Инновационный проект по формированию финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы «Азбука юного финансиста»
проект по основам финансовой грамотности

Зуева Надежда Петровна
Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых? Не всем же быть экономистами по профессии! В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка, — это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют нам сказать о том, что старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект по формированию финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы

 «Азбука юного финансиста»

Вашему вниманию представляю   проект по формированию финансовой грамотности у детей  «Азбука юного финансиста» детского сада № 31 (муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»).

Проект был реализован в течение 2-х лет в старших дошкольных группах в рамках  апробационной региональной площадки по финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников:   формирование предпосылок финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности  разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей и организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых? Не всем же быть экономистами по профессии!

Поясним свою точку зрения на эту проблему и попытаемся убедить сомневающихся.

В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка, — это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют нам сказать о том, что старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп.

И, конечно, мы может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми, сформировать представления об экономических понятиях: экономика,  нормы жизни, потребности, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель данного проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные задачи:

  • формировать основы финансовой грамотности у дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении экономическим содержанием разных видов детской деятельности.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

В чем же новизна данного направления работы?  Заключается в том, что  за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основы финансовой безопасности и благополучия  на протяжении всей жизни.

Познакомившись с разными программами по экономическому воспитанию дошкольников,   решили взять за основу примерную парциальную программу дошкольного образования «Тропинка в экономику» Шатовой Анны Демьяновны и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

  На  основе данных программ творческая группа нашего детского сада  разработала рабочую программу «Азбука юного финансиста» для детей 5-7 лет. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО. Содержание программ имеет стартовый уровень, что предполагает использование и реализацию  материала по финансовой грамотности и минимальную сложность.

Был подобран методический комплект, который состоит из 10 презентаций  «Уроки тетушки Совы», помогающий детям в игровой форме получить базовую финансовую грамотность. Также были подобраны   дидактические, сюжетно-ролевые игры, перспективное планирование и конспекты занятий по теме.  В методическую финансовую   копилку   входят несколько мультфильмов, увлекательно и понятно рассказывающие о сложных понятиях экономики,   откуда берутся деньги и куда они уходят и как их честно заработать.

Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

Как показал опыт работы в разных регионах Российской Федерации, содержание программ (на которых мы выше останавливались)  позволяет педагогам дошкольных организаций успешно решать такие приоритетные    задачи, как формирование и развитие у детей воображения, коммуникативных способностей, логическое мышление, навыки взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыки самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. Реклама.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно, поскольку содержит богатый материал по финансовой работе   с детьми старшего дошкольного возраста. Программа дополняется нами  авторскими находками, развивающими методами, приемами, а также наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

 Прежде чем начинать работу по программе, необходимо понять, насколько дети  группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности — это наличие экономического опыта у дошкольников. Была проведена диагностика знаний дошкольников по данному вопросу, которая показала, что у 45% дошкольников есть основы финансовой грамотности.

Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр  разнообразна: например «Что хорошо, что плохо», «Наши покупки», «Расскажи о семейном бюджете», «Для чего ныжно быть экономным», игра-праздник «Ярмарка», «Выбираем самое важное», «и т. д.

В работе детми по финграмотности использовали  проблемно-поисковую деятельность. Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения. Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос и решение ситуационных задач «Как вы думаете можно потратить семейный бюджет», «Папа сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается). На какую покупку лучше потратить деньги?», «Что хорошего и плохое в рекламе» и т.д.

Беседы-обсуждения, чтение: художественная литература, поговорки, пословицы, загадки,  использовались при реализации финансовых блоков.

Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по теме. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.

Технология «Ситуация месяца»  позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель города),  я – член семьи, я – россиянин). Используем такие темы, как «Мой дом», «Я в гостях», «Я живу в Железногорске», «День рождения друга» и многие другие темы по программе, могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

Викторины и конкурсы, театрализации можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно -развлекательного содержания.

Примерами могут быть: «Сказочные герои в магазине»», «Кому что нужно», «Угадай вид труда», «Теремок», «Праздник города» и пр.

Большое внимание при формировании финансовой грамотности уделялось  работе по ранней профориентации дошкольников. В группах организовывались сюжетно – ролевые, дидактические  игры, экскурсии с экономическим содержанием. Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», «Супермаркет», «Что возьмем в поход», «Едем отдыхать»,  где дети уточняют новые знания по теме.

Был создан лепбук по финансовой грамотности «Юный финансист», куда мы поместили загадки, пословицы, поговорки о труде, различные денежные единицы, игры, пазлы, дидактические игры.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранного современного подхода для решения проблемы формирования финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста посредством совместной  деятельности взрослого с ребенком.

Эффективное использование всех средств, методов и  приемов   привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности  к личностному росту дошкольников,  дети не только получили определенные экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, мы с самого начала поставили в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе,  чтобы обеспечить себя их поддержкой.

Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, мы составили анкету «Как вы понимаете экономическое воспитание ребенка». Большинство опрошенных нами родителей – 72%, считало, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой; но вместе с тем, многие из них  затрудняются, как об этом рассказать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.

Педагогическая поддержка семьи по финансовой деятельности реализуется через:

- информационные формы взаимодействия: например памятки, стендовая информация, буклеты, папки-передвижки, консультации и рекомендации:  «Дети и деньги»  «Как правильно делать покупки»,  «Нужно ли давать детям деньги», «Нужна ли ребенку финансовая грамотность?», «Ребенок и финансы» и др.;

-  выставки совместного творчества:  «Нарисуй свою рекламу» «Моя мечта», выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»); вечера вопросов и ответов «Семейное финансовое планирование» «Как правильно беречь наши деньги».

Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:

- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как  личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;

- через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи: «Мой дедушка – коллекционер», «Моя помощь близким»;   совместные занятия: «История возникновения денег», «Потребность современного человека»; «Домашние задания»: расскажи  о профессии мамы (папы), , «Щедрость и скупость», «Богатство и бедность»;    совместные экскурсии: в банк, магазин «Игрушки»;  семинары-практикумы «Играем вместе»;  мастер-класс по финграмотности.

- встреча с интересным человеком («Моя мама работает в банке», «Хобби мой  бабушки» и др.), где идет знакомство с увлечениеми и профессиями родителей;

- совместное  создание РППС в группе  (помощь в изготовлении лепбука, банкомат, атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр  и т. д.

Тесный контакт между семьей и педагогами помог  выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии   ребенка.

Результаты по реализации проекта:

- созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансового просвещения;

- спроектирована и апробирована игровая модель по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Дошкольная Академия финансов»;

- создан кейс методических и практических материалов по теме проекта, презентации по данной теме, выставка рисунков, совместные с родителями  итоговые мероприятие.

- 2022 году участники «Школы педагогического мастерства», где 6 педагогов МДОУ № 31 поделились опытом работы «Экономическое воспитание дошкольников:   формирование предпосылок финансовой грамотности»;

- 2022 году стали дипломантами регионального конкурса образовательных программ «Финансы в нашей жизни» в номинации «Лучшее методическое обеспечение реализации парциальных программ по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»;

- 2022 году стали победителями (2 место) в региональном конкурсе  Финансовый Челендж «Вредные финансовые советы»;

- 2023 году участники регионального конкурса «ФинБлог».

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:Формировать основы финансов...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями...