Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся"
материал по основам финансовой грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование в подготовительной группе "Солнышко"

на 2019-2020 учебный год по теме

"Экономическое воспитание дошкольников"

Воспитатели: Пукова Г.В., Никитина Е.В.

                                Тема: «Потребности».

Цель:

- Дать понятие экономической категории «потребности»;

-Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);

-Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

-Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

                         

                                        Сентябрь месяц.

1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский

2. Показ сказки «Как коза избушку построила» (фланелеграф).

                                          Октябрь месяц.

3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

4. Игра «Заветные желания»

5. Игровая ситуация «Подарки к Дню Рождения".

Тема: "Труд".

Цель:

- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т.д.);

- Учить выделять последовательность трудовых действий;

-Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.

-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

-Развивать речь, логическое мышление, творчество.

                                             Ноябрь месяц.

1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

2. Игры-занятия:  «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».

3. Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; « Кто лучше знает инструменты».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Аптека».

                                            Декабрь месяц.

1. Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».

2. Экскурсии в магазин, парикмахерскую

3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, совместно с родителями.

4. Все виды трудовой деятельности детей   (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).

Тема: "Товар".

 Цель:

-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар, как результат труда.

-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;

-Познакомить с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.

-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

-Воспитывать бережливость, трудолюбие.

                                                Январь месяц.

1. Показ кукольного спектакля по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».

2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров»,  «Товар и бережное отношение к нему».

3. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин «Ткани», «Промтовары», «Супермаркет», «Рынок».

                                             

                                            Февраль месяц.

   1. Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».

    2. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

Тема: "Бюджет семьи. Доход. Расход".

 Цель:

 -Познакомить детей с понятием - деньги;

-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

-Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

                                             Март месяц.

1. Показ спектакля К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».

2. Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И. Туричик «Человек заболел».

                                               

                                             Апрель месяц.

3. Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская».

                                               Май месяц.

5. Спектакль-ярмарка «Вкусный хлеб».

6. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

по обучению основам финансовой грамотности  

«История возникновения денег» для детей 6-7 лет.

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

Цель.

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.  Воспитание уважительного отношения к деньгам.
Задачи.  
Закрепить знания детей о возникновении денег. 

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

Материал: видео, подборка слайдов, деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», заготовки монет из пластилина, заготовки для росписи «китайских денег», карточки с иероглифами.

Ход занятия

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся, и подарим им свои улыбки

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

(Дети здороваются). 

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. А о чем пойдет речь,  вы знаете, если отгадаете мою загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги.

Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги!

А кто мне может сказать, для чего они нужны?

Всегда ли деньги были такими как сейчас?

Как вы думаете, ребята, как люди рассчитывались, когда еще не было денег?

(Ответы детей).

Где мы можем узнать эту информацию?

А более подробную информацию, ребята,  мы узнаем, посетив Музей денег. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.

  1. Обмен товарами.

Приглашаю вас в зал, где мы с вами узнаем, чем люди могли расплачиваться раньше.

Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.

Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…

Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на курзерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

И люди пришли к выводу, что нужны деньги.

У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.

Воспитатель:  Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?

Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.

Воспитатель:  А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.

«Лежачий товар не кормит».

Воспитатель: Первый торговец продает мёд, чтобы купить домой варенье. Второй – торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Ребята, помогите продавцам решить возникшую проблему?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, поменяться бочонками.

Совершить обмен товаром.

Игра с мячом

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте,  можно это купить за деньги или нельзя.

Корова, солнце, здоровье.

Топор, перо, совесть.

Доброта, коза, пух.

Ветер, молоко,  дружба.

Что из названных слов, ребята, ни в какие времена нельзя не купить за деньги, не обменять?

2.  Каменные, металлические деньги -  монеты.

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. Теперь я приглашаю вас в следующий зал музея. Зал монет.

Время шло, люди продолжали работать, торговать. Теперь в  качестве  денег стали  использовать еще и камни. Первые каменные деньги были разной формы и размера.

Прошло еще много времени. Люди  научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.

Потом на монеты стали наносить рисунок - чеканить их.

  • Работа за столами «Чеканщики»

Ребята, а хотите стать мастерами-чеканщиками и изготовить свои монетки? Тогда проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь за столы.

Я раздам вам «монетки». А вы достаньте из стаканчика палочку, с помощью которой каждый из вас нанесет свой рисунок на монетку. Будем ее чеканить.

Приступайте к работе. Палочку берем в руку правильно, как для письма. Садимся ровно.

(дети выполняют работу, звучит музыка)

Воспитатель:  Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.

3. Появление бумажных денег.
Воспитатель:
 Ребята, мы продолжаем нашу экскурсию. И  я приглашаю вас в следующий зал Бумажных денег.

Так как металлические деньги были тяжелы и занимали много места, люди придумали другой выход. Появились  бумажные деньги. Они впервые появились в Китае и сначала были очень большого размера,  как лист бумаги. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек.

  • Работа за столами «Китайские мастера» 

Воспитатель: Ребята, я снова приглашаю вас в мастерскую. Присаживайтесь за столы. Здесь работали мастера по росписи денег. Вы  должны нанести на лист с правой стороны свои иероглифы, которые вы выбрали . То есть расписать деньги. Приступайте к работе.

(дети работают за столами, звучит китайская музыка) 
Воспитатель:  Ребята, да вы просто мастера. Ваши  работы мы тоже разместим на стенде. Это будет выставка бумажных денег. На выставку своих работ вы можете пригласить других детей, воспитателей, родителей. Рассказать им историю возникновения денег.


4.  Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, вам понравилась наша экскурсия?

Какие предметы выполняли роль денег раньше?

Как появились металлические монеты и бумажные деньги?

О чем сможете рассказать другим детям?

Что вы делали в мастерских?

Воспитатель: Сегодня у нас с вами была первая экскурсия в Музей денег. Дальше вы продолжите путешествовать уже со своими воспитателями. И чтобы вам легче было ориентироваться, я подарю вам карту государства Финансов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по экономике на тему: «История возникновения денег» 2020 г.

Слайд 2

Какими были первые деньги?

Слайд 3

Первые деньги на Земле Сушёная рыба Буйвол Раковины Каури (Исландия) (Индия) (Приморье) Соль (Африка) Перья (Океания) Чай (Китай)

Слайд 4

Какие были первые деньги в русском государстве?

Слайд 5

Какие были первые деньги в русском государстве? Деньгами служили шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы, которые назывались куны.

Слайд 6

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра?

Слайд 7

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра? Куски золота Золотые слитки Золотые монеты

Слайд 8

Где и когда появились первые монеты?

Слайд 9

Где и когда появились первые монеты? В древнем государстве Лидия (располагалось на территории современной Турции) В 7 веке до н.э. Геродот упоминает в своих рукописях о первых лидийских монетах 687 года до нашей эры. Они изготавливались из кусков электры (естественный сплав серебра и золота). Электра была найдена в горных ручьях Лидии. Этот сплав нагревали, чтобы смягчить, помещали на пластине и обрабатывали молотом. Изображение выбитое на одной стороне заготовки и определяет их как монеты.

Слайд 10

Почему металлические деньги назвали монетами?

Слайд 11

Почему металлические деньги назвали монетами? В Древней Греции в VIII веке до н.э. в храме богини Юноны-Монеты был первый монетный двор. В честь богини Юноны-Монеты куски золота и серебра с чеканкой стали называть монетами.

Слайд 12

Что такое монета?

Слайд 13

Что такое монета? Монета – это денежный знак из металла на котором методом чеканки изображён рисунок Аверс – лицевая сторона монеты Реверс – оборотная сторона монеты Гурт – ребро монеты Золотые 5 рублей 1899 г. аверс Золотые 5 рублей 1899 г. реверс

Слайд 14

Какую форму имели монеты?

Слайд 15

Какую форму имели монеты? В Древнем Китае были монеты разной формы до 60 см в длину. Деньги-колокольчики Деньги-рыбы Деньги-мечи Деньги-рубашки Деньги-ключи Деньги-амулеты

Слайд 16

Что такое гривна?

Слайд 17

Что такое гривна? Гривна – первая денежная единица на Руси XI-XIII в. Форма Гривны – серебряная полоса или украшение до 200 гр.

Слайд 18

Откуда появилось слово рубль?

Слайд 19

Откуда появилось слово рубль? От слова рубец. При отливке рублей на слитке металла оставался шов от литейной формы. Этот шов назывался «руб» или «рубец». «Рубль» — это слиток со швом.

Слайд 20

XIV век на Руси Начали чеканить мелкую монету, которая называлась деньга

Слайд 21

Откуда появилось слово копейка? В XIV веке при Ивана III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошли названия копейка и саблянница.

