Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста | 457.54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Автор: воспитатель Хуснуллина Ирина Ратмилевна
Группа: старшая группа
Время реализации: 25 минут
Форма проведения: занятие - путешествие
Тема: «Услуги и товары»
Цель: формировать у детей первоначальные представления об услуге и товаре.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями «товары», «услуги», «реклама»;
- учить различать товары и услуги.
Развивающие:
- развивать мышление, логику, расширять кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы и оборудование для педагога: письмо от Совенка.
Материалы и оборудование для воспитанников: поделки детей, выполненные заранее на занятиях по художественному творчеству; рекламные вывески лесных жителей; карта-схема микрорайона города; карточки – рекламные картинки, зонт с разноцветными лентами; цветная принтерная бумага, клей для изготовления корзиночки; обручи, картинки для задания «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?»; карточки с изображением предметов (картофель, одеяло, яблоко, солнце, облако, валенки), желуди.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность.
Методы и приёмы:
Информационно – рецептивный: беседа, рассматривание рекламных вывесок.
Репродуктивный: изобразительная деятельность (аппликация) – создание корзины.
Проблемный: постановка проблемы и поиск её решения (что такое товар, услуга, как их различать).
Игровой: дидактическая игра «Размести рекламу», игры с правилами «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?», Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?», словесная игра «Волшебные слова»
Частично – поисковый: решение проблемных задач в ходе деятельности.
Этапы мероприятия, их продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы и приёмы, формы организации деятельности | Образовательные достижения детей |
Оргмомент 2 мин. | Создать благоприятную атмосферу для эмоционального настроя воспитанников. Сформировать интерес к содержанию деятельности. | Приветствие. Установление зрительного и тактильного контакта. Организация образовательного пространства. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встречи с вами! - У меня в руках конверт, а в нем письмо. Давайте вместе откроем и прочитаем, что же там написано. «Здравствуйте, ребята! В лесу сегодня ярмарка. Приглашаю вас в гости. Ваш Совенок». - Ребята, вы знаете, что такое ярмарка? - Хотите отправиться в лес? - Возьмем наши поделки, продадим их на ярмарке (поделки выполнены заранее на занятиях по художественному творчеству). - Произнесем вместе волшебные слова: Мы торопимся, спешим Попасть на ярмарку хотим! | Приветствие педагога. Коммуникативная деятельность - Ответы на вопросы. Словесная игра «Произношение волшебных слов» - Здравствуйте! - Ярмарка - это такой базар, где торгуют и веселятся. - Да-а! Произносят волшебные слова. | Сюрпризный момент Ответы на вопросы Словесная игра | Положительный эмоциональный настрой воспитанников. |
Мотивационно –ориентировочный этап 3 мин. | Погружение в тему деятельности. Стимулировать интерес к деятельности. | Словесное объяснение. (появляется герой Совенок) Совенок: Здравствуйте друзья! Я так рад вас видеть. Сегодня у нас ярмарка. Все лесные жители собрались и предлагают товары и услуги. Воспитатель: Ребята, что такое товар? - Правильно, товар - это любой продукт или любое изделие, которое изготовлено человеком с целью его продажи. - Что такое услуги? - Правильно, услуги – то, чем мы пользуемся за деньги, оплачивая труд людей, оказывающих услуги; то, что предоставляется человеку для удовлетворения его потребностей. Совенок: А теперь - все на ярмарку! Воспитатель: Мы на ярмарку пришли со своим товаром, будем продавать. За проданные товары в лесу дают желуди. Совенок: В нашем лесу золотые желуди – это тоже самое, что у вас - деньги. Воспитатель: А из собранных желудей сделаем подарок поделку маме ко Дню Матери! Согласны? (Воспитатель обращает внимание детей на развешанные в лесу вывески: «Бобер и К°», Ресторан «У Лисы», «Грузоперевозки Лося», Обед «Березовая роща» всего 2 желудя). Совенок: Многие звери в нашем лесу занимаются своим собственным делом. Они делают товары и предоставляют услуги. Так они желуди зарабатывают. - Нет! (засмеялся) Так они рассказывают всем в лесу о том, что они делают. Чтобы зарабатывать больше. Эти плакаты называются рекламой. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое реклама? - Вы все правильно говорите! Реклама – это короткий красочный рассказ или показ о предметах или событиях вокруг нас. - Для чего она нужна, как вы думаете? - Молодцы! Реклама действительно нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах, о новых событиях в мире. - Какая бывает реклама? | Дети слушают, рассматривают вывески, предлагают ответы на поставленные вопросы. Коммуникативная деятельность - беседа, ответы на вопросы. Познавательно-исследовательская деятельность – рассматривание вывесок «Бобер и К°», Ресторан «У Лисы», «Грузоперевозки Лося», Обед «Березовая роща» всего 2 желудя»
- Здравствуй, Совенок! - Товар – это продукт труда, произведенный на продажу. - Услуга – это действие, которое приносит пользу, помощь другому. - У-р-ра! - Да-а! - А вывески зачем? Они так хвастаются друг перед другом? - Реклама - это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается. - Реклама нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах. - Видео, радио, листовки, газеты, баннеры. | Элемент неожиданности (появляется герой Совенок). Ответы на вопросы. Рассматривание, наблюдение. Словесные поощрения. | Внутренняя мотивация детей на предстоящую деятельность; |
