Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по обж (средняя группа)
Цель:Формирование навыков осознанного поведения в условиях опасности. Развитие способности самостоятельно анализировать ситуации риска. Обучение правильному поведению в экстремальных ситуациях.
Задачи:создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
- создает благоприятные условия для созерцания и восприятия нужной информации;
- создает условия для самостоятельной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Собственный педагогический опыт
воспитатель
Жидикулова Асель Камидуллаевна
Тема: Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста.
Оренбургский район, с. Ивановка 2025г.
Оглавление
- Титульный лист.
- Сведения об авторе.
- Условия формирования опыта.
- Адресность опыта.
- Актуальность и перспективность опыта.
- Новизна и оригинальность опыта.
- Теоретическая база педагогического опыта.
- Технология опыта.
- Результативность и технологичность опыта.
- Список литературы.
2. Сведения об авторе
Ф.И.О: Жидикулова Асель Камидуллаевна
Образование: среднее специальное; переобучение и присвоение должности
воспитатель
Название учебного заведения:
- ФГОУ СПО «Погроминский аграрный техникум»
- УДПО «Учебно-методический центр Федерации организации профсоюзов
Оренбургской области»
Специальность по диплому:
- Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
- Методика и педагогика дошкольного образования
Квалификация по диплому:
- бухгалтер
- воспитатель дошкольного образования
Место работы: МБОУ «Ивановская СОШ» (дошкольный уровень)
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 1 год
Стаж в занимаемой должности: 1 года
Категория: нет
Квалификация: воспитатель
#1059;словия формирования опыта.
Конфуций: "Знание есть познание того, что знаешь, и незнание есть познание того, чего не знаешь; это истинное знание".
Первоначальным условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к организации дошкольного образования и педагогу современным обществом, так как актуальной проблемой психолого- педагогических наук становятся методики эффективного усвоения разнообразной информации, а 21 век-это век информационных технологий.
Другие важнейшие условия на идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС ДО;
- изучение научно-методической, педагогической и психологической литературы;
- прохождение вебинаров, семинаров;
- изучение опыта коллег, диагностика собственного опыта;
- организация саморазвития и интерес к данной теме;
- возможность видеть потенциал в образовательном процессе информационных технологий;
- внедрение говорящей стены в разных образовательных учреждениях и социальных сферах.
- необходимость создания авторских наглядных пособий.
В начале работы над избранной темой мною была сформулирована гипотеза: как использование новой, инновационной технологии «говорящая стена» в образовательной среде повлияет на качество успешности дошкольника, на освоение программного материала и на развитие игровой деятельности через умственную активность детей.
Внедрение в образовательный процесс «говорящей стены», которая представляет собой инновационное педагогическое решение, направленное на формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста, а игра является основным видом деятельности дошкольника. Считаю, что использование технологии «говорящей стены» позволяет создать увлекательную среду, стимулирующую познавательные процессы ребенка, развивает внимание, память и способность быстро ориентироваться в нестандартных обстоятельствах.
#1040;дресность опыта.
Представленная методическая разработка полезна: педагогам, специалистам образования, родителям и вызовет интерес у педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут воспользоваться опытом педагогической работы в реализации тематических недель, проектов, тематической беседы.
Применение современных педагогических технологий помогут усилить образовательную успешность дошкольников и получить широкое распространение, так как каждый педагог, специалист – и начинающий, и опытный – способен творчески применять технологии в своей работе.
#1040;ктуальность и перспективность опыта.
За время работы воспитателем в МБОУ «Ивановской СОШ» сделала вывод, что важность образования определяется не объемом накопленных знаний, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, умеешь, чему учишь. Постоянно думаешь, а что нового, интересного ты можешь показать детям, чему научить, что бы твое занятие было полезным, качественным и запоминающимся. Поэтому хочется подобрать то, что поможет сделать занятие интересным, интеллектуальным, развивающим, познавательным и запоминающимся.
Перед каждым педагогам в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость педагога, его профессиональное кредо, личностную позицию. Поэтому нужно постоянно искать новые технологии в обучении дошкольников, которые бы позволяли решать задачи образовательной области.
«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Современные дети живут в условиях активного цифрового окружения, которое требует специальных методов и средств адаптации к реалиям 21 века. Дети раннего возраста воспринимают окружающую действительность главным образом через слух и зрение, поэтому использование звукового сопровождения и наглядных образов усиливает эффект от занятий по обучению правилам безопасности.
Преимущества технологии:
- Повышение мотивации и интереса детей к изучению материала.
- Индивидуальное взаимодействие с каждым ребенком, учитывающее его темперамент и потребности.
- Интуитивность управления, обеспечивающая комфортное освоение содержания.
