Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Автор: воспитатель Хуснуллина Ирина Ратмилевна

Группа: старшая группа

Время реализации: 25 минут

Форма проведения: занятие - путешествие

Тема: «Услуги и товары»

Цель: формировать у детей первоначальные представления об услуге и товаре.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятиями «товары», «услуги», «реклама»;
  • учить различать товары и услуги.

Развивающие:

  • развивать мышление, логику, расширять кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материалы и оборудование для педагога: письмо от Совенка.

Материалы и оборудование для воспитанников: поделки детей, выполненные заранее на занятиях по художественному творчеству; рекламные вывески лесных жителей; карта-схема микрорайона города; карточки – рекламные картинки, зонт с разноцветными лентами; цветная принтерная бумага, клей для изготовления корзиночки; обручи, картинки для задания «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?»; карточки с изображением предметов (картофель, одеяло, яблоко, солнце, облако, валенки), желуди.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность.

Методы и приёмы:

Информационно – рецептивный: беседа, рассматривание рекламных вывесок.

Репродуктивный: изобразительная деятельность (аппликация) – создание корзины.

Проблемный: постановка проблемы  и поиск её решения (что такое товар, услуга, как их различать).

Игровой: дидактическая игра «Размести рекламу», игры с правилами «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?», Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?», словесная игра «Волшебные слова»

Частично – поисковый: решение проблемных задач в ходе деятельности.

Этапы мероприятия,

 их продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы и приёмы, формы организации деятельности

Образовательные достижения детей

Оргмомент

2 мин.

Создать благоприятную атмосферу для эмоционального настроя воспитанников.

Сформировать интерес к содержанию деятельности.

Приветствие. Установление зрительного и тактильного контакта.

Организация образовательного пространства.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встречи с вами!

- У меня в руках конверт, а в нем письмо. Давайте вместе откроем и прочитаем, что же там написано.

«Здравствуйте, ребята! В лесу сегодня ярмарка. Приглашаю вас в гости. Ваш Совенок».

- Ребята, вы знаете, что такое ярмарка?

- Хотите отправиться в лес?

- Возьмем наши поделки, продадим их на ярмарке (поделки выполнены заранее на занятиях по художественному творчеству).

- Произнесем вместе волшебные слова:

Мы торопимся, спешим

Попасть на ярмарку хотим!

Приветствие педагога.

Коммуникативная деятельность - Ответы на вопросы.

Словесная игра «Произношение волшебных слов»

- Здравствуйте!

- Ярмарка - это такой базар, где торгуют и веселятся.

- Да-а!

Произносят волшебные слова.

Сюрпризный момент

Ответы на вопросы

Словесная игра

Положительный эмоциональный настрой воспитанников.

Мотивационно –ориентировочный этап

3 мин.

Погружение в тему деятельности.

Стимулировать интерес к деятельности.

Словесное объяснение.

(появляется герой Совенок)

Совенок: Здравствуйте друзья! Я так рад вас видеть. Сегодня у нас ярмарка. Все лесные жители собрались и предлагают товары и услуги.

Воспитатель: Ребята, что такое товар?

- Правильно, товар - это любой продукт или любое изделие, которое изготовлено  человеком с целью его продажи.

- Что такое услуги?

- Правильно, услуги – то, чем мы пользуемся за деньги, оплачивая труд людей, оказывающих услуги; то, что предоставляется человеку для удовлетворения его потребностей.

Совенок: А теперь - все на ярмарку!

Воспитатель: Мы на ярмарку пришли со своим товаром, будем продавать. За проданные товары в лесу дают желуди.

Совенок: В нашем лесу золотые желуди – это тоже самое, что у вас - деньги.

Воспитатель: А из собранных желудей сделаем подарок поделку маме ко Дню Матери! Согласны?

(Воспитатель обращает внимание детей на развешанные в лесу вывески: «Бобер и К°», Ресторан «У Лисы», «Грузоперевозки Лося», Обед «Березовая роща» всего 2 желудя).

Совенок: Многие звери в нашем лесу занимаются своим собственным делом. Они делают товары и предоставляют услуги. Так они желуди зарабатывают.

- Нет! (засмеялся) Так они рассказывают всем в лесу о том, что они делают. Чтобы зарабатывать больше. Эти плакаты называются рекламой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое реклама?

- Вы все правильно говорите! Реклама – это короткий красочный рассказ или показ о предметах или событиях вокруг нас.

- Для чего она нужна, как вы думаете?

- Молодцы! Реклама действительно нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах, о новых событиях в мире.

- Какая бывает реклама?

Дети слушают, рассматривают вывески, предлагают ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативная деятельность - беседа, ответы на вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность – рассматривание вывесок «Бобер и К°», Ресторан «У Лисы», «Грузоперевозки Лося», Обед «Березовая роща» всего 2 желудя»

 

- Здравствуй, Совенок!

- Товар – это продукт труда, произведенный на продажу.

- Услуга – это действие, которое приносит пользу, помощь другому.

- У-р-ра!

- Да-а!

- А вывески зачем? Они так хвастаются друг перед другом?

- Реклама - это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается.

- Реклама нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах.

- Видео, радио, листовки, газеты, баннеры.