Поисковый этап 3 мин. | Продолжать формировать первичные финансово-экономические представления. Актуализация имеющихся знаний, представлений. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы. Обогащать словарный запас. | Направление речевой деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Воспитатель с детьми внимательно рассматривают все рекламные плакаты. Дети определяют, какие товары и услуги предлагают звери, живущие в лесу. Задание «Размести рекламу» (см. приложение 1 «Схема микрорайона»). Разместить 5 рекламных объявлений (карточки-картинки: платье для девочки, робот, колеса для автомобиля, торт, видеодиск) на карту-схему микрорайона. - Где развесить рекламные объявления, чтобы их прочитало большее количество людей? - Почему вы развесили объявление «колеса для автомобиля» возле автостоянки? - Кто узнает об этом товаре: взрослые или дети? Девочки или мальчики? Подвижная игра «Веселая карусель» (Воспитатель встает в центр круга, держит над головой зонтик, от которого расходятся разноцветные ленты. Карусели, карусели, На ярмарку прилетели! Кто желает - прокатись, Вместе с нами веселись! | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Выполняют задание. Практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная. - На специальных досках для объявлений. - Потому, что на автостоянке бывают много автомобилистов. Это объявление им больше подходит. - Взрослые (Итак, дети объясняют, каждое «объявление» почему разместили на те или иные места. За каждый правильный ответ дети получают желуди). Дети держатся за края ленты, идут по кругу и произносят хором слова. | Дидактическая игра «Размести рекламу», вопрос-ответ, подвижная игра «Веселая карусель» | Сформировано первичное понимание экономических терминов. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы. |
Практический этап 10 мин. | Развитие творческих способностей детей, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом при выполнении работы. | Воспитатель объясняет последовательное выполнение работы. - Ребята, смотрите, как много вы желудей заработали! Скажите, пожалуйста, где ваши родители хранят деньги? - Правильно! А мы с вами заработанные желуди куда будем собирать? - Тогда смастерим свами корзиночки. Проходите к столам, там для вас приготовлена цветная бумага, клей. Пожалуйста, приступайте к работе, но не забывайте о правилах безопасности во время работы. (Предварительно вырезаем круг диаметром 9см и полоски из бумаги разного цвета 29х1,5; 9х1,5, в качестве декора цветы и бабочки, нарезанные дыроколом.) - Приклеиваем короткие полоски по диаметру круга. Отгибаем полоски вверх. И начинаем плетение, чередуя короткие и длинные полоски в шахматном порядке. Чтобы полоски не соскакивали, подклеиваем в нескольких местах клеем. Верхние концы загибаем и фиксируем клеем. Приклеиваем ручки из длинных полосок. В качестве декора используем цветы и бабочки, нарезанные дыроколом.
(см. приложение 2 «Корзиночка»). - Молодцы, ребята! Отлично потрудились! | Дети внимательно слушают объяснение воспитателя, выполняют действия. Коммуникативная деятельность – участвуют в диалоге, вопрос-ответ. Изобразительная деятельность – создание корзины для желудей. - Деньги хранятся в кошельке, в пластиковой карте, в банке. - В корзину. | Беседа, ответы на вопросы, решение ситуации где хранить заработанные желуди, аппликация «Корзиночка» | У детей развиты творческие способности, эстетический вкус, желание самим творить; умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом при выполнении работы. |
Рефлексивно-оценочный 7 мин. | Подведение итогов, оценка результатов деятельности. Формирование элементарных навыков самоконтроля, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. | Анализ деятельности воспитанников. Подведение итога мероприятия. Воспитатель: А сейчас давайте поиграем и посмотрим, все ли мы поняли разницу между товаром и услугой. Задание «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?» На ковре размещаются 2 обруча разного цвета. Детям предлагаются картинки (пекарь, сапожник, швея, парикмахер, продавец, художник, почтальон). Необходимо определить, что делает каждый из этих людей, производит он товар (1) или предоставляет услугу (2). А может быть, кто-то из них делает и то, и другое? (3) Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?» На столе лежат картинки: одеяло, солнце, яблоко, картофель, облако, валенки, мальчик. Всем детям раздаются золотые желуди. Совенок: Все ваши поделки раскупили лесные жители. Вы много желудей заработали. Воспитатель: Ребята, а вы помните, зачем мы собирали эти желуди? - Отлично! Нам пора прощаться с лесными жителями и отправляться в детский сад. Произнесем волшебные слова: Мы торопимся, спешим В детский сад попасть хотим! | Анализируют результаты своей деятельности. Игровая деятельность, Познавательно-исследовательская, коммуникативная. Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением солнца, облака и мальчика. - Урраа!!! | Игры с правилами «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?», Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?» Словесная игра. | Умение анализировать свою деятельность, учитывая интересы и чувства других. |
Приложение 1
«Схема микрорайона»
Приложение 2
«Корзиночка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности старший возраст
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного пов...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»
Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...
Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финанс...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...