- Создание условия для совместного участия родителей и педагогов в процессе воспитания.
Суть технологии заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно видеть необходимый материал, обновлять и закреплять свои знания, то есть получать необходимую информацию, также имеет право выбора планировать свою деятельность, в том числе и в рамках свободной деятельности, тем самым может конструктивно использовать информационный ресурс. Как мы видим, плюсов очень много для реализации данной технологии.
Развивающая среда в ДОО должна соответствовать современным условиям. Так как дети проводят в ДОО большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Здесь перед педагогом стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Каждый день воспитанники должны себя чувствовать здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новые, модные игрушки, пособия, но педагогу необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФОП ДО), поэтому важно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но помещение зачастую не соответствует желаемому).
Этот вопрос решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, технические средства обучения, игры и различные тематические картинки (иллюстрации).
Применение говорящих стен создает благоприятные предпосылки для дальнейшего совершенствования методик воспитания безопасности. Возможность современных технологий открывают пути для расширения функционала и повышения эффективности учебных процессов:
-Развитие персональных профилей детей, отслеживающих динамику их познания основ безопасности.
-Автоматизация оценки уровня готовности каждого ребенка к самостоятельной ориентации в окружающей среде.
-Организация сотрудничества между учреждениями дошкольного образования и семьями воспитанников для совместной проработки проблем безопасности.
Таким образом, технология «говорящая стена» представляется важным элементом инновационной инфраструктуры воспитания детей младшего, среднего возраста, имеющим большой потенциал для становления эффективных практик формирования основ безопасности.
#1053;овизна и оригинальность опыта.
Опыт использования технологии "говорящей стены" в работе по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста отличается новизной и оригинальностью сразу по нескольким аспектам:
Новизна подхода:
Традиционно обучение основам безопасности осуществлялось через словесные объяснения взрослых, демонстрацию плакатов, просмотр мультфильмов и проведение тематических бесед. Появление "говорящей стены" меняет сам принцип подачи информации: материал представлен в игровой форме, интегрирует мультимедиа-компоненты (звук, изображение, анимация) и непосредственно взаимодействует с ребёнком, реагируя на его действия.
Основные характеристики новаторства:
1. Игровой характер обучения: Ребенок учится через игру, не осознавая серьезности происходящего. Таким образом, формируются устойчивые ассоциации между действиями и последствиями, полезные в реальной жизни.
2. Высокая степень привлекательности: Яркая графика, анимации, приятные голоса героев и веселые звуки(песни) привлекают внимание малышей, стимулируют любопытство и желание разобраться в содержании урока.
3. Индивидуальный подход: Каждый ребенок получает уникальную траекторию обучения, соответствующую его уровню развития и потребностям.
4. Возможность мониторинга прогресса: Система фиксирует успехи малыша, формируя базу данных, доступную педагогам и родителям.
Практическое значение:
Данный опыт успешно проверен в ряде российских дошкольных учреждений и получил положительные отзывы от специалистов и семей воспитанников. Результаты показывают значительное повышение уровня информированности детей относительно ключевых аспектов личной безопасности.
Выводы:
Внедрение технологии "говорящей стены" открывает широкие перспективы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду, превращая традиционный классный кабинет в высокотехнологичное пространство, привлекательное и эффективное для маленьких учеников. Этот метод способен значительно усилить качество работы педагогических коллективов и способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка.
#1058;еоретическая база педагогического опыта.
Теоретическая база педагогического опыта, посвящённого внедрению технологии "говорящей стены" в работу по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста, включает ряд ключевых направлений и концепций, необходимых для осмысления и обоснования целесообразности применения данного метода.
Ключевые теоретические положения:
1. Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста. Важнейшими характеристиками являются преобладающая роль наглядно-образного мышления, высокая восприимчивость к яркому, красочному и звучащему миру, склонность к подражательству и игре. Всё это определяет необходимость использования специально разработанных методик и техник подачи учебного материала.
2. Принцип развивающего обучения, предложенный Львом Выготским, подчеркивает важность зоны ближайшего развития ребенка, включающей задания, которые находятся чуть выше текущего уровня способностей ребенка, и требуют помощи взрослого. Именно в рамках этого принципа технология "говорящей стены" создает условия для индивидуального продвижения каждого воспитанника вперед.
3. Концепция интерактивного взаимодействия, выдвинутая американским учёным Джеромом Брунером, утверждает, что успешное обучение достигается тогда, когда ученик принимает участие в активных формах познания, общаясь с преподавателем и сверстниками. "Говорящая стена"
реализует идею интерактивности через постоянное взаимодействие ребенка с системой.
4. Принципы игрового обучения, изложенные отечественным педагогом Ш.А. Амонашвили, подчёркивают значимость игры как ведущего вида деятельности дошкольника, через который осуществляется передача жизненно важного опыта. Применение "говорящей стены" как элемента игровой среды способствует созданию особой атмосферы, располагающей к восприятию важной информации.
5. Педагогический мониторинг, введённый А.М. Кондаков, подразумевает систематическое наблюдение за результатами учебной деятельности ученика. Система "говорящей стены" оснащена средствами фиксации успехов ребенка, что даёт возможность отслеживать его развитие и вносить своевременные коррекции в учебный процесс.
Заключение:
Включение технологии "говорящей стены" в педагогический арсенал дошкольных учреждений обусловлено современными представлениями о закономерностях психического развития детей, дидактическим значением игры и важности индивидуальной траектории обучения. Такой подход позволяет наиболее полно реализовать личностно-развивающий потенциал детей, создавая основу для осознанного отношения к собственной безопасности.
#1058;ехнология опыта.
Технология «говорящая стена» представляет собой образовательную систему, основанную на применении специальных интерактивных стендов и панно, оборудованных элементами аудиозаписи и воспроизведения звукового сопровождения.
Основные цели технологии:
- Формирование навыков осознанного поведения в условиях опасности.
-Развитие способности самостоятельно анализировать ситуации риска.
-Обучение правильному поведению в экстремальных ситуациях.
Структура метода включает следующие компоненты:
- Интерактивные панели с изображением конкретных объектов и ситуаций, представляющих потенциальную опасность (например, электроприборы, огонь, дорога).
- Звуковое сопровождение, которое активируется путем прикосновения к изображениям или нажатия кнопок. Голоса персонажей, звуки природы, предупреждающие сигналы создают эффект присутствия и привлекают внимание детей.
- Разделители тематического содержания: отдельные зоны, посвящённые разным аспектам безопасности (домашняя обстановка, улица, природа).
- Вопросы и задания для самостоятельного решения, направленные на проверку понимания и запоминания полученной информации.
2. Основные компоненты технологии.
Аудиокомпонент.
Запись голоса взрослого человека, объясняющего правила безопасности простым языком, либо запись голосов животных, природных шумов, сигнализационных сигналов, что усиливает восприятие и запоминание ребенком услышанного.
Наглядный компонент.
Графические иллюстрации, фотографии, схемы, знаки дорожного движения и пожарной безопасности, позволяющие визуально представить опасности и меры предосторожности.
Игровой компонент.
Создание игрового пространства вокруг темы безопасности: квесты, игры с правилами («светофор», «спасатели»), загадки и головоломки.
Информационно-коммуникативный компонент.
Организация общения детей друг с другом и взрослыми посредством обсуждений и совместной деятельности, укрепление доверия и взаимопонимания.
3. Принципы организации технологии.
Принципом организации технологии является учет возрастных особенностей детей, соблюдение дидактических принципов научности, систематичности, преемственности и доступности. Основными принципами являются:
- Доступность и наглядность: подача информации простыми словами, в яркой образной форме.
- Активизация интереса: вовлечение детей в активные игровые формы занятий, поддерживающие мотивацию к изучению.
- Повторяемость и закрепляемость: регулярное возвращение к изученным материалам, упражнения на повторение и применение полученных знаний.
- Индивидуализация подхода: адаптация содержания и форм подачи материала под потребности конкретного ребенка.
4. Возможные направления внедрения.
Технология «говорящая стена» может использоваться в разных образовательных учреждениях и социальных сферах:
- Дошкольные учреждения: интеграция в программы дополнительного образования, проведение специализированных занятий и мероприятий.
- Общественные места: установка в детских садах, поликлиниках, торговых центрах для привлечения внимания родителей и самих детей.
- Семья: распространение компакт-дисков и пособий для домашнего пользования родителями.
- Интернет-ресурсы: размещение виртуальных версий стендов на сайтах учреждений и организаций, занимающихся профилактикой детского травматизма.
Заключение главы.
С применением данной технологии решаются важные задачи:
- создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
- создает благоприятные условия для созерцания и восприятия нужной информации;
- создает условия для самостоятельной деятельности.
Применение технологии «говорящая стена» создаёт эффективные условия для активного усвоения знаний и навыков безопасности у детей дошкольного возраста. Эта методика гармонично сочетает игровую деятельность, взаимодействие с окружающим миром и усвоение жизненно важной информации, делая обучение безопасным поведением интересным и доступным для детей.
Игровая зона должна быть оборудована мягкими покрытиями, исключающими травмы при падении. Пространство организуется таким образом, чтобы детки могли свободно перемещаться и взаимодействовать друг с другом.
Материалы для занятия должны быть яркими, привлекательными и понятными ребенку. Они должны способствовать развитию речи, памяти и внимания.
Педагоги должны постоянно наблюдать за реакцией детей на занятиях, фиксируя изменения в поведении и эмоциональном состоянии.
При необходимости программа занятий подлежат коррекции, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от 10 минут до 30 в подготовительной группе.
«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ООД. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Наша интеллектуальная «говорящая» стена представляет собой полотно ковролина (ткань) , где детей встречает герой Карлсон (понятный детям по возрасту), по просьбе которого решаются проблемные ситуации.
По теме Безопасность, при помощи «говорящей» стены проводим работу по трем направлениям:
1. Безопасность дома;
2. Безопасное поведение в детском саду;
3. Безопасное поведение на улице в летний, зимний период.
Наполняемость нашей «говорящей» стены составляют демонстрационный материал и дидактические игры по теме.
Для решения задач по теме, мы проводим следующие дидактические игры:
«Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
«Как избежать неприятностей?»
Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.
«Опасно - неопасно»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
« Что может быть опасно - найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
«Можно - нельзя»
(с использованием фотографий детей).
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения.
«Собери картинку»
Цель: составить целое изображение из частей, объяснить суть предлагаемого сюжета, помочь запомнить данные правила.
«Какой лишний»
Цель: учить классифицировать предметы на картинках, развивать умение выделять лишний предмет. Закреплять знания об опасных предметах.
«Найди и обведи опасный предмет»
Цель: учить видеть и выделять опасный предмет, развивать моторику.
Проведение диагностики.
Дети рассматривают изображения и отвечают на вопросы воспитателя о правилах поведения в каждой ситуации.
Воспитатель фиксирует ответы детей, оценивая уровень понимания ими правил безопасности.
Анализ результатов.
Воспитатель сравнивает полученные данные с предыдущими результатами, выявляя динамику изменений.
Проводиться коррекционная работа с детьми, показавшими низкий уровень освоенного материала.
#1056;езультативность и технологичность опыта.
Применение технологии «говорящая стена» как средство организации работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста в образовательной области с детьми позволила достичь следующих результатов.
У детей:
- Увеличилось количество детей. Правильно называющих опасные предметы и явления.
- Улучшилось способность самостоятельно избегать рисков.
- Возросло число случаев самостоятельного обращения за помощью к взрослым при возникновении трудностей.
Кроме того, педагоги отмечают возросшую активность детей в ходе занятий, улучшение памяти и концентрации внимания, усиления положительных эмоций от посещения ДОУ.
У педагогического сообщества:
Возможность внедрения представленного материала в педагогическую деятельность педагогам ДОУ.
Предлагаемая методика имеет значительный потенциал для масштабирования и популяризации среди дошкольных учреждения различного типа. Преимущества « говорящей стены» делают ее незаменимым инструментом в руках педагогов, заинтересованных в повышении качества воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, технология «говорящей стены» доказала свою высокую результативность и технологичность, став действенным средством формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста.
#1057;писок литературы.
При подготовке научно-методического материала на тему использования технологии "говорящей стены" как средства формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста рекомендуется включить следующий список литературы:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: Московский психолого-социальный институт, 2018.
2. Баранова Т.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. М.: Центрполиграф, 2019.
3. Волков Б.С. Психология подросткового возраста. М.: Логос, 2017.
4. Данилова Л.Е. Психологическое сопровождение развития ребенка. СПб.: Речь, 2018.
5. Калягин В.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2019.
6. Левченко И.Ю. Проблемы воспитания и развития детей раннего возраста. М.: АСТ-Пресс Книга, 2018.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка. М.: Институт практической психологии, 2017.
8. Муратова И.Н. Современная педагогика: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2019.
9. Николаева С.Н. Теория и практика воспитания детей раннего возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2018.
10. Смирнова Е.О. Игра и развитие ребенка. М.: Академия, 2019.
11. Чиркова Т.И. Методика диагностики психологической готовности ребенка к школе. М.: Генезис, 2018.
12. Щербакова А.Ф. Проблема безопасности детей в современном мире. М.: Высшая школа, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста.
В статье идет речь о формировании основ безопасности у детей дошкольного возраста посредством интерактивной технологии "Говорящая стена", о ее внедрении в предметно - развивающую среду...

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
материал для педагогов...

"Говорящая стена как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Статья, Говорящая стена как средство развития в современном мире....

«Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
образоваОбразовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений....

Консультация для воспитателей ДОУ «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве....

"Говорящая стена", как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Говорящая стена, как средство общения детей дошкольного возраста....
