Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кавка Наталья Викторовна

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»
  2. Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках
  3. Совершенствовать умение ориентироваться во времени
  4. Приобщать детей к русской истории
  5. Расширять образное представление на основе восприятия изменений происходящих в жизни русского народа  с приходом весны и праздника Масленицы
  6. Формировать ориентационно – пространственную схему тела в движении, совершенствовать двигательные навыки и качества (подвижность, точность, ловкость) при выполнении движений, имитирующие традиционные масленичные забавы и развлечения

Развивающие:

  1. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и   ритм речи, творческое воображение
  2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление
  3. Развивать монологическую речь
  4. Развивать способности визуального мышления при восприятии иллюстративного материала масленичной тематики

Воспитательные:

  1.  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  2. Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx26.51 КБ
Файл maslenitsa_novaya.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация Кстовского муниципального района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 комбинированного вида «Золотая рыбка»

8 м-он, ул. Островского, д.9, г. Кстово Нижегородской  области,Россия 607664

тел/факс (83145) 93389, email: mdou33.zolotayarybka@yandex.ru

официальный сайт: zolotayarybka.ucoz.ru/

_____________________________________________________________________________

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

 «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие»

 «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны»

Группа общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7лет

«Кораблик»

Разработала:

Воспитатель I кв. категории  

Н.В.Кавка

                                                   2017 год

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»
  • Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках
  • Совершенствовать умение ориентироваться во времени
  • Приобщать детей к русской истории
  • Расширять образное представление на основе восприятия изменений происходящих в жизни русского народа  с приходом весны и праздника Масленицы
  • Формировать ориентационно – пространственную схему тела в движении, совершенствовать двигательные навыки и качества (подвижность, точность, ловкость) при выполнении движений, имитирующие традиционные масленичные забавы и развлечения

Развивающие:

  • Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и   ритм речи, творческое воображение
  • Развивать слуховое внимание, логическое мышление
  • Развивать монологическую речь
  • Развивать способности визуального мышления при восприятии иллюстративного материала масленичной тематики

Воспитательные:

  •  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  • Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры

Оборудование:

  1. Демонстрационное:
  • Мультимедийная установка с презентацией занятия по теме «Широкая Масленица»
  • Кукла Масленицы
  1. Музыкальное:
  • Русские народные мелодии – «Масляна, Масляна!»
  • «Широкая Масленица»

Предварительная работа:

  • Заучивание стихов про масленицу;
  • Игры «Карусель», «Петушиный бой», «Горелки»
  • Динамическая пауза «Печем блины»

Ход занятия:

  1. Вводная часть  (слайд 1,2)

    Масленица - один из самых любимых русских праздников, самый шумный и самый веселый. Все взрослые и дети ждут его с нетерпением. Раньше на первой неделе марта люди провожали зиму и встречали весну – пели песни, водили хороводы, играли, веселились, угощались блинами.
Воспитатель обращается к кукле Масленицы:  

- На народ наш не серчай

  Идет к нам весна

  Со радостью к нам,

  Со милостью.

От имени Масленицы:

 - Весну красную я знаю,

   На нее и не серчаю.

   Знаю, ждет тепла земля.

   Уступлю ей место я.

   Хоровод лишь заведу

  А потом от вас уйду.

Дети встают в круг. Изображение Масленицы  - в центре. Звучит русская народная мелодия («Масляна, Масляна!»).  Дети водят хоровод вокруг Масленицы.

  1. Основная часть

Перед наступлением масленичной недели  ребятишки поливали водой снежные горки для масленичных гуляний, зазывая Масленицу.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи!

Каждый день масленицы имеет свое название и обряды.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА" (слайд 10)

Первый день Масленичной недели дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами:

«Здравствуй широкая Масленица!»

Дети имитируют лепку снежной бабы. Делятся на группы и скатывают: один ребенок – большой шар, второй – средний и третий маленький шарик.

Выразительные движения: сначала формируется кистями «снежок», затем ребенок катит воображаемый снежок и постепенно показывает, что он увеличивается. Затем дети делятся на пары: один ребенок (санки) встает впереди, другой (Масленица) встает сзади, берутся за руки и бегут.

Наша Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая,

Она пешею не ходит,

Все на кониках разъезжает,

Чтобы коники да были вороные,

Чтобы слуги – то были молодые.

А рядом с санями скакали вприпрыжку, дразнились, выкрикивали шутки ряженые:

Вот и Масленица на двор выезжает,

 

Широкая на двор выступает,                            (широкие прыжки, танцевальные движе -  Все на кониках вороных,                                          ния руками, гримасы)

Все на саночках расписных!

ВТОРНИК  «МАСЛЕНИЧНЫЕ ПОВЕРЬЯ» (слайд 11)

 Любил русский народ на Масленицу вдоволь с гор накататься.

- Как вы думаете, почему? (предположения детей).

Пройдет Масленица – уйдет прочь Зима, унесет с собой снег, лед, не из чего будет горки строить. Вот и катались люди напоследок. Верили наши предки, что чем выше будут  ледяные горки на Масленицу, тем  выше вырастут в поле рожь и пшеница, а чем дальше прокатишься с горы – тем длиннее будет лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, надо качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

Игра «Карусель». Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова.

Еле - еле, еле - еле                        (Медленная ходьба.)

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом                  (Ходьба переходит в бег.)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,              (Темп замедляется.)

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два                            (Остановка, хлопки руками.)      

Вот и кончилась игра.

