Азбука финансов
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Программа для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._azbuka_finansov_biryukova_-_kopiya.docx115.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Азбука финансов»

экономика для детей старшего дошкольного возраста

Разработчик:

Бирюкова Г.А.

C:\Users\1\Desktop\img_user_file_58b5d4a30368d_3.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовымипродуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности  населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотностицелесообразно начинать в дошкольном возрасте.

Чем  раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

 Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Детям  нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Формы работы: беседы,деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия,  использование  ИКТ.

Сроки реализации программы: сентябрь-май

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Цель

месяц

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое  потребности? Потребности как экономическая категория. Основные  потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2.Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие  потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

Познакомить   с понятиями«потребности»«товары»«услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах.

Сентябрь

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Как Миша из покупателя превратился в продавца
О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное...
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Откуда в Мишином магазине мёд взялся?
О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине...

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»
2. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).

Уточнить  значение  слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить  сформированные  представления   о 

потребностях; научить   различать   потребности  и  желания; уяснить  в  чём нуждается   каждая   семья; формировать  умение  принимать решения   сообща, воспитывать   взаимопонимание.

Октябрь

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Как Сорока Мишин товар хвалила
О том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать...
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Как Миша цену назначал

«Труд»

  1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
    Д/И «Что сделано руками человека?»
    2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

Формировать положительное отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

О ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Как Миша продал много-много малины
О том, как можно торговать и когда какой способ торговли выгоднее... том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит...
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ
Почему у Миши растет не только малина, но и цена
О том, как Миша на собственных ошибках учился цену назначать, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя...

ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ
Как у Миши появился помощник Дятел
О том, зачем нанимают работников и какая у них должна быть зарплата...

«Труд»

1. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
2. Путешествие в Страну профессий.Д/И «Кому что нужно?»

Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях

Декабрь

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ
Как Миша понял, что деньги счет любят
О том, как затраты считать и с прибылью торговать...

ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ
Как Миша учился деньги делить
О том, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало...

«Всякому делу надо учиться»
1.Беседа «Зачем всему надо учиться?» 
2.Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось.Почему?)

 Способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации к учебной деятельности. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека.

Январь

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ
Миша – брокер
О том, кто такой брокер и чем он занимается...
ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило
О том, что такое дефицит и затоваривание и почему и то, и другое плохо...

«Всякому делу надо учиться»

1. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
2. Беседа «Профессии моих родителей» 

Создать условия для воспитания  уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.  

Февраль

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ
Как Миша страховался
О том, что такое страхование и зачем нужно страховаться...
ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ
Почему Миша платит налоги
О том, что такое налоги и почему их надо платить...

«Результаты труда человека. Товар»
1.Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра  «Кафе»

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Март

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Что такое cбepeгaтeльный банк и что в нем нужно сберегать
О том, как денежки в банке не только хранятся, но и "растут"...
ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ
Праздник в Мишином магазине
О благотворительности и О том, почему она приносит не только добро, но и выгоду...

ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ
Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить
О том, почему устраиваются ярмарки и кому от этого польза...

«Результаты труда человека. Товар»

1. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
2. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Продолжать формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевые  игры с финансовым содержанием.

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Апрель

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯКак Миша решил фабрику построить
О том, как появляются предпринимательские идеи...
ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Что понадобилось Мише для изготовления стула
О том, что такое средства производства и какие они бывают...

«Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3.Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия,  расход, накопления, экономия, прибыль.

Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Май

«Экономика для малышей, или  как Миша стал бизнесменом» Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова- М.: Педагогика-Пресс, 1996

ИСТОРИЯ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Как Мишутка деньги в капитал превращал
О том, что такое капитал и чем он отличается от денег в копилке...
ИСТОРИЯ ДВАДЦАТАЯ
Как Мишу посетил иностранный гость
О том, что такое валюта и что с ней нужно делать...

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса - элементарные правила финансовой безопасности.

7. Не все продается и покупается (главные ценности – жизнь, радость близких людей – за деньги не купишь).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Финансовая грамотность дошкольника.  Авт. сост. Поварницина Г.П.,  Киселева Ю.А., Изд. Учитель; Волгоград
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. М. ТЦ Сфера, 2009
  3. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономикеМинск: Высшая школа, 2007. — 48 с.
  4. Сазонова А.В. Путешествие в поисках экономики. Рабочая тетрадь Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008 - 36 c.
  5. Обучающий комплект "Азы финансовой культуры " Авт. сост. Рыжановская Людмила ЮрьевнаСтахович Людмила ВалентиновнаСеменкова Елена Вадимовна; Серия: Занимательные финансы. Изд.Вита-Пресс, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Программа "Азбука Финансов"

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Презентация "Азбука финансов"

Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...

Консультация для родителей "Азбука финансов"

Консультация для родителей "Азбука финансов"...

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...