Слайд 22

Денежная реформа Петра I 1704 год Монета обрела вид правильного круга Введена десятичная денежная система, т.е в 1 рубле 100 копеек. Выпущены деньги разного достоинства от рубля до копейки.

Слайд 23

Где и когда появились первые бумажные деньги?

Слайд 24

Где и когда появились первые бумажные деньги? Китай – родина бумажных денег В 812 году

Слайд 25

Когда появились первые бумажные деньги в России?

Слайд 26

Когда появились первые бумажные деньги в России? В середине XVIII века при Екатерине II

Слайд 27

Где и когда появились пластиковые деньги?

Слайд 28

Где и когда появились пластиковые деньги? Первые пластиковые деньги появились во Франции в 1974 году их изобрел и запатентовал француз Ролан Морено. Прародителем пластиковых денег были картонные и металлические карточки в США начала ХХ века.

Слайд 29

Виды денег товарные символические кредитные Золото и серебро в медные и никелевые чеки и кредитные слитках и монетах, монеты и бумажные карточки а также любой деньги товар при бартерных сделках

Слайд 30

Этапы развития денег Появление денег с выполнением их функций случайными товарами Закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента Этап перехода к бумажным или кредитным деньгам Постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей

Слайд 31

Что такое нумизматика? Нумизматика – это наука, изучающая деньги

Слайд 32

Деньги – это добро или зло?

Слайд 33

Деньги – это добро или зло?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

по финансовой грамотности в подготовительной  группе «Невыдуманная  история  Феечки Копеечки»

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной  группе «Невыдуманная  история  Феечки Копеечки»

Выполнила: воспитатель  Пукова Г. В.

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности. Учить детей практически осуществлять процесс обмена. Продолжать учить работать в команде. Развивать речь детей, расширять кругозор.

Развивающие: развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

Материалы: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки и формочки для оттиска для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки нарисованными трафаретами ироглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.

Ход ООД:

Воспитатель: С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай! 
(Вход под музыку «Сюрприз-сюрприз»)

-Ребята, вы любите сюрпризы. Я очень люблю, и привезла вам сюрприз-подарок, который прислали дети из моей группы. Как вы думаете что там? (предположения детей)

Мотив деятельности:

У меня есть чудо - кошка,

На её спине - окошко.

Я кладу туда монеты,

Чтоб потом купить конфеты. (Копилка)

- Скажите, а для чего служит копилка? Как ее используют люди?

Дети: В ней хранят деньги (или в него складывают деньги)

Воспитатель: Правильно, копилку используют для денег. (Воспитатель показывает копилку и в это время на экране появляется монетка)

Видео обращение: «Здравствуйте ребята, я Феечка веселая Копеечка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется узнать, как же я появилась на свет, что было раньше? Буду вам очень благодарна если вы мне поможете, отправляю вам супер –пульт ...»

Воспитатель: Ребята  как же нам помочь Феечке Копеечке? Давайте  отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились деньги и наша Феечка Копеечка (Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.)

I. Мы оказались в Древнем Мире (обмен) (слайд 1)

Воспитатель: Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле… Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.

Воспитатель:  Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?

Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места. (слайды 2,3,4)

Воспитатель:  А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить задание.

ИГРА «ОБМЕН»

- Дети мы разделимся на пары, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, то вы очень хотите его у кого ни будь выменять.

- А в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную необходимую вам вещь.

Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром?

Получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся ОБМЕН.

- Ребята наша машина времени включилась, скорей отправляемся дальше в путешествие.

II. Мы оказались в Древнем Египте (слайд 5 (каменные –металлические деньги)

Воспитатель: Дети мы оказались с вами в Древнем Египте, (слайд 6). Время шло, люди продолжали работать, торговать.  Люди  научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Деньги чеканили  из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ (слайды 7,8) Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.

Работа за столами. Давайте и мы попробуем изготовить монетки, как это делали в древности, будем мастерами, берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные элементы. Воспитатель: Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой неповторимый узор. Ручки наши трудились, нужно им и отдохнуть…

(Пальчиковая гимнастика) «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)                                                                                                              Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)                                             Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)                                                                                                              Дом, в котором мы живём.                                                                                                   Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)                                                      На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)                                                                                                                                                   Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)                                                                Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы) .  Справились с заданием, скорей отправляемся дальше...

III. Мы посетим древний Китай (слайд9) (бумажные деньги)

Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в древнем Китае.

(Дети надевают китайские шапочки.)

Так как металлические деньги были тяжелы и занимали много места, люди придумали другой выход. Появились  бумажные деньги. Впервые  они появились в Китае , 812 году н. э и были очень большого размера,  как лист бумаги. (слайд 10)

Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами- китайскими буквами.

«Китайские мастера» 

Воспитатель: Ребята, я снова приглашаю вас в мастерскую. Присаживайтесь за столы. Здесь работали мастера по росписи денег. Вы  должны нанести на лист с правой стороны свои иероглифы, которые вы выбрали . То есть расписать деньги. Приступайте к работе.

(дети работают за столами, звучит китайская музыка) 

Проводится Динамическая пауза «Поиск клада»

Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/

Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу, машут/

Стали думать, как нам быть? /повороты головой/

Как же клад нам разделить? /пожимают плечами/

Чтоб хватило всем друзьям, /пересчитывают пальцы на руках/

Делим ровно пополам. /разводят руки в стороны/

Воспитатель: дети возвращаемся на нашу машину времени, куда она нас перенесет. (И видят, что в машине времени появились маленькие кошельки).

- Что за волшебство. Ребята, наверное, Феечка Копеечка нам сюрприз приготовила. Скорее в путь….

IV. Мы вернулись назад в наше время (рубли)

Воспитатель: Вот  мы и вернулись в наше время, что мы видим

На экране появляются картинка с изображение г. Острогожска. (слайды 11,1213) Как называется страна в которой мы живем?(Россия) Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному.

И в нашей стране деньги называют РУБЛИ. (слайд 14,15)

Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. Давайте откроем свои кошелечки. Что в них? (Дети достают монетки-копеечки.)А это металлические деньги – монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошло из-за того что на монете изображен всадник с копьем. (Дети смотрят . Бумажные деньги есть в вашем мешочке?)

Дети: ДА

Воспитатель: Бумажные деньги называем купюрой. Дети, какие мы молодцы. Мы выполнили задание нашей Феечки Копеечки. Узнали историю ее появления , путешествовали во времени. И даже поучаствовали в ней.

Звонит по скайпу --- Феечка Копеечка

«Дети вы справились с моей просьбой, узнали историю моего появления? Дети : ДА

• Как люди поступали, когда не было денег?

Дети: Люди менялись товаром, осуществляли обмен

• Какими были самые первые деньги?

Дети: Каменные, золотые, железные

• Какую форму они имели?

Дети: Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.

• В какой стране впервые придумали бумажные деньги? Дети: В Китае

• Как называются бумажные деньги? Дети: купюры

• Как называются деньги в нашей стране (России)

Дети: Рубли.

• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Копилку»

(Дети отрывают «Копилку» и достают шоколадные монетки- СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки)

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

по финансовой грамотности в подготовительной  группе

««Финансовая школа»»

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: формировать умение высказывать предложение, воспитывать внимательное отношение к мнению сверстников, формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и совместного принятия решений, развивать социальный интеллект. Воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.

Познавательное развитие: закреплять, представления о понятиях «деньги», «купюры», «семейный бюджет» и его составляющие - пенсия, зарплата, стипендия. Учить сравнивать монеты и купюры. Закрепить термины «банкомат», «банковская карта», «наличные и безналичный деньги».

Речевое развитие: обогащать детскую речь словами: «банкомат», «купюры», «семейный бюджет», «банковская карта». Побуждать детей внимательно слушать собеседника, конструировать грамматически точные ответы и правильные высказывания.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие проявления , фантазию, эмоциональную сферу детей.

Физическое развитие: стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.

Оборудование: кошелек с набором разных монет и банкнот, презентация, ноутбук, проектор. Обручи, бумажные деньги для игры, картинки для игры «Варим борщ».

Ход:

Ведущий: Послушайте мою загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?» (Ответы детей).

Ведущий: Совершенно верно - «деньги». А как называются Российские деньги?(Ответы детей).

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?

для покупки продуктов питания; одежды

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

на благотворительность.

Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? ( показ на экране дети называют монеты разного достоинства).

Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране), затем проговаривают хором.

Игра «Дополни»

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?(Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).

Воспитатель: Внимание на экран.

(На экране идет демонстрация изображений людей разных профессий. Дети выбирают наиболее высокооплачиваемые и объясняют свой выбор)

Воспитатель:Молодцы ребята! А что получает взрослый за свой труд?(Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Воспитатель: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем решить с вами экономические задачи.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на задание. На экране изображена лиса. Она получила зарплату. Зарплата – это что? (доход) (Ответы детей).

Она хочет купить товар. Покупка товара – это расход? (Ответы детей).

А лисе хватит заработанной платы на задуманные покупки?

(На изображена лисичка и кошелёк и её желаемые покупки с указанием цены каждой. Участникам предлагается сравнить доход и расход. Дети определяют хватит ли лисе средств для желаемых приобретений.

Ведущий: Посмотрите на экран.

(На экран выводится изображение белки и её припасов).

Внимательно послушайте задание:

«Белка всё лето и осень делала запасы орехов на зиму. Назовём их доходом белки. Вам необходимо определить - сколько у неё спрятано орехов».

(Ответы детей).

Ведущий: Каждую зиму белка съедает по 15 орехов. Хватит ли ей запасов этой зимой? А что – то ещё останется у неё?(Ответы детей).

Воспитатель:Какие вы сообразительные. Остаток орехов, это остаток доходов белки

Воспитатель: Представьте, что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое то количество денег? Что можно с ними сделать?(Ответы детей).

Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги?(Ответы детей).В кармане можно?(Ответы детей).

Воспитатель: А у кого есть копилка? (Ответы детей).

Воспитатель: Когда я была маленькой у меня тоже была своя копилка.

Воспитатель: Давайте поиграем в Подвижную игру «Копилка».

Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты (можно распечатать на принтере и вырезать, на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

Воспитатель: Мы с вами выяснили , что деньги можно хранить в копилке. Позже я узнала, что можно деньги не просто хранить и копить в копилке, но и преумножать.

Воспитатель: Как это можно сделать?

Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет на котором будут находится ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты.

Воспитатель: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, из чего состоит бюджет? (Ответы детей).

Воспитатель: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги полученные в результате работы.

Расход - это деньги затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,

нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Воспитатель: А теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас купить продукты для покупки борща. Куда мы с вами можем отправиться за покупками? (на рынок, супермаркет).

Деловая игра «Варим борщ»

Дети делятся на две команды. На столах( столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат картинки с продуктами необходимыми для покупки. Каждой команды выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили , а сколько у них осталось . Делают вывод где продукты обошлись дешевле.

Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми заданиями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект ООД

по финансовой грамотности в подготовительной  группе

 «ТРУД – ПРОДУКТ»

Подготовила и провела : Пукова Г.В.

Задачи :

  • познакомить детей с понятием «продукт труда»;
  • формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»;
  • воспитывать любовь к труду и гуманное отношение к природе.

Словарная работа: цена, товар, дороже, дешевле.

Методические приемы:

1. Вступительная беседа.

2. Вопросы к детям по содержанию темы.

3. Игра-головоломка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает?

Дети: Вещи, мебель.

Воспитатель:  Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда. Он может продаваться. То, что продается, называется товаром.

Послушайте загадку и отгадайте ее.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Называется он… (товар).

Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин детской мебели, в котором продаются только детские кроватки, шкафчики, тумбочки, столы и т.д. Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все продукты питания и др.

Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле.

От чего зависит цена на товар, как вы считаете? (Ответы детей.)

Цена на товар зависит от того, сколько времени потребовалось на изготовление вещи, дорого ли стоили материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось везти до магазина.

А еще очень важно для нас, как выглядит изделие. Всегда хочется, чтобы оно хорошо смотрелось, чтобы произвело впечатление на покупателя, понравилось ему.

Сейчас посмотрим, какое изделие понравилось детям. Проводится игра «Кто что купил». (Набор предметных картинок «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Овощи», «Игрушки» и другой подручный материал.)

Воспитатель: Ребята, у вас у каждого есть любимая сказка. Ее рассказывали вам дома: бабушки, дедушки, родители или вы их слушали в детском саду. В каждой сказке много разных героев, самых невероятных чудес и приключений. Мы с вами читали сказку В. П. Катаева" Цветик-семицветик". И вот девочка Женя передала вам волшебный цветок "цветик -семицветик,"а под каждым лепестком для вас телеграммы. Сейчас мы с вами отгадаем, кто и из какой сказки (персонажи) прислали нам телеграммы.

"Спасите! Нас съел серый волк. "(Козлята из сказки :"Волк и семеро козлят")

"Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите. "("Муха-Цокотуха").

