Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно – вирусы!» (для детей 5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа)

Антипова Анна Михайловна

Конспект поможет сформировать представления у детей, почему более человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno-virusy.docx223.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

«Осторожно – вирусы!»

 (для детей 5-6 лет)

https://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2020/04/Bakterii.jpg

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

Цель: Уточнение представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Закрепить представления детей о микробах, вирусе, здоровье.

- Расширить представления детей о способах распространения болезни, о том, что полезно и вредно для здоровья.

- Формировать умение о различных способах защиты организма;

- Довести до осознания детей о важности соблюдений правил личной гигиены.

- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Речевое развитие:

- Развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

- Развивать умения детей высказывать предположения и делать выводы.

- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.

- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

- Формировать навыки доброжелательности, положительные эмоции, слушать не перебивая.

Физическое развитие:

- Закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом.

Расширять и активизировать словарный запас:

Микроб, вирус, возбудители болезни, профилактика, самомассаж, проветривание, режим дня, витамины, гигиена.

Предварительная работа:

- Знакомство детей с микроскопом.

- Беседа «Личная гигиена».

- Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», В.В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; чтение пословиц и поговорок о здоровье.

- Разучивание игры «Угадай, что болит?».

- Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Семья».

Методы и приёмы:

- Словесные (беседа, вопрос-ответ, загадки).

- Игровые (сюрпризный момент).

- Наглядный (показ, демонстрация).

- Образовательные технологии (личностно-оринтированные, игровые, ситуации успеха и комфортности, сотрудничества).

- Здоровъесберегающие технологии (смена видов деятельности).

Ход НОД:

   В гости к детям приходит Доктор по имени Аспиринка Зелёнкина (воспитатель в костюме доктора).

   Доктор Зеленкина здоровается и загадывает загадки:

Коль мороз вам ломит кости, значит, грипп шагает в гости.

Чтоб недруг свернул с тропинки, Принимайте. (Витаминки, аскорбинки.)

                                                      Если горло разболелось, голос ваш утих под ноль,

Чтобы вам, как прежде, пелось, Силу даст. (Аэрозоль.)

Если насморк донимает, стало влажною салфетка,

Врач подскажет, что помогут Вам тут капли и. (Пипетка)

Чтоб болезнь не сбила с ног, ешь и лук, и злой чеснок,

                                                     И лимоны, апельсины – Все съестные витамины.

Чтоб сказать болезням- "Нет!", Повышай (Иммунитет)

Если вирус ходит всюду, как злодей из древней сказки,

Я стесняться тут не буду, а надену вмиг. (Повязку)

   Доктор Зелёнкина: Думаю, вы догадались, что сегодня мы поговорим про вирусы и микробы. Ваше здоровье дороже всего на свете, а вирусы стараются его испортить! Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году? (Ответы детей)

   Доктор Зелёнкина: Расскажите, по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Примерные ответы детей: (усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).

   Доктор Зелёнкина: Вирусы - это очень маленькие частицы, которые могут инфицировать животных и растения и вызывать у них болезни. Вирусы состоят из генетических материалов, таких как ДНК, и защищены белковой оболочкой.
   Вирусы захватывают клетки живых организмов. Они вводят свой генетический материал прямо в клетку и вступают во владение. Затем они используют клетку, чтобы произвести больше вирусов и захватить больше клеток.

Интересные факты о вирусах

  • Вирусы не относятся ни к одному из пяти царств живых существ. Это означает, что они не бактерии, грибки, протисты, растения или животные.
  • Большинство вирусов настолько малы, что их невозможно увидеть в оптический микроскоп.
  • Слово «вирус» происходит от латинского слова «вирулентус», что означает «ядовитый».
  • Иногда вирусы могут атаковать и убивать бактерии.

   Опыт

(Воспитатель в глубокую тарелку наливает воды, на дно опускает вырезанную руку, сверху чуть – чуть насыпает перец.)

Доктор: Ребята, представьте, что перец -это микробы. В тазике на дне лежит рука. Это мы с вами моем руки!

Доктор: Что происходит с микробами?