Элемент неожиданности (появляется герой Совенок).

Ответы на вопросы.

Рассматривание, наблюдение.

Словесные поощрения.

Внутренняя мотивация детей на предстоящую деятельность;

Поисковый этап

3 мин.

Продолжать формировать первичные финансово-экономические представления. Актуализация

имеющихся

знаний,

представлений. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы. Обогащать словарный запас.

Направление речевой деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Воспитатель с детьми внимательно рассматривают все рекламные плакаты.

Дети определяют, какие товары и услуги предлагают звери, живущие в лесу.

Задание «Размести рекламу» (см. приложение 1 «Схема микрорайона»).

Разместить 5 рекламных объявлений (карточки-картинки: платье для девочки, робот, колеса для автомобиля, торт, видеодиск) на карту-схему микрорайона.

- Где развесить рекламные объявления, чтобы их прочитало большее количество людей?

- Почему вы развесили объявление «колеса для автомобиля»  возле автостоянки?

- Кто узнает об этом товаре: взрослые или дети? Девочки или мальчики?

Подвижная игра «Веселая карусель»

(Воспитатель встает в центр круга, держит над головой зонтик, от которого расходятся разноцветные ленты.

Карусели, карусели,

На ярмарку прилетели!

Кто желает - прокатись,

Вместе с нами веселись!

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Выполняют задание.

Практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

- На специальных досках для объявлений.

- Потому, что на автостоянке бывают много автомобилистов. Это объявление им больше подходит.

- Взрослые

(Итак, дети объясняют, каждое «объявление» почему разместили на те или иные места. За каждый правильный ответ дети получают желуди).

Дети держатся за края ленты, идут по кругу и произносят хором слова.

Дидактическая игра «Размести рекламу», вопрос-ответ,

подвижная игра «Веселая карусель»

Сформировано первичное понимание экономических терминов. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Практический этап

10 мин.

Развитие творческих способностей детей,

умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом при выполнении работы.

Воспитатель объясняет последовательное выполнение работы.

- Ребята, смотрите, как много вы желудей заработали! Скажите, пожалуйста, где ваши родители хранят деньги?

- Правильно! А мы с вами заработанные желуди куда будем собирать?

- Тогда смастерим свами корзиночки. Проходите к столам, там для вас приготовлена цветная бумага, клей. Пожалуйста, приступайте к работе, но не забывайте о правилах безопасности во время работы.

(Предварительно вырезаем круг диаметром 9см и полоски из бумаги разного цвета 29х1,5; 9х1,5, в качестве декора цветы и бабочки, нарезанные дыроколом.)

- Приклеиваем короткие полоски по диаметру круга. Отгибаем полоски вверх. И начинаем плетение, чередуя короткие и длинные полоски в шахматном порядке. Чтобы полоски не соскакивали, подклеиваем в нескольких местах клеем. Верхние концы загибаем и фиксируем клеем. Приклеиваем ручки из длинных полосок. В качестве декора используем цветы и бабочки, нарезанные дыроколом.

 

(см. приложение 2 «Корзиночка»).

- Молодцы, ребята! Отлично потрудились!

Дети внимательно слушают объяснение воспитателя, выполняют действия. Коммуникативная деятельность – участвуют в диалоге, вопрос-ответ.

Изобразительная деятельность – создание корзины для желудей.

 - Деньги хранятся в кошельке, в пластиковой карте, в банке.

- В корзину.

Беседа, ответы на вопросы, решение ситуации где хранить заработанные желуди, аппликация «Корзиночка»

У детей развиты творческие способности, эстетический вкус, желание самим творить;

умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом при выполнении работы.

Рефлексивно-оценочный

7 мин.

Подведение итогов, оценка результатов деятельности.

Формирование  элементарных навыков самоконтроля, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Анализ деятельности воспитанников.

Подведение итога мероприятия.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем и посмотрим, все ли мы поняли разницу между товаром и услугой.

Задание «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?»

На ковре размещаются 2 обруча разного цвета. Детям предлагаются картинки (пекарь, сапожник, швея, парикмахер, продавец, художник, почтальон). Необходимо определить, что делает каждый из этих людей, производит он товар (1) или предоставляет услугу (2). А может быть, кто-то из них делает и то, и другое? (3)

Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?»

На столе лежат картинки: одеяло, солнце, яблоко, картофель, облако, валенки, мальчик.

Всем детям раздаются золотые желуди.

Совенок: Все ваши поделки раскупили лесные жители. Вы много желудей заработали.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, зачем мы собирали эти желуди?

- Отлично! Нам пора прощаться с лесными жителями и отправляться в детский сад.

Произнесем волшебные слова:

Мы торопимся, спешим

В детский сад попасть хотим!

Анализируют результаты своей деятельности.

Игровая деятельность,

Познавательно-исследовательская, коммуникативная.

 Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением солнца, облака и  мальчика.

- Урраа!!!

Игры с правилами «Кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?», Работа с карточками «Что можно купить, а что нельзя?»

Словесная игра.

Умение анализировать свою деятельность,

учитывая интересы и чувства других.


Приложение 1

«Схема микрорайона»

 


Приложение 2

«Корзиночка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности старший возраст

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного пов...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...

Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финанс...