Прибыть к вам не могу, от меня убежали брюки"(Грязнуля из сказки :" Мойдодыр")

"Очень устала, так как была в гостях у медведей. (Маша из сказки:"Три медведя)"

"Иду к больной бабушке по лесу, несу пирожки и горшочек с маслом. "("Красная шапочка)".

"Не сможем прибыть к вам, так как сидим втроем в каменном доме и прячемся от волка. "("Три поросенка").

"Я не смогу к вам попасть, так как у меня больше не осталось ни одного волшебного лепестка, последний потратила на мальчика Ваню. "(Девочка Женя из сказки : "Цветик - семицветик")

"Несу косу на плечи, хочу лесу посечи. "(Петушок из сказки:"Заюшкина избушка").Молодцы ребята, все правильно отгадали. А сейчас я прочитаю вам еще одну сказку. А сказка называется: "Петушок и бобовое зернышко".

Чтение сказки.

Беседа по содержанию текста. ]

О ком рассказывается в этой сказке? Почему с петушком случилась беда? Как вы думаете, кто спас петушка? А курочка какая? Что можно сказать о ней? Кто еще помог петушку? Что попросила курочка у хозяйке? Кому отправила хозяйка, курочку? Что ответила корова? Что попросила у хозяина?А что попросила у кузнеца? А зачем хозяину коса? А зачем нужна трава? И кто же помог петушку?

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько всем пришлось потрудиться, чтобы помочь петушку. (На мольберте - цепочка карточек трудовых процессов).А если бы кто-то оказался ленивым и не выполнил своей работы. Как вы думаете, что бы случилось? Если бы прервалась наша цепочка?

Проводится дидактическая игра:"Что будет, если …»

Воспитатель: А вы, ребята, помогли бы курочке (ответы детей). Ребята, а как вы думайте, курочка отблагодарила всех?

А вот людям за работу принято платить деньги. Деньги людям всегда нужны. Например, когда человек заболеет он идет в аптеку, чтобы купить лекарства.

Представьте, как бы поступил петушок если бы он захотел прокричать: "КУ-КА-РЕ-КУ",но охрип (пошел бы в аптеку).

Ну, а если у него нет денег? Но есть много зерна, яиц. (Воспитатель объясняет детям, что такое бартерПриводятся разные примеры обмена и уточняется, что это и есть бартер)

Молодцы, ребята! Вы тоже очень помогли петушку, посоветовали, как поступить. Он вылечился и говорит вам спасибо.

Воспитатель: Ребята чему научила нас эта сказка? (Ответы детей).

А сейчас послушайте пословицы и скажите, пожалуйста, какая из них подошла бы к нашей истории? Почему?

Свет не без добрых людей.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лень добра не делает.

Без беды друга не узнаешь.

Воспитатель: Запомните, пожалуйста, эти мудрые пословицы.

Всем спасибо, было очень интересно слушать ваши ответы, рассуждения. Все активно участвовали на занятие. Молодцы. И хочется в конце озвучить такие слова:

Пусть герои сказок.

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки.

Побеждает зло.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни»

Составили и провели:

Пукова Г.В.,

Никитина Е.В.

2019 г.

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни».

Цель: обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.

Задачи: - познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету;

Оборудование:

План: выступление воспитателя, рассмотрение проблемных ситуаций.

Ход собрания:

I. Выступление воспитателя

Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты в маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».

Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».

Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.

Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.

Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.

Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?

Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.

Вот несколько практических советов для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»

3. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.

8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все – игрушки, продукты, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как их можно их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупи или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

II. Предложить родителям рассмотреть ситуации

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет мало платишь, будете платить все больше и больше.

Решения родительского собрания

Привлекать детей к домашнему труду;

Рассказать детям о своей работе, отношении к ней, материальном положении;

Пытаться формировать разумные потребности у ребенка;

Помочь детям осознать стоимость вещей, цену деньгам


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся".

Региональный проект"Повышение финансовой грамотности обучающихся"выступление на РМО...

Семинар — практикум «Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»

20.04.2021 года состоялся семинар — практикум по теме»Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»....

"Опыт реализации программы по финансовой грамотности в детском саду"

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Приказ о назначении ответственного за реализацию мероприятий по финансовой грамотности в МБДОУ "Горный ДС"

Приказ о назначении  ответственного за реализацию мероприятий по финансовой грамотности в МБДОУ "Горный ДС"...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...