Игра проводится на фоне русской народной мелодии «Масляна, Масляна!».

 «Среда- лакомка» (слайд 12)

 « Все, что есть в печи – все на стол мечи!»

- Как вы думаете, почему третий день масленичной недели получил такое «вкусное» название? (Предположения детей.)

В среду родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. Не зря Масленицу в народе прозвали «блиноеда». Почему? (Ответы детей.)

-«Блиноеда» - значит «есть блины».

Динамическая пауза. Образное перевоплощение «Печем блины»

Тили-тили тесто,

Мы месили тесто!                                              (Кругообразное движение рук.)

Замесили и печем,                                             (Имитация движений.)

Нам работа – нипочем!

Завернем в блины творог,

Сладкое варенье,                                         (Изображаем удовольствие и удивление:

Получились те блины -                                     работа с мимикой и пантомимикой.)

Всем на удивленье!

А еще Масленицу называли «сырной» неделей.

-Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей.)

На масленицу очень много ели молочных продуктов – сметану, молоко, творог, сыр, масло. Таким образом, люди просили наступающую весну о здоровье и благополучии для домашних животных, которые дают молоко – коров, коз. (Рассматривание наглядного материала)

А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит (слайд 13)

. В этот день было больше всего развлечений: проводили кулачные бои, борьбу, устраивали конские бега, строили снежный городок и брали его боем, ряженые веселили народ, плясали, пели частушки.

Игра «Петушиный бой»  

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить другого встать на обе  ноги.

Ах ты, Петя – петушок,

Отморозил гребешок.

Чтоб его согреть,

Нужно снегом потереть.

Поскакать, попрыгать боком,

И с налетом, и с прискоком.  

Башмачки Петух носил

В славный праздник на Руси.

- Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Что пригорюнился, дружок?

- Как же, братец, не грустить?

Петухом хочу я быть.

- Петухом? Вот так да!

Это горе не беда!

Бой устроим мы всегда.

Эй, ребята, дайте круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

«Масленица – семейный праздник»

В пятницу (слайд 14,) и в субботу(слайд  15) родственники ходили, друг к другу в гости, угощались блинами, пили чай, разговаривали о житье-бытье. (Рассматривание наглядного материала)

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу  все в «Прощеный День».

Чучело соломенное – Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

- Последний день масленичной недели – воскресенье (слайд 16) – называли «прощеным днем».

Кто-нибудь догадается, почему – «прощеный»? (Предположения детей.)

-В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили «Прости меня, пожалуйста».

-Ребята, вспомните, может быть, и вы когда-нибудь случайно обидели кого-нибудь? (Ответы детей.)

-Тогда в прощеное воскресенье обязательно попросите прощения у этого человека.

III Заключительная часть (слайд 17)

Ты прощай, прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!

Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!

Вечером, после всех гуляний и забав, выходил народ со своих дворов. В поле раскладывали костер из соломы и с песнями сжигали куклу Масленицы.

- Как вы думаете, зачем наши предки делали это?    (Предположения детей)

- Масленица – это праздник проводов Зимы. Сжигая куклу, люди прощались с Зимой.

Воспитатель обращается к детям от имени куклы «Масленицы»:  

Жаль мне с вами расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Примите от меня земной поклон!

Прощайте, люди добрые,

Ждите меня через год.

Уйду сейчас, а это значит –

Конец Зиме. Прощайте!

(Воспитатель убирает куклу)

Ты прощай, прощай наша Масленица,

Ты прощай, прощай наша широкая!

Игра «Горелки»

- Давайте, ребята, в горелки  играть, чтобы  Масленица  лучше горела!

Все участники поют и приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин – дон, дин – дон,

Выбегай скорее вон!

- Вот так проходила Масленица на Руси! Что нового вы узнали? Почему праздник назывался Масленицей? Почему пекли блины? Как люди праздновали это праздник?  Вам понравилось? Тогда давайте скажем Масленице спасибо, угостимся блином горячим, да проводим Зиму, весну встретим!

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСЛЕНИЦА Подготовила: Воспитатель 1 категории Кавка Наталья Викторовна

Слайд 3

Масленица - один из самых любимых русских праздников, самый шумный и самый веселый. Все взрослые и дети ждут его с нетерпением. Раньше на первой неделе марта люди провожали зиму и встречали весну – пели песни, водили хороводы, играли, веселились, угощались блинами.

Слайд 4

Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.

Слайд 5

Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми

Слайд 6

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами.

Слайд 7

Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!

Слайд 8

На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Кружат друг - друга в танцах , да хороводах. Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Слайд 9

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды

Слайд 10

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.

Слайд 11

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд 12

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Слайд 13

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Слайд 14

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд 15

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

Слайд 16

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Слайд 17

Ты прощай, прощай, прощай, Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделю веселье! Всю неделю веселье! Ты пришла с добром, С сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, Да с оладьями !

Слайд 19

Спасибо За внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"

Лексическая тема:"Зимующие птицы"  Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструирование) Оригами: «Ракета» для детей подготовительной группы

Конспектнепосредственно-образовательной  деятельности: интеграция образовательных   областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструиров...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» для детей (2-3 года) Ознакомление с окружающим миром на прогулке. Тема: «Букет из листьев»

Цель:  Знакомство детей с листопадом и другими признаками осени.Задачи:Ø Развитие умственных способностей и наблюдательности;Ø Знакомство с особенностями осенних изменений в природе;Ø Воспитание ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ - ВЕСНУ ПРИНЕСЛИ.»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:Задачи:  рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолж...