Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
проект по обж (младшая группа)

Юлия Андреевна Евстратова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста

Основные компоненты образовательной среды

Особенности организации образовательной среды

Целевой блок

Цель

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1–2 лет через создание развивающей, эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физическому, психоэмоциональному и социальному благополучию.

Возрастная категория детей

Первая группа раннего возраста (1-2года)

Методологический блок

Методологические подходы

• Личностно-ориентированный подход

• Системно-деятельностный подход

• Здоровьесберегающий подход

• Игровой подход (как ведущий для данного возраста)

• Принцип преемственности с семьёй

Принципы

• Приоритет здоровья и безопасности

• Доступность и посильность задач

• Эмоциональная поддержка и принятие

• Индивидуализация и дифференциация

• Наглядность и предметность

• Систематичность и преемственность

Психолого-педагогический блок

Возрастные, индивидуальные особенности

• Интенсивное физическое развитие (овладение ходьбой, мелкой моторикой, координацией)

• Формирование речи (от первых слов к фразовой речи)

• Высокая потребность в эмоциональном контакте со взрослым

• Низкая произвольность, короткий период концентрации внимания

• Преобладание наглядно-действенного мышления

• Начало развития самостоятельности и инициативы («я сам»)

• Высокая утомляемость — требуется частая смена видов деятельности и отдых

Диагностика компонентов (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) здорового, безопасного образа жизни (диагностические методики, методы, критерии, показатели)

• Наблюдение за поведением ребёнка в повседневных ситуациях (умывание, еда, одевание)

• Диагностика уровня сформированности гигиенических навыков (шкалы/карты наблюдений)

• Косвенная оценка эмоционального состояния (настроение, реакция на новое, взаимодействие со взрослым)

• Фиксация двигательной активности (частота, разнообразие, инициативность)

• Анкетирование родителей по сну, питанию, режиму, привычкам

  • Карты нервно-психического развития

Благоприятная психологическая атмосфера (особенности взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом)

• Устойчивые эмоциональные связи «воспитатель–ребёнок» (воспитатель как «безопасная база»)

• Поддержка инициативы (без навязывания, с акцентом на «можно»)

• Спокойный, доброжелательный тон общения, минимальные запреты

• Поддержка позитивного взаимодействия детей через совместные простые действия (перенос игрушек, укладывание куклы спать)

• Включение в ритуалы (приветствие, прощание, переходы) для снижения тревожности

Организационно-содержательный блок

Задачи

• Формировать первичные представления о своём теле, гигиене (мыть руки, умываться), здоровье

• Создавать условия для физической активности (развитие ходьбы, лазанья, бросания/ловли)

• Воспитывать навыки безопасного поведения в группе и на прогулке (не толкать, не бросать в лицо, держаться за руку взрослого)

• Развивать самообслуживание: есть ложкой, снимать/надевать простую одежду, пить из кружки

• Способствовать эмоциональному благополучию через ритуалы, тактильный контакт, положительное подкрепление

• Вовлекать родителей в совместную реализацию здоровьесберегающих практик

Программы, методики

• «ФОП ДО» — раздел «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

• Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика («Задуй свечку», «Филин дышит»), лёгкий массаж, ритмопластика, игровой стретчинг

• Игровое оздоровление: фитбол-упражнения, ползунки-трассы, мягкие модули

• Ранняя профилактика травматизма через ситуативные игры и сказки-предупреждения

Формы организации (с детьми, родителями, социальными партнёрами)

С детьми:

– Режимные моменты как образовательные ситуации (умывание, одевание)

– Подвижные и пальчиковые игры, ритуалы расслабления

– Мини-прогулки и сенсорные тропы в группе/на участке

– Кукольный театр («Как зайка умывался»)

С родителями:

– Консультации по темам: «Режим дня как основа здоровья», «Безопасность дома и на улице», «Первые навыки самообслуживания»

– Совместные мастер-классы: «Игры для мелкой моторики», «Дыхательная гимнастика с малышом»

– Папки-передвижки, листовки, видео-советы

С социальными партнёрами:

– Взаимодействие с медицинской сестрой (осмотры, профилактика ОРВИ)

– Привлечение специалистов (логопед, инструктор ЛФК) для раннего выявления отклонений

Материально-технический, информационный блок

Пространство (групповое, внегрупповое, территории ДОО, доступной детям) и его оснащение

• Зонирование: мягкая зона (для отдыха, игр на полу), двигательная зона (низкие горки, туннели, балансиры), зона самообслуживания (низкое зеркало, раковина)

• Безопасность: закруглённые углы, нескользящее покрытие, фиксация мебели к полу/стене, розетки с защитой• Доступность: всё необходимое — на уровне глаз и рук ребёнка (кружки с водой, салфетки, игрушки)

• Сенсорное разнообразие: тактильные дорожки, корзины с предметами разной фактуры, музыкальные инструменты (барабан, маракасы)

• Участок: безопасное покрытие, невысокие горки, ящики с песком и водой, теневые навесы

Информационные средства

• Наглядные пособия: фотоколлажи детей в режимных моментах («Мы моем руки»), эмоциональные «смайлики-настроения»

• Обучающие мультфильмы (короткие, до 2–3 мин): «Мойдодыр», «Айболит» (адаптированные фрагменты для домашнего просмотра)

• Аудиозаписи: спокойная музыка для релаксации, ритмичные песенки для разминки Железновой

• Родительский уголок: памятки, QR-коды на видео-упражнения, плакаты «Безопасный дом»

Результативный блок

Качество условий

• Соответствие СанПиН и требованиям ФГОС ДО

• Эмоциональная и физическая безопасность среды

• Доступность и вариативность оборудования

• Гибкость и адаптивность пространства под индивидуальные потребности детей

Планируемые результаты (компоненты здорового, безопасного образа жизни)

Эмоциональный компонент:

– ребёнок спокоен и доверяет взрослому в группе

– проявляет положительные эмоции в режимных моментах и играх

Когнитивный компонент:

– понимает простые инструкции по гигиене и безопасности («Руки помыли — можно есть»)

– узнаёт части тела и называет (по-своему)

Поведенческий компонент:

– стремится повторять действия взрослого (умываться, вытирать руки)

– использует пространство безопасно (не бегает в узких проходах, держится за поручни)

– проявляет инициативу в физической активности (подходит к горке, карабкается)

– частично овладевает навыками самообслуживания (ест ложкой, пьёт из кружки и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы»...

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста

Цель проекта: Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1-2 лет через создание развивающей,эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физиче...

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, состояния здоровья (психического, физического, социального)

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни у детей раннего возраста:  профилактические, физкультурно-оздоровительные, сохранения и стимулирования здоровья, обучения зд...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста «Мои пальчики рисуют радость!»

Применение технологий формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста в образовательном процессе.Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами ар...