Методическая разработка "Непрерывная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами театрализованных игр в старшей группе компенсирующей направленности"
методическая разработка по развитию речи

Суздалева Наталия Алексеевна

Данное занятие приурочено к 140-летию со дня рождения К.И. Чуковского и расчитано на старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_k.i._chukovskogo.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами театрализованных игр в старшей группе компенсирующей направленности

«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Технологии: игровые технологии, здоровьесбережение, триз, синквейн

Воспитатель: Суздалева Н.А.

Санкт-Петербург

2022г.

Цель: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование грамматического строя речи;
  • Обогащение и активизация словаря;
  • Работа над смысловой стороной слова;
  • Формирование связной речи.

Развивающие:

  • Развивать культуру речевого общения;
  • Развивать познавательную сферу;
  • Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;
  • Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
  • Показать мудрость и красоту сказок.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
  • Воспитывать умение работать коллективно.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей».
  • Рассматривание иллюстраций, выставка книг и рисунков, театрализованные игры по сказкам Чуковского К.И.

Материалы: Портрет К.И.Чуковского; его книги, странички с дырками, волшебный сундучок, ключи, воробей, конверты, цветочки со съемными лепестками, разрезные картинки, видеоряд с героями сказок.

Ход занятия:

I Вводная часть

Дети заходят и встают в круг.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Давайте улыбнёмся друг другу. И скажем «Доброе утро» нашим гостям и подарим всем хорошее настроение.

- Давайте проверим, какое у вас теперь настроение.

Парам-парей (хей!)

Парам-парей (хей!)

Парам-парей (Хей! Хей! Хей!)

Настроение каково? (Во! Показывают вверх большие пальцы)

Кто такого мнения? (Я!)

Все без исключения? (Да!)      

- Отлично! Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и фантазий! А что нам в этом поможет вы узнаете, отгадав загадку:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это… (Книжки)

Книжная полка.

- Конечно книжки! Посмотрите на нашу книжную полку, ребята, тут для вас как раз что-то есть. (на полке книги Чуковского).

- Узнали сказки? Давайте их назовем. (дети называют: «Путаница», «Федорино горе», «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Мойдодыр» и др.

- Правильно, а кто написал эти замечательные сказки? (детский писатель К.И. Чуковский).

- В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения этого великого и доброго сказочника! Он был большой выдумщик. Он даже имя себе придумал, ведь настоящее его имя Николай Васильевич КорнейчукОв. Кто помнит, как он стал сказочником? (ответы детей: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил».)

II Основная часть

У телевизора

Вдруг раздается стук (из видеоряда мойдодыр).

- Ой, ребята, кто это постучался к нам и откуда этот звук? (внимание на экран, Выходит МОЙДОДЫР)

-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я отправляюсь в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и приглашаю вас. Хотите? Я оставил у вас свой сундук, хочу сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне, в моем волшебном сундуке, закрытом на замок. Кто сказки дедушки Корнея знает, тот ключики от замкА получает!

-Кто же это был? (МОЙДОДЫР).

На шкафу.

- Смотрите, ребята и вправду стоит сундук. А на нем замок. Хотите получить подарок, который приготовил для нас Мойдодыр? Тогда надо показать, что мы очень хорошо знаем сказки дедушки Корнея.

- Что же произошло в сказке «Мойдодыр», кто помнит? (ответы детей: У мальчика убежала вся одежда, потому что он не умывался и был грязнулей).

А мы-грязнули? Давайте покажем, как мы умеем умываться.

Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

 Мойтесь сразу, оба глаза!                 Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

- Ну а вы, знаете, как надо следить за своими вещами? (ответы детей: за своими вещами нужно следить, аккуратно обращаться, стирать их, гладить, аккуратно вешать, не пачкать, не рвать, быть опрятным).

- Правильно. Смотрите, рядом с сундуком лежат какие-то книжки и странички с дырками, наверно они из этих книжек. Присаживайтесь и давайте посмотрим.

Сидя перед тв

- Но как узнать из какой книги страничка, ведь на них нет картинок? (дети высказывают предположения)

- Правильно, давайте прочитаем, что на них написано, вставляя нужные слова вместо дырок и тогда узнаем сказку.

1 ЛИСТ

Но жуки-червяки Испугалися,

По углам, по щелям Разбежалися:

Тараканы под ……(диваны),

А козявочки под……..(лавочки),

А букашки под ……….(кровать) –

Не желают воевать!

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай-погибай, Именинница!

- Назовите сказку. («Муха-Цокотуха»)

- Как назвать одним словом жуков, тараканов, букашечек? (насекомые)

- А как назвать одним словом диваны, лавочки, кровать? (мебель)

- Молодцы! Давайте вложим страничку в книгу.

2 ЛИСТ

«Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и ……..(пропал).

Плачет серый воробей:

Выйди солнышко …..(скорей)!

Нам без солнышка обидно –

В поле зёрнышка ……..(не видно)!»

- Как называется сказка?  (Краденое солнце)

- Почему краденое?

- Как думаете, смогли бы мы с вами жить без солнышка? (нет)

- Почему? (дети высказывают предположения)

- Молодцы! Давайте вложим и эту страничку.

3 ЛИСТ

А лисички взяли…. (спички)

К морю синему пошли

Море синее….(зажгли).

Море пламенем горит,

Выбежал из моря …. (кит).

- Из какой же сказки эта страничка? (путаница)

- Почуму же автор назвал эту сказку «Путаница»?

4 ЛИСТ

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут ……..(покрякивают),
Через лужи, через лужи …….(перескакивают).
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — …..(разбиваются).

- Назовите сказку («Федорино горе»).

- Как назвать одним словом чайник, кофейник, стаканы? (посуда)

- Скажите пожалуйста, почему же сказка называется «Федорино Горе»? (от хозяйки убежала вся посуда, она не мыла ее, не берегла, била ее, обижала).

У тв

Вдруг раздается стук (из видеоряда Федорино горе).

-Деточки, все мои тарелки разбились, помогите мне их собрать, а я уж вас отблагодарю!

- Давайте поможем Федоре Егоровне!

У зоны конструирования

Подходите к столам. Посмотрите в конверты. Надо собрать из осколков Федорины тарелочки. (дети собирают разрезные картинки)

- Молодцы, ребята, выручили Федору! А теперь пора немножко размяться.

Игровая зона (выходим к кроватям)

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

Будем прыгать и шагать,

Будем силы набирать.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Дружно к бедненьким зверятам

По траве пройдут ребята.

Вдруг раздается стук (из видеоряда).

- Ну что, вы пришли на полянку, а цветы то на ней не простые.. ха-ха.. сказочные. На каждом лепестке загадка из сказок Чуковского. Я-то все отгадки знаю, а вы-то не отгадаете! Ха-ха-ха…

- Кто это такой вредный, ребята? (таракан из сказки «Тараканище»). И вправду, у нас под ногами цветочки, давайте их соберем. (Дети собирают цветочки и отдают мне). Смотрите на первом не простые загадки, а загадки эмоции! Надо без слов, выражением лица показать то, что я прочитаю. Давайте все выполним и проучим таракана!  По очереди тяните лепесток.

1 цветок

  1. У бегемотика сильно болит живот
  2. Крокодил вместо солнца съел кислый лимон
  3. Звери увидели страшного усатого таракана
  4. Мойдодыр сердится на грязнулю
  5. Айболит вылечил тебя вкусной конфетой
  6. Федора расстроилась, что вся посуда убежала

У фланелеграфа

2 и 3 цветок  А на этих цветках задание посложнее. На каждом лепестке нарисован предмет. Вам надо сказать, что этим предметом делают и из какой он сказки. Например: «Это фонарик. Фонариком освещают путь в темноте. Он из сказки «Муха-Цокотуха». И повесить лепесток у подходящей картинки.

Мыло, полотенце, зубная щетка, мочалка, утюг, ложка, метла, топор, кастрюля, градусник, шприц, лекарство.

- Какие мы молодцы! Проучили таракана! Ребята, скажите. А в сказке «Тараканище» звери напрасно боялись таракана? (да)

- Почему? (ведь он совершенно маленький и беззащитный).

- Чем же закончилась сказка? (Воробей проглотил таракана.)

- Правильно, воробей оказался каким? (самым смелым среди всех зверей).

- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими).

- Давайте в честь смелого воробья придумаем синквейн!

Магнитная доска.

Картинка воробья висит.

- Кто помнит, что такое синквейн? (это стих без рифмы, в котором 5 строк). Давайте вспомним как он сочиняется. (на магнитной доске схема синквейна).

- Первое слово в синквейне – это то, о чем сочиняем: предмет или герой. Вторая строка – это слова-признаки, какой герой. Третья строка – это слова-действия, что делает герой. Четвертая строка – это предложение про героя. Пятая строка –обобщающее слово или ассоциация.

Сочиняем с детьми синквейн, я записываю его на магнитной доске.

Воробей.
Смелый, ловкий.
Летает, прыгает, сражается.
Он победил страшного таракана.
Герой. / Победитель

III Заключительная часть

- Молодцы, ребята! Смотрите, воробей, за такой замечательный синквейн дарит нам ключи от замкА. Пойдемте открывать наш сундук!

У раздаточного стола.

Открываем сундук, а там записка от Мойдодыра.

«Дорогие ребята, вы большие молодцы! Вам понравилось путешествие по сказкам К.И. Чуковского? (да)

Чему вас научили эти сказки?

(быть добрыми, смелыми, опрятными, ухаживать за своими вещами…)

- А как называются сказки и рассказы, которые чему-то учат? (поучительные)

Спасибо большое вам за интересное путешествие. Как я и обещал на дне сундука вас ждет подарок! До свидания, друзья, до встречи на страницах книги!»

- Смотрите Мойдодыр подарил нам прекрасный театр по сказкам Чуковского!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...

Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми Математическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились» старшая группа компенсирующей направленности для детей с Т

КонспектСовместная образовательная деятельность с детьмиМатематическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились»старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Методическая разработка ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (4-5лет) на тему: "Путешествие в снежное Королевство

Дети отправляются в Царство Снежной Королевы выполнять ее задания, чтобы растопить ледяное сердце и снять ее волшебство. Если ребята выполнят все задания, то сердце оттает и на смену  зиме прид...