Азбука финансов
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Программа для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._azbuka_finansov_biryukova_-_kopiya.docx | 115.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука финансов»
экономика для детей старшего дошкольного возраста
Разработчик:
Бирюкова Г.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовымипродуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотностицелесообразно начинать в дошкольном возрасте.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Формы работы: беседы,деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, использование ИКТ.
Сроки реализации программы: сентябрь-май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Цель | месяц |
«Финансовая азбука» 1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?» | Познакомить с понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах. | Сентябрь |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 | ||
«Финансовая азбука» 1.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» | Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания; уяснить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание. | Октябрь |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ | ||
«Труд»
| Формировать положительное отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. | Ноябрь |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 О ИСТОРИЯ ПЯТАЯ ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ | ||
«Труд» 1. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. | Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях | Декабрь |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ | ||
«Всякому делу надо учиться» | Способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации к учебной деятельности. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека. | Январь |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ | ||
«Всякому делу надо учиться» 1. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» | Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. | Февраль |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ | ||
«Результаты труда человека. Товар» | Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Задачи: • Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»; • Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; • Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; • Учить подбирать предметы и атрибуты для игры; • Воспитывать дружеские взаимоотношения | Март |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ | ||
«Результаты труда человека. Товар» 1. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» | Продолжать формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевые игры с финансовым содержанием. Задачи: • Развивать и обогащать сюжет игры; • Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; • Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; • Учить подбирать предметы и атрибуты для игры; • Воспитывать дружеские взаимоотношения | Апрель |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯКак Миша решил фабрику построить | ||
«Деньги. Семейный бюджет» | Познакомить детей с понятием «семейный бюджет». Познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, расход, накопления, экономия, прибыль. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи. | Май |
«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996 ИСТОРИЯ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса - элементарные правила финансовой безопасности.
7. Не все продается и покупается (главные ценности – жизнь, радость близких людей – за деньги не купишь).
ЛИТЕРАТУРА
- Финансовая грамотность дошкольника. Авт. сост. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А., Изд. Учитель; Волгоград
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. М. ТЦ Сфера, 2009
- Табих Е.Н. Дошкольникам об экономикеМинск: Высшая школа, 2007. — 48 с.
- Сазонова А.В. Путешествие в поисках экономики. Рабочая тетрадь Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008 - 36 c.
- Обучающий комплект "Азы финансовой культуры " Авт. сост. Рыжановская Людмила Юрьевна, Стахович Людмила Валентиновна, Семенкова Елена Вадимовна; Серия: Занимательные финансы. Изд.Вита-Пресс, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Программа "Азбука Финансов"
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...
Презентация "Азбука финансов"
Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Консультация для родителей "Азбука финансов"
Консультация для родителей "Азбука финансов"...
Семинар по проекту "Азбука финансов"
Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель: повысить знания и умения воспитателей в экономич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...