методическая разработка по основа безопасности жизнидеятельности (подготовительная группа)
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая рекомендация
«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста
через исследовательскую деятельность»
Выполнила воспитатель:
Крикау Мария Геннадьевна
2025г.
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.
Теперь поговорим о методах организации познавательно-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты и эксперименты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- моделирование.
Эвристическая беседа, когда воспитатель вместо сообщения детям готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам.
Примером такой беседы может быть вопрос о природе. Воспитатель задает вопрос «Какая зима на Камчатке» и когда получает короткий ответ, например, «Морозная», воспитатель начинает задавать наводящие вопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ребенку его обосновать. К примеру, воспитатель спрашивает о расположении Камчатки на карте по отношению к другим регионам России, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории государства, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только развернутый ответ, но и обосновать его.
Следующий объединенный метод – это опыт и эксперимент.
Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад. Опыт, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить. Эксперимент, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате.
Бывают опыты, эксперименты индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа). По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. Классификация экспериментов и опытов по продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут). По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат). По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно стояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например: Игра «Шифровка различных объектов» (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.) Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы, и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.
Что касается метода – наблюдения, то в педагогическом процессе мы применяем несколько их видов:
Кратковременное наблюдение — используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение — проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.
Сравнительное наблюдение — В поле зрения детей оказывается 2–3 объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений.
Дедуктивное наблюдение — обладая достаточными знаниями об окружающем мире, умением выявлять элементарные причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством взрослого могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий, выявить источник или причину наблюдаемых явлений. Например, определить по следам, какая птица или животное их оставило, как они передвигались, в какую сторону.
Подготовительная группа. В старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. У детей этого возраста систематизируются и обобщаются знания, помогающие видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Самостоятельно ставят цели, составляют план, его реализуют, подводят итоги наблюдения.
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Разрешает проблемную игровую ситуацию, приобретает необходимый опыт деятельности. Необходимо учитывать принципы организации игр – экспериментов – это учет возраста и опыта детей; доступности содержания игр; сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр; постепенного усложнения игр. Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:
- игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет – не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
И наконец, фиксация результатов может осуществляться разными способами:
- схематическое рисование объекта;
- использование условных знаков;
- фотографирование;
- запись рассказа ребенка воспитателем;
- запись наблюдений детьми воспитателем;
- аппликации,
- работой в календарях наблюдений,
- познавательные альбомы, книги созданные руками детей,
- коллекции и т.д.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации исследовательской деятельности.
- Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты экспериментирования являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности для средней группы на тему: «Путешествие по сказкам»
На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире....

Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности "Наша скорая помощь"
Конспект комплексного занятия «Наша скорая помощь» в подготовительной группе.Конспект комплексного занятия «Наша скорая помощь» Цель: Продолжать расширять представление де...

Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе «Путешествие футбольного мяча»
В данную методическую разработку вложены образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи. Материал знакомит детей с основами безнопасности жизнедеятельности, а именно, с правилами дорожн...

Методическая разработка: Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?»
Обобщить знания и закрепить умения детей по всему пройденному материалу: умение считать, решать задачи. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания детей о гласных и согласных зв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Вашему вниманию предложена система методических приемов и занятий по ознакомлению дошкольников с правилами...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Сказочное путешествие в страну Финансов" методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Квест-игра направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений через игровую деятельность....

Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....