Дети: Микробы плавают и не боятся воды.

Доктор: Теперь давайте на палец нальём капельку мыла, и поставим палец на тарелку? Что же у нас происходит?

Дети: Микробы разбегаются.

Доктор: Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: Мыло нам необходимо при мытье рук, чтобы избавиться от микробов.

Доктор: От простой воды и мыла.

              У микробов тают силы.

   Доктор Зелёнкина: И вы ребята, наверное, устали? Давайте немного отдохнём (проводится под музыку физкультминутку).

   Доктор Зелёнкина предлагает поиграть:

Игра «Угадай, что болит?»

(Воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, а дети определяют, что болит и называют причину, от чего болит. И наоборот, воспитатель называет причину, дети показывают, что болит.)

Доктор: Болит голова.

Дети: Душно, шумно.

Доктор: Вы съели много сладостей.

Дети: Болят зубы.

Доктор: Болит палец.

Дети: Порезалась, упала.

Доктор: Грязные руки, немытые фрукты.

Дети: Болит живот.

Доктор: Болит ухо.

Дети: Продуло.

Доктор: Вы пили холодное молоко.

Дети: Болит горло.

Доктор: Молодцы, всё угадали!

Доктор Зелёнкина: Ребята давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить – это называется профилактика. И чтобы не заболеть, надо выполнять определённые правила. А что это за правила, мы сейчас узнаем:

  • Первое правило нам говорит, что человек должен заниматься спортом и физкультурой.
  • Второе нам правило говорит о том, что необходимо соблюдать гигиену. Чтобы не заболеть, нужно как можно чаще мыть руки с мылом.
  • Третье правило говорит, о том, что человеку нужен свежий воздух. Для этого нам необходимо гулять. Ещё необходимо проветривать помещение, ведь если в помещении окна и двери закрыты, то там, собирается большое количество микробов.
  • Четвёртое правило нам говорит о том, что нам нужны витамины, ведь витамины главные помощники в борьбе с вирусом. Ребята помните, что кроме грязных рук, микробы могут попасть к нам в организм с немытыми фруктами. Прежде чем их съесть необходимо их тщательно мыть водой из-под крана.

  Доктор Зелёнкина: Еще, ребята, для того чтобы расти здоровыми, нам крайне необходимо соблюдать режим дня.

  Доктор Зелёнкина: Теперь мы знаем важные правила, которые нам помогут сохранить здоровье.

  Доктор Зелёнкина: Ребята, ещё оздоровить наш организм нам поможет самомассаж. Давайте выполним упражнения, повторяя за мной:

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны.)

Вилку пальчиками сделай, (Разжать указательные и средние пальцы.)

Массируй ушки ты умело. (Растирать пальцами точки за ушами и перед ними.)

Знаем, знаем - да-да-да!

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга.)

   Доктор Зелёнкина: – Так что мы узнали сегодня?

   Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно при кашле и чихании закрывать нос и рот носовым платком или рукой. Нельзя есть грязными руками. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из крана. Все это ведет к угрозе заражения какой - либо инфекцией.

   На прощание Доктор Зеленкина дарит детям яблоки.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/880523/0/700-nw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработанный конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового сеанса родителей и детей в первой младшей группе «Непослушные мышата».

Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования. Ра...

Конспект по социально коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Дружба».

Цель: формирование гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста....

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового мероприятия родителей и детей в младшей группе. «Помоги мне, мама».

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового мероприятия родителей и детей в  младшей  группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»Расширять знания и представления детей о русских народных праздникахСовершенствовать умение ори...

Конспект по социально-коммуникативному развитию для детей 3-4 лет на тему: "Игрушки"

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с предметами окружающего мира;Обогащать непосредственно чувствительный опыт детей при обследовании игрушек, выделяя их цвет, величину, форму, поверхно...

Конспект по социально-коммуникативному развитию для детей младшего возраста с использованием ИКТ "Игрушка"

Цель: Формировать речевые навыки с помощью стихотворенийА.Барто «Игрушки»Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с предметами окружающего мира;Обогащать непосредственно чувствите...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....