Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

зинченко елена владимировна

Лексическая тема:"Зимующие птицы"
 

Образовательная задача
1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

Коррекционная задача:
1.Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Воспитательная задача:
1.Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Культура поведения в лесу.
Демонстрационный материал: воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания зимующих птиц; конверты.
Раздаточный материал: конверты с разрезанными на части птицы: синица

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макет дерева, , игрушка Сорока.
                                                   ХОД НОД

Организационный момент
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Дефектолог: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Дефектолог: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Дефектолог: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Дефектолог: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Основная часть
Дефектолог: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает?
На столе лежат картинки с изображением птиц. Дети их называют.(воробей, синица, снегирь, дятел)
Дефектолог : Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Птицы. Почему? (Тело по­крыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)

Дефектолог: Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зи­мующие.)

Дефектолог: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.

Дефектолог: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Дефектолог:Зима какая?(морозная, холодная ,вьюжная, снежная, долгая.  )
Дефектолог: Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Пти­цам холодно.

Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишка­ми, плодами деревьев, крошками.)

-Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)

-Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)

-Чем мы можем помочь птичкам? (Подкармливать их.)

-Что для этого нужно? (Кормушки.)

-Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега и подсыпать корм.)

Игра : «Собери кормушку» (каждый ребенок получает бруски разного размера)


Дефектолог: Ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Дефектолог рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать: овалом
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим: квадратом
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: кругом
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим: треугольником
Дефектолог:  А теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Дефектолог: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть.

Физкультминутка

Де­ти делятся на две команды: «воробьи» и «дятлы». Педагог предла­гает им изобразить птиц: «воробьи» прыгают и чирикают, «дятлы» ходят и стучат. На команду: «Воробьи!» дети-«воробьи» прыгают и чирикают. На команду: «дятлы» ходят и стучат.

Дидактическая игра «Собери целое»

Сорока: А что это за конверты под деревом лежат?
Дети приносят конверт.
Дефектолог: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка - Лесовичка. Что же в нём лежит? части птички (картинки)

Дефектолог достаёт части птички (картинки)
Дефектолог: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку?

Дети. Надо собрать все части картинки.
Дефектолог: Молодцы, ребята! Какую птицу мы собрали? Куда посадили мы синицу? (в кормушку).  Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Дефектолог: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Составление рассказа-описания

Дефектолог: Расскажите мне про птицу, которая вам запомнилась.

Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (по любой картинке на доске, по цепочке):

- Синичка — зимующая птица.

- Тело у нее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост.

-Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка.

-Зимой она питает­ся ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».

Дефектолог. Как мы назовем этот рассказ? (Синичка.)
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие »

Ребенок и окружающий мир

в средней группе компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

учитель-дефектолог

Зинченко Елена Владимировна

Лексическая тема:"Зимующие птицы"

Образовательная задача
1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

Коррекционная задача:
1.Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Воспитательная задача:
1.Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Культура поведения в лесу.
Демонстрационный материал: воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания зимующих птиц; конверты.
Раздаточный материал: конверты с разрезанными на части птиц: воробей, ворона, синица, снегирь

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макет дерева, , игрушка Сорока.
                                                 
ХОД НОД

Организационный момент
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Дефектолог: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Дефектолог: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Дефектолог: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Дефектолог: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
Звучит музыка. 

Основная часть
Дефектолог: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает?
На столе лежат картинки с изображением птиц. Дети их называют.(воробей, синица, снегирь, дятел)
Дефектолог : Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Птицы. Почему? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)

Дефектолог: Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Дефектолог: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.

Дефектолог: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Дефектолог:Зима какая?(морозная, холодная ,вьюжная, снежная, долгая.  )
Дефектолог: Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Птицам холодно.

Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)

-Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)

-Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)

-Чем мы можем помочь птичкам? (Подкармливать их.)

-Что для этого нужно? (Кормушки.)

-Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега и подсыпать корм.)

Игра : «Собери кормушку» (каждый ребенок получает бруски разного размера)


Дефектолог: Ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Дефектолог рассказывает, что
воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать: овалом
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим: квадратом
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: кругом
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим: треугольником
Дефектолог:  А теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Дефектолог: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть.

Физкультминутка

Дети делятся на две команды: «воробьи» и «дятлы». Педагог предлагает им изобразить птиц: «воробьи» прыгают и чирикают, «дятлы» ходят и стучат. На команду: «Воробьи!» дети-«воробьи» прыгают и чирикают. На команду: «дятлы» ходят и стучат.

Дидактическая игра «Собери целое»

Сорока: А что это за конверты под деревом лежат?
Дети приносят конверт.
Дефектолог: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка - Лесовичка. Что же в нём лежит? части птички (картинки)

Дефектолог достаёт части птички (картинки)
Дефектолог: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку?

Дети. Надо собрать все части картинки.
Дефектолог: Молодцы, ребята! Какую птицу мы собрали? Куда посадили мы синицу? (в кормушку).  Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Дефектолог: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Составление рассказа-описания

Дефектолог: Расскажите мне про птицу, которая вам запомнилась.

Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (по любой картинке на доске, по цепочке):

- Синичка — зимующая птица.

- Тело у нее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост.

-Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка.

-Зимой она питается ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».

Дефектолог. Как мы назовем этот рассказ? (Синичка.)
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?

Корм для зимующих птиц - Картинка 2802/31

НИВА ФХ, ООО на All.biz - Голованевск (Украина) - Товары и услуги компании НИВА ФХ, ООО

В память о синице. - Defyz (aka Hius)- я.ру

Пост

Сельское хозяйство :.: Раздел 4000 :.: Товары :.: InfoCompany.bizвыпечка Записи в рубрике выпечка Дневник Паромщик : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Статьи Тора Кид

Корм для зимующих птиц - Картинка 2802/32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе компенсирующей направленности «Сказка» Тема: « Сюрприз от Лунтика».

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв средней группекомпенсирующей направленности «Сказка»Тема: « Сюрприз от Лунтика»....

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Зима. Зимующие птицы" Звук [С]. Буква "С".

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время....

Открытое занятие в средней группе компенсирующей направленности по теме "Зима"

Открытое занятяие для педагогов в средней группе компенсирующей направленности по теме "Зима"...

Конспект по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Зимующие птицы»

Цель: создание условий для составления рассказов на темы из личного опытаЗадачи:1) способствовать формированию умений давать описание внешнего вида птиц;2) закреплять, активизировать и расширять знани...