Семинар - практикум для педагогов на тему: "Обучаем ОБЖ играя"
консультация по обж
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии.
А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Утверждено:
Заведующий МАДОУ ДС № 14
«Дюймовочка» г. Янаул
________ Л.Ф. Марданова
Приказ № ____ от «___» _____ 202___г
Семинар - практикум для педагогов
«Обучаем ОБЖ играя»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Саляхова О. Ф.
Октябрь 2025г.
Семинар – практикум: «Обучаем ОБЖ играя».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;
- Активизация знаний педагогов по проблеме;
- Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.
Актуальность
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии.
А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий.
Теоретическая часть семинара
Введение в тему.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций: техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети.
И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область.
«Безопасность» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.
В основной образовательной программе «От рождении до школы» образовательная область «Безопасность» содержит 4 основных раздела:
- Бережем своё здоровье
- Безопасный отдых на природе
- Безопасность на дорогах
- Безопасность собственной жизнедеятельности
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой ДО по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
« Доверительно деловой контакт»
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:
- Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
- Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
- Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
- Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
- Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
- Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
Из опыта работы на тему «Обучаем ОБЖ играя»
по безопасности в природе и в быту.
Игры по безопасности для дошкольников рекомендуется проводить начиная со 2 младшей группы. Занятия, воспитывающие в детях навыки обращения с огнем, поведения в критических ситуациях, проводятся в комплексе и дополняются соответствующей предметно-игровой средой.
В тематические беседы включаются дидактические игры по безопасности для дошкольников: «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара» и другие.
Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. В таких играх вместо обычного сигнала, например, можно использовать запись пожарной сирены.
В процессе формирования у детей осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни, обучения соблюдению элементарных правил безопасного поведения использую:
-Презентации «Азбука безопасности»;
-Плакаты «Правила пожарной безопасности», «Детям об огне», «Правила поведения при пожаре», «Правила поведения в лесу»; «Правила дорожного движения»; «Правила поведения на воде; у воды»; «Незнакомец – это не друг» и др.;
- Наглядно-методический материал («Уроки безопасности»);
- Картотеку дидактических, сюжетных и подвижных игр;
- Художественную литературу («Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака; «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б.Житкова; «Спор воды с огнем» К.Д.Ушинского; «Огниво», «Снеговик», «Стойкий оловянный солдатик», «Лен» Г.Х.Андерсена; «Огневушка – Поскакушка» П.П.Бажова; «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова; «Маугли» Д.Р.Киплинг; «Дракончик аленький» В.А.Шипуновой; русские народные сказки «Жар-птица и Василиса царевна», «Сивка-Бурка», «Снегурочка»; марийская народная сказка «Огонь и человек», итальянская народная сказка «Огонь, Вода и Честь» и др.; «Новые правила поведения для воспитанных детей»; пословицы и поговорки об огне; «Вредные советы» Г.Остера; «Правила пожарной безопасности для детей» Т.А.Шорыгиной; «Огонь – друг, огонь – враг» И.А.Лыковой и В.А.Шипуновой; стихи Л.Зильберг;
Деятельность как условие по ознакомлению
с основами безопасности жизнедеятельности.
Деятельность является средством и условием, обеспечивающим ребенку активно самостоятельно познавать окружающий мир и стать частью этого мира, формирование многих личностных качеств.
Деятельность делиться на две группы. К первой относятся: игра и продуктивные виды деятельности.
Игра, по мнению А.Н. Леонтьева дает ребенку «Доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». В игре ребенок отражает значимые события, что волнует общество, где подстерегают ребенка опасности. Отражая события ребенок становится участником, знакомится с миром, действуя активно. От игры зависят поступки в различных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Искренние переживания в игре учат ребенка силе самой игры. Ведь в игре дети отражают то, что их особенно поразило, удивило, оставило яркое пятно, явление, факт. Используются словесно - наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно - ролевые и театрализованные игры в ознакомлении детей основам безопасности жизнедеятельности.
В рисунках, в лепке, в конструировании дети сознательно показывают окружающую действительность. Действительность отражают на основе воображения, наблюдений, впечатлений, полученных через беседу, картину, иллюстрации и другое. Процесс рисования может протекать через игру. Можно попросить детей нарисовать картинки из сказки «Кошкин дом»: Вторая группа это - предметная деятельность, труд, наблюдения.
Предметная деятельность заключает в себе познание ближнего окружения с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипуляция с предметами, дает навык знаний об свойствах, качествах, назначении и функции их. Она удовлетворяет познавательные интересы детей, помогает ориентироваться в окружающем мире, чувство уверенности, управление миром.
С помощью трудовой деятельности ребенок приобретает и обогащает социальный опыт.
Наблюдение занимает особое место и обогащает социальный опыт детей, но чтобы не делали дети, они всегда наблюдают и все запоминают. Наблюдение развивает познавательные интересы, закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе воспитания и обучения ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого, который организует получение знаний, контролирует усвоение детьми знаний, производить коррекционную работу. Выделяют четыре особенности воспитания и обучения:
1) слово - это главное между ребенком и ознакомлением с основами безопасности жизнедеятельности, большое значение имеет речь педагога, образность речи, конкретность, четкость мысли: беседы, чтение художественной литературы, стихов;
2) восприятие ребенком действительности, чувственного опыта, экспериментирование;
3) эмоции дошкольника, эмоциональное отношение, способствует активности детей в усвоении знаний: конструктивная деятельность;
4) под непосредственным руководством взрослого проводиться обучение детей.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
жизнедеятельности.
Использование метода сравнения необходимо определить, с чего начинать сравнивать по сходству или по контрасту, группировать или классифицировать. Для этого на уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Классификация в данном методе способствует познавательной активности, используется не как самоцель, а отображая предметы для выставок, альбомов и т.д.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применения знаний на деле, развитие мышление, воображения и подготовку выбора из экстремальной ситуации в жизни. Главное чтобы дети самостоятельно проявляли гибкость мышления при нахождении правильного ответа.
Метод повторения основывается на важном дидактическом принципе, без которого нельзя говорить о прочности знаний и воспитании чувств. Педагог требует от детей умение повторять усвоенное. Это приводит к появлению обобщений, выводам, повышают двигательной активности.
Экспериментирование дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение, опровержение собственных представлений.
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и закрепление чувств. Воображаемая ситуация: путешествие, встреча. Повышение эмоциональной активности происходит с помощью игр - драматизаций.
Придумывание сказок на разные темы сильно воздействует на чувство оказываемые в сочетании с разнообразными средствами на занятиях.
Практическая часть семинара
Деловая игра
Викторина
1-е задание (разминка)
1-я команда
1. При поступлении на работу воспитатель должен пройти предварительный медицинский осмотр и обязательно …. (инструктаж)
2. О каждом несчастном случае в учреждении воспитатель после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему должен сообщить (руководителю учреждения, родителям ребенка и другим лицам)
3. На этом размещают огнетушители, багры, топоры, ведра. Рядом устанавливается ящик с песком и лопатами (пожарные щиты)
4. Место первоначального возникновения пожара (очаг пожара)
2-я команда
1. Кто несет персональную ответственность за здоровье и безопасность детей во время нахождения в ДОУ при проведении всех режимных моментов (воспитатель)
2. Наиболее распространенное огнетушащее вещество для борьбы с загораниями и пожарами, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью (вода)
3. Устройство, при котором принцип огнетушащего действия хладонов основан на снижении объемного содержания кислорода в газовой среде (огнетушитель)
4. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (пожар)
2 задание «Верно - не верно» - команда должна либо подтвердить, либо опровергнуть высказывание, показывая красный или зелёный круг или флажок.
1-я команда
Профессия пожарных считается героической. Героев награждают медалями “За отвагу”, “За спасение погибавших”; орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством” (верно)
Для прекращения горения необходимо выполнить хотя бы одно из условий, например, прекратить поступление окислителя (кислорода воздуха) (верно)
Чаще всего люди на пожарах гибнут от огня и высокой температуры, а не из-за понижения концентрации кислорода в воздухе и отравления токсичными продуктами горения (не верно)
Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости (верно)
Детям разрешается пользоваться без вашего надзора огнем (спичками, свечами, бенгальскими огнями, петардами и проч.) (не верно)
При запахе газа нужно прекратить пользоваться газовыми приборами (верно)
2-я команда
Основные причины пожаров: неосторожное обращение с огнем; возгорание нагревательных приборов, телевизоров, электропроводки; неправильное устройство печей, дымоходов; шалости детей с огнем; неумелое обращение с газовыми приборами (верно)
При возникновении пожара необходимо открыть все форточки и окна с целью доступа кислорода в помещение (не верно)
Горение возникает при наличии трех обязательных составляющих: горючего вещества, окислителя и источника зажигания (верно)
Признаки неисправности электропроводки: горячие электрические вилки, звук потрескивания в розетках, запах горящей резины (верно)
Обнаружение места утечки газа из газопроводов, баллонов или газовых приборов производится специалистами только с помощью кисломолочного раствора (не верно) (мыльного - пены).
Нельзя вешать в непосредственной близости от плиты полотенца, прихватки, занавески; складывать рядом бумажные пакеты и коробки (верно)
3 задание: Дидактическая игра «Добрый и злой огонь» (за столом)
4 задание «Что лишнее» (каждый участник выбирает лишний ответ на вопрос)
1-я команда
Системы противопожарной защиты (система оповещения, противопожарный водопровод, пожарная собака)
К легковоспламеняющимися и горючим жидкостям относится (вода, ацетон, лак).
Знание и выполнение требований инструкции по охране труда является должностной обязанностью воспитателя, а её несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РК (дисциплинарная, моральная, уголовная) (материальная)
Склонны к самовозгоранию (солома, листья, мука)
Эти горючее вещество плавятся, растекаясь, что увеличивает очаг горения (резина, металлы, бумага)
Первичные средства пожаротушения – это (верёвка, огнетушители, песок)
2-я команда
Технические средства защиты при пожаре (план эвакуации, опасная ситуация, противопожарные щиты)
При работе в ДО на воспитателя действуют следующие опасные и вредные факторы (эмоциональное напряжение, пожарная опасность, обморожение)
Без пламени горят твердые вещества (мел, графит, кокс)
Для тушения сетей электропровода и установок, находящихся под напряжением можно использовать (песок, воду, землю)
Запрещается тушить водой (горящий бензин, древесину, масла)
Переносные огнетушители могут быть (перекладными, ручными, ранцевыми)
5 задание: Игра по ПДД -«Передай жезл»
Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.
Ситуация из сказки
- Бабушка с Красной Шапочкой подошли к проезжей части дороги.
- Бабушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.
- Не торопись, Красная Шапочка, надо кое-что учесть, - ответила бабушка.
- Да что там учитывать! – настаивала Красная Шапочка.
- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!
Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?
Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т.д.)
2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов!!! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»
Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?
Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т.п.
6 задание: Игра «Закончи предложение».
1-я команда
1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)
2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)
3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)
4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)
5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)
2-я команда
1. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)
2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)
3. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)
4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)
5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)
7 задание: Игра «Полезная и вредная еда»
А сейчас я предлагаю Вам пройти экзамены на знание безопасности здоровья.
«Реши кроссворд»
Вопросы: 1. Травма, в результате которой появляется синяк. 2. Болезнь, вызванная вредными микробами. 3. Дезинфицирующее средство. 4. Попадание ядовитых веществ в организм. 5. Глубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым. 6. Специалист по оказанию медицинской помощи. 7. Легкое повреждение кожного покрова. 8. Невосприимчивость к болезни. 9. Возбудитель болезни. 10. Предмет, который годится для наложения шины. 11. Место хранения лекарственных препаратов.12. Вещество, находящееся в градуснике.
Ответы: 1. Ушиб. 2. Инфекция. 3. Зеленка. 4. Отравление. 5. Порез. 6. Врач.
- Ссадина. 8. Иммунитет. 9. Микроб. 10. Доска. 11. Аптечка. 12. Ртуть. Ключевое слово: БЕЗОПАСНОСТЬ
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами:
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинар-практикум для педагогов "Играем в подвижные игры"
Презентация подготовлена к семинару для педагогов....

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »
Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Семинар практикум для педагогов МБДОУ"Русские народные подвижные игры"
семинар-практикум для воспитателей...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
семинар - практикум...

Семинар - практикум для педагогов по теме «Сюжетно-ролевая игра патриотического содержания «Пожарные»: изготовление атрибутов из подручного материала»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проведению сюжетно-ролевой игры патриотического содержания и изготовлению атрибутов из подручного материала....

Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »
laquo;МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры...
