Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
проект по обж (младшая группа)
Проект о организации образовательной среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
Основные компоненты образовательной среды | Особенности организации образовательной среды |
Целевой блок | |
Цель | Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1–2 лет через создание развивающей, эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физическому, психоэмоциональному и социальному благополучию. |
Возрастная категория детей | Первая группа раннего возраста (1-2года) |
Методологический блок | |
Методологические подходы | • Личностно-ориентированный подход • Системно-деятельностный подход • Здоровьесберегающий подход • Игровой подход (как ведущий для данного возраста) • Принцип преемственности с семьёй |
Принципы | • Приоритет здоровья и безопасности • Доступность и посильность задач • Эмоциональная поддержка и принятие • Индивидуализация и дифференциация • Наглядность и предметность • Систематичность и преемственность |
Психолого-педагогический блок | |
Возрастные, индивидуальные особенности | • Интенсивное физическое развитие (овладение ходьбой, мелкой моторикой, координацией) • Формирование речи (от первых слов к фразовой речи) • Высокая потребность в эмоциональном контакте со взрослым • Низкая произвольность, короткий период концентрации внимания • Преобладание наглядно-действенного мышления • Начало развития самостоятельности и инициативы («я сам») • Высокая утомляемость — требуется частая смена видов деятельности и отдых |
Диагностика компонентов (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) здорового, безопасного образа жизни (диагностические методики, методы, критерии, показатели) | • Наблюдение за поведением ребёнка в повседневных ситуациях (умывание, еда, одевание) • Диагностика уровня сформированности гигиенических навыков (шкалы/карты наблюдений) • Косвенная оценка эмоционального состояния (настроение, реакция на новое, взаимодействие со взрослым) • Фиксация двигательной активности (частота, разнообразие, инициативность) • Анкетирование родителей по сну, питанию, режиму, привычкам
|
Благоприятная психологическая атмосфера (особенности взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом) | • Устойчивые эмоциональные связи «воспитатель–ребёнок» (воспитатель как «безопасная база») • Поддержка инициативы (без навязывания, с акцентом на «можно») • Спокойный, доброжелательный тон общения, минимальные запреты • Поддержка позитивного взаимодействия детей через совместные простые действия (перенос игрушек, укладывание куклы спать) • Включение в ритуалы (приветствие, прощание, переходы) для снижения тревожности |
Организационно-содержательный блок | |
Задачи | • Формировать первичные представления о своём теле, гигиене (мыть руки, умываться), здоровье • Создавать условия для физической активности (развитие ходьбы, лазанья, бросания/ловли) • Воспитывать навыки безопасного поведения в группе и на прогулке (не толкать, не бросать в лицо, держаться за руку взрослого) • Развивать самообслуживание: есть ложкой, снимать/надевать простую одежду, пить из кружки • Способствовать эмоциональному благополучию через ритуалы, тактильный контакт, положительное подкрепление • Вовлекать родителей в совместную реализацию здоровьесберегающих практик |
Программы, методики | • «ФОП ДО» — раздел «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» • Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика («Задуй свечку», «Филин дышит»), лёгкий массаж, ритмопластика, игровой стретчинг • Игровое оздоровление: фитбол-упражнения, ползунки-трассы, мягкие модули • Ранняя профилактика травматизма через ситуативные игры и сказки-предупреждения |
Формы организации (с детьми, родителями, социальными партнёрами) | С детьми: – Режимные моменты как образовательные ситуации (умывание, одевание) – Подвижные и пальчиковые игры, ритуалы расслабления – Мини-прогулки и сенсорные тропы в группе/на участке – Кукольный театр («Как зайка умывался») С родителями: – Консультации по темам: «Режим дня как основа здоровья», «Безопасность дома и на улице», «Первые навыки самообслуживания» – Совместные мастер-классы: «Игры для мелкой моторики», «Дыхательная гимнастика с малышом» – Папки-передвижки, листовки, видео-советы С социальными партнёрами: – Взаимодействие с медицинской сестрой (осмотры, профилактика ОРВИ) – Привлечение специалистов (логопед, инструктор ЛФК) для раннего выявления отклонений |
Материально-технический, информационный блок | |
Пространство (групповое, внегрупповое, территории ДОО, доступной детям) и его оснащение | • Зонирование: мягкая зона (для отдыха, игр на полу), двигательная зона (низкие горки, туннели, балансиры), зона самообслуживания (низкое зеркало, раковина) • Безопасность: закруглённые углы, нескользящее покрытие, фиксация мебели к полу/стене, розетки с защитой• Доступность: всё необходимое — на уровне глаз и рук ребёнка (кружки с водой, салфетки, игрушки) • Сенсорное разнообразие: тактильные дорожки, корзины с предметами разной фактуры, музыкальные инструменты (барабан, маракасы) • Участок: безопасное покрытие, невысокие горки, ящики с песком и водой, теневые навесы |
Информационные средства | • Наглядные пособия: фотоколлажи детей в режимных моментах («Мы моем руки»), эмоциональные «смайлики-настроения» • Обучающие мультфильмы (короткие, до 2–3 мин): «Мойдодыр», «Айболит» (адаптированные фрагменты для домашнего просмотра) • Аудиозаписи: спокойная музыка для релаксации, ритмичные песенки для разминки Железновой • Родительский уголок: памятки, QR-коды на видео-упражнения, плакаты «Безопасный дом» |
Результативный блок | |
Качество условий | • Соответствие СанПиН и требованиям ФГОС ДО • Эмоциональная и физическая безопасность среды • Доступность и вариативность оборудования • Гибкость и адаптивность пространства под индивидуальные потребности детей |
Планируемые результаты (компоненты здорового, безопасного образа жизни) | Эмоциональный компонент: – ребёнок спокоен и доверяет взрослому в группе – проявляет положительные эмоции в режимных моментах и играх Когнитивный компонент: – понимает простые инструкции по гигиене и безопасности («Руки помыли — можно есть») – узнаёт части тела и называет (по-своему) Поведенческий компонент: – стремится повторять действия взрослого (умываться, вытирать руки) – использует пространство безопасно (не бегает в узких проходах, держится за поручни) – проявляет инициативу в физической активности (подходит к горке, карабкается) – частично овладевает навыками самообслуживания (ест ложкой, пьёт из кружки и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)
В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»
laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы»...

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
Цель проекта: Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1-2 лет через создание развивающей,эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физиче...

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, состояния здоровья (психического, физического, социального)
Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни у детей раннего возраста: профилактические, физкультурно-оздоровительные, сохранения и стимулирования здоровья, обучения зд...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста «Мои пальчики рисуют радость!»
Применение технологий формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста в образовательном процессе.Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами ар...
