Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Макарова Екатерина Олеговна

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_sotsialno.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.

задачи: способствовать формированию навыков безопасного поведения детей; развитию у детей чувства осторожности, осмотрительности.

- добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека;

-способствовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, возникающих при встрече с незнакомыми людьми через рассматривание карти- нок,путем беседы и вопросов;

-способствовать воспитанию умения детей правильно вести себя в опасных ситуациях: не бояться, действовать уверенно и активно.

Материал: квадрат 30х30см с кармашками 10х10см,расположенными в 3 ряда и 3 столбца. В каждом кармашке вопрос; фломастер;две картинки с изображением ситуаций контактов с незнакомыми людьми: игра «Придумай портрет» (2 экземпляра); доска, два столика.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок об осторожности при встречах с незнакомыми людьми; чтение сказок о доверчивых героях и коварных злодеях; чтение журнала «Карапуз» 2002 год

«Звонят!Откройте дверь?»,книги Т. А. Шорыгиной «Осторожные сказки», Г. П. Шалаевой «О. М. Журавлевой «Новые правила поведения для воспитан- ных детей», и др. ;проигрывание различных ситуаций с игрушками;тренинги.

Организация и методика проведения НОД:

-Дети,мы живем в огромном,многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих друзей,знакомых по соседней улице,соседей. Но мы не можем знать всех,кто живет в нашем городе,кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые,умные,которые никому не делают зла. А есть люди,которые грабят квартиры,убивают людей,воруют детей. Поэтому надо научиться разбираться в людях,быть внимательными и осторожными.

-А вы знаете как вести себя пр встрече с незнакомым человеком?

-Я вам хочу предложить поиграть в интересную игру«Крестики-нолики»,где мы уточним как вести себя с незнакомыми людьми. Хотите поиграть?

-Вот наше игровое поле с различными заданиями.Вы разделитесь команды«Нолики» и «Крестики». В игре будете по очереди отвечать на вопросы, которые спрятались в кармашках игрового поля. Если правильно ответите на вопрос-ставите в клеточке своей команды «Х» или «О».

Вначале - разминка,прочитаем стихотворения про опасные ситуации с незнакомцами.

1. Забывать нельзя никак,

Кто твой друг,а кто твой враг!

Дома ты один остался.

Вдруг в двери звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь –

Отворять не надо дверь!

Это вовсе не пустяк:

Может быть за дверью враг!

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

2. Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо«Нет!»

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо«Нет!»

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен«Нет!»

-Молодцы!А теперь начнем нашу игру!

Первый вопрос «открывает» команда «Крестики».

(Выходит ребенок,берет квадрат с вопросом,читает,участники этой команды отвечают, затем ставят знак своей команды в клеточке игрового поля).

-Дети,вы. конечно,знаете и любите сказки. Они нас очень многому учат. В сказках есть доверчивые герои,а есть и хитрые,коварные злодеи.

-Вспомните,в каких сказках были ситуации,когда доверчивых героев обманывали хитрые,коварные злодеи( «Волк и семеро козлят»«Буратино»«Сказка о мертвой царевне»«Кот,петух и лиса» и др.)

-Молодцы,дети! Иди,Дима,поставь на игровом поле значок «Х».

-Дети,из сказок вы знаете,что злодеи очень изобретательны и знают 1001 способ,чтобы обмануть свою жертву. Поэтому,чтобы с вами в жизни не случилось ничего плохого,нужно помнить об осторожности.

-Следующий вопрос-команде «нолики».

-Дети,вам нужно вспомнить,в каких сказках героям удавалось обхитрить

и победить коварных злодеев(«Терешечка»«Жихарка»«Три поросенка»«Царевна-лягушка» и др.)

-Молодцы! (Ставится на игровом поле «О»).

- Не только в сказках,но и в жизни случаются ситуации,когда злодеи пытаются похитить детей. Попробуйте ответить на вопросы,как избежать опасности и что делать,если она все-таки возникнет.

-Команда «Крестики отвечает на три вопроса:

1 вопрос: Какого человека мы называем незнакомым (Это человек,которого мы лично не знаем. Он может назвать нас по имени,сказать,что знаком с кем-то из наших родных;что работает с мамой или папой,или друг дедушки,но все эти слова ничего не значат. Он мог специально разузнать наше имя или просто услышать,как нас назвали друзья).

2 вопрос:Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести с собой,что ты будешь делать (Нужно кричать,но так,чтобы окружающие не подумали,что кричит просто капризный ребенок.Надо кричать так«На помощь!Помогите!Я этого человека не знаюЕсли незнакомец возьмет на руки,надо принять такую позу,когда тебя трудно поднять:сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться,убежать. Можно ударить по ноге ботинком,ударять руками и ногами,кинуть песком или землей в глаза обидчика).

3 вопрос: Если к тебе обратился незнакомый человек,как ты будешь с ним разговаривать (Лучше не вступать в разговор на улице,если ты один или со сверстниками,без взрослых. Если разговор состоится- отвечать лучше вежливо,кратко,всем своим видом показывать,что тебя этот человек не интересует,что ты спешишь, тебя ждут).

-Молодцы, поставьте знак «Х».

-Вопросы команде «Нолики».

1 вопрос:Что делать,если тебя хотят затащить в машину (Кричать:

«Помогите,меня увозят чужие люди!»)

-А если тебя все-таки сумели затащить в машину?

-Нужно успокоиться и ждать возможности снова позвать на помощь. Напри- мер,когда будут выводить из машины.

2 вопрос: Куда ты побежишь,если за тобой гонится незнакомый человек?

(К ближайшему людному месту:к магазину,к остановке,но не в парк и не по безлюдной дороге).

3 вопрос: Что ты будешь делать,если чужой человек пытается сам открыть дверь,а ты дома один (Звонить по телефону 02,вызывать милиционера, стучать по батарее отопления,кричать и звать на помощь соседей,звонить им по телефону,открыть окно или выйти на балкон и звать на помощь взрослых. Если нет телефона-громко кричать «Милиция,выезжайте немедленно, ломают дверь!-и назвать адрес).

-Вы правильно ответили на вопросы. (Ребенок рисует значок «О»).

- Давайте немного отдохнем,поиграем в игру «Знакомый,свой,чужой»

(Дети встают в круг,по очереди бросают мяч,приговаривая«Знакомый,свой, чужой».Ребенок,поймавший мяч,называет соответствующего человекаи возвращает мяч водящему:мама,папа,бабушка, воспитатель, подруга мамы)

- Дети команды «Крестики! Внимательно рассмотрите эту картинку, расскажите,что на ней нарисовано!Как вы думаете,знаком ли мужчина мальчику? (Незнакомец предлагает малышу игрушки,сладости; может предложить покататься на машине,которая стоит неподалеку).

-Как вы думаете,как должен поступить мальчик (Ему лучше не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы или,в крайнем случае,сказать ему: «Ты чужой. я с тобой никуда не пойду…я буду кричать…позову милиционера…папу…и т. д).

-Мальчик должен отказаться от угощения и игрушек«Мне нельзя сладкого. У меня дома много игрушек» и т. д.

На предложение покататься на машине можно ответить«Мы с папой тоже поедем на машине» или «Я сегодня уже катался»«Меня укачивает в машине».

(Подводится итог).

- Вопрос-команде «Нолики».

-Что изображено на этой картинке?

-Как вы думаете,перед дверью стоит настоящий милиционер или нет (Нет,это переодетый бандит.)

-Как вы думаете,какими словами он уговаривает девочку открыть дверь?

-Как должна поступить девочка (Не должна подходить к двери, раз -говаривать с чужим человеком. Преступники могут переодеваться в любую форму. Если придется вступить в разговор,то не говорить,что дома один. Сказать. что папа спит и просил его не будить или что папа в ванной.

Можно позвонить соседям или близко живущим родственникам и рассказать,что происходит).

(Подводится итог).

-А сейчас- конкурс для капитанов.

1 задание: составьте фоторобот опасного человека -Почему вы считаете,что составили фоторобот опасного человека?

2 задание: Вопрос капитану команды «Крестики»: Если у незнакомого человека приятная внешность, означает ли она и добрые намерения чело- века? (Не обязательно. Например, в «Сказке о мертвой царевне» красавице-

-царице удалось отравить царевну).

Вопрос капитану команды «Нолики»: А если человек некрасивый, бедно одетый или старый-значит ли,что он злой и не добрый (Нет. Например, Золушка. В любом наряде она добрая и ласковая).

-Правильно! Нужно обращать внимание не только на внешность, но и на поведение незнакомого человека. Если незнакомый человек часто встречает тебя, долго ходит за тобой, куда-то зовет, что-то обещает тебе, предлагает, просит…это должно насторожить вас, и вы должны рассказать об этом близким людям.

(Подводится итог конкурса капитанов).

- Вопрос для обеих команд одновременно: чья команда больше назовет народных пословиц и поговорок об осторожности при встрече с незнакомыми людьми, та и поставит свой значок.

Дети называют:

-Осторожность-мать безопасности.

Осторожность-не трусость.

-Не бойся, но опасайся.

-Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.

-Не всякий к делу гож. кто лицом пригож.

-Не всякий встречный друг сердечный.

-Личиком гладок, да делами гадок.

-Не всякому верь, запирай крепче дверь.

-Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.

-Хороший замок-надежный друг.

-Больше верь своим очам, нежели чужим очам.

-Берегись бед, пока их нет.

(Подводится итог).

-И последнее задание- обеим командам.

-Назовите правила поведения на улице при встрече с незнакомцем.

Дети называют:

-Не вступай в разговор с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и чтобы ни предлагал!

-Никогда не садись в машину незнакомого человека!

-Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зови на помощь,кричи«Помогите! Меня увозит незнакомый человек, постарайся вырваться и убежать.

-Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко,беги к ближайшему людному месту: к магазину,остановке и т. д.

-Не ходи в безлюдном месте!

-Не гуляй до темноты!

(Подводится итог).

_Дети, посмотрите, на нашем игровом поле закончились все вопросы, а вы на все вопросы сумели найти ответ. Посмотрим, чья же команда победила? (определяется команда победителей).

-Дети, понравилась ли вам сегодняшняя игра? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: "Я- человек"

Цель данного занятия, закркепить знания детей об основном документе "Конвенция о правах ребенка". Формировать представления о воспитании ребенка в семье, о правах ребенка на отдых....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Не живи чужим добром, а живи своим трудом!»

Подготовила воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30города Железногорска Курской областиГрачева Светлана  Егоровна...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Робот – друг человека»

Данный конспект позволит педагогу создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно – вирусы!» (для детей 5-6 лет)

Конспект поможет сформировать представления у детей, почему более человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы....