Подвижные игры по финансовой грамоте
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бекренева Анна Николаевна

Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, через которое мы помогаем создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях и главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Важно помнить — процесс формирования экономических знаний должен осуществляться в разных видах детской деятельности: разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций); с учетом принципов интеграции комплексно-тематического планирования содержания.

Конечно же, сделать экономику доступной нам помогает игра.

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам, игры-эстафеты, Ярмарка, квесты).

·         «Ярмарочные гуляния».

В ходе Ярмарки дети имеют возможность участвовать в любых соревнованиях, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Инструктор объясняет, какие виды соревнований ждут ребят на “станциях” (выбор "станций" по желанию ребенка)

Кто в чём-то побеждает –

Один жетон получает!

А с жетонами – налетай!

Да товары выбирай!

Количество попыток не ограничено, выбор вида соревнований – по желанию. За удачную попытку ребёнок получает жетон, который является разменной “монетой” для приобретения сладостей, поделок.

 

Названия “станций”:

1.       Метание в горизонтальную цель.

2.       Бросок в баскетбольное кольцо (попал, получай жетон).

3.       Перетягивание каната (один на один) – победителю дается жетон.

4.       Армрестлинг (победитель получает жетон).

5.       Прыжок в длину (делаются две отметки для мальчиков и девочек. Перепрыгнул данную отметку получай жетон. Нет, приходи еще раз, верь в свою удачу.)

6.       Скакалка (прыгни 10 раз без остановки).

7.       Обруч

8.       Дротики

На заработанные жетоны приобретают «товар» у коробейников. В спортивном зале царит веселое настроение. На жетоны дети могут приобретать поделки с организованной выставки.

Моя задача, как инструктора по физической культуре, стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Так на занятиях по физической культуре можно проводить игру-эстафету магазин

·         «Продукты питания». Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат предметы (муляжи) необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось.

Делают вывод, где продукты обошлись дешевле.

Знакомить с понятиями «купюры»«монеты»«копилка» играть в подвижную игру

·         «Копилка». Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, (можно распечатать на принтере и вырезать), на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

С помощью такой игры дети понимают, что деньги можно хранить в

копилке.

·         Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Оборудование: два картонных дерева (магнитные доски), разделенных на две половины «хорошо» (зеленый цвет) и «плохо» (красный); стикеры (магниты).

Инструктор уточняет:

— Ребята, наши привычки, наше поведение в жизни могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим, каких привычек у вас больше. Становитесь в две колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к деревьям. Я буду зачитывать привычку. Если вы считаете, что это хорошая привычка, поставьте магнит в половину «хорошо» зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка, поставьте магнит в красное поле. Я перечислю 10 привычек. Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле. Итак, начнем!

Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.

Просить родителей в магазине купить новую игрушку.

Закрывать кран с водой после мытья рук.

Выключать свет в комнате, когда выходишь.

Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.

После игры собирать за собой игрушки.

Аккуратно складывать одежду в шкаф.

Разбрасывать на улице мусор.

Вырывать страницы из книг. Выбрасывать чужие вещи.

А теперь давайте посмотрим, сколько ответов «плохо» и «хорошо» у вас получилось? Чья команда выиграла?

Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие

вредные.

·         Игра «Король и работники» Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

- Здравствуй, Король!

-Здравствуйте! — отвечает Король.

-Нужны вам работники?

-Нужны.

-Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

·         Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

·         Подвижная игра «Коршун»

Цель: Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

-Ямочку рою.

-Зачем ямочка? — Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

-Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

-Зачем мешочек? — Камешки класть.

-Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.

-За что? — Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех.

В ходе реализации проектной деятельности «Многонациональная семья» совместно с воспитателями, детей познакомили с татарской народной игрой «Продаём горшки», знакомство с понятием «Бартер» -обмен товарами без участия денег. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

В заключении хотелось бы отметить, что овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли, позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_po_finansovoy_gramotnosti.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, через которое мы помогаем создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях и главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Важно помнить — процесс формирования экономических знаний должен осуществляться в разных видах детской деятельности: разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций); с учетом принципов интеграции комплексно-тематического планирования содержания.

Конечно же, сделать экономику доступной нам помогает игра.

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам, игры-эстафеты, Ярмарка, квесты).

  • «Ярмарочные гуляния».

В ходе Ярмарки дети имеют возможность участвовать в любых соревнованиях, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Инструктор объясняет, какие виды соревнований ждут ребят на “станциях” (выбор "станций" по желанию ребенка)

Кто в чём-то побеждает –

Один жетон получает!

А с жетонами – налетай!

Да товары выбирай!

Количество попыток не ограничено, выбор вида соревнований – по желанию. За удачную попытку ребёнок получает жетон, который является разменной “монетой” для приобретения сладостей, поделок.

 

Названия “станций”:

  1. Метание в горизонтальную цель.
  2. Бросок в баскетбольное кольцо (попал, получай жетон).
  3. Перетягивание каната (один на один) – победителю дается жетон.
  4. Армрестлинг (победитель получает жетон).
  5. Прыжок в длину (делаются две отметки для мальчиков и девочек. Перепрыгнул данную отметку получай жетон. Нет, приходи еще раз, верь в свою удачу.)
  6. Скакалка (прыгни 10 раз без остановки).
  7. Обруч
  8. Дротики

На заработанные жетоны приобретают «товар» у коробейников. В спортивном зале царит веселое настроение. На жетоны дети могут приобретать поделки с организованной выставки.

Моя задача, как инструктора по физической культуре, стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Так на занятиях по физической культуре можно проводить игру-эстафету магазин

  • «Продукты питания». Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат предметы (муляжи) необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось.

Делают вывод, где продукты обошлись дешевле.

Знакомить с понятиями «купюры»«монеты»«копилка» играть в подвижную игру

  • «Копилка». Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, (можно распечатать на принтере и вырезать), на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

С помощью такой игры дети понимают, что деньги можно хранить в

копилке.

  • Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Оборудование: два картонных дерева (магнитные доски), разделенных на две половины «хорошо» (зеленый цвет) и «плохо» (красный); стикеры (магниты).

Инструктор уточняет:

— Ребята, наши привычки, наше поведение в жизни могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим, каких привычек у вас больше. Становитесь в две колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к деревьям. Я буду зачитывать привычку. Если вы считаете, что это хорошая привычка, поставьте магнит в половину «хорошо» зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка, поставьте магнит в красное поле. Я перечислю 10 привычек. Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле. Итак, начнем!

Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.

Просить родителей в магазине купить новую игрушку.

Закрывать кран с водой после мытья рук.

Выключать свет в комнате, когда выходишь.

Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.

После игры собирать за собой игрушки.

Аккуратно складывать одежду в шкаф.

Разбрасывать на улице мусор.

Вырывать страницы из книг. Выбрасывать чужие вещи.

А теперь давайте посмотрим, сколько ответов «плохо» и «хорошо» у вас получилось? Чья команда выиграла?

Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие

вредные.

  • Игра «Король и работники» Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

- Здравствуй, Король!

-Здравствуйте! — отвечает Король.

-Нужны вам работники?

-Нужны.

-Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

  • Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

  • Подвижная игра «Коршун»

Цель: Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

-Ямочку рою.

-Зачем ямочка? — Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

-Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

-Зачем мешочек? — Камешки класть.

-Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.

-За что? — Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех.

В ходе реализации проектной деятельности «Многонациональная семья» совместно с воспитателями, детей познакомили с татарской народной игрой «Продаём горшки», знакомство с понятием «Бартер» -обмен товарами без участия денег. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

В заключении хотелось бы отметить, что овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли, позитивно сказывается и на качестве их усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по финансовой грамоте "Задачи Кощея Бессмертного" квест игра

Актуально проводить данную игру после прохождении определенной темы. Как закрепление полученного ранее материала и возможности применить его на практике. Вся деятельность проходит в игровой форме, неп...

Дидактическая игра «По дорожке я шагаю - финансовую грамоту изучаю...»

Возраст детей: 5+ Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. ...

Подвижные игры по финансовой грамотности

Финансовая грамотность дошкольников...

Подвижные игры по финансовой грамотности

Подвижные игры по финансовой грамотности...

конспект игры по финансовой грамоте с педагогами "Экономика играючи для детей"

Конспект игры по финансовой грамотности для педагогов, чтобы педагоги могли сами проиграть, а затем внедрить эту и подобные игры в работе с детьми....