Участники проекта: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатели Кузовчикова Е. А., Ковалëва Е. М., учитель – логопед Сидорова С. М., родители.
Продолжительность проекта: октябрь
Вид проекта: познавательно – творческий
Предполагаемый результат:
-осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
-проявление дисциплинированности, выдержки;
-знание правил безопасного поведения на улицах города;
-умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
-умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- знания об оказании первой медицинской помощи.
Актуальность проекта: ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна.
Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Привлечь родителей к проблеме сохранения безопасности жизни ребенка.
Задачи проекта:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведениипри контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
-развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- выбор темы и ее актуальность;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме проекта: подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме; подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ОБЖ;
-подбор информации для родительского уголка;
-музыкальная подборка песен;
-подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;
составление плана основного этапа проекта; опрос детей.
2. Основной этап
Содержание деятельности воспитателя и детей:
«Спички это не игрушки!, «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», «Здоровье и болезнь», «Безопасное поведение на улице».
Познавательные беседы:
«Знаете ли вы правила пожарной безопасности», «Опасные ситуации на улице и во дворе», «Экстренные службы: полиция, скорая помощь, пожарная, газовая служба», «Когда ты дома один», «Осторожно! Бытовая химия», «Осторожно! Электричество», «Не играй с бродячими животными», «Если ты заблудился в лесу», «Если хочешь быть здоров».
Чтение художественной литературы :
сказок, рассказов, стихов: Житков Б. «Пожар в море». «Пожар». «Дым»., Маршак С. "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое", Сказка «На лесной тропинке» (Т. Шорыгина), «Советы лесной мышки» (Т. Шорыгина), «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева), Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; Носов Н. «Автомобиль»; С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»;
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций:
-«Дорожная безопасность», «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД), «Специализированный транспорт», «Дорожные знаки», «Безопасность в доме».
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
«Как себя вести с незнакомцами», «Уроки о дороге», "Железная дорога", "Гражданская оборона"
Просмотр мультипликационных фильмов
«Уроки тётушки Совы», «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками, «Правила безопасного поведения детей на природе».
Дидактические игры:
«Как спастись от неприятностей», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Покажи такой же знак»,
«Собери в корзинку съедобные грибы» и т.д
Подвижные игры:
«Жесты регулировщика», «Стоп», «Светофор».«Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый»,
«Лучший пешеход», «Сигналы светофора», «Пешеходы и автомобили»
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы - пожарные», «На посту ДПС», «Скорая помощь», «Осторожно, улица!», «Поездка на автобусе»
Художественно – творческая деятельность:
Рисование «Осторожно, огонь», «Дорожные знаки»
Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность», "Осторожно, поезд!";
Лепка «Пожарный», «Светофор»
Развивающая среда:
-наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, картинки по ОБЖ); дорожные знаки, макеты; настольные игры, дидактические игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр(телефон, форма сотрудника ДПС ,пожарного, игрушки машин специального назначения (скорая ,пожарная ,полиция)
Работа с родителями:
-Беседы с родителями о предстоящей работе над проектом «Осторожен будь всегда!»
- Консультация для родителей на тему:«Внешность человека может быть опасна», «Правила поведения на воде»
- Папки передвижки «Каждый ребёнок должен знать», «Безопасность вашего ребёнка»,
3.Заключительный этап:
Мастер-класс «Будь заметней в темноте!»
Результаты:
Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников.