Проект "Антитеррор"
проект по обж (старшая группа)

Зезюлина Ирина Васильевна

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Все мы сегодня знаем, что терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем! Поэтому, перед педагогами нашего детского сада стоит задача в совместной деятельности взрослого и ребенка, не только научить дошколят противостоять опасности и защищать себя в экстремальной ситуации, но и формировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов. Мы стараемся прививать детям навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях и воспитываем чувство бдительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_antiterror.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект для детей старшей группы

«Мы против терроризма!»

Тип проекта : поисково-познавательный, творческий.

Вид проекта : групповой

Место реализации: МАДОУ д/с №12

Продолжительность проекта– краткосрочный 2календарныенедели

Сроки реализации проекта -

Участники проекта- дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: 5-6лет

Разделы программы, содержание которых включено в проект :

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

     Актуальность

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Все мы сегодня знаем, что терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем! Поэтому, перед педагогами нашего детского сада стоит задача в совместной деятельности взрослого и ребенка, не только научить дошколят противостоять опасности и защищать себя в экстремальной ситуации, но и формировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов. Мы стараемся прививать детям навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях и воспитываем чувство бдительности.

Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Понятие «экстремальный»«безопасность», для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.

Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Проблема:

Наш проект создан по учебно - методическому пособию:

 Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» авторы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.

Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Таким образом, главная задача взрослых – подготовить ребёнка к адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятии.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.

Цель проекта :

 Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.

Задачи проекта :

Побуждать детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации.

 Обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей, между детским садом и семьей.

 Развивать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях.

 Формировать понимание того, кто является «своим»«чужим», ««знакомым».

 Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми, а так же ответственность за себя и других, умение оказывать посильную помощь.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с правилами безопасного поведения, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, совместную и самостоятельную деятельность.

 Формы и методы работы:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

1. Подбор художественной литературы;

2. Подбор наглядного материала

3. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

4. Дидактические игры, настольные игры;

5. Выставка книг, рисунков;

7. Создание условий для проведения мероприятий;

8. Подбор видеозаписей, аудиозаписей;

9. Разработка буклетов для детей и родителей.

Необходимые условия реализации проекта :

 интерес детей и родителей;

методические разработки,

 сотрудничество со специалистами детского сада.

Стратегия осуществления проектной деятельности :

в специально- организованной деятельности;

 в совместной деятельности педагога и ребенка;

 в самостоятельной детской деятельности;

 в совместной деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, развитию чувства взаимопомощи и товарищества.

Этот проект позволит дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети станут более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к другим. Все это, несомненно, создаст предпосылки для их успешного развития в будущем.

Предполагаемый результат проекта :

1. Пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни

2. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

3. Расширение и систематизирование знаний о правилах безопасного поведения в современных условиях;

4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Ознакомление с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми;

7. Оформление выставки детского творчества «Мы против терроризма»

Этапы проведения и реализации проекта :

I. Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Подбор и анализ методической литературы.

Прослушивание сказок в аудиозаписи; презентация, мультфильмы о безопасности; настольно – печатные, дидактические, подвижные игры; настольный театр.

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

Определение направлений практической деятельности детей и родителей.

Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома используя положительные формы семейного воспитания.

Подготовка материала в центрах активности в группе.

II. Организационно – практический

Непосредственная образовательная деятельность:

НОД «Кто твой друг и кто твой враг?»

Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Беседа «Не берите незнакомые предметы на улице»

проблемные вопросы к детям: «Что вы знаете о терроризме?», «Злые это люди или нет?», «Чего они хотят добиться своими действиями?», «Что значит жить мирно?»

Малоподвижная игра «Знакомый, свой, чужой»

Игры-ситуации:

«Если я остался один дома»«Если я нашёл коробку»«Похититель и находчивые ребята»«Куда бежать, если за тобой гонятся»«Незнакомец»,

«Спасатели»«Территория риска».

Чтение художественной литературы:

Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,

С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Сказки«Красная шапочка»«Волк и семеро козлят».

Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».

Беседа «Разговор с детьми о терроризме».

слушание познавательного рассказа «Кто нас защищает»,  обыгрывание поведения в опасных ситуациях, обсуждение;  просмотр презентаций по теме ; рассматривание сюжетных картин и беседа по ним ;

Проблемно-игровые ситуации:

“Что мы знаем об опасных предметах?” «Помоги Незнайке”.

Ситуативный разговор«Нам на улице не страшно»

Загадки об опасных предметах

Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01,02,03, 112”, игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).

Самостоятельная деятельность детей :

Продуктивная деятельность рисование рисунков Проведение конкурса на лучший рисунок совместно с детьми «Нет- терроризму!»«Как может выглядеть опасный человек?»

Сюжетно – ролевая игра«МЧС».

игра-ситуация «Знакомый, свой, чужой»

 Оформление стенгазеты «Вместе - против терроризма!»

Взаимодействие с семьёй:

 Проведение бесед с родителями о режиме посещения МАДОУ.

 Оформление информационных уголков (папка–передвижка «Осторожно террор!», консультации, буклеты).

 Анкетирование родителей

III.  Завершающий

Итоговое мероприятие: Досуг «Кто помог Красной шапочке?»

 Выставка рисунков «Осторожно незнакомые предметы на улице»

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Составление презентации проекта «Мы против терроризма»

 Подведение итогов.

 Познавательная беседа “Разговор с детьми о терроризме».

Достигнутые результаты:

1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.

2. Актуализировалось представление детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.

3. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, появилось чувство взаимопомощи и товарищества.

4. Установилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями, что повысило качество реализации образовательного процесса и положительной оценки деятельности ДОУ.

Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы.

Перспектива работы

Продолжить работу по:

созданию новых проектов по «Основам антитеррористической безопасности»;

формированию навыков у детей безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях.

Коллегам использовать опыт работы по данной теме.

                                                                                              Приложение№1

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основамбезопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.

2. Абаскалова Н. П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. ,2004.

4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.

5. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основамбезопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. - М. ,2001.

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.

8. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. -сост. Т. И. Кандала и др. - Волгоград,2010.

9. Ребенок и домогательства Растем вместе. 2006.№6. с. 14.

10. Телегина Т. КВН «Моя безопасность» Дошкольное воспитание. 2005.№10. с. 65.

11. Шипунова В. А. "Детская безопасность", 2013

                                                                                              Приложение №2

Конспект досуга «Красная шапочка» для старшего и подготовительного возраста.

 Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

 Задачи: научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.

 Материал: компас, карта леса, телефон, макет вертолета, красочная коробочка. Действующие лица: Красная Шапочка, Незнакомец, сотрудник безопасности, Серый Волк, Бабушка.

 Предварительная работа: беседа о том, как вести себя с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», викторина «Знаете ли вы правила безопасности? », просмотр фильма «Подозрительные предметы вокруг нас». Содержание:

 Воспитатель: - Дети, мы знаем, что большинство людей живут в дружбе и согласии. Но сегодня поговорим о тех людях, которые не хотят жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют бандитами-террористами. (В группу заходит воспитатель в костюме Красной Шапочки.) Красная Шапочка: - Здравствуйте, дети. Меня попросила мама сходить в гости к бабушке, у нее сегодня день рождения. Я вас приглашаю пойти к ней вместе со мной.

Воспитатель: - Дети, пойдем с Красной Шапочкой к бабушке в гости? (дети соглашаются.) Прежде, чем пойти в гости к бабушке, нужно взять с собой необходимые предметы для безопасности, так как дорога дальняя и путь проходит через лес. Что же нужно взять с собой в дорогу? (Примерные ответы детей: карту, компас, телефон).

 Воспитатель: - Зачем все это нам необходимо брать? (Примерные ответы детей: чтобы не заблудиться в лесу). И подарок с собой для бабушки возьмем. Красная Шапочка: - Тогда, в путь-дорогу (аудиозапись «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского, дети подпевают, заходят в зал, оформленный декорациями леса).

 Красная Шапочка: - Дети, посмотрите, какая красивая коробочка лежит под елочкой. Давайте возьмем ее с собой

. Воспитатель: - А можно эту коробочку брать? (Примерные ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится). -Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство. Поэтом, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.

 Красная шапочка: - Ребята, а что же нужно делать? (Примерные ответы детей: сообщить взрослым.)

Воспитатель: - Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.

Ребенок:

Подозрительный предмет

 Если ты найдешь.

Ты к нему не подходи

Потихоньку обойди.

Чтобы не было беды,

Сразу взрослым сообщи.

Воспитатель: - Дети, по какому номеру телефона мы звоним, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи (ответы детей: 01- служба спасения и 010 по сотовому телефону). Вот нам и пригодился сотовый телефон (Воспитатель достает телефон и набирает номер). -Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель старшей группы Любовь Владимировна. Гуляя с детьми по лесу, мы нашли подозрительный предмет, который находится под самой высокой елью (обращается к детям).

 Воспитатель: - Все, я позвонила. Сейчас специалисты приедут и разберутся, опасный этот предмет или нет. Вот они уже едут (воспитатель с детьми и Красной Шапочкой идут дальше).

Красная Шапочка: - В лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми?

Ребенок:

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

 Торопись скорее к дому:

Раз, два, три – и убегай!

 От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

 Не нужны тебе подачки

 Дальше от чужих держись!

 Может человек хороший,

Ну, а может и плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

 Воспитатель: - Дети, а как выглядят незнакомые люди? (примерные ответы детей: они похожи на обычных людей). (Фотография 2).

 -Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными. Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым).

 -Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей: ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми).

-А если вам предлагают прокатиться на машине или взять всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя садится в машину к незнакомым и брать у них сладости).

-Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

 Красная Шапочка: - Смотрите, кто-то идет к нам навстречу, какой-то незнакомый человек. (Подходит человек, одетый в черную одежду) Незнакомец: - Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.

 Воспитатель: - Здравствуйте. Наши дети знают, что разговаривать с незнакомыми людьми это опасно. Извините, мы пойдем пешком. Нам надо спешить.

 Незнакомец: - Может, вы, хотите конфет или мороженое? У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.

Воспитатель: - Дети, нужны нам игрушки? Нет, спасибо, мы очень спешим. А игрушек у нас много в детском саду. Незнакомец: - Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно идти не прямо, а свернуть направо. Воспитатель: - У нас есть карта и компас. Они не подведут (Достает карту и компас, определяют стороны света).

 Незнакомец: - Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.

 Воспитатель: - Спасибо, мы уже определили в какую сторону нам нужно идти. (Незнакомец уходит, ворча себе под нос).

Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я вижу, вы очень дружные и знаете, что с незнакомыми людьми разговаривать нельзя.

 Воспитатель: - Красная Шапочка, а ты знаешь, почему у нас дети такие дружные? Потому, что мы много читаем книг и знаем пословицы и поговорки о дружбе. Послушай их.

Дети. Нет друга - ищи, нашел - береги.

 Не бросай друга в несчастье.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Старый друг - лучше новых двух.

Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я что-то устала, давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные

 - добрые (злой - добрый, грубый-ласковый, нападать-защищать, обижать-заступаться, война-мир, страхсмелость, враг-друг, угроза-защита) . Воспитатель: - Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу. А чтобы было веселей идти- споем песню (аудиозапись «Если рядом с тобою друг» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .

 Красная Шапочка: - Вот и пришли к моей бабушке (подходит к дому, дергает за ручку, дверь не открывается).

Воспитатель: - Что же могло случиться? Почему бабушка не открывает дверь? (Из-за угла дома выходит Незнакомец)

Незнакомец: - А, вот и пришли. Вашу бабушку взяли в заложники. В доме сидит Серый Волк и держит бабушку взаперти.

 Воспитатель: - Что же хочет Серый Волк? Незнакомец: - Серый Волк голодный, хочет съесть Красную Шапочку и бабушку. Красная Шапочка: - Что же делать?

 Воспитатель: - Дети, как нужно вести себя, если вы оказались в заложниках у бандита? (примерные ответы детей: нужно вести себя спокойно).

 Воспитатель: - Правильно. Нужно стараться не раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Я сейчас позвоню в службу безопасности, они обязательно нам помогут. (Звонит по телефону) Красная Шапочка: - Давайте присядем на полянку и подождем спасателей. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем можно накормить волка чтобы он стал добрым? (примерные ответы детей: мясом, мясными продуктами). (На поляну приземляется «вертолет», оттуда выходит сотрудник безопасности). Сотрудник: - Что здесь произошло? Где тут заложники?

Воспитатель: - В доме Серый Волк держит в заложниках бабушку и требует, чтобы к нему впустили Красную Шапочку.

Сотрудник: - Не беспокойтесь, сейчас все уладим. Внимание, внимание! Всем детям отойти от дома и спрятаться подальше от него (Все прячутся за деревья). Сотрудник: - Серый Волк, зачем тебе нужна Красная Шапочка?

Серый Волк: - Я очень голоден, хочу съесть бабушку и Красную Шапочку. Сотрудник: - Не ешь их, мы тебе привезли много разных мясных продуктов, только отпусти бабушку.

Серый Волк: - А вы меня не обманываете? Сотрудник: - Нет, не обманываем. Посмотри в окно, ты сам все увидишь (Серый Волк выглядывает в окно). Серый Волк: - Вижу, отпускаю вашу бабушку. (Серый Волк выходит, забирает корзину с продуктами и убегает в лес.)

Бабушка: - (обращается к сотруднику безопасности) Спасибо вам, что освободили меня от Волка-захватчика (К бабушке подходят дети и Красная Шапочка).

Красная Шапочка: - Здравствуй, бабушка! Познакомься с моими друзьями. Это они помогли мне в трудную минуту и освободили тебя от Серого Волка. Бабушка: - Спасибо, дети, вы настоящие друзья. За это, я вас угощу чаем с пирогами.

                                                                                          Приложение №3

Конспект познавательного рассказа «Кто нас защищает»

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей.

 Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Это они способны организовывать взрывы и убийства. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? От кого нас защищают Нас защищают от террористов. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. При этом они могут говорить много красивых слов, выдвигать гневные требования, пытаться внушить всем нам, что они делают благородное дело. Себя преступниками они не считают

  Кто нас защищает: Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. «Службы обеспечения безопасности».

 Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность.

Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но, чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом.

 У людей, работающих в НАКе, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать…