Программа занятий по формированию безопасного поведения у дошкольников «Осторожно! Чужой человек!».
проект по обж (старшая группа)

Маковская Елена Витальевна

Программа занятий по формированию  безопасного поведения у дошкольников «Осторожно! Чужой человек!» состоит из занятий, в ходе которых по средствам бесед, рассматривании иллюстраций, знакомства со сказками и мультфильмами, дети узнают об опасных ситуациях и способах выхода из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа занятий.42.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Осторожно! Чужой человек!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Добрыня»

«Осторожно! Чужой человек!»

Программа занятий по формированию безопасного поведения у дошкольников

Разработчик:

Педагог-психолог высшей категории

Маковская Е. В.

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение ………………………………………………………………. 3
  2. Пояснительная записка ……………………………………………… 5
  3. Содержание программы…………………………………………….… 9
  1. Работа с детьми ……………………………………………………...…… 9
  2. Работа с родителями………………………………………………….... 11
  3. Работа с педагогами……………………………………………………. 14
  1. Формы проведения итогов реализации программы……………….. 16

Литература ……….…………………………………………………………….. 17

#1042;ведение

В наше не простое время остро стоит проблема обеспечения безопасности людей, особенно уязвимы в этом дети. Ребенок приходит в этот мир незащищенным и ответственность за его безопасное детство и будущую взрослую жизнь лежит на родителях и педагогах ОУ. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Решению этой проблемы посвящен ряд нормативно – правовых документов различного уровня:

- Распоряжение Президента РФ от #1075;. № 258, утвержден план мероприятий по обеспечению общественной безопасности;

- Разработан проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

- В Федеральных Государственных Требованиях к дошкольному образованию сформирована новая образовательная область «Безопасность».

Вопросы безопасности изучают специалисты различных научных направлений (Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, В.А.Соломин, И.А. Щеголев, К.Б.Белая, О.Л. Князева и другие).

Подготовка ребенка к умению противостоять опасностям внешнего мира должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Программа «Осторожно! Чужой человек!» включает содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Так же важно не испугать ребёнка, а способствовать развитию оправданного доверия к окружающим чужим людям, которые могут помочь в сложной ситуации и научить их правильно просить помощи при необходимости.

Педагогам и родителям следует понимать, что формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему необходимо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (выйти из двора без спроса взрослых, открыть дверь дома якобы знакомым родителей, пойти посмотреть заброшку, разжечь костер, забраться на высоту, спуститься в подвал и т.п.).

Программа предполагает проводить с детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и другие).

Значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значит сохранить жизнь и здоровье.

II. Пояснительная записка

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы обеспечить безопасность для детей, а так же формировать навыки безопасного поведения, способствовать развития у них самостоятельности и ответственности.

С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Осторожно! Чужой человек!».

Ребенок в 6 лет смотрит на мир широко открытыми глазами и стремиться познать мир всеми известными способами. Процесс познания включает в себя два равноправных компонента: один – восприятие информации, другой – отношение к ней. Средства и способы познания мира это действия (собственный практический опыт); слово (рассказы взрослых); книги, телепередачи с познавательным содержанием находится в заботливых руках родителей и воспитателей. Учитывая особенности познавательного развития детей этого возраста, выражающиеся в стремлении ребенка накапливать новые, ранее не доступные ему сведения, воспитатели делают акцент на изучение различных правил безопасности. Если в младшем дошкольном возрасте главная цель – формирование чувство опасности от незнакомых людей, то для детей старшего возраста необходимо привить навыки безопасного общения и правильного поведения с незнакомыми людьми. В подготовительной группе важно сформировать навык и выработать осознанное отношение к безопасному поведению.

После выпуска детей из детского сада, ребята часто остаются одни дома, самостоятельно ходят по улицам, поэтому они должны знать правила поведения, общения, уметь находить правильный выход из создавшейся ситуации – это показывает целесообразность, актуальность и важность данной программы в период подготовки при переходе на новый образовательный уровень.

Цель программы: расширение и закрепление у детей знаний о правилах безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи:

  1. Развивать умение применять способы безопасного поведения, в том числе с незнакомыми людьми.
  2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
  3. Закрепить навыки, представления о безопасности поведения на улице, в людных общественных местах и дома, безопасность поведения с людьми.

Учитывая, все вышесказанное, а также материалы письма Министерства образования и науки РФ от #1075;., № 03 – 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаю актуальным введение программы «Осторожно! Чужой человек!» в деятельность дошкольного учреждения. Это позволит формировать культуру безопасного поведения детей, тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.

Новизна программы: не только формировать знания и умения, а формировать предпосылки культуры безопасности жизнедеятельности через внедрение новых форм работы с детьми.

Принципы, положенные в основу программы:

Принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремиться к достижению конечного результата.

  • Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
  • Принцип динамичности заключается в постоянном углублении и расширении целей по обучению, развитию, воспитанию ребенка, так как необоснованное дублирование содержания задач детской деятельности – одна из причин снижения внимания и интереса к ней.
  • Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшей жизни в современном обществе.
  • Принцип полезности тесно связан с предыдущими принципами и предусматривает не только получение положительной динамики развития ребенка, но и практическую пользу (у детей формируются способы адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения) и социализации в обществе.
  • Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательной, эмоциональной раскрепощенности.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Срок реализации программы - 1 год и предполагает проведение цикла мероприятий с детьми 6-7 лет. Курс рассчитан на 10 самостоятельных мероприятий, которые проводятся течение всего учебного года продолжительностью 30 минут.

В результате освоения программы воспитанники будут

иметь представления:

- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека; - об возможности появлении опасных ситуациях при контактировании с незнакомыми людьми; - о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками; - о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице, в общественном многолюдном месте; - о телефоне единой спасательной службы; - правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; - о способах проявления заботы о своей безопасности.

Ресурсные обеспечение программы:

  1. Методическое обеспечение:
  • перспективное планирование;
  • конспекты мероприятий;
  • картотека бесед: «О «чужих» и «близких» людей», «Что делать, если ты потерялся», «Звонок по телефону»…..;
  • проблемные, игровые ситуаций;
  • медитека: «Уроки хорошего поведения», мультфильмы «Уроки осторожности тётушки Совы. Незнакомец» и «Школа безопасности Профессора Почемучкина. Если ты потерялся»;
  • дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Посмотри – подумай - объясни», «Закончи слово», «Я знаю»…;
  • сюжетные игры по сказкам: «Один дома или волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса » и др..
  1. Материально - техническое обеспечение

Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:

  • различные пособия, демонстрационный материал;
  • дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
  • правильное освещение;
  • музыкальная колонка;
  • компьютер;
  • телевизор.

Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию ребёнка, в том числе в плане безопасности.

  1. Содержание программы:
  1. Работа с детьми.

Особенность данной программы состоит в формировании у детей навыков безопасного поведения при общении с чужими людьми, способность, в соответствии с возрастом, проявлять осторожность в ситуации отсутствия рядом родителей, знакомых людей.

Перспективный план работы:

п/п

Форма проведения мероприятия, тема

Цель.

Сроки

1

Просмотр мультфильма «Уроки осторожности тётушки Совы. Незнакомец». Обсуждение с детьми мультфильма.

Закрепить с детьми правила поведения с незнакомыми людьми. Дать понятие о том, что чужие люди могут быть опасными и наоборот, кто может помочь в сложной ситуации.

Сентябрь

2

Занятие

«Волк и семеро козлят или когда остался один дома»

Закрепить знания поведения в ситуации отсутствия дома взрослых, познакомить с правилами поведения при появлении чужих людей возле дома.

Октябрь

3

Просмотр мультфильма «Школа безопасности Профессора Почемучкина. Если ты потерялся».

Обсуждение с детьми мультфильма.

Познакомить детей с правилами поведения, если потерялся в общественном месте (в развлекательном центре, большом магазине и т. п.).

Ноябрь

4

Чтение и обсуждение сказки «Красная шапочка». Дидактическая игра «Узнай себя».

Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивать их с поступками персонажей литературных произведений.

Декабрь

5

Рассматривание и проигрывание ситуаций «Я потерялся».

Закрепить с детей правила поведения, если потерялся. Научить разыгрывать ситуации со сверстниками.

Январь

6

Беседа «Чужая машина».

Закрепить знание детей, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если это женщина - ласковая и приветливая.

Февраль

7

Занятие «Служба спасения. 112».

Познакомить с номером телефона единой спасательной службы, научить как правильно сообщать о сложной ситуации.

Март

8

Кукольный театр «Кот, петух и лиса ». Беседа «Насильственные действия незнакомого человека».

Учить детей распознавать ситуации в которых взрослый или сверстник совершает насильственные действия и как себя вести при этом. Познакомить с правилами поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

Апрель

9

Беседа: «Знаешь ли ты Ф. И. О. своё и родителей, домашний адрес и номер телефона родителей».

Познакомить детей с чужими взрослыми, к которым можно и нужно обратиться за помощью (полицейский, охранник магазина, продавец, врач и т. д.). Дать алгоритм беседы при сложной ситуации с чужим взрослым. Закрепить знание детей адреса и номеров телефона родителей.

Май

10

Рисование «Я и чужие взрослые».

Выставка детских рисунков «Ребёнок и чужие люди».

Контрольные вопросы и задания.

Закрепить знания детей о ситуациях безопасного взаимоотношения с чужими взрослыми, формировать навыки безопасного поведения.

Май

Контрольные вопросы и задания

для детей подготовительной группы

  1. Внешность человека может быть обманчива?
  2. Как надо себя вести если «чужой» приходит в дом?
  3. Кто такой свой, чужой, знакомый?
  4. Когда можно обращаться за помощью?
  5. Кому нельзя открывать дверь?
  6. По какому номеру нужно звонить, почему?
  7. Почему надо знать свой адрес и телефон?
  8. Что делать если ты потерялся?
  9. К кому надо обратиться за помощью, если ты потерялся?
  10. Как поступить, при насильственных действиях незнакомых взрослых на улице?
  11. Какие вы знаете правила безопасности.
  12. Составьте короткий рассказ со словами: дом, телефон, незнакомец, звонок.

  1. Работа с родителями.

Большую часть времени дети растут и воспитываются в семье и всё, что происходит вне семьи, ребёнок принимает и присваивает в той степени, в которой находит подтверждение данной информации через отношение к ней родителей. Поэтому, с целью эффективности внедрения образовательных программ, педагогам и специалистам следует достичь полного взаимопонимания с родителями, как равноправными партнерами и заручится помощью в закреплении полученных знаний детей в повседневной жизни. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что нужно правильно переходить дорогу, если сам родитель не соблюдает правила дорожного движения).

В рамках работы по программе «Осторожно! Чужой человек!» используются формы работы с родителями: - организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия; - ознакомление родителей с работой по предлагаемой программе с целью анализа готовности ребёнка к разным сложным ситуациям без присмотра родителей (открытое занятие с детьми «Служба спасения. 112»); - организация мероприятий с участием родителей в течении реализации программы «Заберите чужого ребёнка с площадки детского сада»; - ознакомление родителей со способами формирования у детей навыков безопасного поведения (индивидуальное консультирование, информация в "уголках родителей", родительских чатах и т. п.).

Перспективный план работы с родителями:

Мероприятие, тема

цель

сроки

Анкетирование

Выявить уровень знаний родителей по ОБЖ, о мерах безопасности, применяемых родителями для своей семьи.

Сентябрь, май

Родительское собрание

- привлечь внимание родителей к работе по программе;
- пропаганда соблюдения правил безопасности родителями;
- привлечь родителей к закреплению знаний, полученных в детском саду, дома.

сентябрь

Консультации «Гарантии спокойствия за безопасность детей – ответственность взрослых»

Формирование ответственного поведения к воспитанию и развитию детей, собственному поведению, как методу воспитания личным примером.

В течение реализации программы

Размещение информации по тематике «формирования навыков безопасного поведения у детей» в родительских чатах, в групповом уголке для родителей

Знакомство с методами и приёмами формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста.

В течение реализации программы

Открытое занятие с детьми «Служба спасения. 112»

Показать родителям уровень готовности детей к безопасному поведению в стрессовых ситуациях.

Январь

Круглый стол «Главное не только знать, но и в жизни применять!». Рассматривание выставки детских рисунков «Я и чужие взрослые»

Закрепить знания родителей по ОБЖ, способах формирования у детей навыков безопасного поведения. Показать родителям отношение детей к проблеме безопасного взаимоотношения с чужими людьми через детские рисунки.

Январь

Список художественной литературы для детей и родителей

  1. З.Александрова “Про девочку “Да” и мальчика “Нет”.
  2. С.Михалков “А что у вас?”,“Дядя Степа милиционер”.
  3. А.Барто “Стекло”, “Медвежонок - невежа”, “Девочка чумазая”.
  4. РНС “Колобок”, “Снегурочка и лиса”, “Гуси-лебеди”, “Петушок – золотой гребешок”.
  5. А.Н.Толстой “Саша был трус”.
  6. Е.Казаков “Чик-чик ножницами”.
  7. Ю.Пермяков “Торопливый ножик”.
  8. Г.Остер “Вредные советы”.
  9. Л.Толстой “Приключения Буратино”.
  10. С.Маршак “Сказка о глупом мышонке”.
  11. Ш.Перро “Красная шапочка”, “Золушка”.
  12. Т.Шишкова “У страха глаза велики”, “Смелый трусишка”.
  13. В.И.Туралина, И.В.Журавлева “Сережа и Тимоша – поучительная история двух друзей”.
  14. Русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  15. Гардернес Э. «Старший брат»
  16. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  17. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
  18. Стихи, загадки, пословицы, поговорки.
  1. Работа с педагогами.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса является залогом разностороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Именно по этому взаимодействие педагога- психолога с педагогами является обязательным условием достижения поставленных целей в реализации стратегии дошкольного воспитания и данной программы в частности.

Перспективный план работы с педагогами:

Мероприятия

Сроки

Анкетирование воспитателей «Соответствие развивающей среды группы формированию у детей навыков безопасного поведения»

август

1. Педагогический педсовет (один из вопросов- «Безопасность жизнедеятельности детей как социальная и психолого- педагогическая проблема».

август

Консультации:

1. Тема: «Воспитание безопасного поведения детей с незнакомыми людьми».

2. Тема: «Диагностика знаний и умений безопасного поведения у дошкольников»

3. Тема: «Десять правил безопасности вашего малыша»

4. Тема: «Работа с родителями по формированию безопасного поведения у детей» и др.

В процессе реализации программы

Педагогический час «Дискуссия по вопросам ОБЖ»

Сентябрь

Практические занятия

Вопрос- ответ:

1. «Что я знаю о правилах безопасности с незнакомыми людьми?»

2. Разработать рекомендации для родителей «Как воспитывать безопасное поведение у ребенка».

2 раза в год

Развивающая среда

1. Создать условия для безопасного поведения ребенка:

- информационный уголок для родителей; уголок для детей «Осторожно, «добрый» дядя!»;

- атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Я потерялся»; к играм- драматизации;

- оформление дидактических игр;

- создание книжек – раскладушек, буклетов;

- оформление тематических альбомов: «Ребёнок и чужие люди»;

- создание мини библиотеки.

В течение года

Выявление, изучение и обобщение опыта семейного воспитания по обеспечению безопасности детей.

В течение года

Подготовка и организация выставки рисунков «Я и чужие взрослые» .

май

  1. Формы проведения итогов реализации программы

Мониторинг полученных результатов проводится в начале и конце учебного года (анкетирование родителей, педагогов). Уровень мотивации педагогов и родителей реализации данной программы определяется по средствам включенности в проводимые мероприятия, а так же организации для детей развивающей и среды и дидактического материала в группе. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует интеллектуальные и личностные качества после освоения курса программы ребенком путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных. Это наблюдение за детьми, индивидуальные беседы, экспертная оценка посредством проведения в середине и конце учебного года моделирования сложных ситуаций.

Программа «Осторожно! Чужой человек!» может быть полезной специалистам и педагогам дошкольных учреждений, родителям воспитанников. Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации.

При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

Методическая литература,

необходимая для формирования у детей знаний

о правилах безопасности

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998.

2. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.

3. Азбука вашей безопасности: памятка на каждый день или руководство к действию.- Новокузнецк, 2000г.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998.

5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва 2005 г.

7. Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»

8. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Сост. Т.Н. Доронова, Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 1996.

9. Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", № 1 (10) Март 2004 г.

10. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. – 2005. - № 7.

11. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. – М.: 1990.

12. Полынова В.К. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

13. Правдова Л.В. Безопасность по плану. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 4.

14. Проект Концепции формирования культуры безопасности и жизнедеятельности //Вестник образования России. 2005 № 23-24. 2005.

15. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. – СПБ., 1994.

16. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. 2005

17. Стеркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева Н. Н.Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

18. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.:- Педагогическое общество России., 2005.

19. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. – М.: Просвещение, 1994.

20. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008.

21. Чермашенцева О.В. «Основа безопасного поведения дошкольников», Волгоград 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Программа занятий по коррекции звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет"

Программа логопедических занятий предназначена для коррекции звукопроизношения при дислалии у детей дошкольного возраста. Рассчитана на занятия 2 раза в неделю в небольших подруппах по 3-5 человек. Во...

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников "Запоминай-ка"

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно  обучался в школе. Во многом это зависит от того,...

Конспект занятия по безопасному поведению на тему: «Осторожно, незнакомец!» Цель: обучать детей правильному безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми.

Конспект разработан с целью обучения детей правильному безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми....