процессе изготовления игр;
  • Развивать мелкую моторику и эстетическое восприятие дошкольников;
  • Укреплять единое образовательное пространство Детский сад – семья;
  • Регулярно пополнять, улучшать и делать разнообразнее развивающую среду группы, используя подручные средства;
  • Приучать дошкольников к понятию коллективного труда.

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие

«Автомобиль службы спасения»

Мною разработана многофункциональная дидактическая игра, в изготовлении которой приняли участие дети и родители. Автомобиль службы спасения прост в изготовлении и использовании. Он является многофункциональным пособием, так как его формат подходит для решения различных задач во всех образовательных областях. Пособие отличается вариативностью и наличием разных сменяемых картинок, а также возможностью изменять дидактический материал, в зависимости от образовательной задачи. В соответствии с возрастом детей можно усложнять дидактические задачи и дополнять вспомогательным материалом. Игра с «Автомобилем службы спасения» может быть индивидуальной, совместной с детьми и самостоятельной деятельностью. Она довольно занимательна и, безусловно, полезна для закрепления правил безопасного поведения. Кроме того, игра сможет активизировать и обогатить словарь детей, развить память, внимание и наблюдательность.

Задачи дидактической игры «Автомобиль службы спасения:

  • Научить детей отличать опасные ситуации от неопасных;
  • Научить дошкольников уметь предвидеть и предупреждать результат возможного развития ситуации;
  • Закрепить правила безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи;
  • Развивать охранительное самосознание;
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах;
  • Воспитывать в детях уважение и благодарность к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;
  • Формировать словарный запас, необходимый для обращения в службу спасения.

Обозначим примерные правила игр. Примерные, потому что игра может иметь десятки вариаций в зависимости от возраста дошкольников, этапа ознакомления и закрепления материала, командной или индивидуальной игры.

  1. «Безопасность дома»: команды встают по обе стороны от машины. Воспитатель достает через заднюю дверь коробочку с карточками. Устанавливает карточку с ситуацией на лобовое стекло. Дети распределяют предметы домашнего обихода на сторонах автомобиля, деля их на опасные и безопасные. После распределения карточек дети поясняют свой выбор и устно дополняют группы, перечисляя предметы. Инсценируем звонок в службу спасения. Вспоминаем номер пожарной службы и данные, которые необходимо предоставить диспетчеру.
  2. «Действия при пожаре»: команды встают по обе стороны от машины. Воспитатель достает через заднюю дверь коробочку с карточками. Устанавливает карточку с ситуацией на лобовое стекло. Дети распределяют опасные и безопасные действия при пожаре. После распределения карточек дети поясняют свой выбор и устно дополняют группы, перечисляя дополнительные действия. Инсценируем звонок в пожарную службу. Вспоминаем номер пожарной службы и данные, которые необходимо предоставить диспетчеру.
  3. «Безопасность на улице»: команды встают по обе стороны от машины. Воспитатель достает через заднюю дверь коробочку с карточками. Устанавливает карточку с ситуацией на лобовое стекло. Дети распределяют опасные и безопасные действия при нахождении на улице. После распределения карточек дети поясняют свой выбор и устно дополняют группы, перечисляя дополнительные действия. Инсценируем звонок в службу спасения. Вспоминаем номер телефона и данные, которые необходимо предоставить диспетчеру.
  4. «Безопасное поведение на природе»: команды встают по обе стороны от машины. Воспитатель достает через заднюю дверь коробочку с карточками. Устанавливает карточку с ситуацией на лобовое стекло. Дети распределяют опасные и безопасные действия при нахождении на природе. После распределения карточек дети поясняют свой выбор и устно дополняют группы, перечисляя дополнительные действия. Инсценируем звонок в скорую или службу спасения. Вспоминаем номер телефона и данные, которые необходимо предоставить диспетчеру.
  5. «Береги здоровье»: команды встают по обе стороны от машины. Воспитатель достает через заднюю дверь коробочку с карточками. Устанавливает карточку с ситуацией на лобовое стекло. Дети распределяют полезные и вредные для здоровья действия. После распределения карточек дети поясняют свой выбор и устно дополняют группы, перечисляя дополнительные действия. Инсценируем звонок в службу спасения. Вспоминаем номер телефона и данные, которые необходимо предоставить диспетчеру.
  6. «Алло, я в опасности!». Дети размещают на задней двери автомобиля карточки со схематичным изображением необходимой информации для предоставления во время звонка в службу спасения. Карточки с излишней информацией оставляют в коробке.
  7. «Я знаю номер безопасный»: воспитатель достает карточки с номерами телефонов служб спасения и ошибочными телефонными номерами. Дети размещают на задней двери автомобиля правильные номера, ошибочные оставляют в коробке.

Результаты проделанной работы:

  • Дети владеют знаниями безопасного поведения дома и на улице, в повседневной жизни и экстренной ситуации
  • Дети учатся проявлять сопереживание, сострадание, откликаться на проблему других, помогать с ее решением
  • Развивается познавательная активность, умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать ситуацию, быстро делать выводы, разрабатывать безопасный алгоритм действий, действовать без сомнений
  • У детей расширился активный словарный запас на тему безопасности
  • Родители узнали новые формы взаимодействия с детьми, их совместное время стало интереснее и разнообразнее
  • Укрепилось единое образовательное пространство Детский сад – семья.

Используемая литература:

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Текст] – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
  3. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. -  № 2. 
  4. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. -  М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...

Презентация "Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ"

Презентация "Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ"...

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Наглядно-дидактические пособия как средство формирования основ безопасности у дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного познания мира и формирования личности ребёнка. В этом возрасте дети особенно любознательны и открыты для новых знаний....

«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

laquo;Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника»....